Технологическая карта урока математики "Доли"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Приводится технологическая карта урока математики "Доли" в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_doli_3_klass.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

   

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ

УМК «Школа 2100»

Тема урока: ДОЛИ.

Цели:

Личностные:  

  • развитие математической речи, памяти;
  • развитие самостоятельности, логического мышления;
  • воспитание чувства товарищества и взаимовыручки.

Метапредметные:  

  • развитие внимания, логического мышления, умения  анализировать, делать выводы;
  •  развитие навыков сравнения;
  •  выполнять практические задания по инструкции учителя;

Предметные:

  • повторение табличного  умножения  и деления;
  • формирование  у учащихся представления о делении на равные части (доли) предметов, геометрических         фигур;
  • формирование  умения читать, записывать доли;
  • развитие навыков устных вычислений;

 

Формируемые УУД

1. Личностные результаты: 

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»

- не бояться собственных ошибок.

2. Регулятивные результаты: 

-  принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;

- выполнять работу в соответствии с заданным планом;

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

3. Коммуникативные результаты: 

- работать в паре, договариваться друг с другом, критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- ясно формулировать ответы на вопросы учителя.

4. Познавательные результаты: 

     - самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

   - самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;

   - определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;

    -  оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, презентация, демонстрационный материал: яблоко, круги, разделенные на доли.

Для учащихся: цветные карандаши, пособие «Считай до 100», полоски бумаги у каждого ученика, ножницы,  учебник Т.Е. Демидова «Математика», тетрадь.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

  Этапы урока

       Цель

Взаимодействие в образовательном процессе                            

         

                                                   

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ι.Мотивирование к учебной деятельности

  • Психологический настрой учащихся, создание рабочей обстановки на уроке.

-Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Давайте улыбнемся друг другу, гостям, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

- Начинается урок!

-Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Время движется вперед.

Начинаем устный счет.

Приветствие. Положительный настрой на урок.

Личностные УУД:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспитывать здоровый образ жизни

II.Актуализация знаний и осознание границ знания-незнания. Постановка проблемного вопроса.

Создание проблемной ситуации

Устный счет

 Приготовьте свои пособия «Считай до 100». Я называю пример, вы - показываете ответ.

35:7         72:9

48:8         10:5

24:8          1:5 =?

-Какой вы вопрос мне хотите задать?

-Давайте мы отложим этот вопрос. Возможно, в течение урока мы сможем на него ответить.

Дети показывают ответ

карточками с числами, ответ на слайде вылетает после того, как учитель проверил ответы.

-Как 1 разделить на 5?

 Личностные УУД:

  • не бояться собственных ошибок.

 Регулятивные УУД:

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других.

  Познавательные УУД:

  • оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

ΙΙI. Построение проекта выхода из затруднения.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм.

- Что пришлось делить героям сказки?

- Почему надо было делить этот целый апельсин?  

- Как в сказке называлась каждая часть апельсина?

 -Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- Что же мы будем изучать сегодня, какова тема урока?

- Ребята, действительно, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.

- В математике такие равные части от целого называются доли.

-Итак, откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа и тему нашего урока: Доли.

-Ребята, давайте составим план нашей работы на уроке. Чем мы сегодня будем заниматься?

-Скажите, пожалуйста, «Доли» - это новая для нас тема или мы уже ее изучали?

-Значит, каким будет первый пункт нашего плана?

-Ребята, что делили герои мультфильма? А что можно еще делить на доли? А геометрические фигуры мы можем делить на равные части-доли?

Каким будет второй пункт плана? Чему мы должны научиться на уроке?

- Ребята, а мы умеем записывать доли, читать их? Значит, чему мы еще будем учиться на уроке?

-Мы говорим «равные доли». А как определили, что они равные?

-А доли могут быть неравными?

-Что мы еще будем делать на уроке? Какой следующий пункт нашего плана?

 

Просмотр мультфильма «Мы делили апельсин»

- Апельсин

- Животных много, а  он один.

- Долька, доля.

- ДОЛИ

Дети делают записи в тетрадях.

-Новая.

-Познакомиться с понятием «Доли».

ответы детей

- Научиться делить предметы, геометрические фигуры на доли.

Нет.

-Учиться читать и записывать доли.

-Сравнили.

Ответы детей.

-Сравнивать доли.

 Личностные УУД:

  • понимать и оценивать

свой вклад в решение

общих задач;

  • ценить и принимать

следующие базовые

ценности: «терпение»,

«желание понимать

друг друга», «принимать

позицию другого»;

  • не бояться собственных

ошибок

  Регулятивные УУД:

  • оценивать учебные

      действия в соответствии

      с поставленной задачей;

      прогнозировать предстоя-

      щую работу (составлять

      план);

  • принимать участие в

      обсуждении,    

      формулировании   цели

      конкретного задания;

участвовать в оценке и

      обсуждении полученного

      результата.

  Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • оформлять свои мысли в устной форме; 
  • критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • ясно формулировать ответы на вопросы учителя.

 Познавательные УУД:

  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  •  самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
  • определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;
  • оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

     

ΙV. Реализация построенного проекта.

Побудить детей к анализу собственной деятельности. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.

 

- А теперь давайте вернемся к нашему примеру, который мы не смогли решить раньше.  1:5

-Смогли  мы один целый апельсин разделить на 5 частей?

- Теперь нам надо понять, как записать ответ в этом примере. 

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак

  (:).

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта» и, соответственно, числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

- А число над чертой?

- Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое. Позже будете называть это число - «знаменатель».

Над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть. Позже будете называть «числитель».

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

Вывод:

- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

-Значит 1:5=1

                      5

- Читается «одна пятая».

-Запишите в тетради.

-Вернёмся к презентации.

- Сколько было апельсинов?

- На сколько равных частей разделили апельсин?

- Какая доля апельсина досталась ежу? Утятам? Стрижу? Бобру? Котятам?

-Сколько всего частей?

Ответы детей

Предположения детей.

Высказывания детей.

 

Запись в тетради

1:5=1

        5

-1.

- На 5 равных частей.

-Одна пятая.

-Всего долей -5.

Личностные УУД:

  • воспитывать здоровый образ жизни; 
  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»
  • не бояться собственных ошибок.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  •  выполнять работу в соответствии с заданным планом;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам.

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Первичное закрепление понятия «доли» и сравнения долей

- А теперь возьмите полоску бумаги, (лежит у каждого на столе). Разделите ее на две части.

- Как можно это сделать?

-Как называются получившиеся части?

- Сколько их?

- А теперь сложите еще раз. Разверните.

На сколько частей теперь разделилась полоска бумаги?

- Как назовем каждую получившуюся часть?

- А теперь один ученик, из сидящих за одной партой, заштрихует 1

                                    2

 долю, а его товарищ заштрихует 1

                      4 долю.      Напишите на своей полоске, какую дробь вы заштриховали.

Проверка.

- Поднимите и покажите мне  1,

         2                                  

  а теперь покажите     1

                                       4

- Проверим, как записали.

- А теперь давайте сравним, какая доля больше: одна вторая или одна четвертая?

Запишите в тетради.

-Почему?

-Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 92.

-Прочитайте правило по предложениям.

(Учитель разрезает яблоко на две доли.)

-На сколько равных  частей разрезали яблоко?

-Как можно назвать каждую часть яблока?

-Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, как разделили яблоко потом?

- Какую долю яблока получили?

-Что больше : одна вторая доля или одна четвертая доля яблока?

- Почему?

-Сколько восьмых долей в целом яблоке?

-Как мне получить одну восьмую?

Дети работают с полосками, лежащими на партах.

-Сгибанием.

-1

 2.

-Две.

-На четыре.

-Одна четвертая.

Работа в паре.

Ученики сами договариваются, кто какую долю будет заштриховывать.

На доске 1   1

                 2,  4.

Ученики накладывают одну долю на другую и сравнивают.

В тетради запись:

1    >  1

2         4

Вывод: чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше.

Дети читают правило в учебнике по частям.

-На две.

-Половина, одна вторая.

-Каждую половинку разрезали еще пополам. Получили 4 части.

-Четверть, одну четвертую.

-Одна вторая больше, чем одна четвертая.

-Чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше.

-Восемь.

-Разрезать одну четвертую долю пополам.

Личностные УУД:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»
  • не бояться собственных ошибок.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  •  выполнять работу в соответствии с заданным планом;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;

Коммуникативные УУД: 

  • умение работать в паре, договариваться друг с другом;
  •  принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;
  • участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме,  развивать умение слушать и понимать других;
  • критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • ясно формулировать ответы на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  •  самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
  • определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;
  • оценивать выполнение своего задания по параметрам,  представленным учителем.

VI.Физминутка.

-Ребята, я смотрю, вы устали. Давайте немного отдохнем.

-Встаньте, пожалуйста, учащиеся первого ряда.

 -Руки вверх,

 в стороны,

 на пояс.

 -Какую часть класса составляет первый ряд?

(то же со 2, с 3 рядом)

-А весь класс?

-Попрыгайте девочки.

-Какую часть класса составляют девочки?

-Мальчики, похлопайте в ладоши.

-Какую часть класса составляют мальчики?

-Поднимите руки  вверх -вдох. Опустите -выдох.

-Садитесь, пожалуйста.

Дети выполняют движения.

