«Разработка рекомендаций по устранению затруднений, выявленных у обучающихся по результатам тестирования по математике»
статья по математике (4 класс) на тему
Разработка рекомендаций по устранению затруднений, выявленных у обучающихся по результатам тестирования по математике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОАУ ДПО
«Региональный институт профессионального развития»
Курсы «Диагностика учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по математике в начальной школе»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
«Разработка рекомендаций по устранению затруднений, выявленных у обучающихся по результатам тестирования по математике»
Работу выполнила:
Чикунова Елена Дмитриевна,
учитель начальных классов
МАОУ " Волотовская средняя школа"
Великий Новгород
2017 год
Пояснительная записка
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе)
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья ( далее обозначено как ОВЗ) определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Дети с ОВЗ имеют:
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- тяжёлые нарушения речи;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- нарушения интеллекта;
- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра;
- задержка психического развития;
- комплексные нарушения развития.
Существуют причины появления детей с ОВЗ:
1.Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
-пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
-натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
-постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, СПИД.
Типичные затруднения (общие проблемы)у детей с ОВЗ:
1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Возникает вопрос: как проводить независимую оценку знаний у таких детей?
Е.В. Легких, С.Г. Макарова, Н.В. Новоселова и другие специалисты выделяют ряд проблем в сфере оценивания учебных достижений обучающихся с ОВЗ: отсутствие единых подходов и преемственности в оценивании при переходе учащихся с одного уровня образования на другой, неразработанность критериальной базы оценивания, слабая ориентация образовательного процесса на образовательные достижения каждого ученика.
Вопросы совершенствования системы контроля и оценивания учебных достижений младших школьников с ОВЗ являются актуальными для Новгородской области. В области за основу оценки качества учебных достижений обучающихся с ОВЗ принят специализированный инструментарий по оценке базовых знаний, умений и навыков по математике, разработанный О.И.Кукушкиной и В.И.Больших (Институт коррекционной педагогики РАО). Он позволяет осуществлять как системную текущую диагностику, так и итоговый контроль на различных этапах начального общего образования.
В моём классе обучаются два брата-близнеца. По результатам ПМПК от 14.12.2015 года им рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для учащихся с задержкой психического развития со 2 класса. Весь первый класс братья находились ( по направлению Департамента образования и молодёжной политики Новгородской области) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернате I - II вида №4 великого Новгорода ( для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи).Дети не могли выучить и рассказать правила, не могли пересказать текст, не могли отвечать у доски, т. к. речь была невнятной, и никто не понимал, что они говорили. Во время выполнения письменных работ (диктантов) допускали до 20 ошибок (замена букв - как говорили, так и писали). У детей недостаточно сформирован навык вычисления примеров с переходом через десяток. Допускали много ошибок на табличные и внетабличные случаи умножения и деления. Недостаточно хорошо усвоены составные части задачи. Допускали большое количество недочётов в написании наименований, пояснений в задачах. Но больше всего недочётов в написании ответов к задачам. Причинами являлись:
- неумение анализировать текст задачи;
- несформированный навык чтения, который не позволяет понять основной смысл условия и вопроса задачи;
- ограниченный словарный запас и осведомленность детей (непонимание значения понятий «дольше», «короче» и т.д.);
- несформированность пространственных представлений;
- непонимание отношений «больше в», «меньше в», «больше на», «меньше на»;
- слабо развитое понятийное мышление. Всё это явилось следствием тяжёлых нарушений речи.( Дети не посещали детский сад, дома воспитанием и развитием их родители не занимались. Братья не получали никакого развития).
С детьми ( по рекомендации ПМПК) проводилась логопедическая коррекция по преодолению нарушений процессов формирования чтения и письма, фонетико-фонематического, лексико-грамматического недоразвития речи. Психокоррекционная работа была направлена на формирование произвольной регуляции высших психических функций (память. внимание, мышление), пространственных представлений, формирование УУД, гармонизацию эмоционально-эффективной сферы. Созданы специальные условия: дозирование учебной нагрузки с учётом сниженной работоспособности, увеличение времени на прохождение учебного материала, организация речевого контроля и речевого планирования при выполнении заданий, социально-педагогическое сопровождение семьи. Всё это дало положительные результаты. Все 3 этапа тестирования учащимися выполнены. Достигнут достаточный коррекционный эффект (90-100 %).
