Методическая разработка "Три занятия по обучению маленьких детей правильному быстрому счету при помощи точек на фишках домино"
методическая разработка по математике

Корнеев Владимир Пантелеевич

В методической разработке описаны цели, задачи, представлены план и варианты заданий для развития интеллекта у детей раннего возраста. Выполнение заданий совместно с ребенкой способствует развитию памяти, внимания, учит детей производить правильные математические расчеты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domino_obuchenie_detey_ot_04.09.19_novoe.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

        Занятие №1. Цель: Знакомство с костяшками домино от 0 до 6 и обучение счету до 6.

        Ничего страшного, если ребенок еще не говорит, или плохо говорит – это самое хорошее время начать обучение.

        Взять кость 01. Закрыв пальцем 0 показать ребенку вторую половинку домино с одной точкой и сказать ему одна точка, что это – один. Пожалуйста, покажи один пальчик. Ребенок показывает один пальчик. Вот видишь – это один. А вот твой носик (ребенок дотрагивается до носика) он тоже один. Носик ведь у тебя один, верно? А где ты? Ребенок пальчиком дотрагивается до своей груди. Точно, это ты. В следующий раз или после нескольких занятий ребенок все же поймет, что число один – одна точка – это он, один пальчик, один носик. Молодец! Умница! После освоения числа 1 можно перейти к костяшке 02

          Закрывая пальцем 0 показать ребенку две точки, сказать, что это число 2 – видишь, две точечки, и попросить его показать 2 пальчика, взяться ручками за 2 ушка, пальчиками показать на 2 глазика. А кто у нас в семье еще 2 – это мама и папа, если в семье 2 детей перечислить то объяснить ему, что помимо мыма+папа=2 может быть он и братик, как и две точки. После освоения и понимания 2 идем дальше. Следующая костяшка 03 (рис.кости). Закрываем 0 и показываем ребенку число 3, три точечки – ребенок показывает три пальчика на одной, а затем на другой руке. 3 – это наша семья: ребенок (ты) мама и папа, (если в семье 3-е детей, то 3 – это перечислить по именам всех 3х детей), хвалим ребенка – ты молодец, все правильно сделал, умница. Проводить занятия до полного понимания чисел – точек. Молодец! Умница!

    Следующая костяшка 04, закрываем 0, показываем ребенку только половинку с четырьмя точками. Это – число четыре, покажи 4 пальчика, пожалуйста, покажи 4 пальчика на другой руке, 4 ножки стула, наша семья: ты мама папа + бабушка  - тоже будет четыре, две руки и две ноги, хвалим – молодец, все правильно, умница.

        Следующая костяшка 05, знакомим ребенка, показывая ему только половинку с пятью точками – это пять, у тебя на руке пять пальчиков, покажи мне, молодец, другая рука, на ней тоже 5 пальчиков (дальше счет - поговорка: «один, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять»). А в нашей семье ты, мама, папа, бабушка, дедушка, а если кого из них нет и нет сестер и братьев, можно включить собачку, солнышко, звезду, что знает ребенок. Ты у меня умница, уже очень много знаешь!

         Берем костяшку 06, знакомим ребенка с половинкой домино, числом 6. Шесть точек число 6 – это пять пальчиков на одной руке и один пальчик на другой руке, можно поменять руки и также будет на одной руке 5 пальчиков, а на другой руке один пальчик. Наша семья – ты, мама, папа, бабушка, дедушка и еще одна бабушка. Загибай пальчики – считай.  Если кого-то из них нет, можно назвать того, кого знает ребенок (кошку, попугайчика и т.д.)– будет число 6 – 6 точек. Да, ты умница, все правильно понимаешь и показываешь!

        После этого нужно рассказать  и объяснить о 0 в домино – это пусто – ничего. Взять две костяшки 01 и 00. Положить их рубашкой вверх – откройте кость 01, ребенок скажет или покажет 1 пальчик, а затем откройте кость 00 и скажите, что здесь ничего нет – пусто – ноль. Приведите еще пример. Положите на стол 2 яблока. Видишь 2 яблока на столе? – ребенок кивает головой и говорит – Да. Затем уберите яблоки со стола. Спросите – На столе есть яблоки? Нет, - ответит ребенок. Вот когда на столе ничего нет – это пусто, а пусто – это ноль.

         Занятие №2. Цель: Безошибочное выбирание 7 костяшек с числами от 0 до 6 на половинках домино.

         Ваш ребенок познакомился с точками домино и числами, пора уже знакомить его со всеми 28 костями домино. Делать это надо потихоньку, последовательно, главное – не заставлять ребенка. Позанимались, устал, все, пошли погулять, покормить рыбок, попить чай.  

        Начинать знакомство с домино надо обязательно, когда у ребенка хорошее настроение и знакомство надо сделать как праздник. Вместе или ребенок высыпает на стол все 28 костяшек, вместе их переворачиваете лицевой стороной и тогда просите ребенка, сможет ли он подтащить к себе все костяшки домино с одной точкой (их всего 7 костяшек, одна их них будет дубль – 1/1, с одной точкой на каждой половинке). Когда ребенок начнет подтаскивать одну, две – постарайтесь непринужденно незаметно оставшиеся костяшки с одной точкой подложить, подтащить поближе к нему, чтоб он мог быстро найти все 7 костяшек, ничего страшного, если ребенок будет сначала выбирать медленно, выбирая их не по порядку, главное, чтобы он не ошибался, а если ошибся – еще раз объяснить, что здесь больше точек, чем одна, и ребенок, конечно, исправится и все единички соберет. Молодец!           Затем давай попробуем, сможешь ли ты найти костяшки с двумя точками на половинках домино (ребенок + сестра, или мама + папа) число 2 и подтащить их к себе. С двумя точками будет тоже 7 костяшек, одна их которых тоже будет с двумя точками на каждой половинке – это дубль 2/2. Когда он выберет без ошибки, похвалите его. И если еще есть силы – продолжайте, пусть ищет 3 точки, число 3 – свою семью (с тремя точками тоже семь костяшек, среди которых будет кость с двумя тройками на каждой половинке – дубль 3/3). По окончании обязательно рассказать родным как ребенок хорошо разбирается в домино, угостить его тем, что ребенок любит - вот такой примерно праздник. После учебы, еды отдохнуть и погулять.

