Урок математики на тему "Формулы прямоугольника"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Тема урока: Формулы прямоугольника.
Цель урока: построение формулы нахождения стороны прямоугольника по его периметру и другой стороне.
Задачи:
1) сформировать представление о формуле, как о равенстве, устанавливающем взаимосвязь между величинами. Научить, в простейших случаях, выражать зависимость между величинами с помощью формул. Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений.
2) Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать.
3) Воспитывать коммуникативные способности, культуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 71.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Формулы прямоугольника.
Цель урока: построение формулы нахождения стороны прямоугольника по его периметру и другой стороне.
Задачи:
1) сформировать представление о формуле, как о равенстве, устанавливающем взаимосвязь между величинами. Научить, в простейших случаях, выражать зависимость между величинами с помощью формул. Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений.
2) Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать.
3) Воспитывать коммуникативные способности, культуру речи.
Личностные УУД :
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Логические универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
1.Начинаем урок математики. Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем гостей. Они тоже будут сегодня за вас переживать, мысленно вас поддерживать и помогать. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу, всему классу.
2.Мы с вами начинаем путешествие по стране Геометрии. А что такое геометрия? (Наука, изучающая пространственные формы и их отношения)
2.Актуализация знаний.
-На воротах этой страны мы видим высказывание римского поэта Горация:
«Если знаешь что-нибудь лучше меня- поделись, если нет- у меня поучись»
- Как вы понимаете смысл этих слов? Как высказывание Горация может быть связано с нашим уроком? (Мы будем что-то новое узнавать).
3.Постановка учебной задачи
-Возьмите карточки, определите уровень, какой вы будите выполнять и попробуйте определить тему нашего урока.
1 уровень (красная карточка)
- Найди значение выражений:
Ф 36+180:90=
М (28-23)*600=
Л 25*300+5=
О 22+5600:70-9=
Ы 480:6*100=
У 400*(18-9)=
Р 1000- 20*30=
- Расставь ответы в порядке возрастания и определи тему урока
2 уровень (жёлтая)
- Найди значение выражений, соедини с ответами:
36+180:90= 7505 (Л)
(28-23)*600= ? (Р)
25*300+5= 38 (Ф)
22+5600:70-9= 3000 (М)
480:6*100= 8000 (Ы)
400*(18-9)= ? (У)
1000- 20*30= 93 (О)
2. Расставь ответы в порядке возрастания и определи тему урока
3 уровень (зелёная)
Соединив выражения с ответами, вы получите тему урока.
36+180:90= 7505/р/
(28-23)*600= 38/ф/
25*300+5= 3000/о/
22+5600:70-9= 400/ы/
480:6*100= 8000/у/
400*(18-9)= 3600/л/
1000- 20*30= 93/м/
Какие темы вы повторили, выполняя данное задание? (сложение и вычитание чисел, умножение и деление круглых чисел, порядок действий)
-Зачем мы это повторили?
-Какое слово у вас получилось?
-Нас встречает ещё и Солнце страны Геометрии. Солнце-это наше здоровье. Чтобы оно засияло ярко-ярко, нам необходимо открыть «секреты» его лучиков. Но посмотрите на его лучи…(они необычные). Формулу нахождения площади, каких фигур вы уже знаете? (прямоугольника)
-Какая же тема сегодняшнего урока?
-Назовите задачи нашего урока.
-Что же такое формула? (Формула – это верное равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами)
-Какие формулы мы знаем? (Р и S)
Какие качества вам помогут достичь успеха на уроке?
Ф- фантазия
О- общительность, осторожность
Р- решительность, разумность
М- мужественность, мягкость
У- уверенность, усердие
Л-любознательность
А-аккуратность
-Какие формулы нахождения площади и периметра прямоугольника вы знаете?
(На доске появляются формулы S = a · b , P = (a+b) · 2)
Теперь вам предстоит открыть « секрет» здоровья 1-го лучика, но для этого нужно сделать выбор нужного облака.
Соблюдай Чистота - не
чистоту! главное!
- Каков ваш выбор?
- Почему? (Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище. Здоровый образ жизни начинается с чистоты! Но чистоты телесной и чистоты в одежде мало для здоровья. Надо ещё беречь чистоту в душе, не марать её злыми мыслями и делами. В русской народной пословице говорится: « Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает»)
-Вот вы и открыли первый секрет. И лучик на нашем солнышке здоровья теперь ярко сияет.
(учитель открывает1-й секрет здоровья, это луч выделен жёлтым цветом, остальные лучи не выделяются)
4.«Открытие» нового знания.
1. Мы повторили известные формулы и теперь готовы к какому этапу? (изучение нового материала).
-Посмотрите на слайд, что вы видите? (проект дома)
-Прежде чем построить дом, дом проектируется.
-Как вы думаете, какими знаниями и умениями должен обладать человек, который проектирует дом?
-А что мы уже знаем и умеем, чтобы начертить план? (соотношения единиц длины и площади)
Давайте попробуем себя в роли проектировщиков. Спроектируем 2 корпус нашей школы. Какие блоки необходимы любой школе? Вспоминайте уроки Информатики. (Спортивный зал, столовая, коридоры, кабинеты, раздевалка и т.д.).