Цель данной работы - создание инструментария для независимой оценки качества знаний данной категории обучающихся, выявление проблемных зон в обучении детей с ЗПР, выработка рекомендаций для себя и ребёнка по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках. Это позволит внести коррективы в рабочие программы по предмету, а также обеспечить изменение образовательного маршрута для учащихся уже на уровне начального общего образования.
Задачи - оценка уровня сформированности базовых знаний, умений и навыков по математике у выпускников начальной школы;
- выявление причин, приводящих к недостаточному освоению учащимися знаний, умений и навыков по математике;
- оценка качества профессиональной деятельности учителей начальных классов.
Мои разработанные материалы:
I этап 2018 год
Школа, класс, район ______________________________________________________
Фамилия, имя ___________________________________________________________
РЕШИ ЗАДАЧИ:
№ 1. В парке Оля собрала 46 шишек и орехов. Сколько она собрала шишек, если орехов было 23?
№ 2. Во время салюта девочки выпустили 16 шаров, а мальчики выпустили 10 шаров. Сколько шаров выпустили во время салюта?
№ 3. Глубина озера 15 метров, а глубина реки на 9 метров меньше. Какова глубина реки ?
№ 4. Продолжительность дня в декабре 7 часов, а ночь на 10 часов длиннее. Какова продолжительность ночи ?
№ 5. Свинья живёт 15 лет, а корова живёт 18 лет. Кто живет дольше и на сколько лет ?
№ 6. Окунь весит 2 килограмма, а щука в 11 раз тяжелее. Какова масса щуки?
№ 7. Шофёр на машине проехал 70 километров, а велосипедист в 10 раз меньше.
Какое расстояние проехал велосипедист?
№ 8. Скорость лодки 5 километров в час, а скорость катера 6о километров в час. Что быстрее и во сколько раз?
№ 9. 27 литров сока разлили в трёхлитровые банки. Сколько банок потребуется?
№ 10. В семи люстрах 35 лампочек. Сколько лампочек в каждой люстре?
№ 11. Для соревнований по гребле приготовили шесть пятиместных лодок. Сколько гребцов примут участие в гребле?
II этап 2018 год
Школа, класс, район ______________________________________________________
Фамилия, имя ____________________________________________________
№ 1. Запиши числа цифрами: № 2. Запиши число:
пятьсот_______________________ следующее за 639 ______
пятьдесят_____________________ предыдущее 270 _____
пятьсот пять __________________ число, которое стоит после числа 399 _____
пятьсот пятьдесят______________ число, которое стоит перед числом 100 ____
пятьсот пятнадцать_____________
пятнадцать____________________
№ 3. Запиши числа словами:
40___________________________________________________________________________
404__________________________________________________________________________
444__________________________________________________________________________
44 ___________________________________________________________________________
14___________________________________________________________________________
400_________________________________________________________________________
№ 4. Сравни числа:
599 …. 600 301 …. 499 722 …. 702
№ 5. Вставь пропущенные числа:
….. , 380, 381, ….. 349, … , 351 …. , 800, 801
№ 6. Реши уравнения:
х | + | 2 | 4 | = | 7 | 4 | 4 | 7 | + | у | = | 1 | 0 | 0 | 1 | 7 | 0 | - | а | = | 1 | 0 | 0 | ||||||||
у | - | 5 | 7 | = | 4 | 0 | а | 7 | = | 6 | 3 | 4 | 0 | х | = | 8 | 0 | ||||||||||||||
в | : | 8 | = | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | : | с | = | 1 | 0 | ||||||||||||||||||
Начерти отрезок. Измерь линейкой длину отрезка и запиши эту величину.
Начерти квадрат. Измерь и запиши длину стороны квадрата.
