ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по информатике (3 класс) по теме

Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionnye_tehnologii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами. Мультимедийные технологии позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

В последние 10-15 лет компьютерные технологии активно входят в нашу жизнь.  «Дитя мыслит образами, звуками, красками». Помня слова К.Д. Ушинского, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядности к урокам. Сегодня этот нелёгкий труд заменил монитор компьютера, возможность которого намного выше, чем классной доски. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Такая замена дает возможность учителю обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы, оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материла, экономить время урока, насыщать его информацией.

 Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе образовательный процесс. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает  положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся,   позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка),   обеспечивает наглядность,  привлекает большое количество дидактического материала,   повышает объём выполняемой работы на уроке, расширяет возможность самостоятельной деятельности,   формирует навык исследовательской деятельности,    а в общем, способствует повышению качества образования.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

1. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся;   становится более эффективное усвоение знаний..

2. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

3. Повышение эффективности урока за счет наглядности.  Компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.          

 Дидактический материал ИКТ разнообразен по содержанию и по форме. Наиболее часто применяю презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.

 При подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения:

 презентации к урокам;

 тесты;

 Интернет-ресурсы;

 электронные энциклопедии.

Презентация – мощное средство наглядности, развития познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ дополняю демонстрацией рисунков, картин, фотографий.  Безусловно, презентации   сопровождаю постановкой вопросов, созданием проблемных ситуаций, обсуждениями, установлением причинно-следственных связей. Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых использую презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока –принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.  

В своей работе я использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, во время устного счёта. Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Можно выделить следующие функции:

инструментальная (изготовление наглядных пособий);

демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)

обучающая (тренажеры);

контролирующая.

Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; интегрированные уроки и т.д.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы,   А при помощи ИКТ я имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. На уроке окружающего мира использую серию дисков с наглядным материалом «Природа России», «Энциклопедия подводного царства» и др.  

 Для развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаю творческие задания: разгадать кроссворд, ребус, подобрать  самостоятельно   материал для подготовки небольших сообщений, при этом есть замечательная возможность представить работу в виде презентации, т. е. проиллюстрировать сообщение наглядно.

Устный счет - обязательная часть почти любого урока математики. Очень важно разнообразить его, чтобы поддерживать интерес учеников. Использую задания для устного счета в виде презентации Microsoft Power Point. Использую ресурсы Интернета - сайт “Умник” : - сайт для учителей начальных классов. Здесь представлены материалы по всем предметам, нестандартные и очень оригинальные игры.

 На уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования одной из сложнейших тем – задач на движение. Видя наглядно, куда и как движутся объекты, дети лучше понимают, о каком из видов движения идёт речь в задаче. Также для уроков математики разработаны программы устного счёта, которые дают возможность проверить знания отдельных учеников, либо использовать программу фронтально. При изучении темы «Симметричные фигуры» учащиеся чертят в тетрадях ломаные (по образцу на слайдах) и строят симметричные им фигуры. Заключительный этап работы – творческое задание: вычерчивание бабочки или рыбки ( по выбору). При проверке таблицы умножения использую тренажеры «Таблица умножения и деления».

 На уроках русского языка я использую возможности специальных программ, которые позволяют проверить знание словарных слов.  

     На уроке применяю компьютерные тесты, проверочные работы. Это позволяет   за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.  . Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности. При изучении равенства фигур   дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры,   решают задачи на движение. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых слабых. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.   В начальной школе я использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий.  

Хочу отметить, что применение ИКТ в   школе решает ещё одну важную для меня проблему, это хранение  информации,  подготовку   раздаточного материала в любом количестве. Всю информацию по классам я чётко систематизирую.

 Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

  При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. На уроке дети с удовольствием выполняют музыкальные физминутки  

 Самыми любимыми уроками стали для нас уроки закрепления пройденного материала. Здесь открывается огромный простор для фантазии. Такие уроки проходят и в форме виртуальных путешествий, и в форме интеллектуальных игр.

 Работая в школе, вижу , что применение ИКТ на уроках позволяет решать проблему мотивации  учащихся и повышать качественные показатели по предмету. Использование ИКТ дает возможность учителю проводить уроки    на современном уровне, создавать собственные учебные проекты.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

 Возможности ИКТ применяю  и во внеурочной деятельности. Часто провожу классные часы в нетрадиционных формах. Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.

Литература

  1.    Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. -  №1.

 2.    Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. -  №3.

 3 Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006

http://festival.1september.ru/articles/561562/

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности...

Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...

Информационно - компьютерные технологии как средство повышения качества знаний младшего школьника.

Процесс информатизации современного общества  диктует необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании.  Внедрение информационных  технологий в раб...

Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....

Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельностиУчитель начальных классов Карачевцева Н.В.21 век – эпоха информационног...

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности....