Урок математики в 4 классе на тему "Действия с величинами. Соотношение единиц длины".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Жданова Елена Анатольевна

Тип урока: урок  совершенствования знаний, умений, навыков.Цель: помочь детям научиться выявлять закономерности в ряду ранее изученных величин, записывать их в порядке возрастания и убывания, преобразовывать однородные величины, складывать и вычитать их, используя ранее изученные темы. Совершенствовать умение сравнивать однородные величины. Задачи:Совершенствование умений переводить одни единицы величин в другие, складывать, вычитать и сравнивать величины, умножать величину на число,  решать задачи.Развитие мыслительных операций, внимания, памяти.Воспитание коммуникативной культуры при работе в группах, чувство коллективизма и организаторские качества. Привитие интереса к математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА  (4 КЛАСС)

УМК «ГАРМОНИЯ»

   Урок 67

ТЕМА:

 Действия с величинами.Соотношение единиц длины.

Тип урока: урок  совершенствования ЗУН.

Цель: 

  • Помочь детям научиться выявлять закономерности в ряду ранее изученных величин, записывать их в порядке возрастания и убывания, преобразовывать однородные величины, складывать и вычитать их, используя ранее изученные темы. Совершенствовать умение сравнивать однородные величины.

 Задачи:

  • Совершенствование умений переводить одни единицы величин в другие, складывать, вычитать и сравнивать величины, умножать величину на число,  решать задачи.
  • Развитие мыслительных операций, внимания, памяти.
  • Воспитание коммуникативной культуры при работе в группах, чувство коллективизма и организаторские качества. Привитие интереса к математике.

Оборудование: 

учебник и ТПО № 2 по математике 4 класс (автор Истомина Н.Б.); таблицы величин, кроссворд, плакаты для игры в группах, сигнальные карточки красного цвета, компьютер,  проектор, презентация.

Используемые образовательные технологии:

  • технология игровой деятельности;
  • личностно – ориентированная технология;
  • технология групповой деятельности;
  • здоровьесберегающая.

Ход урока

I. Организационный момент.                                   СЛ. № 1

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!                            
Пожелаю вам удачи – 
За работу, в добрый час!

II. Мотивация на урок.

- Посмотрите на экран и разгадайте кроссворд.   СЛ. № 2

 http://festival.1september.ru/articles/417687/img2.gif

1. Промежуток времени в 100 лет.

2. Отрезок, равный 100 см.

3. Самая маленькая единица длины (миллиметр)

4. Отрезок в 10 см.

5. 60 мин – ? (час)        

6. Расстояние равное 1000 м?

7. 1/60 часть часа?

8. Самая маленькая единица времени – ?(секунда)

- Какое слово получилось по вертикали?                                  СЛ. № 3

- Как вы думаете, нужны ли нам знания о величинах? Докажите.

- А всё ли вы знаете о величинах? Хотите знать больше?

- Чтобы изучить что-то новое, необходимо повторить уже известное.

III.  Актуализация знаний.

- Посмотрите на экран.   СЛ. № 4

- Перед вами задание. Какие величины лишние?

15 кг, 2 т , 8 ц , 3 км , 400 г , 12 лет    (3 км, 12 лет)

8 ч, 5 мин, 500 г, 6 лет, 3 суток, 2 см  ( 500 г, 2 см)

- Почему? Докажите.

- А теперь посмотрите на эти картинки.  СЛ. № 5

http://psteh.ru/wp-content/uploads/2013/01/instrument2.png http://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0-35934347.jpg   http://www.fizika.ru/kniga/tema-01/p-01b-1.gif     https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTB8gnVCmbihi98DhL682JCeRq7VZ5MiFDu_97YdirhJOEJDgoDbQ

- Что можно измерить с помощью этих предметов?

IV.  Определение темы урока и постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о какой величине пойдет речь сегодня на уроке?

- Выполнив следующее задание, вы узнаете, верны ли ваши предположения.

   СЛ. № 6

Масса грузовой машины   - 7 … т           А

Масса слона  - 5 … т                                 Н

Масса  яблок – 30 …кг                             Л

Масса  1 мешка муки -  1 …ц                  И

Масса хлебного батона -  500 .. г            Д

- Расположите в порядке возрастания и прочтите тему сегодняшнего урока.

- Какие задачи можем поставить перед собой?        СЛ.№ 7

V. Работа по теме урока.

Задание 1.

 - Что вы можете сказать о длине? В каких мерах она выражается?

    - Давайте повторим (на доске таблица величин)

Задание 2.

 - Посмотрите на следующее задание.  СЛ. № 8    (Ловушка)

   3 км, 21мм2  , 45 м, 12 дм, 4 мм, 19 см.

- Расположите эти величины в порядке убывания. Какая величина не вошла в ваш ряд?  Почему?

Задание 3.

- А теперь потренируемся в вычислениях. ( № 9, с. 6 )

- Вам необходимо сравнить величины (выполняют с комментарием).

- Какие величины мы не смогли сравнить? Почему? Какой вывод сделаем?

  (Можно сравнивать только однородные величины.)

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать, 
Шесть – за парту тихо сесть. 
Семь и восемь – лень отбросим.

Задание 4 .

-  А теперь поработайте в парах  (Знак работы в паре).

   Чья пара будет готова – поднимите руки, как показано на знаке.

 (ТПО № 2, с.10 - № 14 а,б )

Задание 5.

- Ребята, любите ли вы соревноваться? А что главное в соревнованиях?

- Сегодня на уроке я предлагаю вам посоревноваться, но не в спортивных умениях, а в математических.  

