ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «Филиппок»
рабочая программа по теме

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 128_ch_moya_prgramma_filipok.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:


 

 

 

ПРОГРАММА 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ:

 

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ  ПОДГОТОВКИ  ДЕТЕЙ  К  ШКОЛЕ  «Филиппок»

 

 

 

 

Возраст  детей:       от 5,5 до 7 лет

Срок реализации:  1 год

 

  

 

 

Пояснительная записка

                   Программа дополнительного образования: «Филипок» имеет социально-педагогическую направленность. Она позволяет      не только обеспечить количество определенных представлений у  детей при подготовке к школе, но и сформировать у  них  качественные мыслительные способности, а так же подготовить его к новой социальной роли школьника.

         Актуальность  данной программы  заключается в том, что  её реализация позволяет комплексно решать все эти вопросы.  Программа предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных умений и навыков: чтения, развитие фонематического слуха, математических представлений, графики письма, но так же большое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих возможностей детей.

Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.

Образовательная программа «Подготовка к школе» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.

 

         Педагогическая целесообразность данной образовательной  программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения мнемотаблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.

    Особенности программы

Сохранение самоценности дошкольного детства;

Комплексность содержания предшкольного образование, его направленность на развитие разных сторон личности ребенка;

Преобладание продуктивно-игровой деятельности детей;

Выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей;

Интеграция общего и дополнительного образования;

Сохранение здоровья детей через использование здоровье сберегающие технологии.

     

Основные направления программы:

         - всестороннее развитие личности ребенка;

         - увеличение объема знаний;

         -развитие основных мыслительных процессов (памяти, внимания, мышления);

         - адаптация к новой социальной роли.

Данная программа включает в себя развитие речи и обучение слоговому чтению; по математике: изучение счёта и состава чисел в пределах 10, решение простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, -, =, понятия «больше», «меньше», «столько же», «справа», «слева»; укрепление мышц кисти руки и пальцев.

ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«В начальных классах учитель для ребёнка - открыватель мира и явлений», - писал В. А. Сухомлинский.

Работа над устной речью детей начинается с первого дня занятий, учитывая то, что уже осознаётся ребёнком в его речевой практике: «слово», «звук», «буква». Понятие «слог» вводится лишь тогда, когда малыши начинают читать первые слова. Изучение букв происходит ежедневно и по одной, и по две, и по три. Когда дети начинают читать целые фразы, вводится понятие «предложение» и грамматические правила о большой букве и раздельном написании слов в предложении.

Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.

Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.

Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.

Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.

Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний о мире, в котором мы живём, о природе, жизни животных, труде людей и результатах труда, общечеловеческих ценностях, любви к родным, дому, умению дружить и т.д.

Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к умственному труду.

ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ  

В данный период предусматривается:

• развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность), вырабатывать отчётливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;

• учить плавному слоговому чтению, умению печатать односложные, двусложные слова самостоятельно, трёхсложные - по образцу, простые предложения, состоящие из 2 - 3 односложных или двусложных слов;

• учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных, с твёрдыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками;

• учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед классом, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады, анаграммы;

• знакомить с написанием сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН;

• знакомить с написанием большой буквы в начале предложения, имени человека, кличке животного;

• учить объединять предметы по существенным признакам (в связи с чтением или наблюдением).

II. МАТЕМАТИКА

Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал.

ДЕСЯТОК

1. Счет предметов (реальных предметов и их изображений).

2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от О до 10. Их чтение и запись.

3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно».

4. Знаки: +, —, =. Действия: сложение и вычитание.

5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитание 1 из последующего.

6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).

7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета

предметов.

8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).

III. РАБОТА ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ КИСТИ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Поэтому очень важно поставить руку, подготовить ее к работе.

По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до пяти, до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом всем известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у него не получается элемент, буква написана неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и кисти рук. Что же в этом случае может помочь? Можно воспользоваться опытом работы Евгении Николаевны Потаповой по штриховке предметов, как видом работы, укрепляющим мускульную силу кисти руки и пальцев. Давать задания выполнять штриховку прямыми, параллельными отрезками, дугообразными линиями, печатными буквами, овалами и т. д. А если устанут,  предложить раскрасить фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в период обучения грамоте. Дома дети могут по желанию раскрашивать, штриховать в книжках для раскрашивания или выполнять работу, подобную классной.

Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются: лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование. Выполняя то или иное задание по постановке руки (в тетради любой разлиновки), рисуя, конструируя, что-то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д..  Штриховка, лепка, рисование, моделирование - это способ развития речи детей, их логического мышления, т.к. попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки.

ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ

1. Штриховка (Тетрадь в линию).

2. Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

3. Лепка, конструирование.

4. Рисование.

5. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.

 

         Форма обучения – специально организованные 3 занятия, которые проводятся 1 раза в неделю по четвергам.         Наполняемость группы  -   10 человек.

         Усвоение данной программы научит ребенка быть сообразительным, раскрепощенным, активным, умеющим управлять своим поведением. А также,  развитые внимание, память, мышление и речь позволят ребенку успешно учиться в школе.

Критерии и формы оценки качества знаний.

