Рабочая программа по курсу математика "Умники и умницы"
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

Шамаева Ольга Радионовна

Рабочая программа по курсу математика "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_pk_2_klass_maematika_shamaeva_o.r._2014-2015.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Утверждаю______________

               Г.И. Серегина

методист платных курсов

 «___»____________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Умники и умницы» (математика)

 

Класс __2_____________________________________________________________________        

Учитель __________________Шамаева Ольга Радионовна

Планирование составлено на основе  рабочей программы    развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной)  с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2009 г.

 

Пояснительная записка 

 

Рабочая программа курса “Умники и Умницы» создана:

  • на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  
  • программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной)  с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2009 г.

Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Программа по логической математике для развивающего занятия "Умники и умницы" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.

В начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций -  обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения. Развивающие занятия:

а) позволяют развить логическое мышление детей и научить их:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, слова, числа;
  • обобщать;
  • классифицировать предметы, слова, числа;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определение тем или иным понятиям и явлениям;
  • определять отношение между предметами типа род—вид;
  • осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями и явление;
  • определять отношения между предметами типа «часть—целое»;
  • развивать речь;
  • использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.

б) специально учат ребенка  восприятию:

  • выделять главные признаки;
  • развивать процессы анализа и обобщения;
  • пользоваться речью при наблюдении и рассматривании;
  • сравнивать.

в) обучают  наблюдению, которое формирует такие качества личности младшего школьника, как наблюдательность, восприимчивость, умение видеть и выделять признаки предметов, описывать их.

г) формируют воображение ребенка. Ведь воображение является высшей психической функцией, которая отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.

Занятия содержат следующие способы создания образов воображения (как правило, они используются неосознанно):

  • агглютинация-соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (кентавр это человек-зверь, птица Феникс это человек-птица);
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей (лилипуты, мальчик с пальчик);
  • схематизация;
  • типизация;
  • акцентирование.

д) развивают фантазию путем:

  • аналогии;
  • синтеза.

е) совершенствуют произвольное и осмысленное запоминание, иначе говоря, память младшего школьника. Для лучшего запоминания используются следующие факторы:

  • понимание цели запоминания;
  • составление плана;
  • опора на наглядный материал;
  • повышение мотивации запоминания;
  • включение в игровую и трудовую деятельность;
  • использование соревнований.

ж) дают осознанное представление о необходимости личной безопасности, обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы:

  • игры;
  • кроссворды;
  • брейн-ринг;
  • тесты;
  • алгоритмы;
  • ситуативные задачи;
  • анализ конкретных ситуаций.

з) приобщают младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомят с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, воспитывают уважительное отношение к   истории родного города, его архитектуре и традициям.

и)  формируют мировоззрения учащихся на историческом материале, воспитывают их нравственность, гражданственность, бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками. Используя основные виды познавательных заданий  при освоении учащимися исторического учебного материал:

  • образные задания;
  • логические задания;
  • проблемные задания;
  • экскурсии;
  • поисковые задания;
  • составление проектных работ.

Цель   программы развивающих занятий по логической математике

"Умники и умницы":

  • формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.


Задачи программы:

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  • овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
  • овладение конкретными математическими знаниями;
  • воспитание трудолюбия и достижения своей цели.

Кроме того, решаются следующие задачи:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • развитие речи;
  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные формы работы.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Продолжительность и общая характеристика составляющих занятия.

  1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы
  2. Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
  3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
  4. Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
  5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах,  ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
  6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.  
  7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.


     Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
 

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • составлять, моделировать и штриховать предметы;
  • находить закономерность;
  • классифицировать предметы, слова;
  • определять истинность высказываний;
  • делать выводы, простейшие умозаключения.
  • уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
  • делать выводы, простейшие умозаключения;
  • решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.

Содержание   программы   обеспечивает      реализацию    следующих   личностных, метапредметных и предметных  результатов:

Личностные результаты

  • Развитие   морально   -   этических   качеств   личности,   адекватных   полноценной математической деятельности.
  • Осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
  • Развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки, способность к рефлексивной самооценке своих действий и  волевая саморегуляция.
  • Спокойное отношение к ошибке как к рабочей ситуации, вера в свои силы.