Начерти прямоугольник. Измерь и запиши его длину и ширину.
Начерти отрезок длиной 8 см
Начерти квадрат со стороной 1 см
Начерти прямоугольник, у которого длина 4 см, а ширина 2 см
III этап 2018 год
Школа, класс, район _____________________________________________________________
Фамилия, имя ____________________________________________________
№ 1/2. Выполни действия устно и напиши ответ:
35 + 4 = 76 – 9 = 4 . 5 = 25 . 4 = 60 : 3 =
46 + 31 = 36 – 6 = 7 .8 = 32 : 4 = 80 : 20 =
7 + 8 = 78 – 7 = 8 . 6 = 48 : 8 = 44 : 11 =
75 + 8 = 60 – 8 = 0 . 5 = 49 : 7 = 50 : 2 =
46 + 17 = 13 – 6 = 7 . 1 = 9 : 1 = 60 : 12 =
53 + 27 = 65 – 56 = 11 . 5 = 0 : 6 = 75 : 5 =
18 – 4 = 100 – 23 = 49 . 2 = 14 : 14 = 84 : 12 =
№ 3. Выполни действия письменно «столбиком»
352 + 427 38 + 675 559 – 346 700 – 333
853 + 46 7 + 468 412 – 8 858 – 77
№ 4. Выполни умножение и деление
140 . 3 323 . 3 409 . 3 127 . 6
684 : 2 654 : 6 500 : 2 804 : 3
№ 5.
- Над каждым примером расставь цифры в соответствии с порядком выполнения действий (находить значение выражений не требуется)
63 : 9 – 6 + 8 . 7 (18 – 19 . 2) + 65 : 5 32 . (72 : 8 – 3) + 7
90 + 24 : (36 – 30) . 6 – 72 16 + (72 – 54) . (45 : 5 – 5) 54 : 9 + 15 . 4 – 42 : 7
- Выполни действия и запиши ответ
6 . 9 – (48 : 8 + 36) : 6 = 100 – (36 : 9 + 5) . 7 =
1 этап ПРОТОКОЛ №1
Школа Класс 4Б ФИО учащегося | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Волотовская средняя школа" | ||
Решение задач | Примечание | ||
Макс. кол-во баллов – 11 | |||
кол-во баллов | %* | ||
Максим Александрович | 11 | 100% | №1.ответ (23 шишек) №6.ответ(вес щуки 22 килограммов) №7.ответ(в 7 раз меньше, чем машина) № 8.ответ(быстрее плывёт катер, чем лодка на 12 раз) № 9.вычислит. ошибка 27:3=8, ответ(27 литра), №11. перестановка множителей(6х5) |
Дмитрий Александрович | 11 | 100% | №1. ответ(23 шишек) №4.ответ(17 часов - продолжительность ночи) № 5.ответ (на 3 года дольше живёт корова, чем свинья) №6.ответ(22 килограммов) №8.ответ(в 12 раз быстрее катер, чем лодка) №11.ответ(30 гребцов примут участие ) |
* Расчет процентов осуществляется по формуле:
кол-во баллов
___________________ х 100 %
макс. кол-во баллов
Количество учащихся | Количество учащихся, имеющих коррекционный эффект | |||
Достаточный | Недостаточный | Отсутствует | ||
В классе - 2 | Выполняли работу - 2 | 2 | - | - |
% показатель | 100% | - | - |
2 этап ПРОТОКОЛ № 2
Школа Класс 4Б ФИО учащегося | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Волотовская средняя школа" | ||||||||||
Нумерация многозначных чисел в пределах 1000 | Примечание | Простейшие уравнения | Примечание | Геометрические фигуры | Примечание | Общий результат | |||||
Макс. кол-во баллов-23 | Макс. кол-во баллов - 8 | Макс. кол-во баллов- 12 | Макс. кол-во баллов- 43 | ||||||||
кол-во баллов | %* | кол-во баллов | %* | кол-во баллов | %* | кол-во баллов | ** % | ||||
Максим Александрович | 22 | 95,6% | №2стоит после числа399 -398 | 8 | 100% | 12 | 100% | №2-обозначил все стороны | 42 | 97,6% | |
Дмитрий Александрович | 22 | 95,% | №4 301больше 499 | 8 | 100% | 12 | 100% | №2-обозначил все стороны №3-обозначил все стороны №5-обозначил все стороны №6-обозначил все стороны | 42 | 97,6% |
