Урок математики.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Урок математики разработан мною на базе НИРО. 3 класс. Тема: "Случаи деления вида 78:29".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики. 3 класс. Тема: "Случаи деления вида 78:29". | 55.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие сведения о проекте:
- название учебного предмета: математика;
- класс: 3;
- УМК начального образования: «Школа России»;
- программа по учебному предмету: авторы учебника и рабочей тетради: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова;
- фрагмент календарно-тематического планирования по изучаемой теме:
Тема раздела программы | Кол-во часов | Тип урока | Цели и задачи программного материала | Требования к уровню подготовленности уч-ся | Вид контро-ля, ФОПД | Дата проведения | ||||
Тема урока | знать | уметь | ||||||||
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. Всего часов: 29 |
| Познакомить с приемами умножения и деления круглых чисел, с различными способами умножения суммы на число. Научить применять эти приёмы в решении задач. Научить умножать и делить двузначное число на однозначное, делить двузначное на двузначное. Познакомить с правилом деления суммы на число и научить применять его при решении задач. Научить выполнять проверку деления умножением и наоборот. Закреплять умение решать уравнения разных видов, задачи изученных типов. Научить делить с остатком. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление. | Приёмы умножения круглых чисел, различные способы умножения суммы на число, правило деления суммы на число, алгоритм умножения и деления двузначного числа на однозначное. | Умножать и делить круглые числа, умножать и делить двузначные числа на однозначные, применять правило деления суммы на число при решении задач; решать задачи разных видов; делить с остатком. | ||||||
65 | Умножение и деление круглых чисел. | 1 | Н | Текущ. Фронт. | ||||||
66 | Случаи деления вида 80: 20 | 1 | Н | Текущ. Фронт. | ||||||
67,68 | Умножение суммы на число. | 2 | Н, ПЗУ | Текущ. Фронт. Устн. | ||||||
69,70 | Умножение двузначного числа на однозначное | 2 | Н,ПЗУ | Текущ. Фронт. Письм. | ||||||
71 | Закрепление изученного | 1 | ПЗУ | Текущ. Фронт. Групп. | ||||||
72,73 | Деление суммы на число | 2 | Н,ПЗУ | Текущ. Фронт. Письм. | ||||||
74 | Деление двузначного числа на однозначное | 1 | Н | Текущ. Фронт. | ||||||
75 | Делимое. Делитель | 1 | Н | Текущ. Фронт. | ||||||
76 | Проверка деления | 1 | Н | Текущ. Фронт. Устн. | ||||||
77 | Случаи деления вида 87:29 | 1 | Н | Текущ. Фронт. | ||||||
78 | Проверка умножения. | 1 | Н | Текущ. Фронт. | ||||||
79, 80 | Решение уравнений | 2 | Н,ПЗУ | Текущ. Фронт. | ||||||
81, 82 | Закрепление изученного | 2 | Н,ПЗУ | Текущ., Фронт. | ||||||
83 | Контрольная работа по теме «Решение уравнений» | 1 | К | Тематич. Индив. | ||||||
84 | Анализ контрольной работы. Деление с остатком | 1 | ПЗУ | Текущ. Индив. | ||||||
85-87 | Деление с остатком | 3 | Н,ПЗУ | Текущ. Фронт. Письм. | ||||||
88 | Решение задач на деление с остатком | 1 | Н | Текущ. Фронт. | ||||||
89 | Случаи деления, когда делитель больше делимого | 1 | Н | Фронт. Текущ. | ||||||
90 | Проверка деления с остатком | 1 | Н | Текущ. Фронт. | ||||||
91 | Что узнали. Чему научились | 1 | ПЗУ | Текущ. Групп. Письм. | ||||||
92 | Наши проекты | 1 | ПЗУ | Тематич. Письм. | ||||||
93 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | 1 | К | Тематич. Индив. |
Диагностический блок:
Описание диагностики исходного уровня универсальных учебных действий (УУД):
Методика к уроку «Деление вида 87:29». Данная методика даётся перед проведением урока, чтобы ликвидировать пробелы учащихся в знаниях и подготовить детей к этой теме. Методика разработана мной (за основу взята методика Виноградовой Н.Ф.)
Диагностируемые учебные умения:
1 – умение применять знания о порядке выполнения действий в числовых выражениях в ситуации проверки готового решения.
2 – умение подобрать числа, отвечающие заданному требованию, и применить знания о делении двузначных чисел на однозначное число.
3 – умение анализировать текст задачи и выбирать такие задачи, для решения которых необходимо выполнить одно арифметическое действие.
4 – умение различать характеристики геометрических фигур (периметр и площадь)
5 – умение решать примеры «с окошками».
