Статья на тему "Приемы анализа художественного произведения в 4 классе"
статья по чтению (4 класс)
В статье затрагивается проблема анализа художественного произведения. Она является актуальной, поскольку составляет основу курса литературного образования, а также от ее решения зависят и некоторые задачи, сформулированные во ФГОСе. В работе перечисляются особенности восприятия произведения в 4 классе, когда дети должны уже осмысливать художественную форму на уровне детали и композиции; и приемы организации анализа литературного произведения 9-10-летними учениками. Описывается проведенное исследование, на основе которого выделяются трудности в осмыслении сюжета и основные вопросы при таком анализе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_hludnevoy_n.v._priemy_analiza_hudozhestvennogo_proizvedeniya_v_4_klasse.docx | 280.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Ключевые слова: анализ литературного произведения, сферы читательского восприятия: эмоции, воссоздающее и творческое воображение, композиция, детали и идея произведения; приёмы анализа текста.
Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир искусства и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, что осуществляется на уроках посредством анализа художественных произведений.
Лейтмотивом урока литературы является определение идеи произведения. Для этого необходимо выстроить систему вопросов анализа литературного текста, что является одной из главных методических задач. В качестве основной схемы таких вопросов выступает диада Е. К. Маранцман [Маранцман, 2019, с. 132]. Система вопросов представлена в виде схемы ниже (Схема 1).
Схема 1. Система анализа текста
В первую очередь при восприятии произведения важно выяснение эмоций читателя. Именно эмоциональное общение с текстом становится путем вхождения ребенка в художественный мир. Аналитическое чтение — это всегда вторично. Во время первого знакомства с произведением нельзя нагружать воображение читателя никакими вопросами и заданиями [Воюшина, 2000, с. 4]. К концу начальной школы, дети должны уметь не просто высказывать свои эмоции, но и обосновывать их и сопоставлять с авторскими. Умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения к произведению и сюжету.
Далее работа идет с опорой на представления учеников о героях и сюжете в целом. Именно теперь включаются вопросы на воображение, так как это оправдано с психологической точки зрения и помогает связать слово и образ, с опорой на которые будет происходить дальнейший анализ текста. При этом надо учитывать то, что младшие школьники воспринимают произведение как свою личную историю.
Здесь в качестве приёма можно использовать словесное рисование или на бумаге того, что представили при прослушивании произведения. Обсудить цвета, детали, обоснование их использования. Прием живой наглядности способствует сближению текста с жизнью ребенка. Заключается данный прием в обращении к опыту ученика, ситуациям из его жизни, схожими с происходившем в произведении.
После того, как образ текста уже сформирован в сознании учеников, необходимо обратиться к тому, как построено произведение — к его форме. Здесь необходимо проанализировать детали и форму в целом, что также диктуется возрастными и психологическими особенностями. Первое помогает конкретизировать прочитанное, второе – обобщить. Хорошо, когда в произведении удается выделить такую деталь, которая отражает либо характер героя, либо мотивирует поступки персонажей, поскольку с помощью этого можно будет понять смысл текста. Умение самостоятельно найти такую деталь покажет, насколько дети овладели соответствующей методикой анализа.
Приёмы анализа содержания: придумать вопросы по тексту и задать их одноклассникам, составление плана позволит установить причинно-следственные связи между эпизодами, проследить развитие образа персонажа.
Также интересно использовать следующие приёмы:
- работа с готовой иллюстрацией включает такие вопросы: «Что изображено? \ К какому моменту из текста она подходит? Как вы это поняли?». Детское иллюстрирование: на уроке или дома, сравнение иллюстрации разных художников к одному литературному произведению [Волченко, 2001, с. 34-36].
- работа со средствами художественной выразительности. Например, эксперимент — убрать эти средства, чтобы убедиться в необходимости их использования и в их возможности сделать текст красочным, образным.
- подготовка к выразительному чтению и чтение по ролям,
- инсценирование,
- составление рассказа от лица героя,
- современным является: проблемная ситуация или постановка проблемного вопросы в начале урока (например, «Электроник-робот сможет стать человеком?»).
В методике уроках литературы существует множество таких приёмов. Их использование позволяет более полно воспринять текст, понять авторскую идею, сделать урок насыщенным, интересным и, что самое важное, помогает привлечь внимание детей к чтению.
Работая по схеме Е. К. Маранцман (Схема 1), учитель сможет научить детей самих воспринимать и анализировать литературное произведение. В 4 классе учащиеся должны уметь:
- Точно улавливать авторские эмоции и проявлять свои собственные по отношению к героям.
