Рабочая программа по курсу «Кружок «Умники и умницы» 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Захарова Элеонора Иосифовна

Рабочая программа по курсу «Кружок «Умники и умницы» 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_umniki_i_umnitsy.docx105.06 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая негосударственная общеобразовательная организация Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского

УТВЕРЖДАЮ

ДиректорАННОО

Православная гимназии имени

Преподобного Сергия Радонежского

________иеромонах Тихон (Зимин) ________________________

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

По курсу «Кружок «Умники и умницы» в 4Б классе

Количество часов – 31

Учитель: Захарова Элеонора Иосифовна

Программа разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,

- Авторской программы О. Холодовой «Умники и умницы»

г. Сергиев Посад

2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Кружок «Умники и умницы» для 4 класса составлена  в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

    По программе 34 часа в год, в неделю – 1час.                                                                                                                      В соответствии с календарным графиком реализуется учебный план Православной гимназии им. пр. Сергия Радонежского в объеме 32 часов.

         Цель данного курса:  развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

           Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.  

      Описание ценностных ориентиров содержания   курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

     

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения данного курса в 4  классе выпускник научится:

           

  • Внимательно слушать и понимать задание.
  • Составлять свои задачи-шутки на внимание.
  • Контролировать результат своей деятельности.                                                                                                        
  • Визуально сравнивать расположение геометрических фигур в пространстве, описывать положение
  • геометрических фигур в пространстве, находить недостающие фигуры.
  • Составлять латинские квадраты.
  • Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение.
  • Действовать по инструкции.
  • Группировать ребусы по заданному правилу.
  • Зашифровывать заданное слово разными способами.
  • Работать в группе.
  • Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.
  • Обнаруживать и устранять ошибки.
  • Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности заполнения  математических
  • ребусов, выполнения арифметических действий.
  • Составлять свои задания данных типов.
  • Сравнивать предметы по степени выраженности того или иного качества.
  • Устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами двух множеств.
  • Составлять таблицы и графики.
  • Сравнивать и обобщать информацию. Извлекать необходимую информацию.
  • Уметь решать комбинированные задачи.
  • Составлять задачи по аналогии.
  • Использовать вычислительные навыки для решения магических квадратов.

 Тематическое планирование

№ п\п

Название темы

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.  Совершенствование мыслительных операций.

8

Тренировка слуховой памяти.

5

Тренировка зрительной памяти.

4

Развитие быстроты реакции.

3

Совершенствование воображения.

6

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

3

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Итого

31

             КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Развиваемые способности

Кол-во часов

план

факт

1

08.09

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

15.09

22.09

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

 Развитие умения решать нестандартные задачи

1

1

3

29.09

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

4

06.10

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

5

13.10

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

6

20.10

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

7

27.10

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

8

10.11

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

9

17.11

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

10

24.11

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

11

01.12

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

12

08.12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13

15.12

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

14

22.12

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

15

29.12

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

16

19.01

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

17

26.01

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

18

02.02

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19

09.02

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

20

16.02

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

21

02.03

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

22

09.03

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

23

16.03

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

24

23.03

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

25

30.03

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

26

06.04

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

27

27.04

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

28

04.05

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

1

29

11.05

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

30

18.05

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

31

25.05

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

32

Резерв

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

33

Резерв

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

34

Резерв

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

Всего:  31 ч

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

              СОГЛАСОВАНО

на заседании МО учителей

начальной школы

Протокол № ___ от ________

______________(Колосовская Т.Ю.)

          СОГЛАСОВАНО

      Зам. директора по УВР

_______________(Лебедев А.В.)

____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам" (2 класс)

Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу математики «УМНИКИ И УМНИЦЫ»для 1 класса

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на  основе...

Приказ о введении в действие рабочей программы по курсу математики "Умники и умницы". 1 класс 2015 г

Приказ о введении в действие рабочей программы по курсу математики "Умники и умницы" 1 класс 2015 г...

Рабочая программа к курсу «Юным умникам и умницам»

      Рабочая программа к курсу «Юным умникам и умницам» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...

Рабочая программа по курсу математика "Умники и умницы"

Рабочая программа по курсу математика "Умники и умницы"...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Умники и умницы"

Данная программа может быть рекомендована педагогам начальной школы....

Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам" 2-4 классы

Календарно-тематическое планирование по курсу "Юным умникам и умницам" 2-4 классы...