         С целью оценки качества знаний   после изучения  каждой темы проводятся:

                       - тренинги

                      - тестирование

                      - анализ  рабочих тетрадей,

которые помогают определить знания, умения и навыки детей на начальном этапе обучения  по данной программе и в конце обучения по следующим направлениям:

- ассоциативное восприятие;

- зрительная память;

- слуховая память;

- умение пользоваться числительными;

- логическое мышление;

- воображение;

- умение выделить заданный звук в слове;

- умение читать;

 - выполнение арифметических действий (в пределах 10, 20, 100);

- ориентировка на плоскости;

- степень психосоциальной зрелости;

         С целью промежуточного отслеживания результатов,  дважды в год  ( в декабре и в апреле)  проводятся открытые занятия.

 

Цель программы:   Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.

ЗАДАЧИ:

·       Образовательные  задачи:

  а) обучение грамоте

- cформировать  навык различения гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных;

- научить определять последовательность звуков в слове, составлять схемы звуко-буквенного анализа слов;

- сформировать умение определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова;

- сформировать умение фиксировать предложение графически и определять количество слов в предложении;

- обучить навыку правильного обозначения звуков – соответствующими буквами;

- способствовать формированию навыка позиционного чтения (обращать внимание на  гласную, стоящую после согласного);

- способствовать усвоению правил грамматики и правописания: заглавная буква, точка, вопросительный и восклицательный  знаки, раздельное написание слов, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, запоминание словарных слов;

б) развитие математических представлений

- сформировать  представление о порядковом и количественном счете;

- сформировать представление о множестве и числе, соответствии числа и цифрового символа;

- научить находить место числа в натуральном ряду чисел;

- научить определять состав числа из двух меньших;

- способствовать формированию представлений об арифметических действиях и их  взаимосвязях;

- сформировать представление о геометрических фигурах;

- сформировать представление о времени и пространстве;

в) развитие основных мыслительных процессов

- сформировать умение устанавливать связи, выделять главное, анализировать, осознавать логику построения материала;

·       Развивающие задачи:

 - развивать  интеллектуальные  способности детей;

 - развивать навык ориентировки в тетрадях;

 - развивать мелкую моторику рук;

·       Воспитательные  задачи

       - формировать мотивацию к учебной деятельности;

       - воспитывать чувства ответственности и самостоятельности;

       - воспитывать  и развивать  общие способности  ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные;

       - воспитывать любознательность и сообразительность;

       - воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.);

 Отличительной особенностью данной программы  является то, что структура занятия позволяет решать обозначенные в программе задачи  комплексно.

 

Условия реализации  образовательной программы.

Возраст  детей, участвующих в реализации  данной дополнительной  образовательной программы – 5,5-7 лет

Срок  реализации  дополнительной образовательной программы  -  1 (один) год.

Наполняемость групп–10 человек.

Формы и методы проведения занятий.

Форма  организации деятельности детей на занятии – индивидуально – групповая; 

Форма проведения занятий -  занятие - игра   

         При  проведении занятий используются следующие методы:

·       Словесные

- устное изложение;

- беседа;

- словесные игры;

·       Наглядные

- показ иллюстраций, коллажей, мнемотаблиц, логических цепочек и т.д.;

- работа в тетрадях по образцу;

- работа по таблицам «Стосчет» и «Буквоград»;

- работа по таблицам на распределение и переключение внимания;

- заучивание стихотворений;

·       Практические

- тренинги: на определение количества звуков в слове;

  на местонахождение звука в слове;

  на развитие логического мышления;

  ассоциативные  тренинги;

  на развитие грамотной речи;

- тесты:  на степень психосоциальной зрелости;

               на понятийное мышление;

               на воображение;

               на логическое мышление;

               на внимание;

               комбинаторный (поиск различных комбинаций);

- ориентировка на плоскости;

- выполнение арифметических действий;

- графические диктанты;

- составление звуко-буквенных схем;

- штриховки.

    

 

Прогнозируемые результаты и формы контроля

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:

1. Отчётливо и ясно произносить слова:

выделять из слов звуки;

находить слова с определённым звуком;

определять место звука в слове;

соблюдать орфоэпические нормы произношения;

составлять предложения на заданную тему по опорным словам:

составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

ориентироваться на странице тетради;

писать основные элементы букв;

рисовать узоры и различные элементы.

2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:

соотносить цифру с числом предметов;

пользоваться арифметическими знаками действий;

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

измерять длину предметов с помощью условной меры;

составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;

делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:

перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

называть основные признаки времён года.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать:

русский алфавит;

состав чисел первого десятка;

как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

цифры 0-9, знаки +, -. =;

название текущего месяца, последовательность дней недели;

свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
 основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
 основные условия благополучной жизни растений и животных;
 профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
 основные достопримечательности родного города и столицы России.

Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.

Календарно - тематическое планирование

занятий   подготовительного курса (128 часов)

Обучение слоговому чтению и развитие речи   (32 часов)

№ п/п

Тематика занятия

Кол – во  часов

        теория

 Кол – во  часов

практика      

  1

Вводное занятие. Входное тестирование.

2

  2

Звуки  и буквы..

13

9

 17

Обучение слоговому чтению.

1

2

 18

Развитие навыка слогового чтения.

1

4

ИТОГО

32

                               

 Математика  (32часа)

№ п/п

Тематика занятия

Кол – во  часов

        теория

 Кол – во  часов

практика      

   3  

Число и цифра. Состав числа .

       6

12

   7

Счёт предметов. Порядковый счёт.

        3

2

  13

Прибавить и вычесть.

         3

4

  20

Дни недели. Времена года. Год.

