Конспект урока по математике "Вычитание с переходом через несколько десятков"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Конспект урока по математике "Вычитание с переходом через несколько десятков"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 21.11.17 Учитель: Боярина Л.М
Школа: № 148 Студентка: Загретдинова Д.Г., 46 гр.
Класс: 4 «В» Методист: Дрокина М.В.
Конспект урока математики
Тема: «Вычитание с переходом через несколько десятков.»
Цели деятельности учителя: формирование вычислительных навыков, умение решать задачи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Совершенствовать умения устно вычислять;
- Формировать умение самостоятельно применять полученные знания.
Личностные:
- Способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- Уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Тип урока: открытия нового знания
Оборудование: Проектор, презентация, учебник математики по программе «Школа России» 4 класс, часть 1, Моро.М.И.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин. | Добрый день, ребята! Меня зовут Диляра Гайфитдиновна. Я сегодня проведу у вас урок математики .Проверьте всё для урока у вас есть. Выпрямитесь. Запишите сегодняшнее число. | Настроиться на работу. | Р: принимать и сохранять учебную задачу.К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический – устный счет Словесный – опрос | 5 мин. | Устный счет Ребята, наш урок я хочу начать с разминки, но не с физической , а с математической. Всё внимание на экран. Прочитайте задание. Теперь кто-то один прочитает задание. Сейчас мы с вами выполним № 268 устно. Прочитайте задание. Кто-нибудь один прочитает задание. Что нам нужно сделать? 7 км 080 м = 70 800 м (неверно, потому что 7080 метров меньше, чем 70800 м) 10 т 300 г = 10 300 г (верно, т.к в 1 тоне тысяча кг, у нас их 10, следовательно, 10 000 кг и 300 г) 3 кв. м = 20000 кв.см (неверно,т.к в 1 кв.м = 10 000 кв.см, у нас их 3, следовательно, 30 000 кв.см меньше, чем 20 000 кв.см) 4 ч = 100 мин (неверно, т.к в 1 часе 60 мин, у нас 4 часа, следовательно, у нас 240 мин. 240 мин больше, чем 100 мин) 8 мин 20 с = 500 с(верно, т.к в одной минуте 60 с, у нас их 8, следовательно 480 с + 20 с=500с) 20 кв.км = 20 000 000 кв.м (верно, т.к в 1 кв.м = 1 000 000 кв.м, у нас их 20, следовательно, 20 кв.км = 20 000 000 кв.м) Теперь нам с вами нужно сделать №269. Прочитайте задание. Теперь кто-то один прочитает задание. Что нам нужно сделать? В 1 тысяче 10 сотен; в 1 сотне 10 десятков ; в 1 десятке 10единиц . в 1 миллионе 10 сотен тысяч; в 1 сотне тысяч 10 десятков тысяч; в 1 десятке тысяч 10 единиц тысяч | Находить значение выражения.. Решать выражения устно. Заполнить пропуски Решить примеры. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: аргументация своего мнения и позиции; Л: Готовность и Р: принимать и сохранять учебную задачу. |
III. Постановка учебной задачи Практический - пример | 1 мин | -Посмотрите на экран. Что вы видите? 25346 – 3407 = 21939 1000 – 124 = 876. - Как вы думаете, чем отличаются эти примеры? (Во втором примере отсутствуют цифры в разрядах уменьшаемого). Если во втором примере отсутствуют цифры, то будет ли переход через несколько разрядов? - Сформулируйте тему урока Тема сегодняшнего урока: Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом встречаются нули. Какую цель себе поставим? (Научиться вычитать с переходом через несколько разрядов) | Догадаться о теме урока, формировать тему урока | Л:формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности. |