Диагностическая работа (середина учебного года) 3кл., 3 четв.
- Проверь решения 1,2. Отметь галочкой верное решение.
Исправь порядок действий в неверном решении.
23+4х(13-12)
Решение 1 … Решение 2 …
23+4х(13-12)=27 23+4х(13-12)=27
1)23+4=27 1)13-12=1
2)13-12=1 2)4х1=4
3)27х1=27 3)23+4=27
2. Запиши вместо точек такие цифры, чтобы получившееся двузначное число разделилось на 2.
Первое число: 3…
Второе число: 3…
Третье число: 3…
3.Отметь задачи, которые решаются делением.
… Масса арбуза 6 кг. Арбуз в 2 раза тяжелее дыни. Какова масса дыни?
… 12 чашек разложили в коробки, по 3 чашки в каждую. Сколько коробок?
… На столе стоит 8 чашек. В каждой чашке по 2 ягоды. Сколько ягод?
… Чашка стоит 16 рублей, а блюдце в 4 раза дешевле. Сколько стоит блюдце?
4.Прочитай описание фигур.
Фигура1 – прямоугольник со сторонами 4 см и 3 см.
Фигура2 – прямоугольник с периметром 8 см.
Фигура3 – прямоугольник с площадью 6 см2.
Возьми линейку. Найди фигуры 1,2,3 на рисунке. Номер запиши внутри фигуры.
5.Вспомни правило и найди неизвестное число.
… : 7 = 9 4 х … = 32 81 : … = 9
Уровень знаний детей
Уровень | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся – 100% | 30% | 30% | 40% |
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме:
- научатся решать примеры вида 87:29 методом проб;
- закрепят решение примеров на порядок выполнения действий, решение уравнений на основе закономерностей, решение задач, геометрический материал;
- на основе задания «Расшифруй» решат логическую задачу.
Тема урока: Случаи деления вида 87:29, 66:22 (3 класс, 3 четверть). Урок ознакомления с новым материалом
Цель: Формирование логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися нового вычислительного приёма деления двузначного числа на двузначное в случаях вида 87:29.
Задачи урока:
- Учащиеся научатся делить двузначное число на двузначное в примерах вида 87:29.
- Учащиеся будут овладевать способами решения задач, составлять и решать задачи, обратные данной, развивать необходимые умения и закреплять знания.
- Путём выбора правила будут совершенствовать решение уравнений.
А так же будут решаться УУД, соответствующие ФГОС такие как:
Коммуникативные УУД
· Работа в парах;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Управление действиями партнера (оценка, коррекция);
Регулятивные УУД
· Анализ своих действий и управление ими;
· Оценка результатов продвижения по теме.
Личностные УУД
· Личностная заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
· Объяснять выбор действий для решения.
Оборудование урока:
Учебный комплект «Школа России», средства обратной связи, компьютер
План урока с хронометражем:
- Оргмомент 2 мин.
- Актуализация знаний. Устный счёт 5 мин
III. Самоопределение к деятельности 5 мин
- Работа по теме урока 12 мин
- Объяснение нового материала
- Работа по учебнику
- Физкультминутка 3 мин
- Закрепление изученного материала 10 мин
- Работа по учебнику
- Выполнение заданий в рабочей тетради
- Рефлексия 3 мин
- Подведение итогов урока. Домашнее задание 3-5 мин
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
I.Оргмомент | - Здравствуйте! Садитесь! - А у нас закон такой: всё, что нужно под рукой. Книжки, ручки и тетрадки всегда в полном порядке! | Дети садятся и приводят в порядок свои учебные вещи. | Эмоциональный настрой на урок, самоорганизация. |
