Конспект урока по математике "Вычитание с переходом через несколько десятков"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Загретдинова Диляра Гайфитдиновна

Конспект урока по математике "Вычитание с переходом через несколько десятков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         21.11.17                                                                                                         Учитель: Боярина Л.М

Школа: № 148                                                                                                           Студентка: Загретдинова Д.Г., 46 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                                        Методист: Дрокина М.В.                                                                                                        

                                                                                                                                

                                                                                                                                

Конспект урока математики

Тема: «Вычитание с переходом через несколько десятков.»

Цели деятельности учителя: формирование вычислительных навыков, умение решать задачи. 

Планируемые результаты:

Предметные:        

- Совершенствовать умения устно вычислять;

- Формировать умение самостоятельно применять полученные знания.

Личностные:

- Способствовать  развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

- Уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Тип урока: открытия нового знания

Оборудование: Проектор, презентация, учебник математики по программе «Школа России» 4 класс, часть 1, Моро.М.И.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Добрый день, ребята! Меня зовут Диляра Гайфитдиновна. Я сегодня проведу у вас урок математики .Проверьте всё для урока у вас есть. Выпрямитесь. Запишите сегодняшнее число.

Настроиться на работу.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический – устный счет

Словесный – опрос

5 мин.

Устный счет

Ребята, наш урок я хочу начать с разминки, но не с физической , а с математической.

Всё внимание на экран. Прочитайте задание. Теперь кто-то один прочитает задание.

Сейчас мы с вами выполним № 268 устно. Прочитайте задание. Кто-нибудь один прочитает задание. Что нам нужно сделать?

7 км 080 м = 70 800 м (неверно, потому что 7080 метров меньше, чем 70800 м)

10 т 300 г = 10 300 г (верно, т.к в 1 тоне тысяча кг, у нас их 10, следовательно, 10 000 кг и 300 г)

3 кв. м = 20000 кв.см (неверно,т.к в 1 кв.м = 10 000 кв.см, у нас их 3, следовательно, 30 000 кв.см меньше, чем 20 000 кв.см)

4 ч = 100 мин (неверно, т.к в 1 часе 60 мин, у нас 4 часа, следовательно, у нас 240 мин. 240 мин больше, чем 100 мин)

8 мин 20 с = 500 с(верно, т.к в одной минуте 60 с, у нас их 8, следовательно 480 с + 20 с=500с)

20 кв.км  = 20 000 000 кв.м (верно, т.к в 1 кв.м = 1 000 000 кв.м, у нас их 20, следовательно, 20 кв.км = 20 000 000 кв.м)

Теперь нам с вами нужно сделать №269. Прочитайте задание. Теперь кто-то один прочитает задание. Что нам нужно сделать?

В 1 тысяче 10 сотен;

в 1 сотне 10 десятков ;

в 1 десятке 10единиц .

в 1 миллионе 10 сотен тысяч;

в 1 сотне тысяч 10 десятков тысяч;

в 1 десятке тысяч 10 единиц тысяч

Находить значение выражения..    

Решать выражения  устно.

Заполнить пропуски

Решить примеры.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: аргументация своего мнения и позиции;

Л: Готовность и 
способность к саморазвитию и
мотивация к
 
познанию нового.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

III. Постановка учебной задачи

Практический - пример

1 мин

-Посмотрите на экран. Что вы видите?

25346 – 3407 = 21939    1000 – 124 = 876.

- Как вы думаете, чем отличаются эти примеры? (Во втором примере отсутствуют цифры в разрядах уменьшаемого). Если во втором примере отсутствуют цифры, то будет ли переход через несколько разрядов?

- Сформулируйте тему урока

Тема сегодняшнего урока: Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом встречаются нули.

Какую цель себе поставим? (Научиться вычитать с переходом через несколько разрядов)

Догадаться о теме урока, формировать тему урока

Л:формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности.