1

1

ИТОГО

       13

19

                                         

Работа  по укреплению мускульной силы

кисти руки и пальцев (32часа)

№ п/п

                       Тематика занятия

Кол – во  часов

        теория

 Кол – во  часов

практика      

    1

Знакомство с разлиновкой тетради

2

4

    3

Письмо элементов букв

2

6

    7

Работа в тетради с направляющей линией (по письму)

1

2

   16

Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку.

1

2

   

             Работа с пластилином

1

   22

 Лепка  «ежа»

1

  23

«Вишня»

1

  24            

«Автомобиль»

1

              Конструирование

1

  25

«Домик»  из геометрических фигур

1

  26

«Грузовой  автомобиль»

1

              Рисование

1

  27

«Чашка»

1

  28

«Кукла для Мальвины»

1

  29

Рисуем прозрачные шары

1

  30

«Самолёт»

1

ИТОГО

9

23

Ознакомление с окружающим миром (32 часа)

№ п/п

                       Тематика занятия

Кол – во  часов

        теория

 Кол – во  часов

практика      

Знакомство с растениями

2

4

  1.  

Времена года

3

-

Наше здоровье

1

2

Знакомство с животными

5

1

 Явления природы

2

1

  1.  

Я и общество

6

5

ИТОГО

19

13

Содержание программы

Вводное занятие. Входная диагностика. (1 час)

Обучение слоговому чтению и развитие речи   (32 часа)

Тема 1. Звук и буква А (1 час)

 Теория: Познакомить с буквой. Заучивание стихотворения «Арбуз». Загадки об арбузе, автобусе.

Тема 2. Звук и буква М (1 часа)

Теория: Познакомить с буквой. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мишки за работой». Печатать: М, МА – МА.

Тема 3.  Звуки и буквы Р, О (1 часа)

Теория: Знакомство с буквами. Чтение букв , слогов, слов. Составление рассказа по серии  картинок. Логическое упражнение  «Рыбы. Животные». Заучивание стихотворения «Речка». Печатаем: Р, О, Шар, Рама, Мара, Рома.

 

Тема 4.  Звуки и буквы Ш,Ы. ( 1 часа)

Теория: Знакомство с буквами. Заучивание стихотворения «Шар». Чтение слияний, слогов, слов. Печатаем Ш, Ы, Ша, Шо, Шар, Ша-ры, Ма-ша.

Тема 5.  Звуки и буквы И, У, Н. ( 2 часа )

Теория: Познакомить со звуками и буквами. Многозначность слов: игла, нос.

Практика: Шарады: уточка, удочка. Чтение букв, слогов, слов. Предложение. Анаграммы. Печатаем: И, Ни, Н, На, Ни-на.

Тема 6.  Звуки и буквы: С, К, Т. ( 2 часа)

Теория: Развитие речи, «Кот – герой сказок». Загадки. Земля- дом для всего живого.

Практика: Чтение букв, слогов и предложений. Печатаем: С, К, Т, сок, Тима, Тома.

Тема 7.  Звуки и буквы: Л, В – согласные звонкие; буква Е обозначает двойной звук ( 2часа).

Теория: Загадки о лодке, лыжах, ели, воде. Чтение букв, слогов и предложений.

Практика: Печатаем: Л, В, Е, Лена, Вова, Елена. Несу в руке ромашку.

Тема 8.  Звуки и буквы: Б, П ( 1 час ).

Теория: Знакомство со звуками и буквами Б, П. Чтение слогов, слов, предложений с антонимами. Многозначность слов: шапка, шляпка. Печатаем: Б, П, БА, БО, БУ, БАБУШКА, ПА, ПО, ПЫ. У папы собака.

 

 Тема 9.  Звуки и буквы: З, Д  ( 1 час ).

Теория: Беседа «Зубы и уход за ними». Характеристика звуков З, Д. Чтение слогов с буквами, слов и предложений. Многозначность слова змей. Печатаем: З, Д, Зина, Дима, Роза, Даша. Роза росла в саду.

Тема 10.  Звуки и буквы: Г, Я   ( 1 час).

Теория: Загадки о яблоке и груше. Игра «Ягоды и фрукты». Беседа: « Почему землянику, чернику, малину так называют?». Читаем буквы, слоги, слова и рассказ « В саду». Печатаем: Я, Г, Яша, губы, стог, яблоко, город, гуси.

 

Тема 11.  Звук и буква: Ч, буква Ь    ( 2 часа ).

Теория: Логическое упражнение «Животные». Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетания: ЧА, ЧУ, ЧК, ЧН. Буква Ь. Практика: Чтение слов и предложений. Печатаем: Ч, Ь, ПОЧКА, КОНЬ, ПОЧТА, КОНЬКИ. У Наташи часы.

Тема 12.  Звуки и буквы: Ж, Е     ( 1 час).

Теория: Знакомство и характеристика звука и буквы   Ж,  написание ЖИ, ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Составление рассказа по серии картинок «За грибами». Звук и буква Е. Чтение слов, слогов, предложений. Печатаем:  Ж, Е, МОРЖ, ЁЖ, Ж-Ш, МОРЖИ, ЕЖИ. У ёжика колкие иголки.

Тема 13.  Звуки и буквы: Й, Х    ( 1 час).

Практика: Логическое упражнение «Откуда хлеб пришел?» Звук и буква Х, чтение слогов, слов и стихотворения. Звук и буква Й, чтение и предложений. Печатаем: Й, Х, хлеб, буханка, зайка. У нас гостил Незнайка.

