Презентация "Технологии, использующиеся в образовательной области "Математика" для повышения уровня знаний учащихся"
презентация к уроку по математике на тему
Технологии, использующиеся в образовательной области "Математика" для повышения уровня знаний учащихся в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии | 420.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационно – коммуникационная технология Использование информационной технологии позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность привлекает большое количество дидактического материала повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания) расширяет возможность самостоятельной деятельности формирует навык исследовательской деятельности обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Использование ИКТ технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков математики в начальной школе.
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: Повышает качество знаний Продвигает ребёнка в общем развитии Помогает преодолеть трудности Вносит радость в жизнь ребёнка Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе
Рассмотрим на конкретном примере этап закрепления знаний на уроке математики с использованием компьютерных технологий. Тема урока: «Единицы времени». Задание для фронтальной работы с классом: Прочитай, вставляя пропущенные названия единиц времени: 1)Урок и перемена длились 60 минут, или 1 … 2)Поезд был в пути 24 часа, или 1 … 3)Геологи работали в горах третью часть года ,или 4 … . час сутки месяца
2.Закончите запись: 4 мин = … с 49 ч =… сут … ч 14 дней = … нед . 4сут10ч = … ч 200 лет = … в 3ч 50 мин = … мин 240 1 2 106 2 230 2
Реализация игровой технологии на уроке: - ставится дидактическая цель перед уч-ся в форме игровой задачи - учебная деятельность подчиняется правилам игры - учебный материал используется в качестве средства - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Функции игры : - социокультурное значение - самореализация человека в игре - коммуникативная - диагностическая - коррекционная - развлекательная
При изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка” используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру “Составим поезд”: Цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один” На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
При знакомстве детей с приёмом образования чисел можно использовать игру “Живой уголок”. Цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”, “меньше”. Средства обучения: изучение животных. Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.
Т ехнология проблемного обучения . Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих дидактической цели урока (занятия) методов учения. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает: – увеличение объема знаний, умений и навыков учащихся – углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности и воспитанности – новый уровень познавательных потребностей учения – новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей
В основе структуры современного проблемного урока лежат следующие компоненты: актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя) усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала») формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, и закрепление)
Рассмотрим для примера фрагмент урока на тему «Площадь фигуры». Цель урока – начать формирование у детей представления о площади фигуры и упражнять их в сравнении площадей фигур путем подсчета числа клеток, на которые разбиты фигуры. Начинаем работу по ознакомлению с понятием площадь с изложения новых знаний. - Рассмотрите в учебнике рисунок. Какие фигуры изображены на рисунке? (Круг и треугольник, - отвечают дети). Треугольник целиком поместился в круге, поэтому мы говорим, что площадь этого треугольника меньше площади круга. Наложив далее вырезанный из бумаги прямоугольник на квадрат, мы видим, что прямоугольник целиком помещается в квадрате. Площадь этого квадрата больше площади прямоугольника. А вот эти прямоугольники (демонстрируются вырезанные из бумаги прямоугольники) полностью совпадают. В этом случае мы говорим, что у них равные площади и т.п. На доске помещаем 3-4 прямоугольника одинаковой длины, но разной ширины. Предлагаем ученикам сравнить их и на основе сравнения сделать вывод. Затем ученики сравнивают прямоугольники, имеющие одинаковую ширину, но разную длину. Как и в предыдущем случае отмечаем, что, чем длиннее прямоугольник при одинаковой ширине, тем больше его площадь.
Подвести учеников к выводу о том, что рассмотренный выше прием сравнения площади не всегда приемлем, можно путем создания следующей проблемной ситуации. Показать ученикам заранее вырезанные из картона квадрат и прямоугольник размерами, например, 4 дм х 4 дм и 3 дм х 5 дм (рис. 1) и предложить сравнить на глаз площади этих фигур. Рисунок 1 Рисунок 2 Одни ученики будут утверждать, что второй прямоугольник больше первого, так как он длиннее. Другие скажут, что первый прямоугольник больше – он выше. В обоих случаях для сравнения площадей ученики применяют и отношения, установленные для отрезков. Тогда мы предлагаем сравнить площади фигур способом наложения. Ученики убеждаются, что и этот способ не дает положительных результатов: ни одна из этих фигур не помещается внутри другой. Возникает вопрос: как, каким способом сравнить площади этих фигур?
Ознакомление учеников II класса с новой мерой длины – миллиметром В ведение новой единицы измерения, более мелкой, чем сантиметр, диктуется практической необходимостью. С этой целью предлагается измерить заранее начерченные на листах бумаги отрезки, например, длиной 5 см 8 мм и 6 см 2 мм. Отрезки начерчены один под другим, и хорошо заметно, что они неодинаковые (рис.2), тем не менее длина в сантиметрах будет выражаться одним и тем же числом – 6 см (ученики еще не знакомы с миллиметром!). Отсюда вывод, что для более точных измерений нужна более мелкая мера, чем сантиметр. Очевидно, что после проведения такой работы у учеников возникает познавательный интерес, желание разрешить возникшую проблему.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией: 1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей). 2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. 4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут. 5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. 6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. 9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. 10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Содержание Решить задачу (на движение), Здоровьесберегающее сопровождение Изотерапия . Использование цветных мелков. Некоторые задания с помощью рисунков, схем рисуются детьми на доске, доказывается решение. Найдите, исправьте и объясните допущенную ошибку: Учащимся предлагаются решенные примеры, в которых допущены ошибки. Выход к доске для объяснения решения. Снятие напряжения мышц, увеличение двигательной активности, создание ситуации успеха.
Коллективное решение задачи. Гимнастика для глаз. Обвести по контуру геометрические фигуры, линии. Посмотреть на предмет перед глазами, затем на дальний предмет. - Каждая группа подготовила занимательные задачи Группы меняются местами. Снимается эмоциональное и мышечное напряжение, увеличивается двигательная активность, поддерживается высокий уровень работоспособности.
Самостоятельная работа в парах . Задание на карточках Гимнастика. Выход по – очереди к доске, объяснение хода решения, показ, посадка на место и продолжение работы. Что снимает напряжение, поддерживает высокий уровень работоспособности. Решение задачи. (Работа в группах). Работа в группах. Осуществляется социальное взаимодействие, тренинг общения, снимается эмоциональное напряжение, создаётся «ситуация успеха», увеличивается двигательная активность
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Использо...
Дифференцированный подход к обучению, как один из путей повышения уровня знаний.
Творческий отчёт.Дифференцированный подход к обучению, как один из путей повышения уровня знаний....
Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся
Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся...
Особенности восприятия информации как способ повышения уровня обученности учащихся
Каждый знает, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств: мы видим картины, мы слышим звуки, мы ощущаем запахи и вкусы. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию извест...
Взаимодействие учителя и родителей в целях повышения уровня знаний, умений и навыков.
Что делать, если ребенок не успевает? Моя публикация предлагает один из вариантов решения данной проблемы....
Внедрение новых ФГОС в образовательном процессе для повышения качества знаний учащихся.
Не просто создать условия для получения новых знаний и умений, а задача учителя научить детей учиться, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого учен...
Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся
Проблема использования самостоятельной работы на уроках давно находится в центре внимания ученых....