Статья на тему: "Приемы быстрого счета."
статья по математике (3 класс) по теме
В этой статьи я показываю нетрадиционные приемы быстрого счета на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы быстрого счета | 44.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ БЫСТРОГО СЧЕТА
Багавеева Диляра Зуфаровна, учитель начальных классов, «МБОУ школа №124 Советского района г.Казани
Умение считать в уме — один из основных навыков, который нужно сформировать у ребенка в процессе изучения математики в начальной школе. Ребенок должен научиться быстро и правильно называть результат любого математического действия.
В наше время все чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и многие из них просто не умеет считать устно. Это снижает качество знаний по очень важному предмету, снижает интерес к изучению математики. Допустить этого нельзя! Ведь изучение математики развивает логическое мышление, память, гибкость ума, приучает человека к точности, к умению видеть главное. Девизом современной педагогики можно считать фразу «обучение с увлечением».
Поэтому на уроках математики я учу детей считать быстро и правильно. Они видят, что процесс выполнения действий может быть не только полезным, но и интересным, увлекательным занятием.
Табличное умножение и деление - центральная тема 3 класса. Начинают её изучение во 2-ом классе. Подготовка к рассмотрению этих действий начинается в 1 - ом классе. Подготовительная работа связана с реализацией и расшифровкой следующего пункта программы: «Нахождение суммы одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых». Умелое проведение уроков, посвященных этим вопросам, должно вооружить такими знаниями, умениями и навыками, которые во много раз уменьшают нагрузку на память детей, позволяют обеспечить сознательное и прочное усвоение табличных случаев умножения и деления с меньшей затратой сил и времени. Творческая деятельность, гибкость мышления возможны в нестандартных условиях. Задача учителя - вызвать заинтересованность детей, помочь им увидеть закономерности – «секреты» таблицы умножения. Я предлагаю несколько интересных приемов запоминания таблицы умножения.
Умножение на 9
В современной методике Людмилы Петерсон таблицу умножения на девять упростили и ребёнка можно научить с помощью двух кисть, на пальцах.
Для этого кладем руки ладонями вниз друг рядом с другом, пальцы нужно выпрямить. Теперь, чтобы умножить любое число на 9 просто загибаем палец под номером этого числа (считая слева). Число пальцев до загнутого будет являться десятками ответа, а после – единицами.
.
Рассмотрим другие известные вычислительные секреты на пальцах
Умножение на 6,7,8,9
Правила счета:
Один загнутый палец (10) – это число 6, два пальца (20) – число 7, три пальца (30) – число 8 , четыре пальца (40) – число 9
Пример: умножаем 6 х 6
Загибаем по пальцу на обеих руках.
Не согнутые пальцы умножаем друг на друга.
4 х 4 = 16
Согнутые принимаем за десятки – это 20 20 + 16 = 36
умножаем 6 х 7
Не согнутые пальцы умножаем друг на друга.
4 х 3 = 12
Согнутые принимаем за десятки и складываем . Это 30
30 + 12= 42
Итого 6 х 7 = 42
умножаем 7 х 7
Не согнутые пальцы умножаем друг на друга.
3 х 3 = 9
Согнутые принимаем за десятки и складываем . Это 40
40 + 9= 49
Итого 7 х 7 = 49
умножаем 7 х 8
Не согнутые пальцы умножаем друг на друга.
3 х 2 = 6
Согнутые принимаем за десятки и складываем . Это 50
50 + 6= 56
Итого 7 х 8 = 56
умножаем 8 х 8
Не согнутые пальцы умножаем друг на друга.
2 х 2 = 4
Согнутые принимаем за десятки и складываем . Это 60
60 + 4= 64
Итого 8 х 8 = 64
умножаем 8 х 9
Не согнутые пальцы умножаем друг на друга.
2 х 1 = 2
Согнутые принимаем за десятки и складываем . Это 70
70 + 2= 72
Итого 8 х 9 = 72
умножаем 9 х 9
Не согнутые пальцы умножаем друг на друга.
1 х 1 = 1
Согнутые принимаем за десятки и складываем . Это 80
80 + 1= 81
Итого 9 х 9 = 81
Интересна таблица умножения на 6.
Если второй множитель четное число, то он указывает на цифру единиц в произведении
Умножение на 6
6 * 2 = 12
6 * 4 = 24
6 * 6 = 36
6 * 8 = 12
Таблица умножения на 6 богата поэтическими строчками:
«шестью четыре – двадцать четыре»
«шестью шесть – тридцать шесть»
«шестью восемь – сорок восемь»
Умножение на 8
8 * 0 = 0 8 * 1 = 8 8 * 2 = 16 8 * 3 = 24 8 * 4 = 32 | 8 * 5 = 40 8 * 6 =48 8 * 7 = 56 8 * 8 = 64 8 * 9 = 72 |
Все произведения - четные числа. В разряде единиц ритмический повтор цифр:
0,8,6,4,2
От решения самых простых примеров таблицы умножения, успешно перехожу к более сложным арифметическим действиям. На уроках детям предлагаю алгоритмы, которые нужно знать, помнить и применять мгновенно, автоматически. Дети знакомятся с нестандартными приемами устного счета, которые позволяют значительно сократить время работы над заданием.