* Расчет процентов осуществляется по формуле:
кол-во баллов
___________________ х 100 %
макс. кол-во баллов
Количество учащихся | Количество учащихся, имеющих коррекционный эффект | |||
Достаточный | Недостаточный | Отсутствует | ||
В классе - 2 | Выполняли работу - 2 | 2 |
% показатель | 90-100% |
3 этап ПРОТОКОЛ № 3
Школа Класс 4Б ФИО учащегося | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Волотовская средняя школа" | % ** Мак. 59 б. | ||||||||||||||
Сложение вычитание | Примеча- ние | Умножение деление | Примечание | Сложение вычитание столбиком | Примечание | Умножение деление столбиком | Примечание | Порядок действий в выражениях | Примечание | |||||||
Макс. кол-во баллов - 14 | Макс. кол-во баллов - 21 | Макс. кол-во баллов - 8 | Макс. кол-во баллов - 8 | Макс. кол-во баллов - 8 | ||||||||||||
кол-во баллов | %* | кол-во баллов | % * | кол-во баллов | % * | кол-во баллов | % * | кол-во баллов | % * | |||||||
Максим Александрович | 13 | 92,8 | 100-23=78 | 20 | 95,2 | 48:8=7 | 7 | 87,5 | 700-333=467 | 7 | 87,5 | 409х3=1257 | 7 | 87,5 | 6х9-(48:8+36):6=43 | 54б 91,5% |
Дмитрий Александрович | 13 | 92,8 | 75+8=85 | 21 | 100 | 8 | 100 | 7 | 87,5 | 654:6=19 | 8 | 100 |
| 57б 96,6% |
* Расчет процентов осуществляется по формуле:
кол-во баллов
___________________ х 100 %
макс. кол-во баллов
Количество учащихся | Количество учащихся, имеющих коррекционный эффект | |||
Достаточный | Недостаточный | Отсутствует | ||
В классе - 2 | Выполняли работу - 2 | 3 |
% показатель | 90-100% |
Аналитическая справка
по результатам тестирования по математике учащихся 4Б класса МАОУВСШ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования, проведенного в 2017-2018 учебном году.
Цель тестирования - определение достижения коррекционного эффекта обучения по математике учащимися с ОВЗ, задачами которого являлись:
- оценка уровня сформированности базовых знаний, умений и навыков по математике у выпускников начальной школы;
- выявление причин, приводящих к недостаточному освоению учащимися знаний, умений и навыков по математике;
- оценка качества профессиональной деятельности учителей начальных классов.
Учащимся предлагались тестовые задания. Работу с детьми осуществлял ассистент, не заинтересованный в результатах тестирования.
Анализ этапов проведения тестирования.
I этап «Решение простых задач»
В первом этапе («Решение простых задач») приняли участие 2 четвероклассника. Из них достаточный коррекционный эффект показали 2 школьника (100%), при этом показали абсолютный коррекционный эффект, т.е. решили все задачи без ошибок.
С задачей № 1 на нахождение неизвестного слагаемого:( В парке Оля собрала 46 шишек и орехов. Сколько она собрала шишек, если орехов было 23? )справились оба ученика. Типичным недостатком при оформлении решенной задачи, является неграмотно сформулированный ответ (23 шишек - ошибка при согласовании числительных с существительными).
Задачу № 4: на увеличение числа на несколько единиц: ( Продолжительность дня в декабре 7 часов, а ночь на 10 часов длиннее. Какова продолжительность ночи ?) решили оба ученика. У одного ученика - недочёт в записи ответа (17 часов -продолжительность ночи) является нарушением логики ответа.