IV. Открытие нового знания Практический – пример Словесный - рассказ Практический – пример Словесный - рассказ Практический – пример Словесный - рассказ | 7 мин. | -Сейчас я познакомлю вас с алгоритмом письменного приёма вычитания многозначных чисел, когда в уменьшаемом отсутствуют значимые единицы, которые записаны с помощью нулей. Какую цель себе поставим? (Научиться вычитать с переходом через Алгоритм объяснения 600 – 26
Вычитаю единицы – из 0 единиц нельзя вычесть 6, надо иметь один десяток, но десятков нет, следовательно, занимаю одну сотню, возьмём 1 сотню, ставлю точку, в одной сотне сколько десятков? (10 десятков) , возьмём 1 десяток(сколько единиц в 1 десятке?),остается 9 десятков, чтобы не забыть 9 десятков, запишем наверху в разряде десятков цифру 9. Из 10 вычесть 6, получится 4, Пишем под единицами 4. Вычитаю десятки. Из 9 десятков вычту 2 десятка, получу 7, под десятками пишу 7. Вычитаю сотни. У нас было 6 сотен, но! Точка над разрядом сотня напоминает нам о том, что мы с вами занимали одну сотню, следовательно, осталось 5 сотен. Пишу под сотнями 5. Читаю ответ. 574 Теперь давайте попробуем вместе решить второй пример с объяснением. Мы все вместе его решим, но только вы будете говорить мне, что нужно сделать. Алгоритм объяснения 1000 – 124
Вычитаю единицы – из 0 единиц нельзя вычесть 4, надо иметь один десяток, но десятков нет, следовательно, занимаю одну сотню, сотен тоже нет, занимаю тысячу , ставлю точку, в одной тысяче сколько сотен? (10 сотен), возьмём 1 сотню . Чтобы не забыть, что осталось 9 сотен, запишу наверху в разряде сотен цифру 9. В 1 сотне 10 десятков. Возьмём 1 десяток. Чтобы не забыть, что осталось 9 десятков, запишу наверху в разряде десятков цифру 9. В одном десятке 10 единиц, записываю наверху в разряде единиц 10. Из 10 вычитаю 4, получаю 6. Под единицами пишу 6. Вычитаю десятки. Из 9 десятков вычту 2 десятка, получу 7, под десятками пишу 7. Вычитаю сотни. Из 9 сотен вычту 1 сотню, получу 8. Под сотнями пишу 8. Вычитаю тысячи. У нас была 1 тысяча, но! Точка над разрядом тысяч напоминает нам о том, что мы с вами занимали одну тысячу, следовательно, осталось 0 тысяч. Читаю ответ. 876 Теперь давайте попробуем вместе решить третий пример с объяснением. Мы все вместе его решим, но только вы будете говорить мне, что нужно сделать. Алгоритм объяснения 30 007 – 648
Вычитаю единицы – из 7 единиц нельзя вычесть 8, надо иметь один десяток, но десятков нет, следовательно, занимаю одну сотню, сотен тоже нет, занимаю 1 десяток тысяч , ставлю точку. В 1 десятке тысяч – 10 единиц. Возьмём 1 единицу тысяч. Чтобы не забыть, что осталось 9 тысяч, запишем наверху в разряде единиц тысяч цифру 9. В 1 тысяче – 10 сотен. Возьмём 1 сотню, чтобы её не заменять десятками, и запомним, что осталось 9 сотен, запишем наверху в разряде сотен цифру 9. В 1 сотне – 10 десятков. Возьмём 1 десяток, чтобы её не заменять единицами, и запомним, что осталось 9 десятков, запишем наверху в разряде десятков цифру 9. В одном десятке 10 единиц, запишем в разряде единиц цифру 10. Начинаю вычитать. Мы добавили 10 единиц да ещё 7 = 17. Из 17 вычесть 8 единиц, получу 9. Вычитаю десятки. Мы добавили 10, один заняли, поэтому осталось 9. Из 9 десятков вычту 4 десятка, получу 5, под десятками пишу 7. Вычитаю сотни. Мы добавили 10 сотен, одну заняли, поэтому осталось 9. Из 9 сотен вычту 6 сотню, получу 3. Под сотнями пишу 8. Вычитаю единицы тысяч. Мы добавили 10 единиц тысяч, но одну заняли, осталось 9 единиц тысяч. Переписываем 9, так как единицы тысяч в вычитаемом отсутствуют. Вычитаю десятки тысяч. Мы занимали 1 десяток тысяч, осталось 2 десятка тысяч. Переписываем 2 , т.к десятки тысяч в вычитаемом отсутствуют. Читаю ответ. 29359 | Слушают объяснение. Слушают и проговаривают алгоритм решения Проговаривает алгоритм решения | Р: принимать и сохранять учебную задачу. Р: принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной и письменной форме. Р: принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной и письменной форме. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический -упражнение Словесный – рассказ Наглядный – презентация Динамическая пауза VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический – задача Наглядный – схема Практический – задача Наглядный - таблица Практический – задача Наглядный – краткая запись | 10 мин. 18 мин | Теперь нам нужно решить №267. Как вы думаете, что нам нужно сделать? Попробуем решить 1 и 2 столбики вместе. Мне нужны 2 человека, которые будут решать пример с объяснением. Мне нужны 2 человека, которые будут решать пример с объяснением. Последний столбик решите самостоятельно. Ответы проверим с экраном. Откройте дневники, запишите домашнее задание. С.61 №272, №274, + под чертой Сейчас мы с вами выполним №270. Прочитайте этот номер. Кто-нибудь один прочитает. Что нам нужно сделать? (нужно поставить вопрос и решить задачу). Давайте с вами сделаем схему и посмотрим, какой вопрос нужно поставить задаче. Теперь является этот текст задачей? Где будет главный вопрос? Расскажите задачу по схеме -О чем эта задача? -Что нам известно?(в январе фабрика выпустила 4850 т бумаги, в феврале неизвестно, но сказано, что на 365 т меньше, чем в январе.) -Что еще нам известно?(из всей бумаги изготовили 6335 т общих тетр. Из остальной бумаги сделали тонкие тетр.) -Мы знаем, сколько т бумаги потребовалось для изготовления тонких терт.? (нет) -Тогда как будет звучать вопрос в нашей задаче? (сколько т бумаги потребовалось для изготовления тонких терт) Оформим задачу краткой записью. -Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?(нет, потому что мы не знаем сколько всего изготовили т бумаги) -Как нам найти, сколько всего изготовили т бумаги? (сложением) -Но, мы пока тоже не можем ответить на вопрос, как вы думаете, почему? (потому что мы не знаем, сколько т бумаги изготовили в феврале, но нам сказано, что бумагу в феврале изготовили на 365 т меньше, чем в январе) -Каким действием найдем , сколько т изготовили в феврале?(вычитанием) -Каким выражением?(4850 – 365) -Теперь мы с вами можем найти , сколько всего изготовили бумагу?(да) -Каким действием?(сложением) -Каким выражением запишем?(4850+4485) -Сейчас мы с вами сможем ответить на вопрос задачи?(да) -Каким действием?(вычитанием) -Каким выражением?(9335 – 6335) -Мы ответили на вопрос задачи?(да) -Записываем ответ. Теперь с вами нужно сделать №271. Прочитайте задачу. Кто-нибудь один прочитает задачу. -О чем эта задача? -Что нам нужно найти?( сколько деревьев можно посадить на площади, если отводить на одно дерево 10 кв.м) -Что нам известно? (нам известна ширина сада = 50 м и сказано, что длина больше в 2 раза ширины) -Оформим нашу задачу в виде таблицы. -Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?(нет, т.к мы знаем площадь сада) -Как нам найти площадь сада? длину умножить на ширину -А мы с вами знаем длину?(нет, но сказано, что она в два раза больше) -Каким действием найдём длину?(умножением) -Каким выражением?(50*2) -Мы с вами нашли длину сада. Теперь мы сможем найти площадь сада?(да) -Каким действием?(умножением) -Каким выражением?(100*50= 5 000 кв.м) -Теперь мы можем ответить на вопрос задачи(да) -Каким действием?(делением) -Каким выражением?(5000:10) -Мы ответили на вопрос задачи(да) -Записываем ответ. Давайте с вами решим №273. Прочитайте задачу. Кто-нибудь один прочитает задачу. -О чем эта задача? -Что нам нужно найти?( сколько угля в большегрузном вагоне) -Что нам известно? (нам известно, что в 100 один.вагонах 6 000т угля, что в трех вагонах помещается столько же угля сколько в двух большегрузных вагонах) Оформим задачу кр.