Тема 14.  Звуки и буквы: Ц, Ю   ( 1 час ).

Теория: Беседа «Улица  Помогай». Составление рассказа по серии картинок «На семейной ферме». Знакомство с буквами и их характеристика. Чтение слогов, слов с этими буквами.

Анаграммы: Л В Ю К - (клюв),  А Ю Л – (юла). Печатаем: Ю, Ц, Юля, Юра, месяц.

Юра растит огурцы.

Тема 15.  Звуки и буквы: Э, Щ   ( 1 часа).

Практика: Загадки о цветах. Звук и буква Э ( из слова это ). Беседа «Изменения в живой и неживой природе весной». Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетание ЩА, ЩУ.

Печатаем: Э. Щ, ЩЕНОК, ЭТАЖИ. Щенка зовут Эхо.

Тема 16.  Звук и букв:  Ф   ( 1 часа).

Практика: Стихотворение «Пароход обходит мели…» Словарь: мель, моряк, штурман, доблестный. Беседа о флоте. Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов и предложений. Характеристика звука.

Печатаем: Ф, ФЛОТ, Федя, Феня, ФИЛЬМ, ФИЛЬМЫ. Яхта плавает по волнам.

Тема 17.  Ъ и Ь – разделительные знаки  (2 часа).

Практика: Толкование пословиц. Беседа по иллюстрациям « Семья обедает». Наблюдение над словами на слух: Коля – колья. Чтение слов и предложений. Игра «Хахания». Семя села обедать. (?)Печатаем: Ъ, Ь, СЕМЯ, СЕМЬЯ, СЕЛ, СЬЕЛ, СЪЕХАЛ.

 

Тема 18. Развитие навыка слогового чтения   (6 часов).

Теория: Стихи о солнце, обращение к оживающей природе. Хоровое чтение текста с доски по слогам.

Практика: Штриховка: поезд из Ромашкова, снеговик. Печатаем: поезд едет из Ромашкова. Экскурсия в школьную библиотеку.

Тема 20.  Обучение слоговому чтению  (3 часа).

Практика: Конкурс загадок. Закрепление навыков слогового чтения. Конкурс сказок. Хоровое чтение стихотворения Г.Успенского «Маленький кролик» и «рассказывание» его руками. Логическое задание « Кто, где живёт?». Заучивание стихотворения « Все мы крепко подружились…».

                               Математика (32часа)

Тема 1. Счет предметов.  Числа от 0 до 3. Цифра 0. (1 час)

 Практика: Знакомство с разлиновкой тетради в клетку, посадкой при письме, умением держать ручку, давать ответ. Письмо  цифры 0 ( пустое множество).

Тема 2. Числа от 0 до 5. Число и цифра 1. Знаки +, -, =. (1 час)

Практика: Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному образцу  и  самостоятельно. Знакомство со знаками.

 

Тема 3. Число и цифра 2. Состав   числа 2. (1 чаc)

Теория: Счет от 0 до 5. Игра ( Рыбалка ). Цифры от 0 до 5. Пишем цифры 1 и 2 по образцу.

   

Тема 4. Число и цифра 3. Состав   числа 3.  (2 часа)

 Практика: Игра  «По грибы по ягоды». Повторить состав числа 2. Как получить число 3? Состав числа 3.Рисуем грибочки по точечному образцу. Письмо цифры 3.

Тема 5. Число и цифра 4. Состав   числа 4.  (1 час)

Практика: Знакомство с числом и цифрой 4. Загадки о пальчиках. Понятие «столько же». Счёт предметов до 5 (положи столько же, нарисуй столько же). Состав числа 4. Письмо цифры 4.

Тема 6. Число и цифра 5. Состав   числа 5.   (2 часа)

Практика:  «Пушистая история» - шарада ( по картинкам  «Кот и мышь» ), мышка – мушка- мишка.

Весёлый счёт: «Мишки вышли по грибы». Число и цифра 5. Состав числа 5. Пишем цифру 5 по образцу. Работа со счётным материалом.

Тема 7. Счёт предметов от 0 до 5.       (1 час)

Теория: Прямой и обратный счёт от 0 до 5. Загадка о еже. Счёт предметов по стихам о еже. Состав чисел 2,3,4,5. Тренировка памяти. Письмо в тетради цифр: 0,1,2,3,4,5.

Тема 8. Число и цифра 6. Состав   числа 6.     (2 часа)

Теория: Счёт предметов ( друзья Петрушки).

Практика: Число и цифра 6. Состав числа 6. Игра «На лугу» по составу 6. Письмо в тетради цифры 6.

 

Тема 9. Число и цифра 7. Состав   числа 7.    (2 часа)

Теория:  Игра - «По грибы, по ягоды». Счёт в пределах 6. Счёт предметов от 0 до 10. Состав числа 7. Цифра 7.

Практика:  Письмо в тетради цифры 7.

Тема 10. Число и цифра 8. Состав   числа 8.  (2 часа)

Теория: Беседа: «Домашние животные». Счёт предметов от 0 до 10 (утята). Число и цифра 8. Состав числа 8.

Практика: Работа в тетради (по точечному образцу).

Тема 11. Число и цифра 9. Состав   числа 9.  (2 часа)

Практика: Логическая задача- «Осень». Счёт предметов от 0 до 10.

Теория: Число и цифра 9. Состав числа 9. Работа в тетради.

 

Тема 12. Число  10. Состав   числа 10.        (2 часа)

Теория: Беседа «Второй хлеб» - (о картофеле). Логическое упражнение  «Чей это хлеб?».