- Отвечать на вопросы на воссоздающее и творческое воображение, а также самостоятельно их задавать.
- Анализировать содержание на аналитическом уровне, то есть уметь размышлять над прочитанным, определять мотивы поступков героев, задавать вопросы по тексту; синтезирующем уровне — составлять концепцию произведения в целом [Данилова, 2014, с.31].
- Осмысливать художественную форму на уровне детали и композиции: понимать смысл текста с помощью наводящих вопросов учителя.
В качестве основной формы работы по анализу литературного текста выступает диалог учителя и учеников. И на примере двух уроков в 4 классе мы покажем, какая система вопросов анализа будет способствовать полноценному восприятию произведения. Два варианта работы с текстом представлено в таблицах ниже (Таблица 1, Таблица 2).
Таблица 1. Анализ стихотворения И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…». Составленные вопросы по УМК «Школа России»
Вопросы учителя | Ответы учеников |
Словарная работа | |
- Объясните значение слова «межа». Это граница земельных участков. - Что значит «грезит»? Грезит – мечтает. - Подберите синонимы к слову «восторг». | - Что-то между. Поле с колосьями. Узкая полоска поля. - Думает, качается. Может, грозный. - Радость, восхищение. |
Анализ содержания. Средства художественной выразительности | |
- С помощью каких слов изображаются сменяющиеся картины природы? - Какие эпитеты есть в стихотворении? - Как вы представляете себе золотые края облаков и золотое сияние звёзд? - Какой основной признак стихотворения? - Найдите и прочитайте рифмы в стихотворении Никитина. - Понимаем ли мы, с каким настроением писал поэт стихотворение? - Помогают ли последние строчки понять его мысли и чувства? - Какую картины вы представляете себе, прочитав это стихотворение? Нарисуйте иллюстрацию. | - Сначала тёплый вечер, потом прохлада ночная. Красное зарево – это закат, когда солнце заходит. Значит, наступает ночь. И месяц, звезды появляются на небе ночью. - Облака с золотыми краями, вечер прозрачно-румян, красным заревом, золотое сиянье, чистом поле. - Золотые края у облаков – это значит, что солнце заходит за облака и они как бы светятся по краям. Звезды сверкают, они сами по себе светятся желтым светом. - Рифма. - полями-краями, туман-румян, ночною-межою, встаёт-обдаёт, сиянье-молчанье, тиши-души. - Да. Он был спокойный. Вокруг была тишина, и он ей наслаждался. Поэт как будто стоял на поле, ему так понравилось, и он написал стихотворение. Никитин писал свое стихотворение с восторгом о чистом и тихом поле без людей. Как будто бы поэт лежал на поле, смотрел на поле и радовался тишине вокруг, ему было спокойно и хорошо. - Да, последние две строчки говорят о том, что для поэта тишина в поле такая, как будто он находится в храме. И там, и там нет никого больше из людей, кроме него. И у него от этого хорошо на душе и спокойно. - Поле с колосьями, вокруг никого, кроме меня. Туман закрывает облака, а по краям они золотые. Темный фон, а на небе месяц и золотые звезды. |
Таблица 2. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне» по сферам читательского восприятия (Схема 1)
Вопросы учителя | Ответы учеников |
1. Эмоциональная сфера. Выявление эмоций | |
- Какое настроение после прочтения? - Чем оно вызвано? | - Грустное, печальное, одинокое. - Потому что написано про суровые дни. Когда думаешь о маленьком Пушкине, с которым была няня, вспоминаешь свое детство и тебе становится грустно, что оно уже прошло. Потому что написано «забытые ворота» и это значит, что к няне давно никто не приходит. Потому что няня скучает по Пушкину. |
2. Выявление уровня воссоздающего и творческого воображения | |
- Найдите детали, изображающие место, где живет няня. - Какой вам представляется няня? - Как вы это поняли? Почему такая? Нарисуйте её. | - Старый домик в глуши лесов сосновых, забытые ворота, светлица в доме, черный отдаленный путь. - Старенькая женщина, в платочке, сидит у окна. Она добрая, ласковая, заботливая, милая, с доброй душой. - Потому что, если бы она была злая, то Пушкин бы ее не любил и не посвящал бы ей стихи. В стихотворении он же называет няню подругой. |
3. Осмысливание формы произведения: на уровне композиции и художественной детали | |
- Как автор называет свою няню? Почему голубка? - Почему подруга суровых дней? Рассказ учителя про ссылку Пушкина и про то, что няня была всегда рядом в жизни писателя. - Почему сказано: «забытые ворота»? - Что значит теснят грудь? - Какие чувства передаются в этом стихотворении? | - Подруга, голубка дряхлая. - Голубка – это добрая, милая женщина. Это вежливо, ласково. Это нежное обращение Пушкина к своей няне. Он так обращается, потому что ее любит. - Потому что, когда Пушкина ругали или заставляли что-то делать, чего он не хотел, он бежал к няне. Она его успокаивала. - Значит, к няне давно никто не приезжает. Она одна, ее никто не навещает. - Настолько грустно няне, что сердце сжимается. - Чувство любви Пушкина к няне. Что няня ждет его, скучает по нему. Тоска, грусть, волнение няни. |
