Программа для подготовки детей к школе "Первые шаги в математику"
календарно-тематическое планирование по математике на тему
Предварительный просмотр:
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ»
Пояснительная записка
Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Готовность к школе не заключается в умении читать, писать и считать. Она охватывает все стороны личности ребенка, начиная с общего физического развития и заканчивая специфическими учебными умениями и знаниями.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с задачами подготовки к школе детей 5,5-7 лет, занимающихся в группах наполняемостью от 15 до 20 человек. Срок реализации программы – 9 месяцев (с сентября по май).
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
использование игровых методов преподавания;
смена видов деятельности;
положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.
Для составления объективного мнения о каждом учащемся в группах подготовки к школе ведётся предметное преподавание.
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.
Задачами программы подготовки к школе являются:
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Организация предшкольного образования рассматривается как одно из приоритетных направлений развития школы, выполняет функцию обеспечения преемственности дошкольного и начального образования, является в структуре общего образования предшкольной ступенью.
Основными компонентами готовности к школе традиционно считаются:
• личностно-эмоциональная готовность;
• интеллектуальная готовность;
• физиологическая готовность.
Личностно-эмоциональная готовность включает в себя: мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность поведения).
Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.
Общение. В программе используются коллективные игры, позволяющие детям научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в то же время проявить свою индивидуальность. Специальные психологические игры направлены на развитие эмоционального мира дошкольников, учат их понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей.
Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.
Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания и действия. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение.
Начать обучение в школе ребенку поможет соответствующий уровень развития познавательных процессов, определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире, математическая подготовленность и достаточный уровень развития речи, иными словами, интеллектуальная готовность.
Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы занятий включены игры и программы развития произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, целостности восприятия и пространственного мышления, творческого воображения.
Обучение математике начинается с дочислового изучении математики. Формирование математических понятий проходит в увлекательных играх, практических опытах, с использованием загадок, стихотворений, занимательных и проблемно-поисковых задач.
Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа начальных классов школы сложна и объемна, начальному обучению чтению в первом классе отведено недостаточное количество часов. В букварный период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям, не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно. Поэтому цель занятий - научить ребенка плавному послоговому чтению еще до поступления в школу.
Использование игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи.
Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.
Основные знания и умения, обучающихся по окончании курса
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающихся будут уметь:
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
свободно считать в пределах 10;
сравнивать числа в пределах 10;
знать «соседей» числа;
решать простые задачи (в одно действие);
на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
пересказывать небольшие тексты;
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
выполнять на слух инструкции для обучающегося;
правильно писать печатные буквы;
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:
копирование рисунка;
ориентировка в межклеточном пространстве;
решение простых математических задач с графическим изображением ответа;
тест на развитие фонематического слуха;
выделение главного признака предмета.
Содержание курсса
Содержание и структура курса «Первые шаги в математику» строится в соответствии с возрастными особенностями детей, их интересами и возможностями. Материал по данному курсу выстроен в строгой системе: от простого к сложному. Это позволяет ознакомить детей с явлениями окружающего мира и родного языка в доступной для них форме. Все задания представлены в виде игр, что облегчает усвоение учебного материала и обеспечивает устойчивый интерес к занятиям. С этой целью также введены главные герои (Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова), которые сопровождают ребёнка в его «путешествиях» по станциям пособия.
В рамках каждого занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий в тетради.
Ко времени завершения курса дети приобретают навыки словообразования и словоизменения, овладевают сложным звуковым и слоговым анализом, усваивают грамматические нормы родного языка, владеют обширным словарём, связной речью, умением читать слоги.
Основные упражнения в системе подготовки руки к письму – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.
Учебно-методическое пособие К.В.Шевелева «Готовимся к школе» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Дети знакомятся с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. В пособии предложено большое количество игровых упражнений. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. В учебное пособие включён материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звёздочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
1-2 | Счет предметов. | Называние чисел в порядке их следования при счёте. Отсчитывание из множества предметов заданного количества (8-10 отдельных предметов). | |
3-4 | Признаки предметов (размер, цвет, форма) Большой, маленький. | Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов. | |
5-6 | Высокий, низкий. Большой , маленький. Справа, слева. | Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). | |
7-8 | Длинный, короткий. Длиннее, короче. | Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. | |
8-10 | Больше? Меньше? Столько же? | Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. | |
11-14 | Круг. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат | Установление соответствия между группами предметов, нахождение закономерностей расположения фигур в цепочке. | |
15-16 | Справа, слева, вверху, внизу. Позже. Раньше. | Выполнение задания творческого и поискового характера. | |
17-18 | Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. | Сравнение групп предметов, разбиение множества геометрических фигур на группы по заданному признаку. | |
19-20 | Много. Один. Письмо цифры 1. | Счет различных объектов (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счёта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. | |
21-22 | Число 2. Письмо цифры 2. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение групп предметов. | |
23-24 | Число 3. Письмо цифры 3. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. | |
25-26 | Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». | Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. | |
27-28 | Число 4. Письмо цифры 4. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Отработка состава чисел 2, 3, 4. | |
29-30 | Число и цифра 0. Свойства 0. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте. | |
31-32 | Число 5. Письмо цифры 5. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Упорядочивание заданных чисел. | |
33-34 | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. | |
35-36 | Знаки «больше», «меньше», «равно». | Сравнение двух чисел и запись результата сравнения с использованием знаков сравнения «>», «<», «=». | |
37-38 | Равенство. Неравенство. | Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение двух групп предметов. | |
39-41 | Сложение и вычитание в пределах 5. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. | |
42-43 | Число 6. Письмо цифры 6. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. | |
44-45 | Число 7. Письмо цифры 7. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте. | |
46-47 | Число 8. Письмо цифры 8. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. | |
48-49 | Число 9. Письмо цифры 9. | Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. | |
50-51 | Число 10. Запись числа 10. | Определение места каждого числа в последовательности чисел от 1 до 10, а также места числа 0 среди изученных чисел. | |
52-54 | Числа от 1 до 10. Закрепление. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. | |
55-57 | Числа от 1 до 10. Закрепление. | Подбор загадок, пословиц и поговорок. Сбор и классификация информации по разделам (загадки, пословицы и поговорки). | |
58-60 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач. | |
61-63 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение нестандартных задач. | |
64-66 | Повторение изученного. | Сравнение разных способов сложения, выбор наиболее удобного. |
«Согласовано»
Руководитель МО учителей начальных классов
_____________ Титова С.А.
Протокол _____ от ____ августа 2015 года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________ Кульпина Е.С.
_____ августа 2015 года
Информационно – методическое обеспечение
1. К.В. Шевелев « Прописи по математике» рабочая тетрадь для дошкольников №1, 2.
2. Образцы цифр.
3. Графические диктанты
4. Штриховка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для подготовки детей к школе.
Рабочая программа для детей предшкольного возраста ( к образовательной программе "Школа 2100")...
программа по подготовке детей к школе "АБВГДейка"
Программа разработана для детей 6-7 лет, не посещающих детский сад. Она включает подготовку руки к письму, знакомство с буквами русского языка и звуками, которые они обозначают, знакомство с цифрами, ...
Программы по подготовке детей к школе
Представлены 2 программы (полный год обучения и полугодовой)....
Программа по подготовке детей к школьному обучению.
Цель данной программы: повысить психологическую готовность детей 6-7 лет к школьному обучению и интеллектуальное развитие детей.Задачи:- развивать визуальное, аудиальное, тактильное восприятие, памят...
Тематическое планирование к программе по подготовке детей к школе
Тематическое планирование...
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «Филиппок»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...