Практика: Счёт предметов: «Огород». Число 10. Состав числа 10. Работа в тетради по образцу.

Тема 13. \ Прибавить и вычесть 2.  (1 час)

Практика: Толкование пословицы «Землю красит солнце, а человека труд». Беседа «Как вы помогаете маме?». Счёт от 0 до 10 (на счётном материале). Работа в тетради:

а) письмо цифр от 0 до 10.

б) задачи, где прибавляем и отнимаем 2.

Тема 14. Прибавить и отнять 3.   (1 час)

Практика: Беседа «Почему весной люди радуются?». Счёт предметов в пределах 10. Учимся прибавлять и отнимать 3. Работа в тетради по образцу. Запись примеров по точечному образцу; ответ дети записывают самостоятельно.

 

Тема 15..Прибавить и вычесть 4.    (1 час)

Теория: Прямой и обратный счёт до 10. Понятие и способы, как прибавить и отнять 4. Закрепляются понятия: «больше», «меньше», «столько же». Даётся понятие  «рыболовецкий флот». Счёт предметов от 0 до 10 и обратно, по 1 и по 2. Работа в тетради: ряд чисел, волны и пена, рыбка.

 Тема 16. Порядковый счёт от 1 до 10. Счёт предметов. Прибавить и вычесть 5.  (2час)

Теория: Знакомство со счётом по порядку, вопросом «который?», ответами : «первый», «второй» и т.д.

Практика: Решение простых задач на сложение и вычитание. Работа в тетради по образцу.

Тема 17.  Прибавить и вычесть 6. (2 часа)           

Практика: Работа в тетради: числа натурального ряда, окошко дружных соседей, строим крепость, играем в мяч. Решение задач на сложение и вычитание 6.

 

Тема 18.  Счёт предметов в пределах 10.  Понятия: «столько же», «слева», «справа». (2 часа )                          

Теория: Игра « Груши и яблоки» ( счёт по порядку, сложение и вычитание в пределах 10 ).

Практика: Работа в тетради: а) нарисуй столько же; б) нарисуй слева, справа; в) посчитай, запиши.

Тема 19. Счёт предметов. Ответы на вопросы: «Сколько?»      (2 часа)

Теория: Закрепление навыков счёта.

Теория: Дети считают и записывают цифровой ответ.

Тема 20. Дни недели. Времена года. Год.        (2час)

Теория: Загадки о временах года. Счёт предметов от 1 до 10.

Практика: Задачи о днях недели. Работа в тетради по заданию учителя. Решение задач и примеров.

Работа  по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев(32 часа)

Тема 1. Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей. (1 час)

Практика: Штриховка рисунков. Печатание буквы А в широкую разлинованную тетрадь по точечному образцу и самостоятельно.

Тема 2. Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. (1час)

Теория: Игра «У медведя во бору». Отгадывание загадок. Логическое упражнение «Почему медведя зовут медведем».

 

Тема 3. Наклонная линия, круг, овал. (1 час)

Практика: Штриховка рисунка. Заучивание стихотворения.  

Тема 4. Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании с кругом.(1 час)

Практика: Штриховка рисунка. Раскрашивание прозрачных предметов.

Теория: Заучивание стихотворения.

Тема 5. Сочетания  «жи – ши». Рабочая строка. (1час)

Теория: Тренировка глазомера. ЖИ – ШИ пишем с И. Работа по штриховке. Наклонная в рабочей строке и прямая с закруглением внизу (по образцу).

Тема 6. Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка. (1час)

Практика: Штриховка наклонной горизонтальной линией. Конкурс загадок. Рисунок по образцу.

Тема 7. Работа в тетради с направляющей линией (по письму) (1час)

Теория: Развитие речи «Что даёт хвойный лес птицам и зверям». Штриховка наклонными вправо и влево от середины. Рисунок по точечному образцу и самостоятельно.

Тема 8. Разлиновка тетради по письму. Наклон. (1час)

Практика: Штриховка горизонтальными и наклонными линиями. Многозначность слова «Шуба».

Работа в «Прописи».

Тема 9. Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях. (1час)

Практика: Штриховка рисунка. Разгадывание загадок. Разучивание стихотворения.

Тема 10.Рабочая строка. Широкая строка в тетради с направляющей линией. (1час)

Теория: Беседа о зимующих и перелётных птицах. Штриховка косыми линиями. Работа в «Прописи».

Тема 11. Наклон в тетради с направляющей линией. Овал. (1час)

Практика: Заучивание стихотворения о жуке. Беседа «Животные в цирке». Штриховка рисунка.

Тема 12. Овал большой и маленький. Наклон в тетради с направляющей линией. (1час)

Теория: Беседа по рнс «Колобок». Словарная работа: глупость, хвастовство. Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями. Работа в тетради с направляющей.

Тема 13. Разлиновка тетради по письму. Широкая и узкая строка. Наклонная линия.

(1час)

Практика: Логическое упражнение «Мои помощники» (руки, пальцы). Толкование пословицы «Золотые руки не знают скуки». Работа в тетради.

Тема 14. Работа в тетради с направляющей линией. (1час)

Практика: исьмо по образцу. Заучивание стихотворения. Аппликация «Весёлый парус».

Тема 15. Широкая и узкая линия в тетради по письму. (1час)

Практика: Разгадывание загадок. Беседа об одежде моряка. Штриховка рисунка. Выполнение работы по точечному образцу и дорисовка деталей.

