Знакомство с римскими цифрами
методическая разработка по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Математика
3 класс
Тема: «Знакомство с Римскими цифрами»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель:
- Познакомить учащихся с римскими цифрами.
- Научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними.
- Совершенствовать вычислительные навыки умение решать простые задачи, сравнивать выражения.
- Развивать познавательный интерес, мышление, память.
- Расширять кругозор учащихся.
- Работать над числовым рядом от 1 до 10;
- Отрабатывать навыки табличного умножения и деления;
Оборудование:
- Компьютер;
Карточки с римскими и арабскими числами;
- Счётные палочки; числа, карточки с заданиями.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Долгожданный дан звонок начинается урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
Для того чтобы урок был удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания, не допускать ошибок.
3. Устный счет.
1. Работа по числовому ряду. (Заранее вкладываю в тетради некоторых детей листочки с порядковым номером.)
(Дети выходят к доске. В руках держат листок с порядковым номером)
На обороте примеры с таблицей умножения.
24:4 =6 3*3=9
42:6=7 60:6-10
64:8=8
- У каждого есть свое число.
Поставьте их так, чтобы они расположились по порядку: от 1 до 10
- Какое число идет при счете за числом 5? 7? 9?
-Перед числом 6? 8? 10?
-Назовите «соседей» числа 6, 8.
2. Решение задач.
- А теперь проведем математическую разминку.
1).Саша с Колей рыб удили
Десять рыбок наловили.
Кот к рыбам подобрался
Одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей, сколько осталось рыб у друзей? (10-1=9)
Проблемный вопрос
(на наборном полотне карточки с римскими числами)
XII |
L |
CX |
VI |
D |
IX |
XXV |
M |
XXXII
|
-Ребята, как вы думаете, что обозначают эти знаки?
-На карточках римские числа.
-Где вы видели такие числа? (На циферблате часов, в книгах, на памятниках и т.д.)
-Мы выяснили, что такие цифры встречаются довольно часто в нашей жизни.
III.Сообщение темы и целей урока
-Поэтому тема нашего урока «Римские цифры».
-Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия.
-Ребята, как вы думаете, почему эти цифры назвали римскими? (Их придумали в Риме.)
-Хотите отправиться в далёкое путешествие в Древний Рим?
-Итак, отправляемся в путь.
IV.Работа над новой темой
-Мы с вами перенеслись на 2 тысячи лет назад и оказались в Древнем Риме.
1.Сравнение арабской и римской нумерации.
-Ребята, назовите цифры, которые мы используем для записи чисел.
(Для записи чисел мы используем цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
-Сколько их? (Их 10)
-Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации?
(В римской нумерации используют 7 цифр)
-Обратите внимание: нет знака для обозначения цифры 0!
2.Знакомство с правилами записи чисел римскими цифрами.
-Познакомимся с правилами записи чисел римскими цифрами.
-Будете работать в парах. Для записи чисел используйте счётные палочки. (Работа в парах)
-Как бы вы записали число 2? (Надо взять 2 палочки: II)
-А число3? (Выложим 3 палочки: III)
-Подумайте, как записать число 4? (Предположения детей)
-Запомните: больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя!
Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора. -Колонна состоит из основания, столпа и статуи. -Чтобы узнать её размеры, решим задачу Задача №1. Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м. Узнай высоту всей колонны. (Дети записывают: 5+30+3=38 (м) Ответ: высота колонны 38 м.) -Рядом запишите число 38 римскими цифрами. (XXXVIII)
-Продолжаем. Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей. |
-Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.
Задача №2 Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей? (Дети записывают: 80-72=8 (л.) Ответ: Колизей строили 8 лет. -Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII) |
Задача №3 Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м. Соедини стрелочками эти числа с римскими: L LXXXV LIII Запиши эти римские числа в порядке возрастания. (Дети пишут: L, LIII, LXXXV) -При таких размерах Колизей мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей. Зрители занимали места на трибунах. У самой арены - император и его семья. На верху – простые люди Задание №4 |
Места для простых людей были помечены цифрами от I до LXXVI.