Задача № 5: на разностное сравнение: ( Свинья живёт 15 лет, а корова живёт 18 лет. Кто живет дольше и на сколько лет ?) решена у обоих, но имеются недочёты в записи ответа.(Дольше живёт корова, чем свинья на 3 года. На 3 года дольше живёт корова, чем свинья.) Недочёт- нарушение логики ответа.
Задача № 6: на увеличение числа в несколько раз: ( Окунь весит 2 килограмма, а щука в 11 раз тяжелее. Какова масса щуки?) решена верно. Недочёты в ответе (22 килограммов- ошибка при согласовании числительных с существительными).
Задача № 7: на уменьшение числа в несколько раз: (Шофёр на машине проехал 70 километров, а велосипедист в 10 раз меньше. Какое расстояние проехал велосипедист?) решена верно. Недочёт в записи ответа (В 7 раз меньше, чем машина) - нарушение логики ответа.
Задача № 8: на кратное сравнение: (Скорость лодки 5 километров в час, а скорость катера 6о километров в час. Что быстрее и во сколько раз?) решена верно. Недочёты в записи ответа (Быстрее плывёт катер, чем лодка на 12 раз. В 12 раз быстрее катер, чем лодка ) нарушение логики ответа.
Задача № 9: на деление по содержанию: (27 литров сока разлили в трёхлитровые банки. Сколько банок потребуется?).Допущена у одного ученика вычислительная ошибка: 27 : 3 = 8 и ошибка при согласовании числительных с существительными - потребовалось 8 банок , чтобы разлить 27 литра сока.
Задача № 11: на раскрытие конкретного действия умножения: (Для соревнований по гребле приготовили шесть пятиместных лодок. Сколько гребцов примут участие в гребле?) решена верно. Один ученик переставил множители (неосознанность действий учащегося и отсутствии самоконтроля при проверке решения задачи),
второй допустил недочёт в записи ответа (30 гребцов примут в участие) - нарушение логики ответа.
Типичными недостатками при оформлении решенных задач является неполный и (или) неграмотно сформулированный ответ в следствии
- неумения составлять ответ на основе условия задачи и вопроса;
- большого количества ошибок при согласовании числительных с существительными;
- непонимания значений понятий: «выше-ниже», «дольше-быстрее-медленнее», «короче-длиннее» и т.д.), замена данных понятий словами «больше – меньше».
Причинами несформированного умения решать простые задачи и составления ответа может являться:
- неумение анализировать текст задачи;
- несформированный навык чтения, который не позволяет понять основной смысл условия и вопроса задачи;
- ограниченный словарный запас и осведомленность детей (непонимание значения понятий «дольше», «короче» и т.д.);
- несформированность пространственных представлений;
- непонимание отношений «больше в», «меньше в», «больше на», «меньше на»;
- слабо развитое понятийное мышление.
Проанализировав данные результаты тестирования, я разработала для себя следующие рекомендации:
- приучать детей грамотно читать, проговаривать тексты задач и выбор действия
- отрабоатывать с детьми алгоритм по определению составных частей задачи (особенно в тех случаях, когда часть условия содержится в вопросе)
- предлагать разные виды вопросов
-учить устанавливать связь между условием и вопросом
- познакомить с антонимами и научить соотносить их с математическими знаками
- научить соотносить значение предлогов (в. на) с математическим действием
- выучить алгоритмы решения задач с предлогами в, на
- учить соотносить числительное с существительными
II этап. «Нумерация многозначных чисел в пределах 1000.
Решение простейших уравнений. Геометрический материал»
Во 2-м этапе участвовало 2 ученика.
В задании № 2 «Запиши число» допущена ошибка (число, которое стоит после числа 399 написано число 398) - ошибка допущена из-за непонимания учеником значения слов «предыдущий», «следующий», «перед числом», «после числа», пространственных отношений чисел в натуральном ряду.
В задании № 4 «Сравни числа» допущена ошибка 301 больше 499, причина - несформированность количественно - пространственно представлений.
