Пособие для обучающихся 1 -2 классов по математике
учебно-методическое пособие по математике (2 класс) на тему

Литвинова Татьяна Александровна

Пособие по математике предназначено для обучающихся 1 -2 классов.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные правила натурального ряда чисел

  • Любое натуральное число можно записать с помощью десяти цифр. Цифры служат для записи чисел.
  • Каждое следующее число в натуральном ряду на 1 больше предыдущего, и наоборот.
  • Самое маленькое натуральное число – 1, а самого большого натурального числа нет, так как к любому числу можно прибавить еще 1 (увеличить на 1).
  • Число 0 не является натуральным числом. Оно не обозначает количество, а только указывает на отсутствие предметов.

В записи двузначного числа левая цифра показывает число десятков, правая цифра – число единиц.

Говорят так:

14 – 1 - цифра разряда десятков,

          4 - цифра разряда единиц.

Так как это число равно сумме 1 десятка и

4 единиц, то это число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых:     14 = 10 + 4

Число 14 содержит 1 десяток и 4 единицы.

В записи трёхзначного числа левая цифра показывает число сотен, вторая (средняя) цифра показывает число десятков, а правая цифра – число единиц.

Числа бывают:

Однозначные(которые состоят из одного знака)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Двузначные (которые состоят из двух знаков)

10, 11, 12, 13, 14, 15, … 99

Трехзначные(которые состоят из трёх знаков)

100, 101, 102, … 999

Круглые числа (которые оканчиваются на 0)

10, 20, 100, 130,…

Чётные (которые делятся на 2)

2, 4, 6, 8, 10, 12, …

Нечётные (которые не делятся на 2)

1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, …

Правила арифметических действий.

Выражение это запись, составленная из чисел, букв и знаков арифметических действий.

Найти значение выражения – значит, выполнить действия, указанные в выражении.

Числовые выражения:    2 + 6

Буквенные выражения:   a+b

Свойства сложения:

  1. Переместительное (Сумма не изменится, если  слагаемые переставить местами)

a + b = b +a

  1. Сочетательное (Результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить  их суммой)

a + (b + c) = (a + b) + c = a + b + c

Действие сложение

Сложить – значит объединить группы предметов в целое.            Знак сложения: плюс (+).

1 слагаемое + 2 слагаемое = сумма

1сл + 2сл = С     С – 1сл = 2сл     С – 2сл = 1сл

Взаимосвязь между компонентами суммы

  • Самое большое число в сумме – Сумма.

     Сумма – целое, а слагаемые – его части.

  • При увеличении (уменьшении) одного слагаемого на несколько единиц сумма тоже увеличивается (уменьшается) настолько же

Правила сложения

  • Прибавить 1 – значит, назвать следующее число.
  • От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.
  • Если одно из слагаемых равно 0, то сумма равна другому слагаемому.   a + 0 = a       0 + b = b

Действие вычитание

Вычесть  значит, удалить группу предметов (части) из целого.     Знак вычитания: минус (-).

Уменьшаемое – Вычитаемое = Разность

Ум – в = р          Ум – р = в          в + р = Ум

Взаимосвязь между компонентами вычитания

  • Самое большое число в разности – уменьшаемое. Уменьшаемое – целое, а вычитаемое и разность – его части.
  • При увеличении уменьшаемого разность увеличивается, а при увеличении вычитаемого разность уменьшается.

Правила вычитания

  • Вычесть 1 – значит, назвать предыдущее число.
  • Если вычитаемое равно 0, то разность равна уменьшаемому.  a – 0 =a

Если уменьшаемое равно вычитаемому, то разность равна 0.  a – a = 0

Действие умножения

Сложение одинаковых слагаемых можно заменить действием умножения. Знак умножения – точка ( · ) или ×.    2 · 5 = 10

Запись читают так: по 2 взять 5 раз или 2 умножить на 5.