4. Вопрос на смысл | |
- Как вы думаете, дождется няня Пушкина? Навестит ли он ее? | - Да. Потому что он не может ее забыть, она - его любимая няня. Да, потому что няня очень ждет его и скучает. Да, потому что няня уже давно ждет его, и ему пора уже навестить ее, они все-таки очень близкие люди друг другу. Пушкин любил свою няню, и мне кажется, что он к ней приедет. Да, потому что няня и Пушкин были очень близкими людьми, любили друг друга, поэтому они не могли друг без друга долго прожить. Нет, мне кажется, что няня не дождется Пушкина. Потому что написано, что она его ждет давно-давно, а он всё никак не приехал. |
Анализ результатов исследования:
При работе, описанной по стихотворению И. С. Никитина, не получается чёткого и логичного анализа литературного текста (Таблица 1). Это просто набор вопросов, который не поможет выйти на смысл произведения и его эмоциональное восприятие. Анализ же по 4 сферам получается структурированным и глубоким. После прослушивания стихотворения важно сначала спрашивать про эмоции и чувства учеников, возникшие при его прослушивании. Именно при первичном восприятии у детей будет работать воображение, поэтому следующим шагом должны быть вопросы на эту сферу. Школьники при этом будут описывать то, какую картину они представили.
Первый вариант анализа стихотворения (Таблица 1) является в основном теоретическим, то есть происходит только объяснение слов и перечисление выразительных средств. Нам же важно не только обсудить содержание художественного произведения, но и понять свои эмоции, возникшие при его восприятии, а также переданные эмоции автора.
В случае анализа стихотворения А. С. Пушкина «Няне» использовались такие приёмы, как словесное рисование, поиск по тексту, творческое «домысливание» — вопрос в конце урока на определение идеи.
Проведение учителем анализа по сферам читательского восприятия (Схема 1) также позволит постепенно научить детей самим задавать логичные вопросы по произведению и определять его смысл.
Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что главной методической задачей урока литературы является анализ художественного произведения. Его итогом должно быть определение детьми смысла текста, заложенного автором. К этому можно прийти только в том случае, если этапы анализа следуют в таком порядке: выявление эмоций учеников и автора, вопросы на воображение, обсуждение композиции и детали, формулирование смысла произведения. Использование таких приемов, как словесное рисование, составление вопросов по тексту и плана, работа со средствами художественной выразительности, «домысливание» сюжета поможет более точно понять произведение. Уместное разнообразие таких приёмов на уроке также позволит привлечь детей к чтению.
Литература
Волченко Т. В. Некоторые приемы работы с художественным произведением на уроках литературы в начальной школе. Начальная школа. 2001. № 11. С. 34-36
Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. Начальная школа. 2000. №5. 48 с.
Данилова Н. Ю. Анализ литературного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Царскосельские чтения. 2014. №4. С. 31-34
Маранцман Е. К. Методика обучения литературе. XXI век. Учебное пособие. СПб: ВВМ, 2019. 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ художественного произведения
в помощь педагогам...
" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"
Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...
МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...
Коснпект урока литературного чтения + презентация "Анализ художественного произведения С.Г. Козлов «Жёлудь" (УМК "ПНШ", 2 класс)
Цели деятельности учителя:ознакомление с произведением С.Г. Козлова «Жёлудь»;формирование умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предметные:знать содержани...
Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"
Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"...
Статья по теме: "Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения"
Анализ художественного произведения один из важнейших приемов работы с текстом. В статье "Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения" представлены приемы .котор...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПНШ" Анализ художественно произведения С.Козлов "Желудь"
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением С.Г. Козлова «Жёлудь»; формирование умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предметные:знать содержа...