Рабочая программа математика 1- 4 класс
рабочая программа по математике (1, 2, 3 класс) по теме
Рабочая программа по математике 1-4 класс УМК "Гармония" ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_mat_1-4_klass_novaya.docx | 91.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Математика» для 1-4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы (Н. Б. Истомина - – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016 г. – ) УМК «Гармония» (автор: Н. Б. Истомина) и общеобразовательной программы начального общего образования по математике МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан.
Освоение курса математики в данной программы рассчитано на 540 ч.
1 класс-132 ч., 2 класс- 136 ч, 3 класс- 136 ч., 4 класс-136 ч.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
1 КЛАСС
Результаты формирования метапредметных умений
Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам математики), наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные УУД:
– понимать и удерживать цель задания;
– использовать выделенные учителем ориентиры действия;
– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией;
– выполнять действия проверки.
Познавательные УУД:
– понимать прочитанное;
– находить в учебнике математики нужные сведения;
– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
– выполнять действия анализа, синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;
– выполнять задание различными способами.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.
Предметные результаты освоения программы по математике (1 класс)
Большинство учащихся научатся:
– различать предметы по форме, размеру, цвету;
– читать, записывать, сравнивать и упорядочивать числа в пределах 100;
– выполнять устно сложение и соответствующие случаи вычитания:
• однозначных чисел, когда результат сложения не превышает числа 10 (на уровне навыка);
• круглых десятков, когда результат сложения – двузначное число;
• двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд;
• двузначных чисел и круглых десятков;
– распознавать, называть и изображать геометрические фигуры: точку, прямую и кривую линии, луч, отрезок, ломаную;
– чертить отрезок заданной длины в сантиметрах, дециметрах, миллиметрах;
– измерять длину отрезка, пользуясь единицами длины сантиметр, дециметр, миллиметр;
– сравнивать длины отрезков, пользуясь циркулем;
– читать, записывать, складывать и вычитать величины (длины и массы), используя единицы величин (сантиметр, дециметр, миллиметр, грамм) и соотношение между ними (1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм и т. д.);
– понимать и правильно использовать математическую терминологию: сложение, вычитание, увеличить на…, уменьшить на…, на сколько больше (меньше) равенство, неравенство, числовое выражение.
Ученикам будет предоставлена возможность научиться:
– правильно использовать в речи названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
– распознавать одну и ту же информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических);
– сравнивать и обобщать информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических) и строках и столбцах несложных таблиц;
– устанавливать правило, по которому составлен ряд предметов или чисел;
– составлять последовательность предметов или чисел по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
– классифицировать предметы или числа по одному или нескольким основаниям и объяснять свои действия;
– использовать переместительное свойство сложения для удобства вычислений.
2 КЛАСС
Результаты формирования метапредметных умений
Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам математики), наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу;
– планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;
– действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной (текстовой, знаковой, графической);
– выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);
– находить допущенные ошибки и корректировать их.
Познавательные УУД:
– понимать прочитанное;
– находить в учебнике математики нужные сведения;
– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
– выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;
– выполнять задание различными способами;
– моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;
– научиться рассуждать, используя схемы;
– анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения новых учебных задач, для проверки и доказательства своих утверждений;
– анализировать рисунок, текст, схему для получения нужной информации.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке; – комментировать свои действия.
Большинство учеников научатся:
– устно складывать и вычитать: однозначные числа с переходом в другой разряд; двузначные и однозначные числа с переходом в другой разряд; двузначные числа с переходом в другой разряд в пределах 100;
– читать, записывать и сравнивать и упорядочивать трёхзначные числа; записывать их в виде суммы разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать трёхзначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд;
– узнавать острый, тупой и прямой углы, сравнивать углы наложением;
– узнавать многоугольники (треугольники, четырёхугольники, пятиугольники и т. д.), обозначать на них углы; измерять длину сторон многоугольников и вычислять их периметр;
– заменять сложение одинаковых слагаемых умножением; заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; умножать на 0 и на 1 любое натуральное число;
– читать, понимать и сравнивать тексты задач на сложение и вычитание; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям); выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи;
составлять различные вопросы к данному условию задачи; выбирать из данных вопросов те, на которые можно ответить, пользуясь данным условием;
– выявлять признак разбиения двузначных и трёхзначных чисел на группы;
– выявлять правило (закономерность) в записи чисел ряда и продолжать ряд по тому же правилу;
– измерять и сравнивать величины (длина, масса), используя соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) и массы (килограмм);
– соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами или их частями.
Ученикам будет предоставлена возможность научиться:
– комментировать свои действия, пользуясь математической терминологией (названия компонентов и результатов действий, названия свойств арифметических действий и т. д.);
– применять переместительное и сочетательное свойства сложения для сравнения выражений и для вычисления их значений;
– решать арифметические задачи на сложение и вычитание различными способами;
– проверять ответ задачи, решая её другим способом; дополнять текст задачи в соответствии с её решением;
– дополнять текст задачи числами и отношениями в соответствии с решением задачи;
– анализировать тексты задач с лишними данными и выбирать те данные, которые позволяют ответить на вопрос задачи;
– анализировать и дополнять тексты задач с недостающими данными;
– составлять условие по данному вопросу;
– составлять задачу по данному решению;
– самостоятельно строить схему, соответствующую задаче;
– приобрести опыт решения логических и комбинаторных задач;
– чертить острый, тупой и прямой угол с помощью угольника;
– строить сумму и разность отрезков, пользуясь циркулем и линейкой;
– применять смысл умножения для решения арифметических задач;
– решать задачи на сложение и вычитание по данным, записанным в таблице;
– составлять последовательность величин по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
– устанавливать правило, по которому составлен ряд величин;
– определять длины предметов на глаз и контролировать себя с помощью инструмента (рулетки, линейки);
– различать объёмные и плоские геометрические фигуры;
– различать плоские и кривые поверхности;
– определять время по часам со стрелкам.
