Изучение геометрических преобразований в процессе ознакомления с узорами.
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему
В данной статье представлен материал по формирования геометрических представлений в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_geometricheskih_preobrazovaniy_v_protsesse_oznakomleniya_s_uzorami.docx | 15.97 КБ |
prilozhenie_45.docx | 2.25 МБ |
prilozhenie_3_2.docx | 2.55 МБ |
prilozhenie_3.docx | 2.05 МБ |
prilozhenie_6.docx | 2.38 МБ |
prilozhenie_62.docx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Изучение геометрических преобразований в процессе ознакомления с узорами
Новое содержание курса математики начальной школы предполагает, и новые приемы и методы обучения и влечет за собой значительное расширение арсенала учебных средств, с помощью которых осуществляется формирование геометрических представлений и понятий, выработка необходимых навыков.
Изучение геометрии невозможно без овладения определенными графическими умениями и выполнения умственных операций анализа и синтеза.
Решение геометрических задач требует от учащихся эстетически привлекательного и точного выполнения рисунков и чертежей. Постепенное усложнение графических заданий ведет к формированию умений построить фигуру с заданными свойствами с помощью чертежных инструментов.
Приемы умственной деятельности наиболее полно проявляются при решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственной каждой из них.
Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление орнаментов, узоров и бордюров. Выполняя такие задания, учащиеся закрепляют знания о геометрических фигурах, преобразовывают их в предметы, устанавливают закономерности и выполняют мыслительные операции анализа и синтеза, закрепляют полученные умения и навыки работы в тетради в клетку, развивают внимание и мышление.
Начинать работу нужно с рисования по клеткам. При выполнении такого вида заданий дети учатся ориентироваться на листе бумаги, приобретают умение соотносить образец и свои рисунки, учатся сравнивать, находить и исправлять ошибки. Затем задания постепенно усложняются, что может послужить толчком для их собственного творчества.
В процессе изучения геометрических преобразований в процессе ознакомления с узорами используются следующие приемы:
- Работа с моделями геометрических фигур:
- Найди закономерность и продолжи рисунок;
- Продолжи ряд;
- Придумай свой рисунок.
- Изучение элементов.
Детей знакомят с элементами орнаментов, отрабатывают их, рисуя по клеточкам (см. приложение 3). Работа усложняется, когда элементы собираются в красивые узоры, забавных животных, сказочных персонажей. Дети выполняют данные задания с большим интересом.
Чтобы сохранить интерес учащихся к заданиям, нельзя стоять на месте. Для этого используют задания более сложного вида.
- Каждый рисунок рисуется в квадратике 2х2 клетки. Попробуй и ты.
- Каждый рисунок рисуется в квадратике 3х3 клетки.
- Каждый рисунок рисуется в квадратике 4х4 клетки.
- Каждый рисунок рисуется в квадратике 5х5 клетки.
- Обведи штриховые линии.
- Придумай свой рисунок из данных элементов.
Рисование по клеткам учит ребенка ориентироваться на листе бумаги, приобретать умение соотносить образец и свой рисунок, сравнивать, находить и исправлять ошибки.
- Работа с чертежными инструментами:
- Дорисуй узоры;
- Перенеси узор в пустые клетки симметрично;
- Восстанови рисунок и раскрась его (см. приложение 4).
В процессе работы с чертежными инструментами младших школьников знакомят с паркетом (см. приложение 5).
- Наблюдение за объектами из окружающей действительности.
Выполняя все те же элементы, учащихся можно познакомить с точкой, отрезком, лучом, линией. Дети находят эти элементы в предметах и дорисовывают картинки (см. приложение 6). Выполняя задания такого типа, школьники знакомятся с геометрическими фигурами и телами, составляют из них рисунки, анализируют и устанавливают закономерность.
К большому сожалению, в школах практически не используются задания такого характера. Но только на интересных и творческих уроках легко запоминается даже самый сложный материал.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение геометрической линии (в частности симметрии и преобразование фигур) в курсе математике Л.Г. Петерсон, по программе «Школа 2000».
Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного.Аристотель...
статья Применение мастерских в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в 1 классе
Творческие мастерские способствует активизации знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует потребность ребенка к самореализации в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реа...
Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала
Работа-обобщение опыта по теме самообразования "Развитие пространственного мышления на уроках математики."Программа «Начальная школа ХХIвека» предполагает глубокое и всестороннее изучение младши...
IT - урок геометрии в 4 классе по теме "Геометрические преобразования фигур"
IT-урок геометрии содержит современные образовательные технологии, главные из которых интерактивные и информационные. Класс работает на ноутбуках. Задание разноуровневые. Используются активные приемы ...
Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала
Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала...
Исследовательский проект "Развитие геометрической зоркости у детей младшего школьного возраста в процессе изучения геометрического материала"
Геометрическая зоркость –это умственная деятельность учащихся, которая включает в себя последовательность взаимосвязанных умений:умение узнавать и видеть геометрические фигуры;умение строить гео...
Использование практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обучающихся первого класса
В статье раскрываются вопросы, связанные с использованием практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обуча...