Тема 16. Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку. (3часа)

Практика: Работа в тетради по точечному образцу. Аппликация «Утята».

Тема 17. Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. (1час)

Практика: Беседа о доме для друзей – цирке. Работа в тетради. Игры на воздухе.

Тема 18. Овал, наклонная с закруглением вверх, наклонная и дугообразная линии. (1час)

Практика: Вопросы Незнайки. Ответ – анаграмма. Рисунок – ответ по образцу. Аппликация «Корзина с ягодами».

Тема 19. Удлинённые линии с петлёй внизу. (1час)

Практика: Логическое упражнение «Какие грибы выбросил Буратино?». Штриховка рисунков. Работа в тетради.

Работа с пластилином

Тема 20. Лепка  ежа. (2 часа)

Теория: Правила и техника работы с пластилином. 

Практика: Загадка о еже. Стихотворение о еже. Лепка ежа. Выставка работ.

Тема 21. «Вишня». (1час)

Практика:Развитие речи. Рассказ о Винни Пухе – сладкоежке. Лепка и выставка работ.

Тема 22. «Автомобиль» (1час)

Практика:Беседа «Машины – помощники человека». Работа под руководством учителя. Выставка работ.

Конструирование

Тема 23. «Домик»  из геометрических фигур (2часа)

Теория: Повторение геометрических форм, сравнение по размеру. Игра «На что похоже?».

Практика: Выполнение работы. Выставка работ.

Тема 24. «Грузовой  автомобиль» (1час)

Практика: Повторение геометрических фигур. Игра «На что похоже?». Выполнение работы. Выставка работ.

Рисование

Тема 25. «Чашка» (2часа)

Теория: Беседа «Посуда в нашем доме». Детальное рассматривание чашки.

Практика: Работа над рисунком под руководством учителя. Выставка работ.

Тема 26. Кукла для Мальвины» (1час)

Практика: Беседа «Фигура человека». Рассматривание куклы – неваляшки, рисунка куклы. Работа над рисунком под руководством учителя. Выставка работ.

Тема 27. Рисуем прозрачные шары (1час)

Практика: Беседа «Как Вини Пух хотел забраться к пчёлам за мёдом». Рассматривание формы шара и его прозрачности. Работа над рисунком. Выставка работ.

Тема 28. «Самолёт» (2 часа)

Практика: Беседа об аэрофлоте, видах воздушных машин и кораблей. Рассматривание модели самолёта и его деталей. Рисование под руководством учителя. Выполнение дизайна самостоятельно. Выставка работ.  

Ознакомление с окружающим миром (32 часа)

Тема 1. Практика: Знакомство с комнатными растениями. (1 час)

 

Тема 2. Практика: Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. (1 час)

Тема 3. Практика: Распознавание листьев различных деревьев. (1 чаc)

Тема 4. Теория: Что общего у разных растений. (1 час)

Тема 5. Практика: Хвойные деревья (1 час)

Тема 6. Теория: Богата природа России. Леса и цветы России (1 час)

Тема 7. Теория: Что такое осень? (1 час)

Тема 8. Теория: Зимние изменения в природе. (1 час)

Тема 9. Теория: Весна и лето – родные сёстры. (1 час)

Тема 10. Практика: Простейшие правила гигиены. (1 час)

Тема 11. Теория: Что такое здоровье? (1 час)

 

Тема 12. Практика: Профилактика гриппа и простуды. (1 час)

Тема 13 Теория: Звери — млекопитающие (1 час)

Тема 14. Теория: Лесные новости. Как звери готовятся к зиме (1 час)

 

Тема 15.. Теория: Что мы знаем о птицах? (1 час)

 Тема 16. Практика: Птичья столовая (1 час)

Тема 17. Теория: Жизнь птиц.Гости с Севера. (1 час)

Тема 18.  Теория: Человек и домашние животные. (1 час)

Тема 19. Теория: Явления природы (1 час)

Тема 20. Теория: Что зима нам подарила. (1 час)

Тема 21. Практика: Изучение свойств снега и льда. (1 час)

Тема 22. Теория: Правила поведения в школе (1 час)

 

Тема 23. Практика: Семья (1 час)

Тема 24. Практика: Прогулка в парк: март уж наступил. (1 час)

Тема 25. Практика: Где ты живешь? Дорога от дома до школы. (1 час)

Тема 26 Практика: Правила поведения на дорогах (1 час)

Тема 27. Теория: Зачем люди трудятся? (1 час)

Тема 28. Теория: Поговорим о дружбе. (1 час)

Тема 29. Практика: Игра:«Идем в гости». (1 час)

Тема 30. Теория: Наша страна – Россия. О гербе, о флаге и гимне. (1 час)

Тема 31. Теория: Золотые руки народные.Народное творчество. (1 час)

Тема 32. Теория: Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте. (1 час)

 

Материальное  обеспечение программы.

