Рабочая программа по математике, 1 класс, Школа России
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx57.03 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел Ι. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, на основе Концепции  духовно – нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД) и программой для образовательных учреждений авторов М. Моро, С. Волковой, С. Степановой «Математика 1-4 классы».

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений, навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития.

Цели обучения:

  • математическое развитие младшего школьника – развитие логического и знакового мышления, пространственного воображения, математической речи (умение строить рассуждения, выбирать аргументацию); развитие умения различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
  • освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Раздел ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета

Программа определяет ряд задач, решение которых направленно на достижение основных целей начального математического образования:

  • развитие числовой грамотности учащихся путем постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к арифметике, опосредованной символами и знаками;
  • развитие творческих возможностей учащихся и формирование их познавательных интересов;
  • формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной емкости арифметического материала;
  • знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
  • математическое развитие учащихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • освоение эвристических приемов рассуждений и интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегий решения, анализом ситуаций, сопоставления данных и т.п.;
  • развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности учащихся;
  • расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета математики, развитие умений применять математические знания в повседневной практике.

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле и четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерение.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

Программа предусматривает раскрытие взаимосвязей между прямыми и обратными действиями, между компонентом и результатом действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления, связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с постепенным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений, навыков.

Основными ведущими принципами обучения математики в 1 классе являются:

  • органическое сочетание обучения и воспитания;
  • усвоение математических знаний;
  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • формирование основ логического мышления и речи детей;
  • практическая направленность обучения и выработка, необходимых для этого умений;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • дифференцированный подход к обучению.

Особенностью организации учебного процесса по математике в 1 классе является использование игрового метода обучения, как метода, помогающего сформировать новую ведущую деятельность – учебную, мотивационную.

Данный предмет имеет логические связи со следующими предметами:

  • с уроками грамоты: введение школьника в языковую и математическую действительность; формирование умений учиться, а так же навыков письма и счета;
  • с уроками окружающего мира: формирование учебно-интеллектуальных умений: классификация обобщений, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление причинных связей; высказывание доказательств, приведенной классификации; ориентировка на поиск необходимого (нового способа действия);
  • с уроками труда: перенос полученных знаний по математике в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность.

Учащиеся 1 класса должны получить представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления; научиться выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (в пределах двадцати); научиться находить неизвестный компонент арифметического действия; усвоить смысл отношений «больше (меньше) на…», получить представление о величинах, геометрических фигурах; научиться решать простые текстовые задачи.

Контроль знаний осуществляется систематически:

  1. Текущий контроль (на уроках);
  2. Тематический контроль (после изучения темы);
  3. Итоговый контроль (в конце каждой четверти);
  4. Тестирование.

Раздел ΙIΙ.  Место учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение математике в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 часов. Программа для 1 класса рассчитана на 33 учебные недели-  132 часа (4 часа в неделю).

Раздел ΙV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

- математические представления о числах, величинах , геометрических фигурах   являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предложения).

Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

математики в 1 классе

Личностными результатами обучающихся в 1 классе  являются формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. 

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

 - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать    такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

- Познавательный интерес к математической науке.

- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Учащиеся к концу 1 класса:

должны знать:

  • Названия и последовательность чисел от 0 до 20;
  • Названия и обозначение действий сложения и вычитания;
  • Таблицу сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.

должны уметь:

  • Считать предметы в пределах 20; читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;
  • Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок);

Решать задачи в 1 действие, раскрывающее конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.

Раздел VΙ. Содержание тем учебного курса

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов)

Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. д.).

Сравнение предметов и групп предметов. Направления движения: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.

Взаимное расположение предметов в пространстве.

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же.

Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на …».

Установление пространственных отношений с помощью сравнения: спереди – сзади, перед, после, между и др. Уравнивание предметов.

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 часов)

Названия, последовательность и обозначения чисел от 1 до 10. Счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков и т.д.). Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

Число 0. Его получение и обозначение.

Сравнение чисел.

Равенство, неравенство. Знаки < (меньше), > (больше), = (равно).

Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 1 к., 5 к., 10 к.

Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник: углы, вершины, стороны многоугольника.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).

Сложение и вычитание в пределах 10 (56 часов)

Конкретный смысл и названия действий. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно).

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания. Их использование при чтении и записи числовых выражений. Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без скобок.

Переместительное свойство суммы.

Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.

Сложение и вычитание с числом 0.

Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.

Числа от 11 до 20. Нумерация (12 часов)

Название и последовательность чисел от 1 до20.

Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 1 до 20. Сравнение чисел.

Сложение и вычитание вида 10+7, 17-10, 17-7. Сравнение чисел с помощью вычитания.

Арифметические действия. Сложение и вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме). Способы проверки правильности вычислений.

Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание в пределах 20 (22 часа)

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание. Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...».

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). сравнение предметов по размеру (больше – меньше, ниже – выше, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и т.д.)

Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.

Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр).

Работа с данными. Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование результатов сбора.

Итоговое повторение (6 часов)

Раздел VII. Тематическое планирование по математике (132 часа)

Учебник «Математика. 1 класс»
Составители: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Внеурочная
деятельность

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления

7

1

Сравнивать предметы и группы предметов.

Группировать числа, предметы по заданному или установленному правилу.

Исследовать ситуации, требующие установления пространственных и временных отношений.

Описывать пространственные и временные отношения, используя понятия.

Счет предметов с использованием количественных и порядковых числительных

1

Пространственные представления (вверх, вниз, налево, направо, слева направо)

1

Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

1

Порядковые отношения (стоять перед, следовать за, находиться между)

1

Столько же. Больше. Меньше

1

На сколько больше? Меньше?