При выполнении заданий по теме «Геометрический материал» учащиеся выполнили все задания без ошибок и аккуратно ,что свидетельствует об уровне развития мелкой моторики пальцев рук.
Оба четвероклассника допустили самый распространенный недочет при вычерчивании геометрических фигур – цифровое обозначение всех сторон квадрата и прямоугольника. Это говорит о незнании свойств геометрических фигур.
Проанализировав данные результаты тестирования, я выработала для себя следующие рекомендации:
- формировать количественно-пространственно-временных представлений у учащихся
- добиваться от обучающихся понимания общего принципа построения числового ряда;
- чаще практиковать задания на построение числового ряда на уроках
- учить различать знаки сравнения
- отработать алгоритм сравнения многозначных чисел по разрядам
- отрабатывать с детьми свойства геометрических фигур и учить их графически правильно фиксировать записи.
III этап. Устные и письменные вычисления в пределах 1000. Порядок действий.
Ошибки по теме "Устные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел" были допущен в примерах вида: 100-23, 75+8. Трудность вычислительных приёмов объясняется осуществлением действий при переходе через десяток.
Допущена ошибка по теме " Устные приёмы умножения и деления"( табличные случаи умножения:48:8=7). Это свидетельствует о том, что у обучающегося отсутствует потребность к самоконтролю, и он не прибегнул к проверке выполненного действия.
Устные вычисления в табличных случаях умножения и деления показали, что четвероклассником таблица умножения на 8 усвоена не до автоматизма.
По теме «Письменные вычисления в пределах 1000»допущены ошибки на вычитание числа из трехзначного числа с переходом через разряд (700 - 333 = 467). Это свидетельствует о невнимательности при выполнении действий .
При умножении и делении чисел традиционно трудность вызывают примеры, в которых в одном из чисел или в результате есть ноль: (409 х 3=1257, 654 : 6=19). Как правило, при делении многозначных чисел школьники допускают ошибки ввиду недостаточно усвоенного алгоритма действия, в частности, они пропускают этап определения количества цифр в частном . При умножении - неточное знание таблицы умножения.
Усугубляет ситуацию и отсутствие самоконтроля – ученики не проверяют полученный результат.
При выполнении заданий на определение порядка действий допущена 1 ошибка. (6х9-(48:8+36):6=43). При выполнении вычислений получен неверный результат, т.к. допущена вычислительная ошибка. либо потеряна логическая цепочка. Основной причиной данных трудностей является неумение фиксировать промежуточные ответы.
Проанализировав данные результаты тестирования, я выработала для себя следующие рекомендации:
- доводить до автоматизма знание детьми алгоритмов арифметических действий, постоянно проговаривая их во время вычислений
- применять разные виды деятельности на уроке для закрепления знания таблицы умножения и соответствующих случаев деления
- отработать алгоритм определения количества цифр частном
- отработать алгоритм деления в случаях, когда в частном есть нуль
Общие рекомендации по результатам тестирования по математике
Я разработала диагностический материал, провела тестирование ,обработала результаты. Их проанализировала и разработала рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся:
1.Познакомиться со специализированным инструментарием оценки базовых знаний, умений и навыков по математике, разработанным специалистами Института коррекционной педагогики РАО Кукушкиной О.И. и Больших В.И., и системно использовать в своей работе, начиная с первого класса: первично начинать с заданий на проверку одного конкретно взятого учебного умения, затем блочно по одной или нескольким темам в виде небольших проверочных работ и, наконец, как итоговые работы за полугодие и за год.
2. По результатам текущей и итоговой диагностики необходимо составлять индивидуальные программы педагогической помощи учащимся. Необходимо выявить типичные трудности, которые испытывает ученик в процессе обучения, как влияют особенности поведения учащегося на его успешность. Очень важно создать психологические условия для активного и успешного включения учащегося в познание и общение с коллективом. По завершению проведенной с учеником работы делать вывод (в случае отсутствия положительной динамики) о целесообразности углубленного обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией.