II.Актуализация знаний. Устный счёт | Устный счёт – мы считаем в уме! Развиваем мысли, познанья, Чтобы были блестящие знанья! 1.Соотнесение примеров и ответов: 27:9 36:9 4 60:20 45:9 5 80:20 35:7 3 50:10 24:8 - Найдите ответы для данных примеров. Прослушав трёх учащихся, спросить: - Ребята, а какой ответ верный? Почему? 2.- Узнайте площадь прямоугольника со сторонами 5см и 3 см. - Составьте две обратные задачи. | Дети вычисляют примеры, один ученик отвечает с места, остальные сигнализируют средствами обратной связи (сигнальные карточки с рисунками: солнышко – ответ верный, тучка – неверный, надо пересчитать). Дети отвечают: в примере 27:9 верный ответ 3, потому что 9х3 – 27. Это подготавливает детей к новой теме, где тоже нужно будет частное умножать на делитель, чтобы получить делимое. Дети вычисляют площадь и составляют две обратные задачи: а) Площадь прямоугольника 15 см2. Найти сторону прямоугольника, если другая сторона равна 3 см, б) Площадь прямоугольника 15 см2. Найти сторону прямоугольника, если другая сторона равна 5 см. | Фронтальная работа Регулятивное УУД Саморегуляция Корректировка ответов ребят и выбор правильного Коммуникативное УУД Учебное действие Творческое задание. Такое задание даётся для того, чтобы в дальнейшем дети выполнили самостоятельно №5 на с.18 учебника |
III.Самоопределение к деятельности | 54:6,40:2,80:40, 57:3,68:17 - Чем похожи и чем отличаются данные выражения? (Все примеры на деление. Различаются вычислениями и ответами, в одних примерах делится двузначное на однозначное число, а в других - двузначное на двузначное) - На какие две группы можно их разбить? (1-я группа: деление двузначного числа на однозначное, 2-я: деление двузначного числа на двузначное). - Найдите значения этих выражений. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, правильно ли решил примеры ваш сосед. На доске выписаны правильные ответы, но один из них лишний. Какой ответ лишний для соседа? - Какой пример вызвал у вас затруднения? Почему? - Сформулируйте тему и задачи урока. - Кто хочет научиться решать такие примеры? | Дети говорят: 54:9 получится 6, потому что 6х9 – 54; 4десятка разделим на 2, получится 2 десятка или 20; 80:40 получится 2, потому 2 умножить на 40 получится 80; 57:3 получится 19, потому что 57 – это 30 и 27, 30 разделить на 3 – 10, 27:3 – 9, 10 да 9 получится 19. Дети: последний, мы ещё не умеем решать примеры на деление двузначного числа на двузначное.) Дети: тема урока «Деление двузначного числа на двузначное» и наша задача, научиться решать примеры такого вида. | Развитие познавательного УУД – действия сравнения. Развитие познавательного УУД – действия классификации Развитие регулятивного УУД – действия контроля Постановка проблемы. Развитие регулятивного УУД – действия целеполагания Мотивационный компонент |
IV.Работа по теме урока 1. Объяснение нового материала 2.Работа по учебнику | - А как бы вы решили такой пример? Ваши предложения. - Который способ наиболее лёгкий? Почему? - Как вы его решали? - Как найти такое число? - А почему я не могу подобрать в ответе число 3,5? (Вычисления учитель пишет на доске). - Составьте алгоритм деления двузначного числа на двузначное. - откройте с.18. Посмотрите, как нашли частное в примере 87:29. - Правильный ли алгоритм вы составили? - Решим примеры под №1(с.18) с комментированием у доски - Кто научился решать такие примеры? - Научите других людей. - А теперь разделимся на 3 варианта и самостоятельно решим по строчкам примеры под №2 (с.18). Для тех, кто справится быстрее всех, дополнительное задание под №7 (с.18). Проверка | 1) 68 – это 34 и 34. 34 разделить на 17 – это 2 и 34:17 – это 2. 2 да 2 – это4. Проверка: 4х17=4х10+4х7=40+28=68. 2) 68:17=4, потому что если 4х17, то получится 68 Дети отвечают: второй, потому что короче запись и считать легче. Дети: нашли число, которое при умножении на 17 дало число 68.) Дети: догадкой, подбором Дети: если 17 умножить на 3, то получится 51, а не 68, приумножении частного на делитель получается делимое, а здесь 51<68, значит, число 3 не подходит. Если 5х17=85, а не 68, 85>68, значит, 5 не подходит. Дети: 1. Подобрать число. 2.Умножить его на делитель. 3.Если ответ равен делимому, значит число найдено верно.
