Урок математики. Тема "Метр"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Познакомить детей с понятием "Метр",  его применением, совершенствовать вычислительные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_._tema_metr.rar39.06 КБ

Предварительный просмотр:

УрокМАТЕМАТИКИ
Тема: МЕТР

Цели деятельности учителя

Познакомить с единицей измерения длины – метром; закреплять умения сравнивать именованные числа, преобразовывать величины, решать задачи и выражения изученных видов

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знают единицу измерения длины – метр, сколько в метре содержится дециметров, сантиметров; осознают, для чего необходима такая единица измерения длины; знают нумерацию чисел от 10 до 100, место каждого из чисел в пределах сотни на числовой прямой; умеют измерять объекты при помощи метра, сравнивать и преобразовывать величины, записывать двузначные и однозначные числа, решать составные задачи и выражения изученных видов и задачи на смекалку.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог; умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развивать мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность; проявляют личную ответственность

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Образовательные
ресурсы

http://www.stihi.ru/2008/03/14/3697 – Стихи.ру

Оборудование

Счетные палочки, пучки палочек


Окончание табл.

Наглядно-демонстрационный материал

Демонстрационный метр

Основные понятия и термины

Сотня, увеличить, уменьшить, меньше, больше, сравнить, двузначные числа, однозначные числа, десяток, единица, сантиметр, дециметр, миллиметр, метр, величины, геометрические фигуры, многоугольник, треугольник, четырехугольник

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая подготовка

Приветствие учащихся, проверка готовности

к уроку

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

Наблюдение

II. Под-

готовка к восприятию учебного материа-

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

Читает отрывок из стихотворения:

Эй, девчонки и мальчишки!

Жизнь сегодня не проста,

Зацифрованная слишком –

Важно в ней уметь считать,

Ведь без правильных расчетов

Не построить школ, домов,

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: соотносят то,

что уже известно и усвоено,

с тем, что еще неизвестно

и предстоит узнать и усвоить.

Познавательные: осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Уст-

ные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ла.

Сообщение целей

и задач учебной деятельности

Беседа

Не отправиться в полеты,

Не открыть других миров.

Чтобы сделать симпатичней

И комфортней мир вокруг,

Нужно стать математичней,

С королевою наук –

Математикой сдружиться,

Навести суметь мосты,

На уроках потрудиться,

Чтобы с нею быть на «ты».

С математикою прочно

Дружит летчик, инженер,

Бизнесмен, банкир, станочник,

Энергетик, модельер.

Капитан считает часто

Грузы, футы под килем –

Он на судне главный, мастер,

В математике – силен. 

Школяры и школярята,

Вам работать, вам дерзать.

Так учите же, ребята,

Математику – на пять! 

    Е. Конева

– А вы можете сказать о том, что дружите с математикой?

– Что вам особенно нравится на уроках математики?

Коммуникативные: достаточно полно и четко формулируют свои мысли.

Личностные: осознают социальную роль обучающегося


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Что дается с трудом?

– Несмотря на то, что вы изучаете математику
не так давно, вы уже многое узнали и многому научились, но еще больше вам предстоит узнать.

– Надеюсь, сегодня вы продемонстрируете свои знания, выполняя самостоятельную работу, решая задачи и выражения, и, конечно, откроете новое в удивительной и прекрасной стране – Математике

III. Закрепление знания нумерации чисел

в пределах 100

Самостоятельная работа обучающихся

Учитель выдает каждому ученику лист с заданием:

– Раскрасьте шары следующим образом:

красным – шар с числом, стоящим между числами 70 и 90; синим – шар с числом, предшествующим числу 51; желтым – шар с числом, следующим за числом 69; зеленым – шар с числом, которое находится между числами 25 и 50.

– Обведите нитку шара с наибольшим числом коричневым цветом, с наименьшим числом – зеленым

Самостоятельно выполняют индивидуальное задание; называют нумерацию чисел от 10 до 100

Индивидуальная

Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу; прогнозируют результаты своей деятельности; контролируют, корректируют и оценивают собственную деятельность.

Познавательные: знают нумерацию чисел от 10 до 100, показывают расположение данных чисел на числовой прямой; логически рассуждают.

Коммуникативные: понимают задание, данное в письменной форме

Наблюдение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Кал-

лиграфическая минутка

Правильное написание чисел; названия цифр, необходимых для записи чисел

Прописывает на доске:

4 4 4 4 4          7 7 7 7 7          0 0 0 0 0

– Запишите все двузначные числа, используя цифры 4, 7, 0. (40, 44, 47, 70, 74, 77.)

– Назовите отличительные особенности двузначного числа от однозначного

Прописывают цифры, составляют из данных цифр двузначные числа и записывают их; записывают однозначные

и двузначные числа; понимают роль каждой цифры

в записи двузначного числа

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные: контролируют свою деятельность, оценивают ее, при необходимости вносят поправки.

Познавательные: знают отличительные особенности двузначного числа и однозначного.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли

Уст-

ные ответы,

наблюдение

V. Решение задач

и выражений

Решение составных задач:

задание 4 

(с. 13 учебника, ч. 1).

– Является ли данный текст задачей? Почему?

– Поставьте вопрос так, чтобы получилась составная задача. (Сколько страниц занимают обе сказки?)

– Составим краткую запись:

– Запишите самостоятельно решение задачи.