3. Коррекционно-развивающая работа должна строиться последовательно, от простого к сложному. Только в случае, когда у ребенка сформировано умение более низкого порядка, можно переходить на следующий этап.
- Использовать в работе с детьми, обучающимися по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования, методы и приемы поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина:
- на этапе усвоения обучать учащихся составлению алгоритмов действий,
- формулировать шаги алгоритмов в общем виде,
- предлагать задания на отработку шагов алгоритма,
- содержание учебного материала отбирать с учетом актуализации опорных знаний и планировать коррекцию знаний конкретного ученика,
- на этапе первичного закрепления шаги проговаривать вслух,
- обучать учащихся способам контроля полученных результатов.
- При формировании у школьников умения решать задачи
- практиковать задачи различной структуры (вопрос в начале или середине текста);
- вводить в текст задачи специальную лексику, «скрытые» числа; формулировку, исключающую прямой ориентир на выбор действия;
- особое внимание уделять формированию у учащихся умению записывать ответ (Полнота и точность в зависимости от вопроса, научить учащихся дифференцировать ответ и решение. В этом залог успеха, понимание процесса, ответ на вопрос «Как я это делаю?». Необходимо обязательное обучение учащихся проговариванию формулировки ответа. Из различных вариантов ответов следует выбирать те, которые наиболее точно и полно отражают суть вопроса и являются грамматически и стилистически грамотными.
6. Осуществлять системную работу по формированию у школьников
- умений работать с текстом (текст задач – выделение главных существенных признаков, математической сущности задачи; инструкции к заданиям – понимание, действия в соответствии с инструкцией);
- общеучебных умений (целеполагание, планирование, самоконтроль).
7. Максимально обогащать содержание обучения специальными коррекционно-развивающими заданиями, основанными на учебном материале предметов начальной школы.
8. На уроках математики необходимо постоянно проводить работу по обогащению словарного запаса, уделять особое внимание развитию связной математической речи, развитию умения строить логически связные высказывания и ответы на вопросы, а также точно и разнообразно употреблять слова.
Список литературы
1. Дети с задержкой психического развития. Под редакцией Власовой Т. Л. Певзнер М.с. М: Педагогика, 1971
2. Андрущенко Т.Ю.Коррекция психического развития младших школьников На начальном этапе обучения. Вопросы психологии 1993.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. 1971.
4. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные Задания по математике. М.Просвещение 1968
5. Кумарина Г.Ф.Методика отбора детей в коррекционные классы. Методическое пособие НИИ общей педагогики АПНСССР, М,1990
6. Кумарина Г.Ф. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. Пособие для учителя. М. 1991
7. Балк, М.Б. Математика после уроков пособие для учителей М: Просвещение, 1671
8. Гельфанд, М.Б. Внеклассная работа по математике М: Просвещение, 1962.
9. Доморяд, А.П. Математические игры и развлечения М: Гос. , 1961.
10. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики В.Г. Коваленко. – М: Просвещение, 1990.
11. Кордемский, Б.А. Увлечь школьника математикой (материал для классных и внеклассных занятий ) М: Просвещение, 1981.
12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе– М: Просвещение, 1979.
13. Самойлик, Г. Развивающие игры .Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2002.
14. Факультативные занятия по математике в школе сост. М.Г. Лускина, В.И.Зубарева. К: ВГГУ, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Рекомендации по устранению ошибок и недочётов по русскому языку в 1-2 классах".
Рекомендуемые тренировочные упражнения для развития орфографической зоркости у младших школьников....
Статистика результатов тестирования по математике в 3 а классе Апрель 2019
Статистика результатов тестирования в заочной школе ЗНАНИКА...
Методы и варианты разработки рекомендаций по результатам обследования
Методы и варианты разработки рекомендаций по результатам обследования...
Мониторинг выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения программы «Шахматы»
Мониторинг выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения программы «Шахматы»...
Электронная школа Знаника. Статистика результатов тестирования учащихся по математике
Статистика результатов тестирования учащихся по математике...
Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы
Методики выявления уровня компетентности...
Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы
Методики выявления уровня компетентности...