Пособие для обучающихся 2 класса по русскому языку ( Повторение изученного)
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Теоретический материал для повторения изученного по русскому языку для обучающихся 2 класса ( конец года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_izuchennogo_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение изученного во 2 классе
Русский язык
1.Предложение.
- Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
- Слова в предложении связаны по смыслу.
- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
- Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
- В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо спокойно сообщается.
- Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)
- Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)
- Подлежащее. Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО?ЧТО?
- Сказуемое. Главный член предложения, который обозначает. Что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и др.
- Подлежащее и сказуемое- грамматическая основа предложения.
- Распростанённым называется предложение, где кроме главных членов есть и второстепенные.
2. Звуки и буквы.
- На письме звуки обозначаются буквами.
- Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.
3. Гласные звуки.
- При произнесении воздух не встречает преград: [ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
- Произносится только с голосом.
- Гласный звук образует слог.
- В ударных слогах 6 гласных звуков[ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
- В русском языке 10 гласных букв: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.
- Буквы а,о,и, ы,у,э обозначают гласные звуки.
- Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука:
-в начале слова
-после гласных звуков
-после ъ и ь знаков
-Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласных звуков и гласный звук.
4.Ударение-это выделение голосом одного из слогов в слове.
- Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным.
- Остальные слоги в слове безударные.
5. Обозначение гласных звуков.
- Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.
- Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.
- Буквы А,О,Е,И,Я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
6. Родственные слова.
- Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными.
- Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.
- Общая часть родственных слово (корень) пишется одинаково.
7. Безударные гласные в корне.
Безударный гласный в корне проверяй ударными. Для этого измени слово или подбери однокоренное так, чтобы на этот гласный падало ударение.
8. Согласный звук.
- При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.
- Произносится с голосом и шумом или только с шумом.
- Слог образует только с гласным звуком.
- [ж] и [ш]- твёрдые согласные звуки
- [ч`] и [щ`]-мягкие согласные звуки
9. Сочетания ЖИ и ШИ
- В ударном слоге буква и пишется после ж, ш без проверки.
- В безударном слоге букву после ж и ш надо проверять.
10. Сочетания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.
- Звуки -[ч`] и [щ`]- мягкие, но в сочетаниях ЧА,ЩА пишется буква А.
- В сочетаниях ЧУ, ЩУ пишется буква У.
11. Сочетания ЧН,ЧК,НЩ,РЩ.
Звук [ч`] и [щ`]- мягкий звук.В сочетаниях ЧН,ЧК, НЩ,РЩ мягкий знак не пишется.
12. Мягкие и твёрдые согласные звуки.
- Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами А,О,У,Ы,Э
- Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е,Ё,И,Ю,Я и Ь
13. Мягкий знак- служащий для смягчения согласного.
- На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
- В середине слова мягкость согласного звука [л`]-всегда обозначается мягким знаком.
- Мягкость других согласных может и не обозначаться мягким знаком.
Запомни слова в которых в середине не пишется ь:
ЖИЗНЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, ЧЕРВЬ, ЯСЛИ, ПЕСНЯ, ГОСТЬ, Настя
14.Разделительный мягкий знак.
Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я, если в этих словах слышится звук [й`]
15. Алфавит или азбука-это все буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.
А-а | Б-бэ | В-вэ | Г-гэ | Д-дэ | Е-е | Ё-ё | Ж-жэ | З-зэ | И-и | Й-и краткое |
К-ка | Л-эль | М-эм | Н-эн | О-о | П-пэ | Р-эр | С-эс | Т-тэ | У-у | Ф-эф |
Х-ха | Ц-цэ | Ч-че | Ш-ша | Щ-ща | Ъ-твёрдый знак | Ы-ы | Ь-мягкий знак | Э-э | Ю-ю | Я-я |
16.Слово и слог.
- Это части слова, на которые оно делится при произношении.