3 КЛАСС
Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам математики), наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу;
– планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;
– действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной (текстовой, знаковой, графической);
– выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);
– находить допущенные ошибки и корректировать их.
Познавательные УУД:
– понимать прочитанное;
– находить в учебнике математики нужные сведения;
– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
– выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;
– выполнять задание различными способами;
– моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;
– научиться рассуждать, используя схемы;
– анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения новых учебных задач, для проверки и доказательства своих утверждений;
– понимать учебную задачу и находить способ её решения;
– рассуждать, используя схемы; – анализировать рисунок, текст, схему, диаграмму для получения нужной информации.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке; – комментировать свои действия.
Предметные результаты освоения программы по математике 3
Большинство учащихся научатся:
– сравнивать площади фигур с помощью различных мерок и единиц площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр);
– использовать соотношение единиц площади для вычисления площади прямоугольника и единиц длины для вычисления периметра прямоугольника;
– измерять и вычислять площадь и периметр прямоугольника;
– использовать табличное умножение для вычислений значений произведений;
– использовать предметный смысл деления при анализе практических ситуаций;
– понимать символическую модель деления, взаимосвязь умножения и деления (взаимосвязь компонентов и результата умножения, взаимосвязь компонентов и результата деления);
– пользоваться отношением «меньше в …» и понимать его связь с предметным смыслом деления, сравнивать его с отношениями «больше в …», «меньше на …», «больше на …»;
– отвечать на вопросы: «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?»;
– читать, понимать и сравнивать тексты арифметических задач на сложение, вычитание, умножение и деление; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям); выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; составлять различные вопросы к данному условию задачи; выбирать из данных вопросов те, на которые можно ответить, пользуясь данным условием;
– устно умножать двузначное число на однозначное;
– устно делить двузначное число на однозначное; – устно делить двузначное число на двузначное;
– использовать взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость» в практических ситуациях;
– читать, записывать, сравнивать и упорядочивать многозначные числа; записывать их в виде суммы разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать многозначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд;
– выявлять признак разбиения многозначных чисел на группы;
– выявлять правило (закономерность) в записи чисел ряда и продолжать ряд по тому же правилу;
– строить и читать столбчатые диаграммы;
– вычислять значения числовых выражений, пользуясь правилами порядка выполнения действий в выражениях;
– пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания;
– соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами или их частями.
Ученикам будет предоставлена возможность научиться:
– комментировать свои действия, пользуясь математической терминологией (названия компонентов и результатов арифметических действий, названия свойств арифметических действий и т. д.);
– классифицировать числовые выражения, используя правила порядка выполнения действий в выражениях;
– применять свойства арифметических действий для сравнения выражений и для вычисления их значений;
– решать арифметические задачи (на сложение, вычитание, умножение и деление) различными способами; проверять ответ задачи, решая её другим способом; дополнять текст задачи в соответствии с её решением; дополнять текст задачи числами и отношениями в соответствии с решением задачи; анализировать тексты задач с лишними данными и выбирать те данные, которые позволяют ответить на вопрос задачи; анализировать и дополнять тексты задач с недостающими данными; составлять условие по данному вопросу; составлять задачу по данному решению; – самостоятельно строить схему, соответствующую задаче;
– приобрести опыт решения логических и комбинаторных задач; использовать знания о соотношениях единиц длины (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) для анализа практических ситуаций;
– использовать знания о соотношениях единиц массы (тонна, центнер, килограмм, грамм) для анализа практических ситуаций;
– использовать знания о соотношении единиц времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда) для анализа практических ситуаций;
– решать арифметические задачи по данным, записанным в таблице;
– составлять последовательность величин по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
– находить правило, по которому составлен ряд величин;
– определять длины на глаз и контролировать себя с помощью инструмента (рулетки, линейки);
– различать объёмные и плоские геометрические фигуры;
– различать плоские и кривые поверхности.
4 КЛАСС
Результаты изучения учебного предмета «Математика» выпускниками начальной школы
В результате изучения курса математики по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности
и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации
самостоятельной учебной деятельности. Изучение математики способствует формированию таких
личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
– устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса
(регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные универсальные учебные действия выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть общим приёмом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия выпускник научится:
– выражать в речи свои мысли и действия;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет; – задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты выпускника начальной школы
Числа и величины выпускник научится:
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
– устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
– читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
– выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия выпускник научится:
– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
– вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
– выполнять действия с величинами;
– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами выпускник научится:
– анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2–3 действия);
– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
– решать задачи в 3–4 действия;
– находить разные способы решения задач;
– решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры выпускник научится:
– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
– распознавать плоские и кривые поверхности;
– распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
– распознавать, различать и называть геометрические тела параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины выпускник научится:
– измерять длину отрезка;
– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией выпускник научится:
– читать несложные готовые таблицы;
– заполнять несложные готовые таблицы;
– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
– читать несложные готовые круговые диаграммы;
– достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
– сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы);
– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Уравнения. Буквенные выражения выпускник получит возможность научиться:
– решать простые и усложнённые уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий;
– находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.