        На следующем и следующих занятиях обязательно сохранять радостное общение с костяшками домино их понимания – пройдя нахождение 7 костяшек с числом 4 – 4 точки, 7 костяшек с числом 5 - 5 точек и 7 костяшек с числом 6 (рис.кости) – 6 точек. Ребенок уже в конце занятий должен четко без ошибок разбираться со всеми точками домино. Во время занятий подсказывайте, разъясняйте ребенку до полного понимания значения точек и чисел. Особое внимание обратить на костяшки домино, где на половинке домино точек нет, еще раз объяснить ребенку, что, где нет точек – это 0 – ничего – в домино – 0 называют пусто. После этого попросите его отобрать 7 костяшек, на половинке которых отсутствуют точки, одна костяшка будет 0/0 дубль – у него на 2х половинках пусто-пусто. Похвалите его и поздравьте, что он теперь знаток домино и знает все кости домино без ошибок. Расскажите и объясните ребенку, что кости принято называть с меньшего числа на половинках домино, то есть кость  1/5 называть один-пять, кость 4/6 - четыре-шесть, кость 0/3  – три, а игроки домино говорят пусто – три – это одно и то же. Проговорить с ребенком название всех двадцати восьми костяшек домино. Если ребенок ошибется, объяснить ему еще раз и вместе проговорить все костяшки без ошибок. Молодец. Умница.

        Занятие №3. Цель: научить ребенка правильно делать ходы в игре домино

        На следующем  занятии, если ребенок захочет поиграть,  надо объяснить ему как выставляют костяшки на игровой стол – дубли ставятся поперек цепочки, а все остальные костяшки приставляются параллельно (см. рисунок пример игры).

        Дети с удовольствием будут ставить к числу 5, пять точек на костяшке домино пятерочку, а к шестерочке будут ставить шесть точек на домино и так далее. Когда  играют 2 или 3 игрока и нечего ставить он возьмет кость из базара и, если она подойдет, поставит сразу ее в цепочку игровую на столе, а если не подойдет, то берет  кости из базара, пока не достанет нужную. Если на базаре больше нет костяшек он говорит «нет» и пропускает ход. Ходы делаются по очереди по часовой стрелке до выхода одного игрока; тогда оставшиеся игроки переворачивают оставшиеся свои кости и считают количество точек – число – оставшихся у каждого игрока, в домино их называют очки. Очки на оставшихся костяшках считает каждый игрок за себя. Количество очков оставшихся на руках у игроков записываются на каждого игрока на листочек. Игра идет до 101 очка, на кого первого запишут в сумме 101 и более очков – тот считается проигравшим.

        При «рыбе», то есть блокировке игры, когда кости еще на руках есть у всех игроков, а ставить нечего, то подсчитываются очки – точки, и у кого их больше к его сумме очков прибавляются очки остальных игроков, суммируются и записываются на проигравшего игрока.

        Родители, взрослые, играющие и занимающиеся с ребенком должны быть очень внимательными в обучении и в игре, создавать только положительные эмоции у детей. Объяснять и гасить сразу недовольство или обиду детей, объясняя, что это игра, и каждый может проиграть, а проигравший должен спокойно с улыбкой проигрывать, и придет тот момент, когда он сам выиграет и конечно, будет успокаивать и поддерживать проигравших в тот момент детей и родных. Также надо объяснять, что обидой, слезами ничего в жизни не добиться – надо всему детям учиться и разбираться во всем потихоньку. Только через труд и упорство они многого добьются, и будут счастливо и радостно жить. То есть не надо хныкать, обижаться, раздражаться, а быть радостным, познавательным, добрым, стараться всегда преодолевать трудности. Очень важно, чтобы ребенок не уставал во время игры, если заметили это сделайте перерыв – отдохните, покушайте, погуляйте.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Яцель О.С.Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготови¬тельной группах / О.С. Яцель. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 48 с.

Вниманию логопедов предлагаются конспекты 24 занятий, рассчи­танных на два года обучения (в старшей и подготовительной к школе группах), по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в...

Пластины домино - помощник в обучении математике детей младшего школьного возраста

В статье представлены упражнения, которые позволят педагогу эффективно обучать детей младшего школьного возраста умению считать.  Предложены упражнения на счет, сравнение, выделение признаков объ...

Педагогические находки: формирование наглядного образа числа при помощи точек на фишках домино

В статье представлены упражнения, которые могут быть использованы учителями, педагогами дополнительного образования или родителями учащихся начальной школы для эффективного формирования у детей нагляд...

Методическая разработка занятия из цикла " Ознакомление детей с миром растений "тема занятия "Комнатные растения, условия роста, потребности, особенности ухода"

Продолжаем знакомить детей с миром растений,уточняем представления детей об основных потребностях растений.Рассматриваем растение,называем части,сравниваем такие растения как фиалка, фикус,бальзамин.В...

План-конспект занятия по обучению плаванию детей 7-8 лет

План-конспект этого занятия можно использовать в качестве первого урока для освоения детей с водной средой....

Методическая разработка занятия по рисованию для детей первых классов: «Сказочные Осьминожки»

Проводится как занятия для психологисеской разгрузки детей.Включает в себя игровой момент, беседу, дает возможность пофантазировать...