2. | Актуализации знаний и мотивация
Словесный: Устный счет
Практический: группировка по признаку
Практический: работа равенством
Метод проблемного обучения: Проблемное задание | 10 | Начнем урок с повторения пройденного, с решения устных упражнений. 1.В воде самую большую скорость развивает рыба-парусник. Какое расстояние она проплывет за 2 часа при скорости 108 км/ч? (скорость*время= расстояние 108*2=216(км)) 2.На земле самую большую скорость развивает гепард. Какова скорость гепарда, если за 4 ч он может пробежать 432 км. (скорость=расстояние : время 432:4=108 (км/ч)) 3.Рыжие кенгуру, передвигаясь прыжками, развивают скорость 45 км/ч. Сколько часов понадобится кенгуру, чтобы преодолеть расстояние 450 км? (время=расстояние: скорость 450:45=10 (ч)) А теперь решим простые уравнения:
32 * Х= 320 Х* 6= 24 Х=320:32 Х=24:6 Х=10 Х=4 Посмотрите на доску и подумайте, на какие две группы можно разделить данные выражения:
9 х (7+2) 4 х (5х3) 9 х (7х2) 4 х (5+3) (В первую группу выражения с умножением числа на сумму, во вторую – умножение числа на произведение.)
Как можно умножить число на сумму? (1. Умножить число на каждое из слагаемых. 2. Сначала вычислить сумму, а затем умножить число на сумму.)
Как умножить число на произведение? (Умножить число сначала на один множитель, затем на другой.) Ребята, сравните, не решая, левую и правую части равенства: (27+15)*4=27*4+15*4 Проверьте, верно ли это равенство? (да) Какому математическому закону оно подчиняется? (распределительный закон) А теперь определите, как связаны между собой выражения в каждой строке: 12*10; 12*5; 12*15 40*30; 40*2; 40*32 Найдите значение двух первых выражений. (12*10=120 12*5=60; 40*30=1200 40*2=80) Можно ли с их помощью найти значение третьего выражения? (да) Почему? (потому что 12*15= 12*(10+5) 40*32=40*(30+2) То есть можно сложить произведения двух первых выражений и получим ответ третьего выражения. 12*15=180, т.к. 12*10+12*5=120+60=180 40*32=1280, т.к. 40*30+40*2=1200+80=1280
Сделайте вывод, чтобы устно решать сложные примеры на умножение можно, лишь множитель раскладывать на удобные слагаемые? (да) В таком случае мы используем какой закон умножения? (распределительный) |
Умение применять, полученные ранее знания на практике. Демонстрировать умение выполнять устные вычисления, решать задачи. Понимать зависимость величин (скорость, время, расстояние) Выполнять задание самостоятельно в заданном темпе. Решать уравнения.
Свободно вести диалог с учителем в решении учебной задачи. Видеть общее и различие в свойствах умножения.
Устно формулировать распределительное и сочетательное свойства умножения.
Работать с равенством, видеть связь между выражениями.
Находить пути решения проблемного задания, предполагать, аргументировать свою позицию.
| Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям
К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.
Р: адекватно воспринимать оценку учителя П: извлечение из математических текстов необходимой информации
П: владеть навыками смыслового чтения математических текстов в соответствии с поставленными целями и задачами.
П: строят речевое высказывание в устной форме.
Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи К: формулировать собственное мнение и позицию
|
3.
4.
| Постановка учебной задачи Словесный: учебный Диалог
Решение частных задач
Практический: решение примеров
Словесный: Учебный диалог
Практический: Упражнение для закрепления Словесный: Учебный диалог
Практический: Решение задачи
Наглядный: Схема к задаче
Практический: упражнение для повторения | 2
25
| Ребята, так какова тема нашего занятия? («Устные приемы умножения») Решение какой цели перед собой поставите? Это новая для вас тема?