Дети читают в учебнике и делают вывод. | Выдвижение гипотез Познавательные УУД Коммуникативные УУД Операционный компонент Познавательные УУД – по способу действия Прогнозирование Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Дифференциация |
V.Физкультминутка | Раз, два – шли утята, (Шаги на месте.) Три, четыре – шли домой. (Прыжки на месте.) Вслед за ними плёлся пятый, (Хлопки в ладоши.) Впереди бежал шестой. (Потопать ногами.) А седьмой от всех отстал- (Шаги на месте.) Испугался, закричал: (Хлопки в ладоши.) - Где вы, где вы? (Прыжки на месте.) - Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Потопать ногами.) | После самостоятельной работы полезны интенсивные движения. | |
VI. Закрепление изученного материала. 1.Работа по учебнику. 2. Выполнение заданий в рабочей тетради | - Решаем уравнения под №3(с.18). - Выберите, какое правило подходит для решения 1-ого (2-ого) уравнения? (На презентации правила: 1. «Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное. 2. Чтобы найти 2-й множитель, нужно произведение разделить на 1-й множитель. 3. Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель». - Придумайте уравнение к 3-ему правилу. (Например, х:6=4) - Решите самостоятельно. Кто справится быстро, решите придуманное уравнение. Проверка: - Какие математические законы вы использовали при решении уравнений? (Законы о взаимосвязи умножения и деления.) - А теперь я предлагаю прочитать задачу под №4 (с.18). - Выберите решение задачи из предложенных вариантов: 1 вариант: 1) 50:2=25(л) 2) 75:25=3(раза) 3)2х3=6 (кг) 2 вариант: 1)50:2=25(л) 2)75:25=3(кг) - Что мы узнали 1-м действием? (Из 25 литров молока получается 1 кг масла). - Что узнали 2-м действием? (Сколько кг масла получится из 75 литров молока). - Запишите решение задачи одним выражением. (75: (50:2)=3 (кг)). - №5 (с.18)– самостоятельная работа. - №2 (с.29) (работа в парах. Проверка) №69(с.28)(Самостоятельное выполнение. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях учебника (с.18).) | (Дети самостоятельно решают. Двое учащихся на обратной стороне доски, решают «по секрету».) | Индивидуальная работа Частично-поисковый метод Работа в парах Дифференциация |
VII. Рефлексия. | С.18, учебник «Проверь себя». Самостоятельное выполнение. Проверка. – Назовите ответы. (Слушаются несколько ответов). - У кого такие ответы? - Оцените свою работу на уроке. Я узнал … Я удивился … Я запомнил … Я пока не умею … Мне надо научиться … У меня пока не получается … -Используя смайлики, покажите своё настроение. (Высказываются несколько детей) | Саморегуляция Регулятивные УУД Регулирующий компонент урока | |
VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оценки. | - С каким вычислительным приёмом вы сегодня познакомились? - Что вы использовали при решении таких примеров? (Взаимосвязь умножения и деления.) Учебник: №6 (с.18) Рабочая тетрадь: №70 (с.28) | Регулятивные УУД |
Теоретическое обоснование:
Урок начинается с эмоционального настроя на урок, с самоорганизации.
Развитие познавательных действий «постановка и решение проблем», «обобщение» на основе частично-поискового метода в объяснении нового материала.
Коммуникативные УУД при выборе верного ответа.
Развитие познавательного логического УУД – действия сравнения в задании «Чем похожи и чем отличаются числа».
Развитие познавательного УУД – действия классификации в задании «На какие две группы можно разбить примеры?».
Развитие регулятивного УУД – действия контроля в задании «Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, правильно ли решил примеры ваш сосед. Какой ответ лишний для соседа?»
Развитие регулятивного УУД – действия целеполагания: «Назовите тему и задачи нашего урока».
Познавательные УУД: «Какой способ наиболее лёгкий? Почему?»
Коммуникативные УУД: «А почему я не могу подобрать числа 3,5?»
Познавательные УУД – по способу действия: «Составьте алгоритм вычисления».
Регулятивные УУД при выполнении задания «Проверь себя» и при подведении итогов урока.
Кроме того на уроке использовались дидактические и методические средства, формы, методы, технологии обучения и др.: саморегуляция, самоорганизация, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная работа, работа в парах, самостоятельная работа, корректировка ответов, творческое задание, мотивационный, операционный, регулирующий компоненты, выдвижение гипотез, прогнозирование, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, частично-поисковый метод.
Самоанализ урока:
№п/п | Порядковый № в схеме, данной в ч.3 | Параметр оценки | Балл (3,2,1) | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | |||
1 | 1 | Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | 3 | |
2 | 2 | Реализация компетентностного подхода | 2 | |
3 | 3 | Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность | 3 | |
4 | 4 | Развивающая направленность заданий | 3 | |
5 | 6 | Логика построения урока | 2 | |
6 | 7 | Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора | 3 | |
7 | 8 | Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора | 2 | |
8 | 9 | Характер используемой наглядности | 1 | |
9 | 10 | Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | 3 | |
10 | 12 | Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей | 2 | |
11 | 13 | Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | 3 | |
12 | 14 | Постановка учебных задач. Организация целеполагания | 3 | |
13 | 15 | Формирование познавательных УУД | 2 | |
14 | 16 | Формирование регулятивных УУД | 3 | |
15 | 17 | Формирование коммуникативных УУД | 2 | |
Всего баллов | 37 |
№п/п | Структурные части проекта и параметры их оценки | Балл (3,2,1) | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | ||
1 | Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы | 3 | |
2 | Качество диагностического блока проекта | 2 | |
3 | Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока | 2 | |
4 | Соблюдение требований к плану урока | 3 | |
5 | Качество теоретического обоснования | 2 | |
6 | Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) | 2 | |
Всего баллов | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...