Урок математики в 1 классе "Задача"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предмет: математика
Класс: 1
Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». Учебник: 1 класс.
Тема урока: «Задача».
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Основные цели:
1) Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.
2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.
3) Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadacha.docx | 59.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 1
Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». Учебник: 1 класс.
Тема урока: «Задача».
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Основные цели:
1) Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.
2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.
3) Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.
Оборудование: демонстрационный материал, раздаточный материал, доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя ;
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие «Задача» | 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
умение решать основные типы задач | 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение | |
Регулятивные | самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном | 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними | |
Познавательные | закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания по теме «Задача». | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач |
Коммуникативные | умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные | формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 3 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Выявление места и причины затруднения | Выявить и зафиксировать место и причину затруднения. | Фиксация места затруднения | Понимание возникновения затруднения | 1 | Коммуникативные: учебное сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми. Построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 3 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Реализация построенного проекта. | Организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; | Организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона); | Работают над открытием нового знания. | 15 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
6.Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
7. Первичное закрепление во внешней речи | Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи. | Подвести детей к проговариванию | Проговаривают во внешней речи | 4 | Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 5 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
9. Включение в систему знаний и повторение. | 1) Организовать тренинг умения составлять выражения; 2) закрепить знание состава числа 7. | Анализирует уровень усвоения знаний | Учащиеся повторяют, закрепляют знания | 3 | Личностные: оценивание усваиваемого материала Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
10. Рефлексия (подведение итогов урока). Информация о домашнем задании | Дать количественную оценку работы учащихся Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Подводит итоги работы групп и класса в целом. Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся сдают карточки самооценивания. Учащиеся записывают в дневники задание | 3 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Ум да разум нынче в чести. С ними дружбу поведешь - Так нигде не пропадешь! -Прочитайте стихотворение. Как вы его понимаете?
| Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться. Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать. Мы знакомились с волшебными цифрами. Мы сравнивали волшебные числа, решали примеры. С повторения. Нет, только то, что нам пригодиться сегодня на уроке. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии |
2) Актуализация взаимосвязи части и целого. Учитель открывает на доске геометрические фигуры (Д-2):см. приложение №37
Целесообразно предложить учащемуся, работающему у доски, прокомментировать свой результат. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.
3) Составления выражения по рисунку. Учитель открывает на доске задание 3 (Д-3): см. приложение №37
4) Пробное действие.
Учитель открывает тему урока.
| Учащиеся устно и письменно выполняют предложенные задания. Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях. Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках. Учащиеся достают карточки из конвертов Р-2, аналогичные карточки учитель открывает на доске Д-4. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Учащиеся читают составленные тексты задач Разобраться в чем возникло затруднение |
3. Выявление места и причины затруднения. |
| -Мы должны были составить задачу. -Мы не составляли задачи. -В выборе частей, из которых состоит задача. -У нас нет эталона, из каких частей состоит задача. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
| Учащиеся предлагают свои решения. Построить эталон, в котором заключается части задачи. Отвечают на поставленный вопрос Формулируют тему и цель урока. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Реализация построенного проекта. |
В случае организации работы в парах, учитель организует представление парами своих результатов. В своей защите учащиеся показывают карточки, из которых должна состоять задача, и обосновывают сое мнение. Учитель подводит итог, фиксируя карточки УСЛОВИЕ и ВОПРОС на доске. Далее работа организуется фронтально.
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
Учитель вывешивает соответствующую карточку на доску.
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
| Учащиеся в парах выполняют решение предложенных заданий. Учащиеся в парах сопоставляют задание № 3 из этапа актуализации знаний и карточками. В случае возникновения затруднений у учащихся учитель организует подводящий диалог. Учитель вывешивает на доске карточку с условием. Учащиеся находят соответствующую карточку, один из учащихся читает текст. Карточка вывешивается на доске рядом с текстом вопроса. Один из учащихся делает рисунок на доске, остальные учащиеся в рабочих тетрадях. В виде схемы. Один ученик строит и заполняет схему у доски с комментированием, остальные учащиеся работают на планшетках или в рабочих тетрадях. Выражение фиксируется на доске и в рабочих тетрадях учащихся (на планшетках) Один из учащихся с места комментирует решение. Один из учащихся читает вопрос к задаче. Один из учащихся записывает ответ на доску, остальные учащиеся в свои рабочие тетради. Закрепить новое знание |
6.Физпауза | 5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
7. Этап первичное закрепление во внешней речи | 1) № 2, стр. 44.
Учитель заранее выносит задание на доску. Учащиеся выходят по цепочке к доске и соединяют линиями части задачи и их названия. Остальные учащиеся работают в учебнике. 2) Работа в парах. № 3 стр. 44
| Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Учащиеся в парах выполняют задание, проверка организуется фронтально. Учащиеся с места называют части задачи. Нужно выполнить самостоятельную работу. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | № 4, стр. 45.
На выполнение задания отводится 2 минуты. Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-5, правильность выделения условия и вопроса определяется устно. Далее организуется вербальная поэтапная проверка выделения остальных частей задачи. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.
| Задача составляется фронтально. Учащиеся находят, называют и исправляют свои ошибки |
9. Включение в систему знаний и повторение |
№ 5, стр. 45 (1,5 рисунки)
| Работают устно |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание |
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
| Учащиеся сдают карточки самооценивания. Получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.Домашнее задание: составить задачу на сложение или на вычитание; найти в них условие, вопрос, нарисовать схемы, записать решение и ответ. № 6, стр. 45. |
1) изображение геометрических фигур для задания 2 (этап 2):
2) задание 3 (этап 2):
3) карточки с текстами на пробное действие (для фиксации на доске):
4) таблички:
5) образец для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):
6) карточки на пробное задание в конвертах на каждого учащегося (этап 2):
Карточка самооценивания.
Ф. И. _______________________________________________
Система оценивания:
"+" - справился с заданием без затруднений,
"±" - справился с заданием, но возникали сложности,
"-" - не справился с заданием.
№ задания | Задание | Оценка |
1 | Устный счет | |
2 | Составление выражения по рисунку | |
3 | №4 стр.45 | |
4 | №5 стр.45 | |
5 | Итого: ваша оценка за урок |
Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим ;
4- 3,5 «+» - ;
3- 2,5 «+» - .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...