Планируемые результаты обучения математике на конец 4 класса
Личностные результаты
У большинства выпускников будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
– учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
– готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
– способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
– способность к организации самостоятельной деятельности.
Изучение математики будет способствовать формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Все выпускники получат возможность для формирования:
– внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
– устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач:
– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Большинство выпускников научатся:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Все выпускники получат возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Большинство выпускников научатся:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть общим приёмом решения задач;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму.
Все выпускники получат возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– создавать модели и схемы для решения задач и преобразовывать их;
– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– проводить сравнение и классификацию математического материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия Большинство учеников научатся:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
– выражать в речи свои мысли и действия;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что – нет;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения.
Все выпускники получат возможность научиться:
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты освоения курса «Математика» на конец 4 класса
Числа и величины. Большинство выпускников научатся:
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
– устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
– читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; год – месяц – неделя – сутки – час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Все выпускники получат возможность научиться:
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
– выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия. Большинство учеников научатся:
– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 1 000 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий, в том числе деления с остатком;
– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
– вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Все выпускники получат возможность научиться:
– выполнять действия с величинами;
– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; – проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами. Большинство учеников научатся:
– анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2–3 действия);
– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Все выпускники получат возможность научиться:
– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая части);
– решать задачи в 3–4 действия;
– находить разные способы решения задач;
– решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Большинство учеников научатся:
– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, прямая, луч, отрезок, ломаная, прямой, тупой и острый углы, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); – соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Все выпускники получат возможность научиться:
– распознавать плоские и кривые поверхности;
– распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
– распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины. Большинство учеников научатся:
– измерять длину отрезка;
– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Все выпускники получат возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией. Большинство учеников научатся:
– читать несложные готовые таблицы;
– заполнять несложные готовые таблицы;
– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Все выпускники получат возможность научиться:
– читать несложные готовые круговые диаграммы;
– достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
– сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы);
– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Уравнения. Буквенные выражения. Все выпускники получат возможность научиться:
– решать простые и усложнённые уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий;
– находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) «МАТЕМАТИКА»
1 КЛАСС (132 ч)
Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, между, и др.). Описание местоположения предмета. Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер). Изменение признаков предметов. Общий признак совокупности предметов. Признаки сходства и различия предметов. Представление о закономерностях. Составление последовательности предметов по определённому правилу. Работа с информацией, представленной в виде рисунка, текста, таблицы, схемы. Перевод информации из одной формы в другую (текст – рисунок, символы – рисунок, текст – символы и др.). Конструирование простейших
высказываний. Логические выражения, содержащие связки «…и…», «…или…», «если…, то…», «верно/неверно, что…», «каждый» и др. Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Сравнение количества предметов в совокупностях (выделение пар). Представление о взаимно однозначном соответствии. Способы установления взаимно однозначного соответствия. Понятия «число» и «цифра». Счёт. Количественная характеристика групп предметов. Взаимосвязь количественного и порядкового чисел. Представление о числе как о результате счёта. Представление о цифрах как о знаках, с помощью которых записывается число (количество) предметов. Отрезок натурального ряда чисел от 1 до 9. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Представление о прямой и кривой линиях. Линейка как инструмент для проведения прямых линий. Проведение прямой через одну точку, через две точки. Точка пересечения прямых линий. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Изображение прямых и кривых линий на плоскости. Пересечение кривых и прямых линий. Представление о луче. Существенный признак изображения луча (точка, обозначающая его начало). Различное расположение луча на плоскости. Варианты проведения лучей из данной точки. Обозначение луча одной буквой. Пересечение лучей. Отрезок. Существенные признаки отрезка (проводится по линейке, имеет два конца и длину). Обозначение отрезка двумя буквами. Построение отрезка. Представление о длине отрезка. Визуальное сравнение длин отрезков. Циркуль как инструмент для сравнения длин отрезков. Измерение и сравнение длин отрезков с помощью мерок. Линейка как инструмент для измерения длин отрезков. Построение отрезка заданной длины. Запись длины отрезка в виде равенства. Ломаная (замкнутая и незамкнутая), построение, сравнение длин ломаных с помощью циркуля и линейки. Изображение числового луча. Последовательность выполняемых действий при построении числового луча. Запись чисел (натуральных), соответствующих данным точкам на числовом луче. Сравнение длин отрезков на числовом луче. Неравенства. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте. Числовой луч как средство самоконтроля при записи неравенств. Предметный смысл сложения. Знак действия сложения. Числовое выражение (сумма). Числовое равенство. Названия компонентов и результата действия сложения: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение суммы. Изображение сложения чисел на числовом луче. Верные и неверные равенства. Предметные модели и числовой луч как средства самоконтроля вычислений. Переместительное свойство сложения. Состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Преобразование неравенств вида 6 > 5 в неравенства 4 + 2 > 5, 6 > 3 + 2, 4 + 2 > 3 + 2. Предметный смысл вычитания. Знак действия. Числовое выражение (разность). Названия компонентов и результата действия (уменьшаемое, вычитаемое, значение разности). Изображение вычитания чисел на числовом луче. Предметные модели и луч как средства самоконтроля вычислений. Представление о целом и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания. Таблица сложения в пределах 10 и соответствующие ей случаи вычитания. Предметный смысл отношений «больше на…», «меньше на…». Запись количественных изменений («увеличить на …»,
«уменьшить на …») в виде символической модели. Использование математической терминологии (названий компонентов, результатов действий, отношений) при чтении равенств. Число нуль как компонент и результат арифметического действия. Увеличение (уменьшение) длины отрезка на данную величину. Отношение разностного сравнения («На сколько больше?» «На сколько меньше?»). Предметный смысл отношений. Модель отношений «На сколько больше?», «На сколько меньше?» Построение разности двух отрезков. Построение предметной модели по ситуации, данной в виде текста. Двузначные числа, их разрядный состав. Модель десятка. Счёт десятками. Названия десятков. Чтение и запись двузначных чисел. Сложение и вычитание десятков. Прибавление (вычитание) к двузначному числу единиц (без перехода в другой разряд). Увеличение (уменьшение) двузначного числа на несколько десятков. Введение термина «величина». Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр. Сложение и вычитание величин (длина). Представление о массе предметов. Единица массы килограмм. Сравнение, сложение и вычитание массы предметов. Введение термина «схема». Моделирование отношений с помощью отрезков. Моделирование числовых выражений на схеме.
2 КЛАСС (136 ч)
Число и цифра. Состав чисел в пределах 10. Целое и части. Разрядный состав двузначного числа. Соотношение разрядных единиц в десятичной системе счисления. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Построение числового ряда по определённому правилу. Классификация чисел (однозначные, двузначные). Сравнение чисел (однозначные и двузначные). Неравенства. Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100 (_ 1, _ 10; по частям без перехода в другой разряд). Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Построение суммы и разности отрезков. Вычислительные умения и навыки. Переместительное свойство сложения. Величины. Взаимосвязь числа и величины. Единицы длины и их соотношение (1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм). Измерение и построение отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков. Линейка. Циркуль. Единицы массы (килограмм). Построение ряда величин по определённому правилу. Классификация величин. Сравнение величин. Подготовка к решению задач. Предметный смысл действий сложения и вычитания. Отношения «увеличить на», «уменьшить на», разностное сравнение. Моделирование. Учебные модели: предметные, вербальные (тексты), графические (числовой луч), схематические (отношение величин), знаково-символические (выражение, равенство, неравенство), простейшие таблицы. Взаимосвязь между ними. Переход от одной модели к другой. Точка. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч. Ломаная. Взаимосвязь компонентов и результата действий сложения и вычитания. Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100:
а) дополнение двузначного числа до круглых десятков; вычитание из круглых десятков однозначных чисел;
б) сложение и вычитание однозначных чисел с переходом в другой разряд. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания однозначных чисел с переходом в другой разряд (состав
чисел от 11 до 18). Формирование табличных навыков.
в) сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с переходом в другой разряд;
г) сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд.
Сочетательное свойство сложения. Скобки. Порядок выполнения действий сложения и вычитания в выражениях.
Трёхзначные числа. Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа. Разрядные слагаемые. Запись трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Чтение и запись трёхзначных чисел. Сравнение трёхзначных чисел. Неравенства. Разбиение данных трёхзначных чисел на группы. Десятичный состав трёхзначных чисел. Устное сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 1000. Прибавление (вычитание) к трёхзначному числу единиц, круглых десятков, сотен (без перехода в другой разряд).
Величины. Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин (длина и масса). Единица длины метр. Рулетка – инструмент для измерения длины. Определение длины на глаз и проверка с помощью инструмента. Самоконтроль. Соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр). Единицы времени (час, минута, секунда).
Текстовые задачи, при решении которых используется смысл действий сложения и вычитания; отношения «увеличить на ...», «уменьшить на ...», разностное сравнение. Структура задачи. Взаимосвязь условия и вопроса задачи. Запись её решения. Приёмы формирования умения решать задачи (анализ и сравнение текстов задачи; дополнение условия задачи; постановка вопросов к условию; выбор схемы к данному условию; переформулировка вопроса задачи; анализ решения задачи; построение схемы по данному условию задачи; объяснение выражений, записанных по условию задачи; решение задач разными способами и др.). Простейшие логические и комбинаторные задачи.
Умножение. Смысл действия умножения. Терминология. Названия компонентов и результата действия умножения. Сравнение суммы и произведения. Замена умножения сложением. Замена сложения умножением. Умножение на 0 и на 1. Переместительное свойство умножения. Понятие «увеличить в ...». Графическая интерпретация понятия «увеличить в …». Таблица умножения (случаи с числами 9 и 8).
Соответствие предметных, графических и символических моделей. Закономерность. Поиск закономерностей. Действие по правилу. Построение ряда чисел по правилу. План действий. Составление плана действий. Анализ схемы. Анализ рисунка. Моделирование. Самоконтроль. Числовой луч как средство самоконтроля.