Сейчас применим эти знания на практике. Откройте учебник на с.43 №146 Выполняем совместно. Записываем число, классная работа. Итак, посмотрите на первое выражение: 30*16 Можем мы быстро устно решить этот пример? (нет, трудно) Что мы можем сделать со вторым множителем? (разложить на удобные слагаемые, чтобы легко умножить первый множитель сначала на 1 слагаемое, затем на второе, а результаты сложить.) На какие удобные слагаемые мы разложим число 16? (10 и 6) Почему? (легко умножить на 10,а потом умножить на 6 число 30) Итак, записываем 30*16=30*(10+6)=30*10+30*6=300+180=480 Каким законом воспользовались? (распределительным) Так удобно решать, быстро? В дальнейшем можно не расписывать все эти операции, а все делать это в уме. 15*42=15*(40+2)=15*40+15*2=600+30=630 36*11=36*(10+1)=36*10+36*1=360+36=396 60*42=60*(40+2)=60*40+60*2=2400+120=2520 70*25=70*(20+5)=70*20+70*5=1400+350=1750 №147 Что нужно сделать? (выполнить действия и сравнить приемы вычислений) 35*14=35*(10+4)=35*10+35*4=350+140=490 35*40=35*(4*10)=(35*4)*10=140*10=1400 Какие два свойства умножения представлены в данном упражнении? (распределительный и сочетательный) То есть для своего удобства можно пользоваться двумя этими свойствами. №148 – самостоятельно, использовать можно как распределительное свойство умножения, так и сочетательное. 70*12=70*(10+2)=70*10+70*2=700+140=840 70*20=70*(10+10)=70*10+70+10=700+700=1400 или 70*(10*2)=(70*10)*2=700*2=1400 15*13=15*(10+3)=15*10+15*3=150+45=195 15*30=15*(10*3)=(15*10)*3=150*3=450
Решим задачу №150 Прочтите задачу. Заполните таблицу. На 1 м2 | Площадь пруда | Всего кг | 1 п. – 7 кг 2 п. – 8 кг |
| 67 200 кг 61 600 кг |
Какой вопрос задачи? (на сколько квадратных метров площадь одного пруда больше площади другого) Что известно о первом водоеме? (с него получили 67200кг) А сколько рыбы собрали с 1м2? (7 кг) А как узнать площадь первого водоема? (разделить общую массу рыбы на массу рыбы с 1 м2 67200:7=9600 (м2)) Что известно о втором водоеме? (с него получили 61600кг) А сколько рыбы собрали с 1м2? (8 кг) А как узнать площадь первого водоема? (разделить общую массу рыбы на массу рыбы с 1 м2 61600:8=7700 (м2)) Зная площади обоих прудом можно ли узнать разницу площадей? Каким действием? (вычитанием) 1)67200:7=9600(м2) – площадь 1 пруда 2)61600:8=7700(м2) – площадь 2 пруда 3)9600-7700=1900(м2) – площадь 1 пруда больше 2 Ответ: 1900м2 А теперь выполним упражнение на повторение. №153
| Формулировать тему и цели урока.
Отвечать на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания.
Участвовать в учебном диалоге. Рассуждать вместе с учителем, высказывать свою точку зрения. Видеть разные решения математического выражения. Раскладывать числа на удобные слагаемые. Уметь умножать число на сумму. Видеть рациональные способы решения.
Применять полученные знания на практике. Видеть рациональные способы решения. Различать распределительный и сочетательный законы умножения.
Пользоваться распределительным свойством умножения в практике.
Самостоятельно решать задачи, записывать решение.
Умножать и делить столбиком, знать порядок действий в выражении. | П: строить речевое высказывание в устной форме; Р: принимать и сохранять учебную задачу
П: строят речевое высказывание в устной форме.
П: воспринимают информацию на слух. Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи К: формулировать собственное мнение и позицию
П: извлечение из математических текстов необходимой информации
П: установление причинно- следственных связей К: формулировать собственное мнение и позицию П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач
П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач К: формулировать собственное мнение и позицию Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям
П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме.
Р: адекватно воспринимать оценку учителя П: извлечение из математических текстов необходимой информации П: ориентироваться на разнообразие способа решения задач Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи К: формулировать собственное мнение и позицию
Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задач П: извлечение из математических текстов необходимой информации |