-Одну третью.

-Целое.

-Одну вторую.

-Одну вторую.

Дети выполняют движения.

Личностные УУД:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспитывать здоровый образ жизни

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Научить применять новые знания при решении практических задач

-Найдите задачу №1(1) .

Прочитайте первое предложение.

-Какую часть пирога получили?

-Прочитайте вопрос задачи.

- Какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога?

№ стр.92.

- У вас на партах лежат равные полоски бумаги четырех цветов.

- На сколько долей (частей) линии  разделили зеленую полоску (целое)?

- Как на языке математики записать, какая это доля полоски?

-Напишите на этой части -1/2 и отрежьте ее. Будьте аккуратны при работе с ножницами, соблюдайте правила техники безопасности.

-Красную полоску разделили на три равные части. Получили … (⅓).

- Напишите на этой части -1/3 и отрежьте.

- Аналогично поступите с желтой и синей полосками. Какие части у вас получились?

…1/4 и 1/6.

- Какая доля меньше, ⅓ или 1/6? (⅓).

-Почему?

- Какая доля меньше, 1/3 или ½? (1/3).

- Какая доля больше, 1/6 или ¼? (1/4)

-Запишите в тетради неравенства.

№9 стр.93.

-Начертите квадрат со стороной 4 см.

-Что такое квадрат?

-Разделите его на 2

равных прямоугольника. Закрасьте один из них красным цветом. Другой

прямоугольник разделите на 2 равных  квадрата. Закрасьте один из них синим цветом. Другой квадрат разделите на 2 равных   треугольника. Закрасьте

один из них зеленым цветом.

- Какая доля большого квадрата осталась не закрашенной? Запишите.

-На доске - круги. Рассмотрите внимательно: на сколько частей разделен каждый круг.  Какая  доля закрашена?  ( 1/2, 1/4,

1/3, 1/6, 1/8, 1/12, 1/16. )

-Расположите доли в порядке возрастания.

-Что значит «в порядке возрастания»?

Запишите в тетради.

-Какое слово получилось?

Дети рассматривают

иллюстрацию в учебнике и слайд.

-Одну шестую.

-Получится одна двенадцатая доля.

Дети работают в парах. На наглядном материале рассматривают доли, сравнивают их.

-На две.

-Одна вторая. 1/2

Дети отрезают 1/2, 1/3, 1/4,

1/6 доли полосок, надписывают их.

 

-Чем на больше количество частей делим, тем части получаются меньше.

Дети записывают в тетради:

1/6<1/3

1/3<1/2

1/4>1/6

Дети делают построения в тетради.

Один ученик работает у доски.

- Одна восьмая.1/8

Дети по очереди выходят к доске и надписывают закрашенные доли круга.

- От самого меньшего числа к самому большему.

Дети записывают в тетради. Один человек

выкладывает круги на доске.

1/16, 1/12, 1/8, 1/6, 1/4,

1/3,1/2.

-Молодцы.

Личностные УУД:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»
  • не бояться собственных ошибок

Регулятивные УУД:

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • выполнять работу в соответствии с заданным планом;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания

Коммуникативные УУД: 

  • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;
  • участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме. развивать умение слушать и понимать других;
  • критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • ясно формулировать ответы на вопросы учителя;
  • умение работать в паре, договариваться друг с другом.

Познавательные УУД:

  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
  • определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;
  • оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

VIII.Подведение итогов.Рефлексия.

Побудить детей к анализу собственной деятельности. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.

-Вы, действительно, молодцы. Хорошо работали сегодня на уроке.

-Давайте подведем итог и выясним, все ли пункты нашего плана мы выполнили.

1. Познакомиться с понятием «Доли».

-Итак, что такое доля?

2. Научиться делить предметы, геометрические фигуры на доли.

3.Учиться читать и записывать доли.

-Что в записи доли означает верхнее число, нижнее?

4.Сравнивать доли

- Какая из двух долей меньше?

МОЛОДЦЫ!

-На все вопросы ответили, работали организованно, дружно.

-В тетради напротив числа нарисуйте красное солнышко, если вам было комфортно на уроке, вы все поняли, со всеми заданиями справились.

-Если возникали трудности – нарисуйте желтое солнышко.

-Если было трудно, скучно, некомфортно-синее солнышко.

Ответы детей.

-В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

-Чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше.

Личностные УУД:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: 

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

      Познавательные УУД:

  • выявлять сущность,  особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы.

Х.Домашнее задание.

-Откройте дневники. Запишите домашнее задание:

№1(2) стр.92 ( на новую тему)

№7 стр. 93 (на закрепление изученного материала)

№8 стр.93 (по желанию).

СПАСИБО ЗА УРОК



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...