Угол. Прямой угол. Практическая работа. Острые и тупые углы. Обозначения углов. Угольник – инструмент для построения и измерения прямых углов. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Периметр многоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге и с помощью циркуля и угольника. Периметр прямоугольника.
Представления о плоских и объёмных геометрических фигурах. Геометрические тела: шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед. Окружающие предметы и геометрические тела.
Наблюдение и анализ свойств окружающих предметов. Выделение «лишнего» предмета. Поверхности плоские и кривые. Окружность, круг, шар, сфера. Существенные признаки окружности. Различия и сходство круга и окружности. Построение окружности. Центр окружности. Представления о круге, шаре и сфере. Круг – сечение шара. Сфера – поверхность шара.
3 КЛАСС (136 ч)
Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур с помощью различных мерок. Составление заданных плоских фигур из частей. Равносоставленные фигуры. Единицы площади. Сравнение площадей фигур.
Сложение, вычитание площадей; умножение и деление площади на число. Квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр.
Таблица умножения с числами 7, 6, 5, 4, 3, 2. Сочетательное свойство умножения. Умножение на 10.
Смысл деления. Названия компонентов и результата действия деления. Взаимосвязь умножения и деления. Невозможность деления на нуль. Деление числа на 1 и на само себя.
Понятие «уменьшить в ...». Кратное сравнение (во сколько раз?).
Знакомство с диаграммой. Постановка вопросов к диаграмме. Комментарий к диаграмме.
Табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления. Взаимосвязь умножения и деления.
Площадь и периметр прямоугольника.
Правила порядка выполнения действий в выражениях. Сходство и различие числовых выражений. Преобразование числовых выражений. Выбор числового выражения, соответствующего данной схеме. Распределительное свойство умножения. Приёмы устного умножения двузначного числа на однозначное. Деление суммы на число. Приёмы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное. Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Четырёхзначные, пятизначные, шестизначные числа. Нумерация многозначных чисел. Понятия разряда и класса. Соотношение разрядных единиц. Разрядные слагаемые. Сравнение многозначных чисел. Алгоритм письменного сложения и письменного вычитания.
Единицы массы (грамм и килограмм) и соотношение между ними. Единицы длины (километр, метр, дециметр, сантиметр) и соотношения между ними. Единицы времени (час, минута,
секунда) и соотношения между ними.
Текстовые арифметические задачи, при решении которых используются:
1) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
2) понятия «увеличить в (на) ...», «уменьшить в (на) ...»;
3) разностное и кратное сравнение;
4) прямая и обратная пропорциональность.
Выделение фигур на чертеже (треугольник, прямоугольник, квадрат). Многогранники. Куб. Прямоугольный параллелепипед. Классификация многоугольников и многогранников. Развёртка
куба. Развёртка прямоугольного параллелепипеда.
Единицы времени. Соотношения единиц времени.
4 КЛАСС (136 часа)
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики:
1) Признаки предметов. Пространственные отношения.
2) Числа и величины.
3) Арифметические действия.
4) Текстовые задачи.
5) Геометрические фигуры.
6) Геометрические величины.
7) Работа с информацией.
8) Уравнения и буквенные выражения.
Содержание разделов 1–7 распределяется в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий, способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками.
Например, раздел «Геометрические фигуры» представлен в учебнике темами:
1 класс. Точка. Прямая и кривая линии. Отрезок. Ломаная.
2 класс. Угол. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Геометрические фигуры: плоские и объёмные. Поверхности: плоские и кривые. Окружность. Круг. Шар. Сфера.
3 класс. Многогранники. Куб. Параллелепипед.
4 класс. Геометрические задания включены во все темы. Раздел 8 завершает курс математики начальных классов.
Содержание этого раздела не включается в другие разделы курса. На его изучение отводится 20 часов из предусмотренного резерва свободного учебного времени (40 часов на 4 года обучения). Включение данного раздела в предметное содержание курса обуславливается тем, что он предоставляет учащимся возможность познакомиться с новыми математическими понятиями (уравнения и буквенные выражения) и повторить весь ранее изученный материал в курсе математики начальных классов на более высоком уровне обобщения, применив для этого
освоенные способы учебной деятельности.
Признаки, расположение и счёт предметов
Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер). Их расположение на плоскости (изображение предметов) и в пространстве: слева – справа, сверху – снизу, перед – за, между и др. Уточнение понятий «все», «каждый», «любой»; связок «и», «или». Сравнение и классификация предметов по различным признакам (свойствам). Счёт предметов. Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Способы установления взаимно однозначного соответствия.
Числа и величины
Число и цифра. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел. Знаки сравнения. Неравенство. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Предметный смысл действий. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении, умножение суммы и разности на число).Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, вычисления на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование способа решения задачи. Представление текста задачи в виде таблицы, схемы, диаграммы и других моделей. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…», разностного и кратного сравнения. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, расстояние; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи логического и комбинаторного характера.
Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и название (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус). Представление о плоской и кривой поверхности. Объёмная и плоская геометрическая фигура.