записью. -Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?(нет, т.к мы знаем сколько т угля в одном вагоне) -Как нам найти, сколько т угля в одном вагоне? -Каким действием? (делением) - Каким выражением?( 6 000 :100) -Мы можем теперь ответить на вопрос задачи?(нет, т.к мы не знаем, сколько т в трех вагонах или двух большегрузных вагонах) -Каким действием найдем, сколько т угля в трех вагонах?(умножением) -Каким выражением?(60*3) Нам сказано по условию, что в трех вагонах содержится столько т угля сколько и двух большегрузных вагонах, следовательно, мы можем ответить на вопрос задачи(да) -Каким действием?(делением) -Каким выражением?(180:2) -Мы ответили на вопрос задачи(да) -Записываем ответ. | Решить примеры с объяснением | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: перерабатывание полученной информации; использование рисуночных и простых символических вариантов математической записи; формирование умений на основе анализа объектов делать выводы П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; К: высказывать свое мнение при обсуждении задания. Р: принимать и сохранять учебную задачу П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; К: высказывать свое мнение при обсуждении задания. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; К: высказывать свое мнение при обсуждении задания. Р: принимать и сохранять учебную задачу. |
VIII. Итог урока Рефлексия деятельности (по продукту) | 2 мин. | С каким алгоритмом мы сегодня с вами познакомились? Какие правила вы будете соблюдать при решении примера? Посмотрите на экран и оцените свою работу. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, смогли. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока : Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом встречаются нули
Цель урока : научиться вычитать с переходом через несколько разрядов
60500 32067 28433 10 10 9 37007 18032 18975 10 9 10
Домашнее задание: с.61 №272, №274, под чертой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики "Сложение с переходом через десяток. Состав числа 12"
Урок для 1 класса по программе Л.В.Занкова...
1 кл. (2011 год) Презентация и конспект урока математики "Сложение с переходом через десяток"
Презентация и конспект урока математики по теме «Числа10-20. Таблица сложения. Сложение с переходом через десяток» в 1 классе по программе «ШКОЛА 2100». (Учебник Демидовой, 201...
Конспект урока «ПИСЬМЕННОЕ ВЫЧИТАНИЕ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК В СЛУЧАЯХ ВИДА: 52 – 24» 2 класс УМК "Школа России"
Тема урока: «ПИСЬМЕННОЕ ВЫЧИТАНИЕ С ПЕРЕХОДОМЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК В СЛУЧАЯХ ВИДА: 52 – 24»...
Конспект урока. Тема: "Работа над ошибками. Замена сотен (десятков) единицами и единиц-десятками (сотнями)" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по математике на тему: "Работа над ошибками. Замена сотен (десятков) единицами и единиц-десятками (сотнями)" 3 класс...
Конспект урока по математике по теме: "Деление «круглых» десятков на 10 и на «круглые» десятки", 3 класс УМК "Гармония"
Урок разработан в технологии развития критического мышления....
Презентация к уроку математики "Сложение с переходом через 10"
Методическая разработка урока открытия новых знаний по математике в 1 классе по теме « Сложение чисел с переходом через 10» урок ознакомления с различными способами сложения с перехо...
Конспект урока по математике "Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц" (УМК Школа России, 1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц» Цели деятельности учителя: закрепление последовательности и образования чисел второго де...