Перед вами 3 плаката для трех рядов с заданиями. Ваша задача написать недостающую величину и передать маркер следующему участнику вашего ряда. Но помните, что не только скорость нужна, а и правильность. Желаю вам удачи!

- Я надеюсь, что ряд, который  выполнил задание вторым (третьим) не расстроился, т.к. главное в соревнованиях – участие !

 Задание 6.

- А теперь задания на сообразительность. Внимание – на экран! СЛ.№ 9-13

  Перед вами интересные задачки, которые нужно решить устно. Кто первым решит – покажите сигнальную карточку.

1) Барсук отправился к ежу в гости. Расстояние между их норами 1800см. Сколько метров будет идти барсук? (18м)

              http://animalbox.ru/wp-content/uploads/2012/09/bars_v_nore.jpg          http://sparkysite.ru/mediumanimation/arrows/arrows01/maarrow09.gif      http://animalbox.ru/wp-content/uploads/2011/02/evrop_ezh.jpg

2) Размах крыльев полярной совы 160см, а орла – 3м. На сколько у орла размах крыльев больше? ( на 140 см)

              http://imgtube.ru/images/stories/2013/02/934-sova/1227728317_snowlyowls10.jpg      http://www.euro-molodi.ru/zv.jpg          http://40.media.tumblr.com/ba9f74ae1b549f81e82467f5ea99a81e/tumblr_nqllzsc0HB1uonfnzo1_1280.jpg

3) Длина щуки на 30 см короче длины сома. Какова длина щуки, если длина сома  1м  20см ? (90 см)

                http://s59.radikal.ru/i163/1308/ef/c2e3ae0cb1d1.jpg          http://emojinations.net/data/images/773.png           http://www.tepid.ru/images/cat-fish-5.jpg

4) Рост бурого медведя  2 м 70 см, а медвежонка панды -  90 см. Сколько мишек – панд нужно поставить друг на друга, чтобы сравняться с ростом бурого медведя?

( 3 мишки )

                     http://imgtube.ru/images/stories/2013/02/929-medved/6.jpg          http://leratrunova.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%92%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B.jpg             http://farm1.static.flickr.com/47/140045368_86a51facdf_o.jpg

5) Рост человека с поднятыми руками  2 м 20 см. Какой длины не хватает человеку, чтобы дотянуться до пятиметрового забора? (2 м 80 см или 280 см)                                                                                                                               http://s.pfst.net/2012.01/10116341156294602d148ec6d603303002109a159597_b.jpg                        http://images.all-free-download.com/images/graphiclarge/up_arrow_green_clip_art_9827.jpg                            http://s018.radikal.ru/i525/1201/27/fd9ef3fbdc6a.jpg

VI.Итог урока.

- С какой величиной мы работали сегодня на уроке?

- Во сколько 1 м больше 1 см?

- На сколько 1см больше 1 мм?

- Сколько дм поместится в 2 м?

- А теперь замените крупные единицы на мелкие.  СЛ. № 14

36 м = …см

4дм 6 см = …см

7 км 300м = …м

3 мм = …

- Какую единицу не можете перевести в более мелкую? Почему?

- Оказывается, есть единица еще меньше, чем  мм – это МИКРОН

(от греч.-  «малое»)

  1 мм  = 1000 мк

Микрон можно увидеть только под микроскопом  СЛ. № 12

- Как вы думаете, что можно измерять с помощью микрона?

http://www.roscomputer.ru/sites/inforser/files/u4/Euler%20hobby-2-min.JPG

- Но об этом вы будете говорить в старших классах.

VII. Рефлексия.

- Оцените, пожалуйста,  свою работу на уроке.

Если всё понятно, нет затруднений – зелёный кружок ; http://arskiy-tour.ru/uploads/posts/2015-06/14350469121512.jpeg

Если были затруднения и нужно еще тренироваться – жёлтый; C:\Users\1\Desktop\i.jpg

Если ничего не поняли –красный. http://www.clipartbest.com/cliparts/xcg/e76/xcge767cA.png

Оценки за урок…

Домашнее задание: № 10;  ТПО № 14(в, г, д, е); доп.(№15 –в, г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс «Cложение и вычитание величин»

Урок математики 4 класс «Cложение и вычитание величин»Цель: познакомить детей с устным и письменным приемом сложения и вычитания величин...

Открытый урок по математике в 4 классе по УМК "Гармония" по теме "Действия с величинами. Соотношения единиц длины."

Цели урока:Совершенствование умений переводить одни единицы величин в другие, складывать, вычитать величины, умножать величину на число. Совершенствовать умение решать задачи.Развитие мыслительн...

Урок математики 4 класс "Сложение и вычитание величин . Памятники Кремля (урок-путешествие)".

Закрепление приема письменного сложения и вычитания  величин -Совершенствование вычислительных навыков и умениий  решать задачи, уравнения;  Повторение единиц длины, массы, времени...

Технологическая карта урока математики 4 класс "Решение задач с величинами:время,скорость,расстояние".

Технологическая карта урока математики в форме морского путешествия. Содержит все этапы урока закрепления изученного материала....

Проверочная работа по математике 2 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Эта проверочная работа позволяет выявить у обучающихся усвоение учебного материала по теме "Единицы длины", способность преобразовывать, сравнивать меры длины. Умение измерять отрезки, решат...

Урок математики 4 класс "Сложение и вычитание величин . Памятники Кремля (урок-путешествие)".

Закрепление приема письменного сложения и вычитания  величин -Совершенствование вычислительных навыков и умениий  решать задачи, уравнения;  Повторение единиц длины, массы, вр...