 Для  реализации  данной программы необходимо следующее материальное обеспечение:

         - светлое помещение с левосторонним освещением;

- столы-парты в количестве 5 штук, подобранные в соответствии с ростом детей;

- детские стулья на каждого ребенка, соответствующие росту детей;

- школьная доска;

- школьные мелки (белые и цветные);

- стол и стул для педагога;

- методический шкаф для хранения методических  пособий;

- простые карандаши на каждого ребенка;

- цветные карандаши: синий, красный, зеленый  на каждого ребенка;

- шариковые ручки с синей пастой на каждого ребенка;

- тетради в обычную клетку;

- тетради в косую линейку;

                Методическое  обеспечение программы               

1. Таблицы:

          - таблица  «Буквоград»;

         - таблицы: «Том и Тим»,  «Ступеньки Тома и Тима»; «Твердыш и Мякиш»;

         - таблицы на распределение  внимания (буквы, цифры, птицы, морские животные, рифмы, омонимы);

         - таблицы на переключение внимания (буквы – картинки, количество-цифра);

         - таблица «Буквы – подружки»;

         - таблица «Буквы и звуки»;

         - таблица «Примеры и ответы»;

         - таблица «Геометрические  фигуры – родственники»;

         - таблица «Подбери соответствующую фигуру»;

         - таблица «Маски»;

         - таблицы для упражнений «Слово рассыпалось» и «Грамматическая арифметика»;

         - таблицы на развитие логического мышления, поиск взаимосвязей: «Бабочка», «Верблюд», «Волк», «Найди девятое», «Животные», «Платье», «Птицы», « Хлеб»,

- таблицы на словообразование;

2. Карточки:

                   - карточки для чтения (короткие, длинные слова, фразы,  

                      предложения, небольшие рассказы);

                   - карточки с примерами (с однозначными и двухзначными

                      числами);

                   - карточки с круговыми примерами;

                   - карточки для чтения выражений со знаками «>», «<», «=»;

                   - карточки – иллюстрации для решения задач;

                   - карточки с изображением предметных картинок: девочка, мальчик,  мама,  собака,  кошка,  учительница,  лошадь, кот, окно, вишня, индюк, лист, корова, белка,  лиса, василек, факел, филин, фасоль, винегрет, месяц, солнце, луна;

                    - карточки с ребусами на слова: «Брат», «Нева», «Ворота»,

                       «Вьюга»;

                   - карточки со знаками препинания на каждого;

                   - карточки кратковременного предъявления;

3. Дидактические игры:

«Теремок», «Шесть ОС», «Четыре Л», «Домики», «6 КВА»,    «Слоговое  лото», «Из одного слова – несколько», «Накорми  животных», «Вылечи   предложение», «Подбери нужное слово»,   «Магазин», «Умная машина»,     «Найди число», «Скажи   грамотно», «Скоро в школу», «Таблица и лица»,  «Времена года», «Третий лишний», «Узнай сказку»;

4. Иллюстрации:

                   - иллюстрации для дидактических игр  и  формирования различных понятий: «Буквы простудились», «Где звенит колокольчик», «Он, она, оно», «Сказка про шипящие», «Сказка о Твердыше и Мякише»;

                   - иллюстрации к стихотворению Б.Заходера «Алфавит»;

5. Схемы для придумывания слов;

6. Числовая линейка (0-10) - большая;

7. Числовые линейки на каждого;

8. Наборы открыток для запоминания(на ассоциации, с помощью зацепов, с помощью сюжетов);

9. Логические цепочки;

10. Фишки красного, синего, зеленого и желтого цвета для обозначения звуков;

 

Литература

1.    Бабаева Т.И. «У школьного порога», М. «Просвещение», 1993г.

2.    Буре Р.С.  «Готовим детей к школе», М. «Просвещение», 1987г.

3.     Венгер Л.А,  Венгер  А.Л. «Домашняя школа», М., «Знание», 1994г

4.     Волина В. «Праздник букваря», М. «Аст-Пресс», 1995г

5.     Голуб И.Б.,  Ушаков Н.Н.  «Путешествие по стране слов», М.,  «Просвещение», 1992г.

6.     Дьяченко О.М.,  Веракса Н.Е. «Чего на свете не бывает?», М., «Знание»,  1994г.

7.     Ильина М.В. «Тренируем внимание и память», М., «АРКТИ», 2005г.

8.     Колесникова Е.В. «Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников», М. «Акалис», 1996г.

9.     Кувашова Н.Г.,  Нестерова Е.В. «Методика подготовки детей к школе», Волгоград, «Учитель», 2003г.

          10. Михайлова Л.С. «Как подготовить ребенка к школе» (часть I, II),   Волгоград        

               «Учитель», 2002г.

                 11. Нефедова Е.А,  Узорова О.В. «Готовимся к школе», Киров, 

          «Аквариум», 1998г.

     12.Новотворцева Н.В. «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду», Ярославль,              

            «Академия развития», 1998г.

      13.Осипова А.А. «Диагностика и коррекция внимания», М., «Сфера», 2001г.

      14.  «Развития мышления», серия «Домашняя школа», М. «ОНИКС», 2002г.

          15. Севостьянова  Е.О. «Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет», М.,  

                «Сфера», 2005г. 

          16.Тихомирова Л.Ф. Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль.

               «Академия развития», 1998г.

    17. Черемошкина Л.В.  «Развитие памяти детей», Ярославль, «Акдемия развития», 1997г.

              

 

 

Диагностический  материал.

Тесты  на выявление уровня усвоения данной программы:

Тест

высокий

средний

низкий

1

На ассоциативное восприятие

(предлагается 16 картинок – догадаться на что похоже изображение)

 

15-16шт.

 

10-14шт.

 

Менее 8 шт.

2

На зрительную память

(в течение 3-х секунд рассмотреть картинку и ответить на 6 вопросов)

 

5-6 вопросов

 

3-4вопроса

 

Менее 3-х

3

На слуховую память

(предлагается запомнить цепочку из 16 слов, используя один из способов запоминания)

 

15-16 слов

 

10-14 слов

 

Менее 10сл.

