Урок математики.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Кислицына Светлана Дмитриевна

Урок математики разработан мною на базе НИРО. 3 класс. Тема: "Случаи деления вида 78:29".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие сведения о проекте:

- название учебного предмета: математика;

- класс: 3;

- УМК начального образования: «Школа России»;

- программа по учебному предмету: авторы учебника и рабочей тетради: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова;

- фрагмент календарно-тематического планирования по изучаемой теме:

Тема раздела программы  

Кол-во часов

Тип урока

Цели и задачи программного материала

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Вид контро-ля, ФОПД

Дата проведения

Тема урока

знать

уметь

 Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление.

Всего часов: 29

 

 Познакомить с приемами умножения и деления круглых чисел, с различными способами умножения суммы на число. Научить применять эти приёмы в решении задач. Научить умножать и делить двузначное число на однозначное, делить двузначное на двузначное. Познакомить с правилом деления суммы на число и научить применять его при решении задач. Научить выполнять проверку деления умножением и наоборот. Закреплять умение решать уравнения разных видов, задачи изученных типов. Научить делить с остатком. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление.

Приёмы умножения круглых чисел, различные способы умножения суммы на число, правило деления суммы на число, алгоритм умножения и деления двузначного числа на однозначное.

Умножать и делить круглые числа, умножать и делить двузначные числа на однозначные, применять правило деления суммы на число при решении задач; решать задачи разных видов; делить с остатком.

65

Умножение и деление круглых чисел.

1

Н

Текущ. Фронт.

66

Случаи деления вида 80: 20

1

Н

Текущ.    Фронт.    

67,68

Умножение суммы на число.

2

Н, ПЗУ

Текущ. Фронт.  Устн.

69,70

Умножение двузначного числа на однозначное

2

Н,ПЗУ

Текущ.  Фронт. Письм.

71

Закрепление изученного

1

ПЗУ

Текущ. Фронт. Групп.

72,73

Деление суммы на число

2

Н,ПЗУ

Текущ.   Фронт.

Письм.

74

Деление двузначного числа на однозначное

1

Н

Текущ. Фронт.

75

Делимое. Делитель

1

Н

Текущ.

Фронт.

76

Проверка деления

1

Н

Текущ. Фронт. Устн.

77

Случаи деления вида 87:29

1

Н

Текущ.

Фронт.

78

Проверка умножения.

1

Н

Текущ. Фронт.

79, 80

Решение уравнений

2

Н,ПЗУ

Текущ.  Фронт.

81, 82

Закрепление изученного

2

Н,ПЗУ

Текущ., Фронт.  

83

Контрольная работа по теме «Решение уравнений»

1

К

Тематич. Индив.

84

Анализ контрольной работы. Деление с остатком

1

ПЗУ

Текущ. Индив.  

85-87

Деление с остатком

3

Н,ПЗУ

Текущ. Фронт. Письм.  

88

Решение задач на деление с остатком

1

Н

Текущ.  Фронт.

89

Случаи деления, когда делитель больше делимого

1

Н

Фронт.  Текущ.

90

Проверка деления с остатком

1

Н

Текущ.  Фронт.

91

Что узнали. Чему научились

1

ПЗУ

Текущ. Групп.

Письм.

92

Наши проекты

1

ПЗУ

Тематич. Письм.    

93

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

1

К

Тематич.

Индив.

Диагностический блок:

Описание диагностики исходного уровня универсальных учебных действий (УУД):

Методика к уроку «Деление вида 87:29». Данная методика даётся перед проведением урока, чтобы ликвидировать пробелы учащихся в знаниях и подготовить детей к этой теме. Методика разработана мной (за основу взята методика Виноградовой Н.Ф.)

Диагностируемые учебные умения:

1 – умение применять знания о порядке выполнения действий в числовых выражениях в ситуации проверки готового решения.

2 – умение подобрать числа, отвечающие заданному требованию, и применить знания о делении двузначных чисел на однозначное число.

3 – умение анализировать текст задачи и выбирать такие задачи, для решения которых необходимо выполнить одно арифметическое действие.

4 – умение различать характеристики геометрических фигур (периметр и площадь)

5 – умение решать примеры «с окошками».

Диагностическая работа (середина учебного года) 3кл., 3 четв.

  1. Проверь решения 1,2. Отметь галочкой верное решение.

Исправь порядок действий в неверном решении.