1-й множитель · 2-й множитель = Произведение

Взаимосвязь между компонентами умножения

  • Самое большое число  – произведение.

1-й множитель обозначает: какое слагаемое складывалось.

2-й множитель обозначает: количество слагаемых, т.е. сколько раз берётся это число.   9+9+ … +9 = 9 · n

Правила умножения

  • От перестановки мест множителей произведение не изменяется.  

 a · b = c = b · a

  • При умножении на 0 любого числа получается 0. a · 0 =0  или  0 · b = 0 0 · 5 = 0+0+0+0+0 = 0
  • При умножении на 1 любого числа получается то же число.  

1 · 5 = 1+1+1+1+1 = 5

Действие деления

Деление – это действие, обратное  умножению.

 Знак деления – две точки ( : ).               10 : 2 = 5

Запись читают так: 10 разделить на 2, получится 5 

Делимое : Делитель = Частное

Взаимосвязь между компонентами деления

  • Самое большое число  – делимое.
  • При увеличении (уменьшении) делимого частное тоже увеличивается (уменьшается).
  • При увеличении делителя частное уменьшается.
  • При уменьшении делителя частное увеличивается.

Правила умножения

  • При делении 0 на любое число получается 0.                     0 : b = 0
  • При делении числа на 1 получается то же самое число.  a : 1 = a
  • При делении числа на то же число получается 1.      a : a = 1

Выучить: на 0 делить нельзя!                                  a : 0 ≠

Порядок действий

Внимательно рассмотрите выражение  есть ли в нём скобки, какие действия имеются, и только после этого начинайте выполнять вычисления.

Запомнить: Порядок действий

  1. Выполняем действия в (        )
  2. Возвращаемся к началу примера.
  3. Выполняем   · или :
  4. Возвращаемся к началу примера.
  5. Выполняем   + или –

                                                                                                          4               1          2           5               3

Выражения без скобок         18 – 18 : 3 · 2 – 12 : 4

                                                                                                                         2                1            3          5                4

Выражения со скобками   (18 – 18 : 3) · 2 – 12 : 4

Считаем письменно

Основное правило при записи примеров

на сложение «в столбик»:

  • Единицы пишем под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями

Памятка:

Пишу: единицы под единицами и т.д.        

                                                                                                                                                                                                                                                                       1

Складываю единицы: …                              48

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                +

Складываю десятки: …                                24

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              111111111111111111111111111111

Складываю сотни: …                                   72

Получаю ответ: …

  • Если при сложении двузначных чисел сумма единиц (десятков) оказалась больше десяти, то из неё надо выделить десяток и добавить к десяткам суммы.

Считаем письменно

Основное правило при записи примеров

на вычитание «в столбик»:

  • Единицы пишем под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями

Памятка:

Пишу: единицы под единицами и т.д.        

                                                                                                                                                                                                                                                           •    10

Вычитаю единицы: …                                       70

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             --------------

Вычитаю десятки: …                                         24

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 111111111111111111111111111111

Вычитаю сотни: …                                            46

Получаю ответ: …

  • Если при вычитании двузначных чисел из единиц вычесть нельзя , то нужно занять десяток. Ставлю над десятками точку. Над единицами пишу 10. Вычитаю единицы: 10-4=6.
  • Если над 0 стоит точка, значит, это не 0, а 9.

Считаем письменно

Основное правило при записи примеров

на вычитание «в столбик»:

  • Единицы пишем под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями

Памятка:

Пишу: единицы под единицами и т.д.        

                                                                                                                                                                                                                                                           •    10

Вычитаю единицы: …                                       70

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             --------------

Вычитаю десятки: …                                         24

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 111111111111111111111111111111

Вычитаю сотни: …                                            46

Получаю ответ: …

  • Если при вычитании двузначных чисел из единиц вычесть нельзя , то нужно занять десяток. Ставлю над десятками точку. Над единицами пишу 10. Вычитаю единицы: 10-4=6.
  • Если над 0 стоит точка, значит, это не 0, а 9.

