Урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок математики в 1 классе. Тема "Точка, прямая линия, кривая линия, отрезок, луч".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 1- г классе.

Учитель: Кондратьева С.Н.

Тема: ТОЧКА. КРИВАЯ ЛИНИЯ. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. ОТРЕЗОК. ЛУЧ.

Педагогические цели: дать первичные представления о кривой и прямой линиях, отрезке;

продолжить работу по усвоению состава чисел 2–5;

учить чертить геометрические фигуры по линейке, правильно пользоваться линейкой;

прививать аккуратность.

Планируемые результаты (предметные): уметь распознавать геометрические фигуры: точку, кривую и прямую линии, отрезок;

знать состав чисел 2–5.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т. д.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: уметь моделировать – преобразовывать объекты из чувственной формы в модели, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке, действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами, инструментами для построения геометрических фигур и правил работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актулизация знаний.

  1. Логическая разминка.

- Составьте 6 квадратов, как на рисунке:

- Уберите одну палочку, чтобы квадратов стало 5.

Ответ: 

  1. Устный счёт.

- Игра «Засели домик»

4

3

2

1

2

1

3


- Игра «Молчанка»

(учитель показывает пропуск, учащиеся – карточку с соответствующей цифрой)

4 - … = 2          5 - … = 2

4 - … = 3          5 – 1 = …

1 + 3 = …         … - 3 = 1

… - 4 = 1          1 + … = 2

  1. Минутка для любознательных.

         - Найдите недостающую фигуру.

III. Изучение нового материала.

        1. Самоопределение к деятельности.

- В стране Геометрии жила- была точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям.

На доске изображено несколько разных линий.

– Посмотрите на доску и скажите, что заметили? Какие это были линии? (Прямые и кривые).

- На что похожи эти линии?

Прямые линии похожи на натянутые верёвочки, а верёвочки, которые не натянули, - это кривые линии.

Сколько прямых линий? Сколько кривых?

- Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!»

Очень интересно стало точке посмотреть на неё. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился луч.

Он тоже был очень длинный, но всё-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

Испугалась точка: «Что же я наделала?» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч.

И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец,

Вот такая маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.

– Разделите все изображённые на доске объекты на 4 группы. (Точки, кривые линии, прямые линии, отрезки.)

Сегодня прямая линия, луч, отрезок и точка пришли к нам на урок. Кто догадался, что мы будем делать на этом уроке?

(Учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок.)

2. Графическое изображение изученных линий. Выводы.

Чем прямая линия отличается от кривой? Каким чертёжным инструментом нужно воспользоваться, чтобы начертить прямую линию? (Линейкой.)

Как вы думаете, почему линейку так назвали?

– Про линейку даже есть стихотворение:

Я – линейка,

Прямота – моя главная черта.

– Начертите в ваших тетрадях одну прямую линию и одну кривую.

– Нужна ли линейка, для того чтобы начертить кривую линию?

– Поставьте в ваших тетрадях точку.

– Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через одну точку?

– Проведите одну прямую линию.

– Можно ли провести ещё? Проведите.

– А ещё можно провести прямую линию через эту же точку? Проведите.

– А ещё можно? Проведите.

– Какой вывод можно сделать? (Через одну точку можно провести бесконечно много прямых линий.)

Как вы думаете, можно ли через одну точку провести бесконечно много кривых линий?

– Попробуйте это сделать. Какой вывод из этого следует?

– А теперь поставьте в ваших тетрадях две точки. Сколько через них можно провести прямых линий?

Проведите прямую линию.

– Проведите ещё одну прямую через эти же точки. (Пытаются выполнить задание и приходят к выводу, что это сделать невозможно.)

Получилось ли у вас это сделать? Какой вывод из этого следует? (Через две точки можно провести только одну прямую линию.)

Поставьте ещё две точки в ваших тетрадях.

– Сколько кривых можно провести через них?

– Проведите одну кривую линию.

– Можно ли провести ещё одну кривую линию через эти же две точки? Попробуйте это сделать.

– А ещё одну? Проведите.

– Какой вывод из этого следует? (Через две точки можно провести много кривых линий.)

Проведите прямую линию. Поставьте на ней две точки.

– Часть прямой от одной точки до другой выделите цветным карандашом.

– Посмотрите внимательно на доску и найдите линии, похожие на полученную вами.

– Как называются эти линии? (Отрезки.)

Чем отрезок отличается от прямой линии?

Вывод: отрезок – это часть прямой линии. Отрезок имеет начало и конец, то есть, ограничен с двух сторон точками, в отличие от прямой линии, которая не имеет ни начала, ни конца, то есть бесконечна.

– Начертите в ваших тетрадях два отрезка.

Взаимопроверка.

IV. Физкультминутка.

                        Видим, скачут  по опушке

                        Две весёлые лягушки.

                        Прыг-скок, прыг-скок,

                        Прыгать с пятки на носок.

V. Закрепление изученного материала.

1.Работа по учебнику.

Стр.40. Посмотрите рисунок. Расскажите, чем прямая отличается от кривой.

- Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке. Расскажите своему соседу. (Работа в парах.)

2. Задание на полях.

- Как узнать, какой отрезок самый длинный?

- Какой же отрезок самый длинный? (самый короткий)

VI. Пропедевтика темы «Задача» (задание 2, с. 41 учебника).

– Как вы думаете, какое задание предстоит выполнить?

– Составьте рассказы и поставьте к ним вопросы.

– Какое числовое выражение соответствует первому (второму) рисунку?

– Какие числовые выражения оказались «лишними»?

– Составьте по ним рассказы.

VII. Физкульминутка.

Упражнение для глаз.

VIII. Составление и чтение равенств.

Работа по учебнику (задание 3, с. 41).

– Составьте выражения в соответствии с рисунками.

Выражения могут записываться учащимися в тетрадях с комментированием, а могут быть записаны только на доске.

–Прочитайте выражения разными способами.

Работа в тетради (задание 1, с. 15).

Дано выражение: 3 + 2 = 5. Учащиеся закрашивают 3 квадрата синим цветом, а 2 квадрата – зелёным.

Вся работа выполняется фронтально.

IX. Рефлексия.

Учебник, стр.41, «Проверь себя»

- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора»

X. Итог урока.

Вопросы:

- Какие открытия сделали? Что нового узнали о линиях

- Какая линия называется прямой?

-Что такое «отрезок»?

-Сколько прямых линий можно провести через одну точку? А через две?

-Где в жизни встречаются прямые (кривые) линии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...