23+4х(13-12)

Решение 1 …                                 Решение 2 …

23+4х(13-12)=27                           23+4х(13-12)=27              

1)23+4=27                                     1)13-12=1

2)13-12=1                                      2)4х1=4

3)27х1=27                                     3)23+4=27

2. Запиши вместо точек такие цифры, чтобы получившееся двузначное число разделилось на 2.

Первое число: 3…

Второе число: 3…

Третье число: 3…

3.Отметь задачи, которые решаются делением.

… Масса арбуза 6 кг. Арбуз в 2 раза тяжелее дыни. Какова масса дыни?

… 12 чашек разложили в коробки, по 3 чашки в каждую. Сколько коробок?

… На столе стоит 8 чашек. В каждой чашке по 2 ягоды. Сколько ягод?

… Чашка стоит 16 рублей, а блюдце в 4 раза дешевле. Сколько стоит блюдце?

4.Прочитай описание фигур.

Фигура1 – прямоугольник со сторонами 4 см и 3 см.

Фигура2 – прямоугольник с периметром 8 см.

Фигура3 – прямоугольник с площадью 6 см2.

Возьми линейку. Найди фигуры 1,2,3 на рисунке. Номер запиши внутри фигуры.

5.Вспомни правило и найди неизвестное число.

… : 7 = 9     4 х … = 32    81 : … = 9

Уровень знаний детей

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся – 100%

30%

30%

40%

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме:

- научатся решать примеры вида 87:29 методом проб;

- закрепят решение примеров на порядок выполнения действий, решение уравнений на основе закономерностей, решение задач, геометрический материал;

- на основе задания «Расшифруй» решат логическую задачу.

Тема урока: Случаи деления вида 87:29, 66:22 (3 класс, 3 четверть). Урок ознакомления с новым материалом

Цель: Формирование логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися нового вычислительного приёма деления двузначного числа на двузначное  в случаях вида 87:29.

Задачи урока:

  1. Учащиеся научатся делить двузначное число на двузначное в примерах вида 87:29.
  2. Учащиеся будут овладевать способами решения задач, составлять и решать задачи, обратные данной, развивать необходимые умения и закреплять знания.
  3. Путём выбора правила будут совершенствовать решение уравнений.

А так же будут решаться УУД, соответствующие ФГОС такие как:

          Коммуникативные УУД

· Работа в парах;

· Умение выражать свои мысли полно и точно;

· Управление действиями партнера (оценка, коррекция);

Регулятивные УУД

· Анализ своих действий и управление  ими;

· Оценка результатов продвижения по теме.

Личностные УУД

· Личностная заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

· Объяснять выбор действий для решения.

Оборудование урока:

Учебный комплект «Школа России», средства обратной связи, компьютер

План урока с хронометражем:

  1. Оргмомент  2 мин.
  2. Актуализация знаний. Устный счёт 5 мин

                III.     Самоопределение к деятельности 5 мин

  1. Работа по теме урока 12 мин
  1. Объяснение нового материала
  2. Работа по учебнику
  1. Физкультминутка 3 мин
  2. Закрепление изученного материала 10 мин
  1. Работа по учебнику
  2. Выполнение заданий в рабочей тетради
  1. Рефлексия 3 мин
  2. Подведение итогов урока. Домашнее задание 3-5 мин

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

I.Оргмомент

- Здравствуйте! Садитесь!  - А у нас закон такой: всё, что нужно под рукой.  Книжки, ручки и тетрадки всегда в полном порядке!

Дети садятся и приводят в порядок свои учебные вещи.

Эмоциональный настрой на урок, самоорганизация.

II.Актуализация знаний. Устный счёт

Устный счёт – мы считаем в уме!

Развиваем мысли, познанья,

Чтобы были блестящие знанья!

1.Соотнесение примеров и ответов:

27:9

36:9                                  4

60:20                        

45:9                                  5

80:20

35:7                                 3

50:10

24:8

- Найдите ответы для данных примеров.

Прослушав трёх учащихся, спросить:

- Ребята, а какой ответ верный? Почему?

2.- Узнайте площадь прямоугольника со сторонами 5см и 3 см.

- Составьте две обратные задачи.

Дети вычисляют примеры, один ученик отвечает с места, остальные сигнализируют средствами обратной связи (сигнальные карточки с рисунками: солнышко – ответ верный, тучка – неверный, надо пересчитать).

Дети отвечают: в примере 27:9 верный ответ 3, потому что 9х3 – 27. Это подготавливает детей к новой теме, где тоже нужно будет частное умножать на делитель, чтобы получить делимое.