Геометрические величины
Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин, фиксирование и анализ полученной информации. Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов «…и/или…», «если, то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «не», «найдётся», истинность утверждений. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
Уравнения. Буквенные выражения
Запись уравнения. Корень уравнения. Решение уравнений на основе применения ранее усвоенных знаний. Выбор (запись) уравнений, соответствующих данной схеме, выбор схемы, соответствующей данному уравнению, составление уравнений по тексту задачи (с учётом ранее изученного материала). Простые и усложнённые уравнения. Буквенные выражения. Нахождение значений выражений по данным значениям входящей в него буквы.
4 класс
Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Постановка учебной задачи. Анализ и сравнение произведений. Коррекция ошибок. Взаимосвязь компонентов и результата действий. Умножение многозначных чисел на 1 и на 0. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на двузначное число, оканчивающееся нулём. Способы самоконтроля.
Деление с остатком. Предметный смысл. Взаимосвязь компонентов и результата деления (с остатком и без остатка). Способы деления с остатком (подбор делимого, подбор неполного частного). Классификация записей на деление с остатком. Алгоритм умножения на двузначное
и трёхзначное число. Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число).
Доли и дроби. Знаменатель. Числитель. Предметное изображение долей и дробей. Изображение долей отрезка. Нахождение части от числа и числа по его части.
Действия с величинами. Соотношение единиц величин (длина, масса, время). Сравнение величин. Запись в порядке возрастания или убывания. Построение отрезка заданной длины. Поиск закономерности ряда величин. Площадь и периметр прямоугольника.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Единицы массы: грамм, килограмм, тонна, центнер. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Единицы времени: секунда, мину та, час, сутки, неделя, год, век. Единица объёма – литр. Соотношение единиц величин. Сравнение однородных величин. Действия с величинами.
Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).
Уравнения. Способы решения уравнений (простых и усложнённых). Решение задач способом составления уравнений.
Буквенные выражения. Нахождение числовых значений буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв.
- Тематическое планирование по математике. 4 класс
МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан на 2018-2019 учебный год
(УМК «Гармония», 4 часа в неделю, 136 часов)
№ п/п | Название темы разделов, уроков | № | Кол-во часов | |
I четверть Проверь себя! Чему ты научился в первом, втором и третьем классах ? (10 ч) | ||||
1 | Сравнение многозначных чисел. Табличное умножение | 1-6 | 1 | |
2 | Арифметические задачи. Правила порядка выполнения действий | 7-12 | 1 | |
3 | Взаимосвязь компонентов и результата действий. Правило. Арифметические задачи | 13-18 | 1 | |
4 | Арифметические задачи | 19-24 | 1 | |
5 | Деление на 10, 100, 1000… Соотношение единиц массы, длины, времени | 25-30 | 1 | |
6 | Площадь и периметр прямоугольника. Сравнение числовых выражений. Порядок выполнения действий. Многогранник. Прямоугольный параллелепипед | 31-38 | 1 | |
7 | Деление числа на произведение. Диаграмма | 39-41 | 1 | |
8 | Куб. Таблица умножения и соответствующие случаи деления | 42-49 | 1 | |
9 | Числовые выражения. Развертка куба | 50-52 | 1 | |
10 | Контрольная работа. (объединить контрольные работы № 1 и № 2. Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г.) | 1 | ||
Умножение многозначного числа на однозначное (8 ч) | ||||
11 | Постановка учебной задачи. Алгоритм умножения на однозначное число | 53-59 | 1 | |
12 | Алгоритм умножения на однозначное число. Разрядный состав многозначного числа. Арифметические задачи | 60-66 | 1 | |
13 | Арифметические задачи. Умножение многозначного числа на однозначное | 67-75 | 1 | |
14 | Взаимосвязь компонентов и результатов действий. Правила порядка выполнения действий. Сравнение выражений | 73-79 | 1 | |
15 | Арифметические задачи. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число | 80-84 | 1 | |
16 | Арифметические задачи. Запись текста задачи в таблице | 85-90 | 1 | |
17 | Арифметические задачи. Сравнение многозначных чисел. Умножение многозначного числа на двузначное, оканчивающееся нулем | 91-97 | 1 | |
18 | Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число. Многогранник, его развертка | 98-101 | 1 | |
Деление с остатком (15ч) | ||||
19 | Постановка учебной задачи. Запись деления с остатком. Терминология | 102-105 | 1 | |
20 | Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Табличные случаи умножения. Подбор делимого при делении с остатком | 106-110 | 1 | |
21 | Деление с остатком. Подбор неполного частного | 111-116 | 1 | |
22 | Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Классификация выражений | 117-122 | 1 | |
23 | Решение арифметических задач. Коррекция ошибок | 123-128 | 1 | |
24 | Решение арифметических задач. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком | 129-133 | 1 | |
25 | Контрольная работа № 2 (контрольная работа № 4 из пособия «Контрольные работы. Математика. 4 класс»; Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г.) | 1 | ||