Считаем письменно

Основное правило при записи примеров

на вычитание «в столбик»:

  • Единицы пишем под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями

Памятка:

Пишу: единицы под единицами и т.д.        

                                                                                                                                                                                                                                                           •    10

Вычитаю единицы: …                                       70

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             --------------

Вычитаю десятки: …                                         24

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 111111111111111111111111111111

Вычитаю сотни: …                                            46

Получаю ответ: …

  • Если при вычитании двузначных чисел из единиц вычесть нельзя , то нужно занять десяток. Ставлю над десятками точку. Над единицами пишу 10. Вычитаю единицы: 10-4=6.
  • Если над 0 стоит точка, значит, это не 0, а 9.

Решение уравнений

Уравнение это равенство с неизвестным числом

Решить уравнение  значит, найти его неизвестное число: с помощью подбора или с помощью вычисления.

Виды уравнений:

5  +  х  =   7      →        х = 7  –  5

Чтобы найти неизвестное слагаемое х, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

a  –  3  =  7     →          а = 3  +  7

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое a, надо к вычитаемому прибавить разность.

10  –  с  =  7    →        с = 10  –  7

Чтобы найти неизвестное вычитаемое с, надо из уменьшаемого вычесть  разность.

Сложение и вычитание в пределах 10

Выучить наизусть:

1+1=2       1+2=3        1+3=4        1+4=5

 2+2=4        2+3=5

1+5=6       1+6=7        1+7=8        1+8=9        1+9=10

2+4=6       2+5=7        2+6=8        2+7=9        2+8=10

3+3=6       3+4=7        3+5=8        3+6=9        3+7=10

 4+4=8        4+5=9        4+6=10

  5+5=10

При вычитании рассуждай так:

9 – 4      9 состоит из 4 и 5, если вычесть 4, останется 5, значит  9 – 4 = 5

Сложение и вычитание с переходом через десяток

Выучи наизусть:

6+5=11          6+6=12            7+6=13           7+7=14

7+4=11          7+5=12            8+5=13           8+6=14

8+3=11          8+4=12            9+4=13           9+5=14

9+2=11          9+3=12

8+7=15          8+8=16            9+8=17           9+9=18

9+6=15          9+7=16

При вычитании можно рассуждать так:

12 – 5     5 раскладываю на сумму удобных слагаемых так, чтобы 12 уменьшить до 10 :                    12 – 5 = 12 – 2 – 3 = 7

12 – 5    12 раскладываю на сумму разрядных слагаемых на 10 и 2, из 10 вычитаю 5 и прибавляю 2 :  12 – 5 = 10 - 5 + 2 = 7

ЗАДАЧИ

Задачи бывают простые и составные.

Простые задачи решаются одним действием.

Составные – двумя и более действиями.

Составные задачи можно решать:

  1.  по действиям с пояснениями;
  2.  по действиям с вопросами;
  3.  выражением.

Многие задачи можно решать при помощи уравнения.

К задачам можно составить обратные задачи  (задачи, которые отличаются от первоначальной только тем, что искомое и одно из данных поменялись ролями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для обучающихся начальных классов (Тест на развитие творческих способностей)

Тест для обучающихся начальных классов на развитие творческих способностей...

Пособие для обучающихся начальных классов по математике

пособие для обучающихся по математике...

Пособие для обучающихся 1 класса по окружающему миру

Пособие для обучающихся 1 класса по окружающему миру...

Пособие для обучающихся 3 класса по математике

Пособие поможет обучающимся 3 класса подготовиться к математическому диктанту...

Пособие для обучающихся 2 класса по русскому языку ( Повторение изученного)

Теоретический материал для повторения изученного по русскому языку для обучающихся 2 класса ( конец года)...

Пособие для обучающихся 1 класса по математике

Пособие по математике для обучающихся 1 класса...