Умножение на 5, 50, 500
а х 5 = а х 10 : 2
а х 50 = а х 100 : 2
а х 500 = а х 1000 : 2
Пример:
17 х 5 = 17х 10 : 2 = 170 : 2 = 85
68 х 50 = 34 х 100 = 3400
Деление на 5, 50, 25
Всё происходит в обратном порядке: сначала делимое удваиваем и отбрасываем 1, 2 или 3 нуля. Например:
а : 5 = а х 2 : 10
а : 50 = а х 2 : 100
а : 25 = а х 4 : 100
135 : 5 = 135 х 2 : 10 = 270 : 10 = 27
2150 : 50 = 2150 х 2 : 100 = 4300 : 100 = 43
225 : 25 = (225 х 2) х 2 : 100 = 9
Умножение на 26 и 24
Числа 26 или 24 нужно представить в виде суммы или разности чисел, а затем применить формулу умножения числа на 25
36 х 26 = 36 х (25 + 1)= 36 : 4 х 100 + 36 = 936
36 х 24 = 36 х (25 - 1) = 36 :4 х 100 – 36 = 864
Умножение четных чисел на 15
Делим число на 2 и прибавляем это же число, затем всё умножаем на 10. Этот приём действует только для чётных чисел. Например:
14 х 15 = (14 : 2 + 14) х 10 = 21 х 10 = 210
26 : 15 = (26 : 2 + 26) х 10 = 39 х 10 = 390
Умножение нечетных чисел на 15
Нечетные числа представляем в виде суммы двух слагаемых
23 х 15 = (22 + 1) х 15 = (22 : 2 + 22) х 10 +15 = 330 +15 = 345
Умножение на 11 и 111
Чтобы двузначное число умножить 11, нужно число раздвинуть и по середине записать сумму цифр двузначного числа
72 х 11 = 7(7 + 2)2= 792
35 х 11 = 3(3 + 5)5 = 385
Если сумма цифр больше 10, то число десятков увеличиваем на 1
94 х 11 = 9(9 + 4)4= 9134 = 1034
При умножении на 111, двузначное число раздвигаем и записываем сумму цифр 2 раза
25 х 111 = 2775
Умножение на 22, 33…99
Чтобы двузначное число умножить на 22, 33 …. 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа , например 44 = 4*11, 55= 5*11 и т.д., затем произведение первых чисел умножить на 11
24 х 22 = 24 х 2 х 11 = 528
23 х 33 = 23 х 3 х 11 = 759
Вычислительная техника с каждым днем становится все более совершенной, но любая машина делает то, что в нее закладывают люди, а мы узнали некоторые приемы устного счета, которые помогут нам в жизни.
Используя некоторые из этих приемов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, привить интерес к математике, добиться успехов в изучении этой школьной дисциплины.
Особенность применения приемов быстрого счета на уроках математики заключается в следующем:
- активизируется мыслительную деятельность ;
- повышается общий уровень математического образования и сознательное усвоение школьного курса математики;
- развиваются навыки быстро выделять из известных им фактов те, которые следует применить для решения предложенных или возникших в практике задач, расчетов и вычислений;
- развивается память, речь, способность зрительного восприятия математических фактов, совершенствуется пространственное воображение.
Использованные ресурсы:
- Арутюнян Е., Левитас Г. Занимательная математика.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 368 с.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М., 1978.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.,1981.
- «Первое сентября» Математика №3(15), 2007.
- Татарченко Т.Д. Способы быстрого счета на занятиях кружка, «Математика в школе», 2008, №7, стр.68
- Устный счет/Сост. П.М.Камаев. – М.: Чистые пруды, 2007- Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 3(15).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Как научить ребенка быстро читать"
Статья "Как научить ребенка быстро читать" предназначена для тех, кто заинтересован в помощи своему ребенку. Ускорить темп чтения, формировать умение следить по тексту за читающим, уверенно ориентиров...
Статья "Как научить ребёнка быстро читать!?"
в статье представлены материалы и рекомендации для развития навыка быстрого и осмысленного чтения...
Статья на тему: "Приемы изучения английского алфавита в начальной школе".
Статья на тему: "Приемы изучения английского алфавита в начальной школе"....
Методическая разработка "Три занятия по обучению маленьких детей правильному быстрому счету при помощи точек на фишках домино"
В методической разработке описаны цели, задачи, представлены план и варианты заданий для развития интеллекта у детей раннего возраста. Выполнение заданий совместно с ребенкой способствует развитию пам...
Быстрый счет 2 класс
2 класс...
Статья на тему "Приемы активизации речевой деятельности у неговорящих детей"
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно ...
Статья на тему "Приемы анализа художественного произведения в 4 классе"
В статье затрагивается проблема анализа художественного произведения. Она является актуальной, поскольку составляет основу курса литературного образования, а также от ее решения зависят и некоторые за...