26 | Деление с остатком. Случай, когда делимое меньше делителя. Классификация выражений | 134-137 | 1 | |
27 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
28 | Решение задач | 138-141 | 1 | |
29 | Деление на 10, 100. Решение задач | 142-145 | 1 | |
30 | Умножение многозначного числа на однозначное. Решение задач | 146-150 | 1 | |
31 | Контрольная работа №3 (решение задач) | 1 | ||
32 | Решение задач | 151-153 | 1 | |
33 | Контрольная работа № 3 (объединить контрольные работы № 3 и № 5 из пособия «Контрольные работы. Математика. 4 класс»; Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г.) | 1 | ||
Умножение многозначных чисел (11 ч) | ||||
34 | Постановка учебной задачи. Алгоритм умножения на двузначное число | 154-158 | 1 | |
35 | Сравнение выражений, поиск ошибок и их коррекция | 159-164 | 1 | |
36 | Повторение изученного | 1 | ||
II четверть. Умножение многозначных чисел (продолжение) 165–207 | ||||
37 | Алгоритм умножения на двузначное число. Правила порядка выполнения действий | 165-170 | 1 | |
38 | Алгоритм умножения на двузначное число. Решение задач. Геометрические тела | 171-178 | 1 | |
39 | Алгоритм умножения на двузначное число. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Решение задач | 179-183 | 1 | |
40 | Решение задач. Классификация многогранников | 184-189 | 1 | |
41 | Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное и двузначное | 190-195 | 1 | |
42 | Алгоритм умножения многозначных чисел. Решение задач | 196-202 | 1 | |
43 | Алгоритм умножения многозначных чисел | 203-207 | 1 | |
44 | Контрольная работа № 4 (объединить контрольные работы № 6 и № 7 из пособия «Контрольные работы. Математика. 4 класс»; Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г.) | 1 | ||
Деление многозначных чисел (17 ч) 208-323 | ||||
45 | Постановка учебной задачи. | 208-214 | 1 | |
46 | Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления. Деление суммы на число. Деление с остатком. Разрядный и десятичный состав многозначного числа. | 215-220 | 1 | |
47 | Подготовка к знакомству с алгоритмом. Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. | 221-224 | 1 | |
48 | Алгоритм письменного деления. Прикидка количества цифр в частном | 225-232 | 1 | |
49 | Решение задач | 233-240 | 1 | |
50 | Алгоритм письменного деления. Задачи на площадь и периметр прямоугольника. Взаимосвязь компонентов деления с остатком и без остатка и результата. | 241-248 | 1 | |
51 | Решение задач. Запись текста задачи в таблице. Деление многозначного числа на однозначное. Классификация выражений. Поиск закономерностей. | 249-255 | 1 | |
52 | Классификация выражений. Проверка деления. Поиск закономерностей. | 256-262 | 1 | |
53 | Решение задач. Взаимосвязь компонентов и результата деления. Грани и развёртка куба | 263-270 | 1 | |
54 | Алгоритм письменного деления. Грани и развёртка куба | 271-279 | 1 | |
55 | Алгоритм письменного деления. Прикидка результата. Сравнение выражений. Решение задач | 280-286 | 1 | |
56 | Алгоритм письменного деления. Прикидка результата. Решение задач | 287-293 | 1 | |
57 | Алгоритм письменного деления. Решение задач | 294-299 | 1 | |
58 | Алгоритм письменного деления. Решение задач. | 300-304 | 1 | |
59 | Контрольная работа № 5 (объединить контрольные работы № 8 и № 9 Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г.) | 1 | ||
60 | Алгоритм письменного деления. Количество цифр в частном. Решение задач | 305-312 | 1 | |
61 | Алгоритм письменного деления. Решение задач | 313-323 | 1 | |
Доли и дроби (3 ч) 324–353 | ||||
62 | Постановка учебной задачи. Терминология. Предметный смысл дроби (доли) | 324-332 | 1 | |
63 | Предметный смысл дроби. Часть от целого | 333-339 | 1 | |
64 | Нахождение дроби от числа и числа по дроби | 340-353 | 1 | |
III четверть Действия с величинами (18 ч) 1–133 | ||||
65 | Величины на практике. Единицы длины и их соотношения. Обобщение ранее изученного материала | 1-8 | 1 | |
66 | Сравнение величин (длина), сложение и вычитание величин | 9-18 | 1 | |
67 | Решение задач с величинами (длина, площадь) | 19-25 | 1 | |
68 | Решение задач с величинами (длина, площадь, масса). Соотношение единиц массы | 26-36 | 1 | |
69 | Решение задач с величинами (масса). Перевод одних наименований величин в другие | 37-42 | 1 | |
70 | Сложение и вычитание величин (масса). Поиск закономерностей. Решение задач | 43-51 | 1 | |
71 | Соотношение единиц времени. Решение задач | 52-59 | 1 | |
72 | Соотношение единиц времени. Нахождение части от целого и целого по его части. Решение задач | 60-66 | 1 | |
73 | Единицы длины, массы и времени. Поиск закономерности | 67-75 | 1 | |
74 | Решение задач с различными величинами | 76-80 | 1 | |
75 | Решение задач с различными величинами | 81-88 | 1 | |
76 | Решение задач с различными величинами | 89-96 | 1 | |
77 | Решение задач с различными величинами | 97-102 | 1 | |
78 | Решение задач с различными величинами | 103-111 | 1 | |
79 | Решение задач с различными величинами | 112-117 | 1 | |
80 | Контрольная работа № 6 (решение задач) (объединить контрольные работы № 10 и № 11 Истомина Н. Б., Шмырёва Г. ) | 1 | ||
81 | Единицы объёма. Кубический сантиметр, кубический дециметр (литр) | 118-124 | 1 | |
82 | Решение задач с величинами (объём, масса) | 125-133 | 1 | |
Скорость движения (23ч) | ||||
83 | Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице | 134-140 | 1 | |
84 | Соотношение единиц скорости. Решение задач | 141-148 | 1 | |
