Знакомство с римскими цифрами
методическая разработка по математике (3 класс)

Миронова Елена Алексеевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

3 класс 


Тема: «Знакомство с Римскими цифрами»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:  

  • Познакомить учащихся с римскими цифрами.
  • Научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними.
  • Совершенствовать вычислительные навыки  умение решать простые задачи, сравнивать выражения.
  • Развивать познавательный интерес, мышление, память.
  • Расширять кругозор учащихся.
  • Работать над числовым рядом от 1 до 10;
  • Отрабатывать навыки табличного умножения и деления;

 

 

Оборудование:

  • Компьютер;

Карточки с римскими и арабскими числами;

  • Счётные палочки; числа,  карточки с заданиями.

 Ход урока.

1.Организационный момент.

-Долгожданный  дан  звонок  начинается урок.

2. Сообщение темы и цели урока.

Для того чтобы урок был удачным,   необходимо   соблюдать   следующие   условия:   быть очень    внимательными,    правильно    выполнять    задания, не допускать ошибок.

3. Устный счет.

1.  Работа по числовому ряду. (Заранее вкладываю в тетради некоторых детей листочки с порядковым номером.)

 (Дети выходят к доске. В руках держат листок с порядковым номером)  

На обороте примеры с таблицей умножения.

24:4 =6            3*3=9

42:6=7           60:6-10

64:8=8

-   У каждого есть  свое число.

    Поставьте    их   так,    чтобы    они расположились по порядку: от 1 до 10

-   Какое число идет при счете за числом 5? 7? 9?

-Перед числом 6? 8? 10?

-Назовите «соседей» числа 6, 8. 

2.  Решение задач.

-   А теперь проведем математическую разминку.

1).Саша с Колей рыб удили

Десять  рыбок наловили.

Кот к рыбам подобрался

Одну схватил и умчался.

Сосчитайте, ребята, скорей, сколько осталось рыб у друзей? (10-1=9)

Проблемный вопрос

(на наборном полотне карточки с римскими числами)

 

XII

L

CX

VI

D

IX

XXV

M

XXXII

 

-Ребята,  как вы думаете, что обозначают эти знаки?

-На карточках римские числа.

-Где вы видели такие числа? (На циферблате часов, в книгах, на памятниках и т.д.)

-Мы выяснили, что такие  цифры встречаются довольно часто в нашей жизни.

III.Сообщение темы и целей урока

-Поэтому тема нашего урока «Римские цифры».

-Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия. 

-Ребята, как вы думаете, почему эти цифры назвали римскими? (Их придумали  в Риме.)

-Хотите отправиться  в далёкое путешествие в Древний Рим? 

-Итак, отправляемся в путь.

IV.Работа над новой темой

-Мы с вами перенеслись на 2 тысячи лет назад и оказались в Древнем Риме. 

1.Сравнение арабской и римской нумерации.

-Ребята, назовите цифры, которые мы используем для записи чисел.

 (Для записи чисел мы используем цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

-Сколько их? (Их 10)

-Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации?

(В римской нумерации используют 7 цифр)

-Обратите внимание: нет знака для обозначения цифры 0! 

2.Знакомство с правилами записи чисел римскими цифрами. 

-Познакомимся с правилами записи чисел римскими цифрами.

-Будете работать в парах. Для записи чисел используйте счётные палочки. (Работа в парах)

-Как бы вы записали число 2? (Надо взять 2 палочки: II)

-А число3? (Выложим 3 палочки: III)

-Подумайте, как записать число 4? (Предположения детей)

-Запомните: больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя!

-Запись числа основана на математических действиях: вычитании и сложении.

-Мы запишем число 4 с помощью цифр V и I.   

-Выложите из палочек цифру V. От пяти отнимаем один и ставим I перед цифрой V. 

-Как бы вы записали число 6?

 (Выкладываем цифру V. К пяти прибавляем один и ставим I справа от цифры V.) 

Аналогично записываем числа 7, 8, 9, 10.

 У детей на партах числа из палочек:

I    II    III    IV     V    VI     VII     VIII      IX     X

-Итак, ещё раз повторим правила записи чисел римскими цифрами.

 (Больше трёх одинаковых цифр подряд не пишем. Запись основана на вычитании и сложении).

-Запишем римскими цифрами  числа, которые я буду показывать на карточках. Пользуйтесь памяткой! 

 (Дети по очереди выходят к доске и записывают числа, остальные выкладывают числа из палочек –

 работают в парах.)

V.Физ.минутка

-Давайте немного отдохнём.

-Сколько луковиц у нас, столько мы присядем раз. (7)

-Сколько яблочек зелёных, столько сделаем наклонов. (4)

-Сколько видим мы грибков, столько сделаем прыжков. (9)

-Сколько помидоров у нас, столько потянитесь раз. (5)

VI.Закрепление изученного

1.Упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр

-А теперь давайте потренируемся в чтении и записи римских чисел.

Кому будет очень трудно записывать римские числа, можете воспользоваться памяткой.