Метапредметные результаты

  • Умение выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять  и устранять причины затруднения.
  • Формирование специфических для математики логических операций (сравненение, анализ,  синтез,  обобщение,  установление  причинно  -  следственных  связей,  построение рассуждений,) необходимых человеку для  полноценного функционирования в современном обществе.  
  • Способность к использованию знаково – символических средств математического языка для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов.
  • Умение  работать  в  парах,  группах,  осуществлять  взаимный  контроль,  адекватно оценивать своё поведение,  способность разрешать конфликты.

Предметные результаты

  • Освоение    опыта  самостоятельной  математической  деятельности  по  решению текстовых арифметических задач.
  • Использование  приобретённых  математических  знаний    для  решения    учебно-практических задач.
  • Овладение    приёмами    анализа    условия  задачи  и  наглядного  представления   данных и процессов, исполнения и построения алгоритмов.
  • Умение устно и письменно решать текстовые задачи, составлять выражения.
  • Овладение   математической   речью,   знание   терминологии используемой   при рассуждении   в процессе решения задачи.  

Программа рассчитана на 6 месяцев с проведением занятий 2 раза в  неделю (8 часов в месяц), продолжительность одного занятия 40 минут.  Занятия по программе рассчитаны на работу в группе до 5 человек. Тематика   задач   и  заданий   отражает  реальные  познавательные  интересы   детей,  содержит   полезную  и  любопытную  информацию,   интересные   математические   факты,   способные   дать   простор  воображению, творческому потенциалу. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Содержание программы.

Содержание дополнительной  программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:

  1. Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
  2. Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
  3. Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
  4. Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

Содержание 2 года обучения.

  1. Тренировка психических процессов:
  • развитие концентрации внимания;
  • тренировка внимания;
  • тренировка слуховой памяти;
  • тренировка зрительной памяти;
  • совершенствование воображения;
  • развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
  1. Задания геометрического характера.
  •  уникурсальные кривые;
  • составление и моделирование предметов;
  • построение фигур из счетных палочек;
  • построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
  1. Нестандартные задания алгебраического характера.
  • арифметический шифр;
  • математический фокус ;
  • арифметические лабиринты с воротами;
  • математические ребусы;
  • магические квадраты 3*3;
  1. Нестандартные задания логического характера
  • анаграмма;
  • комбинаторные задачи;
  • задачи с альтернативным условием.
  • Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")

Этапы педагогического контроля

  1. Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого в конце в начале и конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.

Сроки

Вид контроля

Задачи

Содержание

Формы

Критерии оценивания

Сентябрь

Входящий

Определить уровень сформированности мыслительных процессов.

Тема: "Вводное занятие"

Тестирование

+ допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,
- критический уровень (до 60%)

Декабрь

Рубежный

Определить уровень усвоения программного материала

Тема: "Проверка знаний и умений"

Интеллектуальная игра

+ зачет сдан,
- зачет не сдан

Май

Итоговый

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тема: "Итоговое занятие"

тестирование

+ допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,
- критический уровень (до 60%)

Литература

Для учащихся:

  1. Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 2 класс.- М., Росткнига, 2012.

Для учителя:

  1. Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
  2. Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
  3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.
  4. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в (1-4)классе."- М., Илекса, 2005.
  5. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
  6.  Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
  7. Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
  8. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012.

 

 

 

 Утверждаю______________

               Г.И. Серегина

методист платных курсов

 «___»____________2014 г.

Календарно – тематическое планирование  курса «Умники и умницы»

2 класс по математике

Учитель: Шамаева Ольга Радионовна.

НОЯБРЬ

№п/п

Тема

Кол-во часов

 Форма контроля

1

Сведения из истории математики. Происхождение римских цифр.

1

2

Арабские цифры. Буквы латинского алфавита.

1

Практическая работа в группах и в парах.

3

Составление и решение простых задач.

1

Практическая работа в группах и в парах.

4

Составление и решение задач по краткой записи, по схеме, по вопросам.

1

Практическая работа в группах и в парах.