85 | Соотношение единиц скорости. Решение задач | 149-155 | 1 | |
86 | Соотношение единиц скорости. Правила порядка выполнения действий. Анализ разных способов решения задачи. Взаимосвязь компонентов и результата арифметического действия | 156-164 | 1 | |
86 | Решение задач. Сравнение выражений. Правила порядка выполнения действий. | 165-171 | 1 | |
88 | Движение двух тел навстречу друг другу. Решение задач | 172-178 | 1 | |
89 | Движение двух тел навстречу друг другу. Использование схем в задачах на встречное движение | 179-185 | 1 | |
90 | Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние) | 186-192 | 1 | |
91 | Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние). Сравнение выражений. Правила порядка выполнения действий. | 193-199 | 1 | |
92 | Решение задач на движение двух тел в одном направлении, когда одно тело догоняет второе | 200-207 | 1 | |
93 | Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях. | 208-214 | 1 | |
94 | Решение задач на движение. Алгоритм письменного деления. Правила порядка выполнения действий | 215-221 | 1 | |
95 | Решение задач на движение | 222-226 | 1 | |
96 | Решение задач на движение | 227-232 | 1 | |
97 | Решение задач на движение | 233-237 | 1 | |
98 | Решение задач на движение | 238-244 | 1 | |
99 | Контрольная работа №7 (задачи на движение) | 1 | ||
100 | Решение задач на движение | 245-251 | 1 | |
101 | Контрольная работа №7 (объединить контрольные работы № 12 и № 13 из пособия Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г. Контрольные работы. Математика. 4 класс) | 1 | ||
102 | Решение задач на движение | 252-258 | 1 | |
103 | Повторение изученного | 1 | ||
104 | Повторение изученного | 1 | ||
105 | Обобщение изученного | 1 | ||
IV четверть Уравнения и (4ч) | ||||
106 | Постановка учебной задачи. Анализ записей решения уравнений, их сравнение. Терминология | 259-267 | 1 | |
107 | Запись уравнения по записи деления с остатком, по рисунку, по схеме | 268-275 | 1 | |
108 | Сравнение уравнений. Выбор уравнения к задаче. Составление уравнения по рисунку, по схеме | 276-281 | 1 | |
109 | Составление уравнения по данному тексту ( по задаче) | 282-284 | 1 | |
Числовые и буквенные выражения (7 ч) 285–332 | ||||
110 | Постановка учебной задачи. Запись буквенных выражений по данному тексту. Числовое значение буквенного выражения при данных значениях входящей в него буквы | 285-292 | 1 | |
111 | Объяснение буквенных выражений, составленных по данному тексту. Сравнение числовых и буквенных выражений. Числовое значение буквенного выражения при данном числовом значении, входящей в него буквы | 293-298 | 1 | |
112 | Усложнённые уравнения. Их решение | 299-304 | 1 | |
113 | Решение задач способом составления уравнений | 305-310 | 1 | |
114 | Решение задач способом составления уравнений. Вычисления буквенных выражений при данном значении, входящей в него буквы | 311-317 | 1 | |
115 | Решение усложнённых уравнений. Составление уравнений по тексту задачи, по данной схеме | 318-324 | 1 | |
116 | Сравнение уравнений, буквенных выражений. Объяснение схем и выражений, составленных к задачам на движение | 325-332 | 1 | |
Проверь себя! Чему ты научился в 1–4 классах? (20 ч) 333–438 | ||||
117 | Повторение пройденного | 1 | ||
118 | Повторение пройденного | 1 | ||
119 | Повторение пройденного | 1 | ||
120 | Повторение пройденного | 1 | ||
121 | Повторение пройденного | 1 | ||
122 | Повторение пройденного | 1 | ||
123 | Повторение пройденного | 1 | ||
124 | Повторение пройденного | 1 | ||
125 | Повторение пройденного | 1 | ||
126 | Повторение пройденного | 1 | ||
127 | Повторение пройденного | 1 | ||
128 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | ||
129 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | ||
130 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | ||
131 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | ||
132 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | ||
133 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | ||
134 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
135 | Работа над ошибками | 1 | ||
136 | Обобщение тем года | 1 | ||
ИТОГО: 136 ЧАСОВ |
СОДЕРЖАНИЕ
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» . …1-11
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) «МАТЕМАТИКА» ………… .12-17
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ. 4 КЛАСС. ……………………………………… .… .18-23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...
Разработка урока математики во 2 классе по теме: "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" (учебник Л.Г. Петерсон "Математика 2 класс")
Урок - сказка поможет активизировать обучающихся, сделать изучение сложного матеиала доступным и интересным. Дети в игровой форме закрепят умение складывать и вычитать трёхзначные числа....
Урок математики "Счастливый случай. Закрепление. Письменные приёмы умножения и деления. Решение задач". Образовательная система "Школа 2100",3 класс (2 четверть), учебник "Математика 3 класс", Петерсон Л.Г.
Форма проведения нестандартная урок-игра. Дети работают группами-командами. Выполняют предложенные задания и по итогам игры награждаются....
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 1 класса. (составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс.")
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Структура пояснительной записки:1. Сведения о программе.2. Цели и...