IV. Открытие нового знания

Практический – пример

Словесный - рассказ

Практический – пример

Словесный - рассказ

Практический – пример

Словесный - рассказ

7  мин.

-Сейчас я познакомлю вас с алгоритмом письменного приёма вычитания многозначных чисел, когда в уменьшаемом отсутствуют значимые единицы, которые записаны с помощью нулей.

Какую цель себе поставим? (Научиться вычитать с переходом через Алгоритм объяснения 600 – 26

  • Пишу все числа под разрядами

Вычитаю единицы – из 0 единиц нельзя вычесть 6, надо иметь один десяток, но десятков нет, следовательно, занимаю одну сотню, возьмём 1 сотню, ставлю точку, в одной сотне сколько десятков? (10 десятков) , возьмём 1 десяток(сколько единиц в 1 десятке?),остается 9 десятков, чтобы не забыть 9 десятков, запишем наверху в разряде десятков цифру 9. Из 10 вычесть 6, получится 4, Пишем под единицами 4.

Вычитаю десятки. Из 9 десятков вычту 2 десятка, получу 7, под десятками пишу 7.

Вычитаю сотни. У нас было 6 сотен, но! Точка над разрядом сотня напоминает нам о том, что мы с вами занимали одну сотню, следовательно, осталось 5 сотен. Пишу под сотнями 5.

Читаю ответ. 574

Теперь давайте попробуем вместе решить второй пример с объяснением. Мы все вместе его решим, но только вы будете говорить мне, что нужно сделать.

Алгоритм объяснения 1000 – 124

  • Пишу все числа под разрядами

Вычитаю единицы – из 0 единиц нельзя вычесть 4, надо иметь один десяток, но десятков нет, следовательно, занимаю одну сотню, сотен тоже нет,  занимаю тысячу , ставлю точку, в одной тысяче сколько сотен? (10 сотен), возьмём 1 сотню . Чтобы не забыть, что осталось 9 сотен, запишу наверху в разряде сотен цифру 9. В 1 сотне 10 десятков. Возьмём 1 десяток. Чтобы не забыть, что осталось 9 десятков, запишу наверху в разряде десятков цифру 9. В одном десятке 10 единиц, записываю наверху в разряде единиц 10. Из 10 вычитаю 4, получаю 6. Под единицами пишу 6.

Вычитаю десятки. Из 9 десятков вычту 2 десятка, получу 7, под десятками пишу 7.

Вычитаю сотни. Из 9 сотен вычту 1 сотню, получу 8. Под сотнями пишу 8.

Вычитаю тысячи. У нас была 1 тысяча, но! Точка над разрядом тысяч напоминает нам о том, что мы с вами занимали одну тысячу, следовательно, осталось 0 тысяч.

Читаю ответ. 876

Теперь давайте попробуем вместе решить третий пример с объяснением. Мы все вместе его решим, но только вы будете говорить мне, что нужно сделать.

Алгоритм объяснения 30 007 – 648

  • Пишу все числа под разрядами

Вычитаю единицы – из 7 единиц нельзя вычесть 8, надо иметь один десяток, но десятков нет, следовательно, занимаю одну сотню, сотен тоже нет,  занимаю 1 десяток тысяч , ставлю точку. В 1 десятке тысяч – 10 единиц. Возьмём 1 единицу тысяч. Чтобы не забыть, что осталось 9 тысяч, запишем наверху в разряде единиц тысяч цифру 9. В 1 тысяче – 10 сотен. Возьмём 1 сотню, чтобы её не заменять десятками, и запомним, что осталось 9 сотен, запишем наверху в разряде сотен цифру 9. В 1 сотне – 10 десятков. Возьмём 1 десяток, чтобы её не заменять единицами, и запомним, что осталось 9 десятков, запишем наверху в разряде десятков цифру 9. В одном десятке 10 единиц, запишем в разряде единиц цифру 10.

Начинаю вычитать.  Мы добавили 10 единиц да ещё 7 = 17. Из 17 вычесть 8 единиц, получу 9.