5

Волшебные четные и нечетные числа.

1

Индивидуальный  контроль

6

Конструирование задач на основе готовых моделей.  

1

Интеллектуальная игра

7

Весёлые задачи на сложение и вычитание в пределах 100.

1

Интеллектуальная игра

8

Задачи  воспитательного характера: «Грамотные пассажиры и пешеходы»

1

Решение задач

Итого

8 часов

ДЕКАБРЬ

№п/п

Тема

Кол-во часов

 Форма контроля

1

Числа в спорте.

1

Занятие - практикум

2

Математика в профессиях: в раскрое одежды, в торговле.                                                      

1

Практическая мастерская

3

Математика в профессиях:  в строительстве, в кулинарии.                                                      

1

Турнир эрудитов

4-5

Задачи с геометрическим содержанием.

2

Групповая работа

6

Конструирование задач на основе готовых моделей.  

1

Урок - практикум

7

Решение комбинаторных задач. Задачи- «ловушки».

1

Занятие - практикум

8

Решение комбинированных задач.  Задачи   без   ответа.  

1

Занятие - практикум

ЯНВАРЬ

№п/п

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1

Решение комбинированных задач. Задачи   с   лишними   данными.

1

Турнир эрудитов

2

Решение комбинированных задач. Задачи   с недостающими  данными.

1

Групповая работа

3

Решение комбинированных задач. Работа    с  текстом    нерешённых  задач.  

1

Урок - практикум

4-5

Конструирование  текста  задачи.

2

Занятие - практикум

6

Учимся быть внимательными. «В стране дорожных знаков».

1

Урок -практикум

7

Логические задачи.

1

Урок -практикум

8

Решение олимпиадных задач.

1

Урок -практикум

Итого

8 часов

ФЕВРАЛЬ

№п/п

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1

Решение олимпиадных задач.

1

Турнир эрудитов

2

Путешествие по стране Геометрии. Как строят дома.

1

Групповая работа

3

Как лучи соединяются в углы.

1

Урок - практикум

4

В городе треугольников.

1

Турнир эрудитов

5

Математическая игра «Я – тебе, ты – мне».

1

Групповая работа

6

Таинственные преобразования. Уникурсальные фигуры  (фигуры, рисуемые «одним росчерком пера»).

1

Турнир эрудитов

7

Таинственные преобразования. Числовые головоломки.

1

Групповая работа

8

Таинственные преобразования. Задачи со спичками.

1

Урок - практикум

Итого

8 часов

МАРТ

№п/п

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1

Решение олимпиадных задач.

1

Турнир эрудитов

2

Решение геометрических задач.

1

Групповая работа

3

Учимся фантазировать. «В гости к Светофору Светофорычу».

1

Урок - практикум

4

Учимся запоминать. Игры для развития памяти.

1

Занятие - практикум

5

Изменение событий в задаче, вопроса, числовых данных.

1

Урок -практикум

6

В мире электроники. Электронные игры.

1

Урок -практикум

7

Размещение фигур. Построение различных комбинаций.

1

Урок -практикум

8

Математический КВН.

1

Математическая игра

Итого

8 часов

АПРЕЛЬ

№п/п

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1

Шуточные задачи и загадки.

1

Турнир эрудитов

2

Решение олимпиадных задач.

1

Групповая работа

3

Учимся отгадывать математические  ребусы.

1

Урок - практикум

4

Игра «У кого какая цифра».

1

Занятие - практикум

5

Учимся решать тестовые задания.

1

Урок -практикум

6

Решение ребусов и логических задач.

1

Урок -практикум

7

Решение нестандартных задач.

1

Урок -практикум

8

Интерактивная математическая игра «Юный математик».

1

Математическая игра

Итого

8 часов

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»

В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...

Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" для 1-4 кл.

Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развити...

Рабочая программа к курсу "Умники и Умницы" О. Холодова 1 класс

Включает пояснительную записку и тематическое планирование, рассчитанное на 2 занятия в неделю...

Рабочая программа к курсу "Умники и Умницы" О. Холодова 3 класс

С пояснительной запиской и тем. планированием. Рассчитана на проведение 1 занятия в неделю...