1

На сколько меньше?

1

Итоговая рефлексия

1

Числа от 1 до 10

25

3

Группировать числа по заданному или установленному правилу.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, величин, их упорядочения.

Сравнивать числа с использованием знаков.

Выделять существенные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры, используя понятие «длина», «сантиметр».

Много. Один. Письмо цифры 1

1

Числа 1, 2. Письмо цифры 2

1

Число 3. Письмо цифры 3

1

Знаки: «+», «-», «=». «Прибавить», «Вычесть», «Получится»

1

Число 4. Письмо цифры 4

1

Длиннее. Короче. Одинаковые по длине

1

Число 5. Письмо цифры 5

1

Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры

1

Состав числа 5 из двух слагаемых

1

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч

1

Ломаная линия. Звено ломаной, вершины

1

Закрепление

1

Знаки > (больше), < (меньше), = (равно)

1

Работа с одаренными детьми

1

Равенство. Неравенство

1

Многоугольник

1

Числа 6, 7. Письмо цифры 6

1

Закрепление. Письмо цифры 7

1

Числа 8, 9. Письмо цифры 8

1

Закрепление пройденного. Письмо цифры 9

1

Число 10. Письмо числа 10

1

Числа от 1 до 10. Закрепление пройденного

1

Проект «Математика вокруг нас». Числа в загадках, пословицах, поговорках

1

Сантиметр

1

Увеличить на… Уменьшить на…

1

Число 0

1

Индивидуальная работа

1

Контроль и учет знаний

1

Сложение и вычитание

42

14

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

Прогнозировать результат вычисления.

Моделировать изученные зависимости.

Находить и выбирать способ решения, выбрать удобный способ.

Планировать ход решения задачи.

Действовать по плану, объяснять ход решения.

Использовать геометрические образы для решения задачи.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия, вопроса.

+1, -1. Знаки +, -, = (плюс, минус, равно)

1

+1+1;-1-1

1

+2,-2. Прием вычислений

1

Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей

1

Задача (условие, вопрос)

1

Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку

1

Индивидуальная работа

1

+2, -2. Составление и заучивание таблицы

1

Присчитывание и отсчитывание по 2. Закрепление.

1

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

1

Закрепление пройденного

1

+ 3,-3. Приемы вычислений

1

Закрепление

1

Решение текстовых задач

1

+3, -3, составление и заучивание таблицы

1

Закрепление. Сложение

1

Сложение и соответствующие случаи состава чисел

1

Решение задач

1

Итоговая рефлексия

3

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

Анализ проверочной работы

1

+, - 1, 2, 3. Закрепление пройденного

1

Закрепление пройденного. Решение задач

1

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

1

Закрепление

1

+4, -4. Приемы вычислений

1

Итоговая рефлексия

1

Задачи на разностное сравнение чисел

1

+, - 4. Составление и заучивание таблицы

1

Закрепление пройденного

1

Перестановка слагаемых и ее применение для случаев +5, +6,+7, +8, +9 (таблица)

1

Индивидуальная работа

1

+5, +6,+7, +8, +9 (таблица)

1

Закрепление (сложение и соответствующие случаи состава чисел)

1

Закрепление пройденного

3

Индивидуальная работа

2

Связь между суммой и слагаемыми

1

Закрепление пройденного

1

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование терминов при чтении записей

1

6-, 7-. Состав чисел 6, 7

1

Индивидуальная работа

1

8-, 9-. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия

1

10-. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания

1

Индивидуальная работа

1

Килограмм

1

Литр

1

Закрепление пройденного

2

Индивидуальная работа

1

Итоговая рефлексия

2

Числа от 11 до 20. Нумерация

10

2

Группировать числа по заданному или установленному правилу.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, величин, их упорядочения.

Сравнивать числа с использованием знаков.

Планировать решение задачи.

Контролировать выполнение плана.

Названия и последовательность чисел

1

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц

1

Запись и чтение чисел

1

Дециметр

1

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации

1

Закрепление пройденного. Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20

1

Итоговая рефлексия

1

Контроль и учет знаний

1

Повторение. Подготовка к введению задач в 2 действия

2

Ознакомление с задачами в 2 действия

1

Индивидуальная работа

1

Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание

18

4

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

Прогнозировать результат вычисления.

Моделировать изученные зависимости.

Находить и выбирать способ решения, выбрать удобный способ.

Планировать ход решения задачи.

Действовать по плану, объяснять ход решения.

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток

1

+2, +3

1

+4

1

+5

1

+6

1

+7

1

+8, +9

1

Таблица сложения

1

Работа с одаренными детьми

1

Итоговая рефлексия

2

Общие приемы вычитания с переходом через десяток

1

11-

1

12-

1

13-

1

14-

1

15-

1

16-

1

17-, 18-

1

Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»

1

Закрепление пройденного

2

Итоговое повторение «Что узнали, чему учились в 1 классе»

5

1

Закрепление пройденного

3

Итоговая контрольная работа

1

Анализ контрольной работы

1

Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Математика»

1

Итого

108

24

Раздел VIII. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Моро М.И. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы / М.И. Моро, М.А. Бантова, В.Г. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Моро М.И. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Моро М.И. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь В 2 ч. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методическое пособие. 1 класс/ М.А Бантова, Г.В. Бельтюкова – М.: Просвещение, 2011.
  5. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы 1 класс./ С.И. Волкова
  6. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1-4 классы / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс
  8. КИМы по математике



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа для 1 класса Школа России" ФГОС

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся, Содержит все нормативные документы, Раб...

рабочая программа для 4 класса "Школа России "

Рабочая проограмма для 4 класса УМК "Школа России" разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...