Дети  вычисляют площадь и составляют две обратные задачи: а) Площадь прямоугольника 15 см2. Найти сторону прямоугольника, если другая сторона равна 3 см, б) Площадь прямоугольника 15 см2. Найти сторону прямоугольника, если другая сторона равна 5 см.

Фронтальная работа

Регулятивное УУД

Саморегуляция

Корректировка ответов ребят и выбор правильного

Коммуникативное УУД

Учебное действие

Творческое задание.

 Такое задание даётся для того, чтобы в дальнейшем дети выполнили самостоятельно №5 на с.18 учебника

III.Самоопределение к деятельности

54:6,40:2,80:40, 57:3,68:17

- Чем похожи и чем отличаются данные выражения? (Все примеры на деление. Различаются вычислениями и ответами, в одних примерах делится двузначное на однозначное число, а в других - двузначное на двузначное)

- На какие две группы можно их разбить? (1-я группа:  деление двузначного числа на однозначное, 2-я: деление двузначного числа на двузначное).

- Найдите значения этих выражений. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, правильно ли решил примеры ваш сосед. На доске выписаны правильные ответы, но один из них лишний. Какой ответ лишний для соседа?

- Какой пример вызвал у вас затруднения? Почему?

- Сформулируйте тему и задачи урока.

- Кто хочет научиться решать такие примеры?

Дети говорят: 54:9 получится 6, потому что 6х9 – 54; 4десятка разделим на 2, получится 2 десятка или 20; 80:40 получится 2, потому 2 умножить на 40 получится 80; 57:3 получится 19, потому что 57 – это 30 и 27, 30 разделить на 3 – 10, 27:3 – 9, 10 да 9 получится 19.

Дети: последний, мы ещё не умеем решать примеры на деление двузначного числа на двузначное.)

Дети: тема урока «Деление двузначного числа на двузначное» и наша задача, научиться решать примеры такого вида.

Развитие познавательного УУД – действия сравнения. Развитие познавательного УУД – действия классификации

Развитие регулятивного УУД – действия контроля

Постановка проблемы.

Развитие регулятивного УУД – действия целеполагания

Мотивационный компонент

IV.Работа по теме урока

1. Объяснение нового материала

2.Работа по учебнику

- А как бы вы решили такой пример? Ваши предложения.

- Который способ наиболее лёгкий? Почему?

- Как вы его решали?

- Как найти такое число?

- А почему я не могу подобрать в ответе число 3,5?  (Вычисления учитель пишет на доске).

- Составьте алгоритм деления двузначного числа на двузначное.

- откройте с.18. Посмотрите, как нашли частное в примере 87:29.

- Правильный ли алгоритм вы составили?

- Решим примеры под №1(с.18) с комментированием у доски

- Кто научился решать такие примеры?

- Научите других людей.

- А теперь разделимся на 3 варианта и самостоятельно решим по строчкам примеры под №2 (с.18). Для тех, кто справится быстрее всех, дополнительное задание под №7 (с.18).

Проверка

1) 68 – это 34 и 34. 34 разделить на 17 – это 2 и 34:17 – это 2. 2 да 2 – это4. Проверка: 4х17=4х10+4х7=40+28=68.

2) 68:17=4, потому что если 4х17, то получится 68

Дети отвечают: второй, потому что короче запись и считать легче.

Дети: нашли число, которое при умножении на 17 дало число 68.)

Дети: догадкой, подбором

Дети: если 17 умножить на 3, то получится 51, а не 68, приумножении частного на делитель получается делимое, а здесь 51<68, значит, число 3 не подходит.  

Если 5х17=85, а не 68, 85>68, значит, 5 не подходит.

Дети: 1. Подобрать число.

2.Умножить его на делитель.

3.Если ответ равен делимому, значит число найдено верно.

  1. 4. Если ответ меньше или больше делимого, то число найдено неверно.

Дети читают в учебнике и делают вывод.

Выдвижение гипотез

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Операционный компонент

Познавательные УУД – по способу действия

Прогнозирование

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Дифференциация

V.Физкультминутка

Раз, два – шли утята,

(Шаги на месте.)

Три, четыре – шли домой.

(Прыжки на месте.)

Вслед за ними плёлся пятый,

(Хлопки в ладоши.)

Впереди бежал шестой.

(Потопать ногами.)

А седьмой от всех отстал-

(Шаги на месте.)

Испугался, закричал:

(Хлопки в ладоши.)

- Где вы, где вы?

(Прыжки на месте.)

- Не кричи, мы тут рядом, поищи!

