Статья «Развитие УУД в начальной школе в рамках Недели математики»
статья по математике (4 класс) по теме

Горегляд Майя Леонидовна

Статья «Развитие УУД в рамках Недели математики»

 

Учителя часто задумываются как интересно провести Неделю математики.    Логические и веселые задачи, ребусы, магические квадраты, головоломки, математические газеты - все это уже было в практике ребят . Я решила познакомить учеников с одним из важных разделов математики – геометрией, изучающей пространственные структуры и отношения, а также их обобщения. Но как подойти к такому вопросу?

 Мотивацией стал рассказ о возникновении науки геометрии. Примерно 4 тысячи лет назад в долине реки Нил существовало государство Египет. В жарком, засушливом Египте выращивать зерно можно было только в долине реки. Весной, после дождей Нил широко разливался и покрывал поля своим плодородным илом. Эта земля давала богатые урожаи и очень высоко ценилась, она была распределена между крестьянами. Но вот в чём была незадача: поля друг от друга отделялись межами, а разлившийся Нил их смывал и часто менял русло. Приходилось после схода воды границы участков восстанавливать. А участки были и прямоугольные, и треугольные, и квадратные, и другой сложной формы. Восстанавливали границы участков особые чиновники – гарпедонапты - натягиватели верёвок.

Так и возникла наука о землемерии - геометрия. В дальнейшем наука геометрия шагнула далеко за пределы землемерия и стала важным и большим разделом математики.

Геометрических фигур очень много. В древности у фигур никаких имён не было. Люди нашли гениальный выход: они стали называть фигуры словами, обозначавшими предметы похожей формы.

К примеру, название конуса  произошло от греческого «conos», что значит сосновая шишка. Действительно, конус похож на шишку.  Детей заинтересовала история названий фигур и они решили продолжить самостоятельное исследование.

Так возник проект «Геометрия повсюду», который состоялся в рамках недели математики.

Работая над проектом, мы с детьми  создали  галерею образов геометрических фигур из окружающего мира .

Планирование деятельности шло по трем направлениям: архитекторы, дизайнеры, искусствоведы.

Архитекторы строили свое здание, провели исследование «Геометрические формы в архитектурных достопримечательностях города», создавали коллаж «Геометрический город будущего», представили свои работы на выставке  и отвечали на вопрос: почему геометрия является образцом красоты?

Дизайнеры разрабатывали свои варианты одежды с орнаментом, провели исследование « Геометрические формы в национальных костюмах» и отвечали на вопрос : как проследить связь времен и поколений?

Искусствоведы рисовали свои картины – подражания известным художникам, подготовили выставку работ и отвечали на вопрос: как в искусстве увидеть геометрию?

Прежде чем выполнить подражания  мои ученики знакомились с творчеством Казимира Малевича, Огюста  Эрбена, Виктора Вазарели. Картины художников настолько удивили и потрясли ребят, что они захотели узнать о технике письма и направлениях живописи, которые сводились к изображению геометрических фигур и всевозможных линий: «супрематизм», «кубизм», «беспредметничество», «геометрия».

  За время работы над проектом ребята получили опыт сотрудничества, развили коммуникативные умения, которые проявились в  представлении своих работ другим участникам проекта, вырабатывались личностные УУД: ученики выбирали себе дело по душе, проявили самостоятельность и поиске информации в различных источниках, оформлении макетов и создании картин-подражаний, а также формировались познавательные УУД: участники проекта познакомились с новыми направлениями в живописи, творчеством художников, чьи работы находятся за рамками школьной программы. В ходе работы над макетами дети учились создавать дизайн-проект  и воплощать его в жизнь.Итогами проекта стали:

Индивидуальные выступления учащихся по темам исследований.
Выставка работ- подражаний.
Выставка «Макеты зданий и сооружений».
Создание презентаций по темам иследований.

Впервые на неделе математики  прошла интеграция урочной, внеурочной  и творческой деятельности.  Ученики работали в тесной связке и получили удовлетворение от  работы и результата.

 Данный проект можно провести на параллель классов начальной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartinki.docx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развитие одарённости в начальной школе"

В статье описывается система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Статья :"Дифференцированное обучение в начальной школе в рамках ФГОС"

Использование технологии дифференцированного обучения.Знакомство с методами такой технологии на уроках, плюсами и минусами....

Статья "Развитие речи учащихся начальной школы".

В статье выделены 3 линии в развитии речи, направления в словарной работе, описаны группы упражнений, умения, относящиеся к связной речи, общие задачи учителя и требования к речи учащихся. В практичес...

Статья "Система оценивания в начальной школе в рамках ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию,  самосовершен...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...

Статья "Развитие речи учащихся начальной школы с учетом требований ФГОС НОО"

Выступление на окружном семинаре учителей начальных классов...

КВН по математике для параллели 3-х классов (в рамках недели математики в начальной школе)

Цель: Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках  и внеклассных занятиях по математике.Задачи:   1)Способствовать формированию интереса к урокам математики.2)Зак...