Вычитаю десятки. Мы добавили 10, один заняли, поэтому осталось 9.  Из 9 десятков вычту 4 десятка, получу 5, под десятками пишу 7.

Вычитаю сотни. Мы добавили 10 сотен, одну заняли, поэтому осталось 9. Из 9 сотен вычту 6 сотню, получу 3. Под сотнями пишу 8.

Вычитаю единицы тысяч. Мы добавили 10 единиц тысяч, но одну заняли, осталось 9 единиц тысяч. Переписываем 9, так как единицы тысяч в вычитаемом отсутствуют.

Вычитаю десятки тысяч. Мы занимали 1 десяток тысяч, осталось 2 десятка тысяч. Переписываем 2 , т.к десятки тысяч в вычитаемом отсутствуют.

Читаю ответ. 29359

Слушают объяснение.

Слушают и проговаривают алгоритм решения

Проговаривает алгоритм решения

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Р:

принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной и письменной форме.

Р:

принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной и письменной форме.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический -упражнение

Словесный – рассказ

Наглядный – презентация

Динамическая пауза

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический – задача

Наглядный – схема

Практический – задача

Наглядный - таблица

Практический – задача

Наглядный – краткая запись

10 мин.

18 мин

Теперь нам нужно решить №267. Как вы думаете, что нам нужно сделать?

Попробуем решить 1 и 2 столбики вместе. Мне нужны 2 человека, которые будут решать пример с объяснением.

Мне нужны 2 человека, которые будут решать пример с объяснением.

Последний столбик решите самостоятельно. Ответы проверим с экраном.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

С.61 №272, №274, + под чертой

Сейчас мы с вами выполним №270. Прочитайте этот номер. Кто-нибудь один прочитает. Что нам нужно сделать? (нужно поставить вопрос и решить задачу). Давайте с вами сделаем схему и посмотрим, какой вопрос нужно поставить задаче. Теперь является этот текст задачей? Где будет главный вопрос? Расскажите задачу по схеме

-О чем эта задача?

-Что нам известно?(в январе фабрика выпустила 4850 т бумаги, в феврале неизвестно, но сказано, что на 365 т меньше, чем в январе.)

-Что еще нам известно?(из всей бумаги изготовили 6335 т общих тетр. Из остальной бумаги сделали тонкие тетр.)

-Мы знаем, сколько т бумаги потребовалось для изготовления тонких терт.? (нет)

-Тогда как будет звучать вопрос в нашей задаче? (сколько т бумаги потребовалось для изготовления тонких терт)

Оформим задачу краткой записью.

-Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?(нет, потому что мы не знаем сколько всего изготовили т бумаги)

-Как  нам найти, сколько всего изготовили т бумаги? (сложением)

-Но, мы пока тоже не можем ответить на вопрос, как вы думаете, почему? (потому что мы не знаем, сколько т бумаги изготовили в феврале, но нам сказано, что бумагу в феврале изготовили на 365 т меньше, чем в январе)

-Каким действием найдем , сколько т изготовили в феврале?(вычитанием)

-Каким выражением?(4850 – 365)

-Теперь мы с вами можем найти , сколько всего изготовили бумагу?(да)

-Каким действием?(сложением)

-Каким выражением запишем?(4850+4485)

-Сейчас мы с вами сможем ответить на вопрос задачи?(да)

-Каким действием?(вычитанием)

-Каким выражением?(9335 – 6335)

-Мы ответили на вопрос задачи?(да)

-Записываем ответ.

Теперь с вами нужно сделать №271. Прочитайте задачу. Кто-нибудь один прочитает задачу.

-О чем эта задача?

-Что нам нужно найти?( сколько деревьев можно посадить на площади, если отводить на одно дерево 10 кв.м)

-Что нам известно? (нам известна ширина сада = 50 м и сказано, что длина больше в 2 раза ширины)

-Оформим нашу задачу в виде таблицы.

-Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?(нет, т.к мы знаем площадь сада)

-Как нам найти площадь сада? длину умножить на ширину

-А мы с вами знаем длину?(нет, но сказано, что она в два раза больше)

-Каким действием найдём длину?(умножением)

-Каким выражением?(50*2)

-Мы с вами нашли длину сада. Теперь мы сможем найти площадь сада?(да)

-Каким действием?(умножением)

-Каким выражением?(100*50= 5 000 кв.м)

-Теперь мы можем ответить на вопрос задачи(да)

-Каким действием?(делением)

-Каким выражением?(5000:10)

-Мы ответили на вопрос задачи(да)

-Записываем ответ.

Давайте с вами решим №273. Прочитайте задачу. Кто-нибудь один прочитает задачу.

-О чем эта задача?

-Что нам нужно найти?( сколько угля в большегрузном вагоне)

-Что нам известно? (нам известно, что в 100 один.вагонах 6 000т угля, что в трех вагонах помещается столько же угля сколько в двух большегрузных вагонах)

Оформим задачу кр.записью.

-Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?(нет, т.к мы знаем сколько т угля в одном  вагоне)

-Как нам найти, сколько т угля в одном вагоне?

-Каким действием? (делением)

- Каким выражением?( 6 000 :100)

-Мы можем теперь ответить на вопрос задачи?(нет, т.к мы не знаем, сколько т в трех вагонах или двух большегрузных вагонах)

 -Каким действием найдем, сколько т угля в трех вагонах?(умножением)

-Каким выражением?(60*3) Нам сказано по условию, что в трех вагонах содержится столько т угля сколько и двух большегрузных вагонах, следовательно, мы можем ответить на вопрос задачи(да)

-Каким действием?(делением)

-Каким выражением?(180:2)

-Мы ответили на вопрос задачи(да)

-Записываем ответ.

Решить примеры с объяснением

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П:

перерабатывание полученной информации; использование рисуночных и простых символических вариантов математической записи; формирование умений на основе анализа объектов делать выводы

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

К:

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

К:

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

К:

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

VIII. Итог урока

Рефлексия деятельности (по продукту)

2 мин.

С каким алгоритмом мы сегодня с вами познакомились?

Какие правила вы будете соблюдать при решении примера?

Посмотрите на экран и оцените свою работу.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, смогли.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

25346 3407 21939 1000 124 876

Слайд 2

Тема урока : Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом встречаются нули

Слайд 3

Цель урока : научиться вычитать с переходом через несколько разрядов

Слайд 4

60500 32067 28433 10 10 9 37007 18032 18975 10 9 10

Слайд 5

Домашнее задание: с.61 №272, №274, под чертой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 кл. (2011 год) Презентация и конспект урока математики "Сложение с переходом через десяток"

Презентация и конспект урока математики по теме «Числа10-20. Таблица сложения. Сложение с переходом через десяток» в 1 классе по программе «ШКОЛА 2100». (Учебник Демидовой, 201...

Конспект урока «ПИСЬМЕННОЕ ВЫЧИТАНИЕ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК В СЛУЧАЯХ ВИДА: 52 – 24» 2 класс УМК "Школа России"

Тема урока: «ПИСЬМЕННОЕ ВЫЧИТАНИЕ С ПЕРЕХОДОМЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК В СЛУЧАЯХ ВИДА: 52 – 24»...

Конспект урока. Тема: "Работа над ошибками. Замена сотен (десятков) единицами и единиц-десятками (сотнями)" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по математике на тему: "Работа над ошибками. Замена сотен (десятков) единицами и единиц-десятками (сотнями)" 3 класс...

Презентация к уроку математики "Сложение с переходом через 10"

Методическая разработка урока открытия новых знаний по математике в 1 классе по теме « Сложение чисел с переходом через 10»  урок ознакомления с различными способами сложения с перехо...

Конспект урока по математике "Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц" (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц» Цели деятельности учителя: закрепление последовательности и образования чисел второго де...