(Потопать ногами.)

После самостоятельной работы полезны интенсивные движения.

VI. Закрепление изученного материала.

1.Работа по учебнику.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Решаем уравнения под №3(с.18).

- Выберите, какое правило подходит для решения 1-ого (2-ого) уравнения? (На презентации правила:

1. «Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.

 2. Чтобы найти 2-й множитель, нужно произведение разделить на 1-й множитель.

3. Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель».

- Придумайте уравнение к 3-ему правилу. (Например, х:6=4)

- Решите самостоятельно. Кто справится быстро, решите придуманное уравнение.

Проверка:

- Какие математические законы вы использовали при решении уравнений? (Законы о взаимосвязи умножения и деления.)

- А теперь я предлагаю прочитать задачу под №4 (с.18).

- Выберите решение задачи из предложенных вариантов:

1 вариант:

1) 50:2=25(л)

2) 75:25=3(раза)

3)2х3=6 (кг)

2 вариант:

1)50:2=25(л)

2)75:25=3(кг)

- Что мы узнали 1-м действием? (Из 25 литров молока получается 1 кг масла).

- Что узнали 2-м действием? (Сколько кг масла получится из 75  литров молока).

- Запишите решение задачи одним выражением. (75: (50:2)=3 (кг)).

- №5 (с.18)– самостоятельная работа.

- №2 (с.29) (работа в парах. Проверка)

№69(с.28)(Самостоятельное

выполнение. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях учебника (с.18).)

(Дети самостоятельно решают. Двое учащихся на обратной стороне доски, решают «по секрету».)

Индивидуальная работа

Частично-поисковый метод

Работа в парах

Дифференциация

VII. Рефлексия.

С.18, учебник «Проверь себя». Самостоятельное выполнение. Проверка. – Назовите ответы. (Слушаются несколько ответов).

- У кого такие ответы?

- Оцените свою работу на уроке.

Я  узнал …

Я удивился …

Я запомнил …

Я пока не умею …

Мне надо научиться …

У меня пока не получается …

-Используя смайлики, покажите своё настроение. (Высказываются несколько детей)

Саморегуляция

Регулятивные УУД

Регулирующий компонент урока

VIII. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Оценки.

- С каким вычислительным приёмом вы сегодня познакомились?

- Что вы использовали при решении таких примеров? (Взаимосвязь умножения и деления.)

Учебник: №6 (с.18)

Рабочая тетрадь: №70 (с.28)

Регулятивные УУД

 

Теоретическое обоснование:

Урок начинается с эмоционального настроя на урок, с самоорганизации.

Развитие познавательных действий «постановка и решение проблем», «обобщение» на основе частично-поискового метода в объяснении нового материала.

Коммуникативные УУД при выборе верного ответа.

Развитие познавательного логического УУД – действия сравнения в задании «Чем похожи и чем отличаются числа».

Развитие познавательного УУД – действия классификации в задании «На какие две группы можно разбить примеры?».

Развитие регулятивного УУД – действия контроля в задании «Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте,         правильно ли решил примеры ваш сосед. Какой ответ лишний для соседа?»

Развитие регулятивного УУД – действия целеполагания: «Назовите тему и задачи нашего урока».

Познавательные УУД: «Какой способ наиболее лёгкий? Почему?»

Коммуникативные УУД: «А почему я не могу подобрать числа 3,5?»

Познавательные УУД – по способу действия: «Составьте алгоритм вычисления».

Регулятивные УУД при выполнении задания «Проверь себя» и при подведении итогов урока.

Кроме того на уроке использовались дидактические и методические средства, формы, методы, технологии обучения и др.: саморегуляция, самоорганизация, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная работа, работа в парах, самостоятельная работа, корректировка ответов, творческое задание, мотивационный, операционный, регулирующий компоненты, выдвижение гипотез, прогнозирование, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, частично-поисковый метод.

Самоанализ урока:

№п/п

Порядковый № в схеме, данной в ч.3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

3

2

2

Реализация компетентностного подхода

2

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

3

4

4

Развивающая направленность заданий

3

5

6

Логика построения урока

2

6

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

3

7

8

Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора

2

8

9

Характер используемой наглядности

1

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

3

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей

2

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

3

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3

13

15

Формирование познавательных УУД

2

14

16

Формирование регулятивных УУД

3

15

17

Формирование коммуникативных УУД

2

Всего баллов

37

№п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя

НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

2

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

2

4

Соблюдение требований к плану урока

3

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

2

Всего баллов

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...