 

 

I

1

X

10

C

100

M

1000

II

2

XX

20

CC

200

MM

2000

III

3

XXX

30

CCC

300

MMM

3000

IV

4

XL

40

CD

400

 

 

V

5

L

50

D

500

 

 

VI

6

LX

60

DC

600

 

 

VII

7

LXX

70

DCC

700

 

 

VIII

8

LXXX

80

DCCC

800

 

 

IX

9

XC

90

CM

900

 

 

 

-Слушайте внимательно! 

-Рим был основан в VIII веке до нашей эры.

-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ.

Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается 

колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора.

-Колонна состоит из основания, столпа и статуи.

-Чтобы узнать её размеры, решим задачу

Задача №1.

Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.

Узнай высоту всей колонны.

(Дети записывают: 5+30+3=38 (м)                  

Ответ: высота колонны 38 м.)

-Рядом запишите число 38 римскими цифрами. (XXXVIII)

 

-Продолжаем. Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР

 – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища.

В Риме таким амфитеатром является Колизей.

-Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.

Задача №2

Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?

(Дети записывают: 80-72=8 (л.)          

Ответ: Колизей строили 8 лет.

-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)

Задача №3

Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.

Соедини стрелочками эти числа с римскими:  L          LXXXV          LIII

Запиши эти римские числа в порядке возрастания.

(Дети пишут: L, LIII, LXXXV)                        

-При таких размерах Колизей мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей.

Зрители занимали места на трибунах. У самой арены - император и его семья.

На верху – простые люди

Задание №4

 Места для простых людей были помечены цифрами от  I до   LXXVI.

Запишите римские числа арабскими.

(Дети пишут: от 1 до 76)    

-Рядом с Колизеем можно увидеть много храмов.

Самый поразительный  римский Пантеон – храм всех богов. 

-Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы – АКВЕДУКИ.

Задача №5

В город Рим вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор.

Сколько акведуков не сохранилось до наших дней?

Решение запиши римскими числами.

(Дети пишут: XI-II=IX)                     

-Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города.

Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви.

-В центре – бог океанов и морей Нептун. Он выезжает на колеснице-морской раковине, запряжённой парой морских коньков. Два Тритона, указывая дорогу, помогают конькам передвигаться между горами камней.

Считается, что если бросишь в этот фонтан монетку, то побываешь в Риме ещё раз.

-Давайте представим, что у нас в руке монетка. Мысленно бросим её в фонтан правой рукой через левое плечо, чтобы через какое-то время вновь вернуться в современный Рим и полюбоваться достопримечательностями этого удивительного города, многие из которых  сохранились до наших дней.

 

Посмотрите ребята, вы запомнили все? Но числа расположены не по порядку. Давайте попробуем назвать их в порядке убывания.

IV. Закрепление пройденного.

1.       Работа в тетради:  Проверьте свои рабочие места, сядьте поудобнее. Постарайтесь,  чтобы тетради лежали правильно, а записи были аккуратными.    

1) Решение примеров.

На доске написаны примеры:

IV*VI           V*III                   I * X

IX * VIII         VII * II  

VI.  Итог урока.

      Домашнее задание.

САМОАНАЛИЗ

Математика

3 класс 

Тема: «Знакомство с Римскими цифрами»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:  

  • Познакомить учащихся с римскими цифрами.
  • Научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними.
  • Совершенствовать вычислительные навыки  умение решать простые задачи, сравнивать выражения.
  • Развивать познавательный интерес, мышление, память.
  • Расширять кругозор учащихся.
  • Работать над числовым рядом от 1 до 10;
  • Отрабатывать навыки табличного умножения и деления;

 

Данный урок математики находится в разделе программы «Числа от 1 до 10» и соответствует календарно-тематическому планированию, является логическим продолжением предыдущего урока. Структура урока была подчинена технологии проблемно-диалогического обучения и соответствовала комбинированному типу урока.

Оценка целеполагания и мотивации учебной деятельности.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся. Содержание учебного материала отвечало главной цели урока: «Формирование умения обучающихся прибавлять и вычитать число  разными способами» и его задачам.  Все имели возможность проявить свои знания и умения, и каждый с неподдельным интересом ждал своего неповторимого задания. С первых минут урока мне удалось увлечь детей и уверить их в том, что дальше будет также увлекательно.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, им нужно было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока  были тесно взаимосвязаны между собой, выгодно чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов  и определении заданий на уроке учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Оценка содержания образования.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников. Учебная информация была привлекательна для детей. За счет привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала шло усиление детского интереса  и повышение возможностей в достижении  поставленных задач на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно: запланированный объем урока был выполнен. Интенсивность урока была оптимальной, с учетом физиологических и психических особенностей. Были проведены гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика и физминутка. Цели и задачи урока достигнуты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

Знакомство с римскими цифрами.

Дети узнаю римские цифры, дейстия с ними....

Числа и цифры. Римские цифры

·         Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;·         Cпособствовать развит...

Путешествие в прошлое.Знакомство с римскими цифрами.

Путешествие в прошлое. Как люди научились записывать цифры....

Знакомство с римскими цифрами

Материал содержит рабочий лист для учащихся и приложение для учителя. Позволяет познакомиться с записью римских чисел и математических выражений, научит решать простые ребусы....