Запишите римские числа арабскими. (Дети пишут: от 1 до 76) -Рядом с Колизеем можно увидеть много храмов. Самый поразительный римский Пантеон – храм всех богов. -Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы – АКВЕДУКИ. Задача №5 В город Рим вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор. Сколько акведуков не сохранилось до наших дней? Решение запиши римскими числами. (Дети пишут: XI-II=IX) -Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города. Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви. -В центре – бог океанов и морей Нептун. Он выезжает на колеснице-морской раковине, запряжённой парой морских коньков. Два Тритона, указывая дорогу, помогают конькам передвигаться между горами камней. Считается, что если бросишь в этот фонтан монетку, то побываешь в Риме ещё раз. -Давайте представим, что у нас в руке монетка. Мысленно бросим её в фонтан правой рукой через левое плечо, чтобы через какое-то время вновь вернуться в современный Рим и полюбоваться достопримечательностями этого удивительного города, многие из которых сохранились до наших дней.
|
Посмотрите ребята, вы запомнили все? Но числа расположены не по порядку. Давайте попробуем назвать их в порядке убывания.
IV. Закрепление пройденного.
1. Работа в тетради: Проверьте свои рабочие места, сядьте поудобнее. Постарайтесь, чтобы тетради лежали правильно, а записи были аккуратными.
1) Решение примеров.
На доске написаны примеры:
IV*VI V*III I * X
IX * VIII VII * II
VI. Итог урока.
Домашнее задание.
САМОАНАЛИЗ
Математика
3 класс
Тема: «Знакомство с Римскими цифрами»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель:
- Познакомить учащихся с римскими цифрами.
- Научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними.
- Совершенствовать вычислительные навыки умение решать простые задачи, сравнивать выражения.
- Развивать познавательный интерес, мышление, память.
- Расширять кругозор учащихся.
- Работать над числовым рядом от 1 до 10;
- Отрабатывать навыки табличного умножения и деления;
Данный урок математики находится в разделе программы «Числа от 1 до 10» и соответствует календарно-тематическому планированию, является логическим продолжением предыдущего урока. Структура урока была подчинена технологии проблемно-диалогического обучения и соответствовала комбинированному типу урока.
Оценка целеполагания и мотивации учебной деятельности.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся. Содержание учебного материала отвечало главной цели урока: «Формирование умения обучающихся прибавлять и вычитать число разными способами» и его задачам. Все имели возможность проявить свои знания и умения, и каждый с неподдельным интересом ждал своего неповторимого задания. С первых минут урока мне удалось увлечь детей и уверить их в том, что дальше будет также увлекательно.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, им нужно было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, выгодно чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Оценка содержания образования.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников. Учебная информация была привлекательна для детей. За счет привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала шло усиление детского интереса и повышение возможностей в достижении поставленных задач на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно: запланированный объем урока был выполнен. Интенсивность урока была оптимальной, с учетом физиологических и психических особенностей. Были проведены гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика и физминутка. Цели и задачи урока достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс
Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...
«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"
Цели и задачи: уточнить представления о цифрах и числах; познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях; познакомить с пер...
Знакомство с римскими цифрами.
Дети узнаю римские цифры, дейстия с ними....
Конспект урока математики "Цифры и числа. Римские цифры"
УМК Школа 2100, 1 класс...
Числа и цифры. Римские цифры
· Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;· Cпособствовать развит...
Путешествие в прошлое.Знакомство с римскими цифрами.
Путешествие в прошлое. Как люди научились записывать цифры....
Знакомство с римскими цифрами
Материал содержит рабочий лист для учащихся и приложение для учителя. Позволяет познакомиться с записью римских чисел и математических выражений, научит решать простые ребусы....