Путешествие в прошлое.Знакомство с римскими цифрами.
занимательные факты по математике (2, 3, 4 класс) на тему
Путешествие в прошлое. Как люди научились записывать цифры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в прошлое. Знакомство с римскими цифрами.
Как люди научились записывать числа
– Сегодня мы отправимся в путешествие в Древний Египет, Индию, Вавилон и узнаем, как записывали цифры и числа разные народы. Очень разные и даже забавные были эти «цифры».
В Древнем Египте, например, числа первого десятка записывались соответствующим количеством палочек: ⎟ – 1, ⎟⎟ – 2 и т. д. Десять обозначали в виде подковы – Чтобы записать число 15, нужно было поставить одну подкову и пять палочек:
В Индии за две тысячи лет до начала нашего летосчисления появился ноль. Его обозначили так же, как и сейчас. Но ведь мы уже привыкли к нему, а тогда это было великим открытием. Назывался он в то время просто кружком. А в Древней Индии кружок – сунья. Арабы перевели это слово как цифр. Не правда ли, напоминает что-то?
Правильно! Цифр – цифра. Так уж получилось, что арабским именем нуля стали называть все остальные знаки. Все они теперь цифры: и 0 – цифра, и 5 – цифра, и 9 – цифра. А само слово ноль возникло позже от латинского nullum – ничто.
После того как был создан алфавит, во многих странах числа стали записывать с помощью букв. В Древней Греции и Древней Руси к буквам добавляли еще специальные знаки, чтобы не путать их с обычными буквами.
Немало различных способов записи чисел было создано людьми. В Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком «~» (титло), который писали над буквой.
Первые девять букв алфавита обозначали единицы, следующие девять букв – десятки, а последние девять букв – сотни. Число десять тысяч называли словом «тьма» (и теперь мы говорим: «народу – тьма тьмущая»).
Современная достаточно простая и удобная десятичная система записи чисел была заимствована европейцами у арабов, которые, в свою очередь, переняли ее у индусов. Поэтому цифры, которыми мы сейчас пользуемся, европейцы называют «арабскими», а арабы – «индийскими». Эта система была введена в Европе примерно в 1120 году английским ученым-путешественником Аделардом. К 1600 году она была принята в большинстве стран мира.
Русские названия чисел тесно связаны с десятичной системой счисления. Например, семнадцать означает «семь на десять», семьдесят – «семь десятков», а семьсот – «семь сотен».
Однако и эта система оказалась очень громоздкой.
Всем с детства знакома римская нумерация. Чаще всего римские цифры встречаются на циферблате в часах:
I II III IV V VI VII VIII IХ Х
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
До сих пор используются римские цифры, которые употреблялись в Древнем Риме уже около 2500 лет тому назад.
I – 1, V – 5, X –10, L – 50, G – 100, D – 500, M – 1000
Остальные числа записываются этими же цифрами с применением сложения и вычитания. Так, например, число XXVII означает 27, так как 10 + 10 + 5 + 1 + 1 = 27.
Если меньшая по значению цифра (I, X, С) стоит перед большей, то ее значение вычитается.
Например: IV означает 4 (5 – 1 = 4), IX означает 9 (10 – 1 = 9). ХС означает 90. Таким образом, число MCMLXXXIX означает 1989, так как:
1000 + (1000 – 100) + 50 + 10 + 10 + 10 + (10 – 1) = 1989.
В настоящее время римские цифры обычно применяются при нумерации глав и разделов книги, месяцев года, для обозначений дат значительных событий, годовщин.
Для вычислений запись чисел с помощью римских цифр неудобна. В этом вы можете убедиться сами, если попробуете выполнить, например, сложение чисел CCXCVII и XLIX или деление числа CCXCVII на число IX.
Большим достижением стало введение нуля, который позволил при записи чисел указывать пропущенный разряд. Способ записи любого числа с использованием всего только десяти цифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 был изобретен в Индии. Эта система оказалась настолько простой и удобной, что быстро распространилась по всем странам, а так как распространяли ее именно арабы, а не индусы, то эти цифры мы стали называть арабскими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."
Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан в технологии деятельностного метода....
Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс
Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...
«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"
Цели и задачи: уточнить представления о цифрах и числах; познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях; познакомить с пер...
Конспект урока математики "Цифры и числа. Римские цифры"
УМК Школа 2100, 1 класс...
Числа и цифры. Римские цифры
· Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;· Cпособствовать развит...
"Цифры и числа. Римские цифры" Презентация к уроку математики 1 класс
Презентация к уроку "Цифры и числа. Римские цифры" 1 Класс...
«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"
Цели и задачи: уточнить представления о цифрах и числах; познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях; познакомить с первыми д...