- В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слог может состоять:
- из одного гласного звука
- из гласного и одного согласного
- из гласного и нескольких согласных
17. Перенос слов.
- Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
- Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
- Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
- Мягкий знак при переносе не отделяется от предыдущей буквы.
- При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят .
Нельзя переносить:
-Слова из одного слога
-Слог из одной буквы
18. Звонкие и глухие согласные звуки.
- Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.
- Глухие согласные состоят только из шума.
Парные согласные.
твёрдые
звонкие [ б] [в] [г] [д] [ж] [з].
глухие [ п] [ф] [к] [т] [ш] [с].
мягкие
звонкие [ б`] [в`] [г`] [д`] [з`].
глухие [ п`] [ф`] [к`] [т`] [с`].
Непарные согласные
твёрдые
звонкие [ л] [м] [н] [р]
глухие [ х] [ц]
мягкие
звонкие [ л`] [м`] [н`] [р`] [й`].
глухие [ х`] [ч`] [щ`]
- Слова с парным согласным звуком в корне нужно проверять.
- Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, являются проверочными.
- Для проверки парных согласных в корне слова нужно его изменить так лил подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный.
19. Двойные согласные.
В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые буквы. Их надо запомнить.
Класс, масса, шоссе, касса, рассказ, комиссия, русский, пассажиры, ссора, бассейн, Россия, Одесса, ванна, осенний, весенний, ранний, Анна, антенна, тонна, Геннадий, Инна, телеграмма, сумма, хоккей, аккуратный, аккорд, группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит, суббота, вожжи, дрожжи, жужжать, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, Кирилл, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, терраса.
20. Имя существительное.
- Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?.
- Слова называют людей, животных отвечают на вопросы: КТО? КОГО? КОМУ? КЕМ? ЧЕМ?
- Слова, которые называют все остальные предметы, отвечают на вопросы: ЧТО? ЧЕГО? ЧЕМУ? ЧЕМ? О ЧЁМ?
21. Заглавная буква.
Пишутся с заглавной буквы: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек.
22. Глагол.
- Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
- Если слово обозначает действие одного предмета, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
- Если слово обозначает действия двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?
23. Имя прилагательное.
- Слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
- Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
- Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос КАКИЕ?
- Противоположные по смыслу слова называются Антонины
- Близкие по смыслу слова называются синонимами.
24. Предлог.
Слова К, НА, НАД, ЗА, ПО, ДО, ПОД, О, ОКОЛО, ОБ, ИЗ, БЕЗ, С пишутся раздельно с другими словами в предложении одинаково, не зависимо от произношения.
25. Словарные слова.
Берёза, быстро, вдруг, ветер, весело, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, посуда, работа, рабочий, ребята, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь, товарищ, ученик, учитель, учительница, хороший, хорошо, ягода, язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Повторение изученных орфограмм" (2 класс)
Урок составлен по программе "Гармония". В разработке использован интересный подбор загадок о весне, задания для самостоятельной и групповой работы с таблицами....
Презентация по русскому языку "Повторение изученного в 4 классе"
Презентация содержит материал для повторения изученного в 4 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку" Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном" 4 класс
Урок - обобщение поможет закрепить знания по теме "Изучение частей речи"...
Урок русского языка "Повторение изученного во 2 классе"
На данном уроке были продемонстрированы итоги работы по русскому родителям за прошедший год...
Дидактический материал "Орфографический словарик "Карточки по русскому языку "Повторение изученного в 3 классе".
Данный дидактический материал составлен на основе возрастных особенностей учащихся и в соответствии с ФГОС....
Дидактический материал"Карточки по русскому языку "Повторение изученного в 3 классе".
Данный дидактический материал составлен на основе возрастных особенностей учащихся и в соответствии с ФГОС....
Тест по русскому языку "Повторение изученного в 1 классе" 2 класс
Тест по русскому языку "Повторение изученного в 1 класе" 2 класс...