4

На умение пользоваться количественными и порядковыми числительными

(Набор игрушек и коллажи: «Козленок, который умел считать до 10», «Считаем сказочных героев»)

 

Умеет

 

----

 

Не умеет

5

На логическое мышление:  

используются логические  цепочки и таблицы на поиск закономерностей

Определяет

закономерность

 Допускает

 2-3 ошибки

Не может

определить

6.

На воображение

(упражнение «дорисуй» воображаемый предмет или целый сюжет из линий, полукругов, контуров и т.д.)

 

Выполняет разнообразные варианты

Выполняет однообразные

варианты

Не справился с заданием

7.

На умение выделить заданный звук в слове

(предлагается выделить заданный звук в начале, в середине и в конце слова)

 

Выделяет любой заданный  звук

Выделяет только в начале слова

Не справился с заданием

8.

На умение читать

(предлагается для чтения небольшой текст)

Беглое чтение

(более 30 слов в минуту)

Чтение по слогам

Не умеет читать

9.

На умение выполнять арифметические действия

(решение примеров и задач)

Выполняет задания самостоятельно

 

Выполняет не менее 50% задания самостоятельно

 

Выполняет задания с помощью педагога     

10.

На умение ориентироваться на плоскости с клеточной основой

(разнообразные графические диктанты с прямым и обратным ходом)

Выполняет без ошибок

Допускает ошибки в некоторых видах

Не может выполнить

11.

На степень психосоциальной зрелости

( предлагается семь вопросов разной тематики, тест дается в конце обучения)

Отвечает на все вопросы  безошибочно

Может ответить не менее чем на 50% вопросов

Затрудняется с ответами на вопросы, допускает более 3-х ошибок

 

Результаты  диагностики  детей, обучающихся по программе

«Филипок» за  2014    -2015     уч. год

Ф.И.

Ребенка

 

 

 

 

Начало года

Конец года

Ассоциативн.

восприятие

Зрительная

память

Слуховая

память

Числительые

Логическое мышление

Воображен

Умение выдел. звук

Умение читать

Арифметические  действия

 

Ориентиров. на плоскости

Психосоциал.

зрелость

Общ. показат

готовности

Ассоциативн.

восприятие

Зрительная

память

Слуховая

память

Числительые

Логическое мышление

Воображен

Умение выдел. звук

Умение читать

Арифметические  действия

 

Ориентиров. на плоскости

Психосоциал.

зрелость

Общ. показат

готовности

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий показатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные  обозначения:   высокий   уровень  -                (красный)

                                                 средний   уровень  -                  (желтый)

                                                  низкий  уровень      -                 (зеленый)


Тесты и упражнения для будущих первоклассников.

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Тест для будущих первоклассников:

- назови свою фамилию, имя, отчество; 
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два? 
- как зовут твоих родителей? 
- утром ты завтракаешь, а днем...? 
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются? 
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...? 
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела? 
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это? 
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь? 
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес? 
- береза, дуб, осина - это...? 
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют? 
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...? 
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? 
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...? 

Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека. 

Он состоит из трех заданий:

- нарисовать фигуру человека; 

- скопировать небольшую фразу; 

- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали. 

Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен

После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.

Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая. 

Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое. 

При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла -- предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули. 
При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.

Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться? 

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться? 

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться? 

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться? 

5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал? 

6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться? 

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением? 

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением? 

9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил? 

Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.(КОНЕЦ) 

Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения. Сейчас в Москве и других городах России разворачивается сеть психолого-медико-социальных центров. Здесь специалисты бесплатно проконсультируют вас, проведут квалифицированную диагностику, определят уровень подготовки ребенка к школе. 

Шуточный тест для первоклассников (ведущий читает четверостишия, первоклассники произносят "и я" там, где это уместно.

Все домашние заданья 
Буду четко выполнять. 
На урок без опозданья 
Буду утром прибегать.

Дома ручку не забуду 
И тетрадь, и карандаш. 
А забыл - реветь я буду 
На весь класс, на весь этаж.

На уроках обещаю 
Не шуметь и не болтать. 
Если и ответ не знаю, 
Буду руку поднимать.

А во время перемены 
Обещаю не шуметь, 
Не сбивать людей и стены, 
Не толкаться, как медведь.

Буду ловким, буду смелым, 
Буду я в футбол играть. 
Значит, буду то и дело 
Мячик в окна забивать.

Буду умным и веселым, 
Делать добрые дела, 
Чтоб меня родная школа 
Как родного, приняла.

Тест-анкета для обследования предрасположенности ребёнка к различным видам человеческой деятельности.

Ребёнок имеет очевидные технические способности, если он:

- интересуется самыми разными механизмами и машинами; 

-любит конструировать модели, приборы; 

- сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

- может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения; 

- любит и умеет рисовать, "видит" чертежи и эскизы механизмов; 

- интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой. 
Ребёнок имеет музыкальный талант, если он: 

- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; 

- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушавается в них, легко их запоминает; 

- если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также своё настроение; 

- сочиняет свои собственные мелодии; 

- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте

Вас беспокоят предстоящие трудности первоклассника? Вы хотите помочь ребенку справиться с ними, но не знаете как? Об этом и о многом другом читайте на моем сайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...