1) 40 + 20 = 60 (с.) – в другой сказке.

2) 40 + 60 = 100 (с.) – всего.

– Проверим решение.

– Сформулируйте и запишите ответ задачи.

Ответ: обе сказки занимают 100 страниц. 

Слушают учителя, отвечают на вопросы; выделяют условие, вопрос; называют данные и искомое числа; доказывают, что задача является составной; составляют крат-

Фронтальная.

Индивидуальная.

Регулятивные:  планируют

и прогнозируют собственную деятельность; осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости вносят корректировки; способны

к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.

Уст-

ные ответы,

наблюдение.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Решение выражений устно с подробным объяснением: задание 5 

(с. 13 учебника, ч. 1).

Физкультминутка

На одной ноге стоим,

Удержаться так хотим.

Руки кверху поднимаем

И спокойно опускаем.

Надоело всем сидеть.

Нам охота повертеть

Корпусом туда-обратно.

И полезно, и приятно!

А потом и головой

Всласть покрутим мы с тобой.

И на место снова сели,

Принимаемся за дело

кую запись; обосновывают выбор знаков действия с подробным объяснением; находят значения выражений. Стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге. Вращение корпусом вправо

и влево. Вращение головой

Фронтальная

Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявляют самостоятельность.

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их

с действиями учителя и одноклассников.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества

Наблюдение

VI. Под-

готовка к вос-

Эмоциональная, психологическая и мотивационная

– Как можно узнать длину карандаша, книги

и т. д.? (Измерить.)

Что поможет нам выполнить эту работу? (Линейка.)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, обосно-

Фронтальная

Регулятивные: определяют учебную задачу.

Познавательные: логически рассуждают; строят осознан-

Уст-

ные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

приятию нового материала

подготовка

к усвоению изучаемого материала

– Какой единицей длины будете пользоваться?

– Нам нужно измерить длину класса. Удобно ли будет пользоваться миллиметром? сантиметром? дециметром? Почему?

вывают свои ответы

ное речевое высказывание
в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать, понимать партнеров по диалогу

VII. От-

крытие новых знаний

Знакомство

с новой единицей измерения длины – метром

– Для измерения длин больших предметов существует единица измерения – метр (демонстрирует).

1 метр – это 10 дм или 100 см.

Запись на доске: 1 м = 10 дм = 100 см.

– С помощью метра измерьте длину и ширину класса, ширину двери, длину доски и т. д.

– Сравните 1 метр с 1 дециметром и 1 сантиметром и определите, на сколько 1 метр больше 1 дециметра (сантиметра).

1 м – это 100 см (100 – это 10 десятков).

1 дм – это 10 см (10 – это 1 десяток).

10 дес. – 1 дес. = 9 дес. (9 дес. = 90).

Значит, 1 м больше 1 дм на 90 см.

1 м – это 100 см.

Числу 100 на числовой прямой предшествует

число 99.

100 – 1 = 99, значит, 1 м больше 1 см на 99 см

Слушают учителя; выполняют необходимые действия; рассуждают, измеряют длину заданных объектов; сравнивают изученные ранее единицы измерения длины с метром
(в случае затруднения ученики могут пользоваться палочками)

Индивидуальная, групповая (пар-

ная), фронтальная

Регулятивные: формулируют учебную задачу; осознают, что уже усвоено и что предстоит узнать и усвоить; контролируют и оценивают свою деятельность.

Познавательные: анализируют, сравнивают, логически рассуждают, делают выводы; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, в случае необходимости задавать вопросы уточняющего характера, выполнять совместные действия

Уст-

ные ответы,

наблюдение


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VIII.  Пер-

вичное закрепление знаний

Сравнение

величин:

задание 2

(с. 13 учебника, ч. 1)

1) 1 м * 99 см.

    1 м – это 100 см;

    100 см > 99 см, значит, 1 м > 99 см.

2) 1 дм * 100 мм.

    1 дм – это 10 см, в 10 см содержится 100 мм;

    100 мм = 100 мм, значит, 1 дм = 100 мм.

    И т. д.

Сравнивают величины; аргументируют выбор знака действия; выполняют задание с подробным объяснением

Фронтальная

Регулятивные: определяют учебную задачу.

Познавательные: создают алгоритм деятельности; анализируют, сравнивают, делают выводы; логически рассуждают.

Коммуникативные: четко и полно выражают свои мысли, аргументируют свое мнение

Уст-

ные ответы,

наблюдение

IX. Выполнение задания на смекалку

Развитие логического мышления:

задание 6 

(с. 13 учебника, ч. 1)

Решение: 

Если четыре года назад Саше было 8 лет, значит, сейчас ей (ему) 12 лет. Соответственно через пять лет Саше будет 17 лет

Решают задачу, логически рассуждая

Фронтальная

Познавательные: выделяют необходимую информацию; логически рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют доказывать свое мнение

Уст-

ные ответы

X. Ре-

флексия учебной деятельности

Обобщение полученных

на уроке сведений, оценивание

– Какие открытия сделали?

– Какие новые знания, умения вы приобрели

на уроке?

– Оцените свою работу на уроке

Отвечают

на вопросы;

делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке

Фронтальная

Регулятивные: понимают причины успеха или неуспеха; осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли.

Личностные: осознают важность полученных знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...