В каждой школе есть административный блок, с него мы и начнём. (на доске- прямоугольник, изображающий административный блок), и если вы произведёте правильно все вычисления, то 2 корпус нашей школы соберётся воедино.
Каждая группа получает карточки с определёнными данными одного объекта, ваша задача произвести расчёт и вырезать тот объект, который вам достался, и присоединить его к административному блоку.
(дети разбирают задания и сталкиваются с трудностями вычисления)
1группа: Столовая (15/15) P квадрата =60 м
2 группа: Медблок (6/15) Р=42 м, в=6 м
3 группа: Спортзал (15/15) S =225 дм2, а=15дм
4 группа: Бассейн (21/29) S =609 м2, в=21 м
5 группа: Учебная часть (29/21) Р=100м, в=21 см
6 группа: Раздевалка (5/25) S =125 м2,а=5м
/Административный блок= 30Х15/
-Почему возникло затруднение? (мы не умеем вычислять сторону по его периметру(площади) и известной стороне)
- Посмотрите на известную вам формулу прямоугольника, что это за формула? Какие компоненты здесь представлены? Как найти неизвестный множитель?
- Парная работа.
Работая в парах, попробуйте вывести формулу нахождения стороны прямоугольника по его площади и ширине.
S=a*b
a= S: b
b= S: a (запись в тетрадь)
4. Проверка по эталону.
-Молодцы, справились с заданием.
- Какое нам нужно ещё принять решение?
- Выбираем, что нужно для нашего здоровья.
- Почему так говорят «движение-это жизнь»? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью)
- Что значит много двигаться? (делать зарядку, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой, закаляться.)
-В народе говорят «Двигайся больше – проживёшь дольше».
-Засиял ещё один лучик на нашем солнышке!
Лучик советует нам отдохнуть. (гимнастика для глаз)
5. Теперь посмотрим, как связаны между собой периметр и стороны прямоугольника. (Коллективное выведение формулы)
(a+b)*2=P (что вам напоминает эта запись) /составное уравнение/
a+b= P:2
a= P: 2- b
Вывод: Длина прямоугольника равна разности половины его периметра и ширины.
- Я открываю 3-й лучик, а там надпись. Читаем хором:
- Какой выбор сделаем?
- Почему выбрали хорошее настроение?
(Жизнерадостный человек быстрее справляется с трудностями . Смех и хорошее настроение могут даже лечить некоторые болезни. Появилась такая наука – гелатология – наука о смехе. 1минута смеха приносит столько же пользы, сколько 1 урок физкультуры, по мнению немецких исследователей.)
- Каким образом можно создать хорошее настроение?
(Прежде всего, положительные эмоции нужно получать в семейном кругу:
походы в кино, отдых на природе, говорить добрые, ласковые слова,
смотреть больше детских передач, а не боевиков и ужастиков, превратить свою комнату в комнату хорошего настроения, чаще улыбаться, быть уверенными в себе).
- Я желаю, чтобы всегда у вас было хорошее настроение, больше улыбайтесь друг другу, смейтесь. Ведь не зря говорят «Смех продлевает жизнь».
-Посмотрите от ваших радостных лиц наше солнышко засветило ярко-ярко!
-Вывод по формулам.
5. Первичное закрепление
Теперь, попробуйте, произвести расчёты и всё-таки представить ваш объект нашему вниманию!
- Чтобы работа спорилась и была выполнена на отлично, чётко и быстро, на что мы должны опираться? (На алгоритм работы). Он перед вами.
- ! 1 мерка равна 1 см!
- Конструирование 2-го корпуса.
Задание мы выполнили, поэтому вашему вниманию представляю новый секрет здоровья? 4-ый лучик:
Когда хочу-тогда и ем! Что хочу- то и ем!
Что пожуёшь, так и поживёшь
- Почему молоко, фрукты и овощи укрепляют здоровье?
( Эти продукты богаты витаминами)
- В народе говорят: «Что пожуёшь, так и поживёшь». Как вы понимаете эти слова?
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
-Мы с вами познакомились с новой темой, как вы себя сами можете проверить, насколько вы усвоили материал? (выполнить самостоятельную работу)
Работа по учебнику стр.88 №4 (кто выполнил –встаёт около своего места)
/Дыхательная гимнастика/
Взаимопроверка-------
Дорожка успеха
5 лучик ваш индивидуальный. Что, по вашему мнению, необходимо соблюдать в вашей личной жизни, чтобы быть здоровым?
Итог
7.Рефлексия деятельности
Приём «Солнышко». Каждый лучик имеет своё значение. У вас на столах тоже лежит солнышко. Напишите на его лучах….
1. Я удивился ________________.
2. Я научился _______________.
3. Мне очень понравилось_____.
4. Я хочу сказать «спасибо»___.
5. Я хочу за работу на уроке поставить себе___.
В центре солнышка впишите фамилию и имя того человека, работу которого на уроке вы бы хотели особо отметить.
8. Оценивание. Я в свою очередь оценю работу…..
9.Домашнее задание.
Где ещё вы можете потренироваться? (ДОМА)
Д/З Дома всем составить карточку по теме для пополнения нашего Банка заданий.
Желающие проверить себя могут выполнить задание тренажёра, который я разместила в эл. дневнике,
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
ЦОР: математика (геометрия) 4 класс----3 класс Математика Александрова-----13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики 1 класс "Прямоугольник"
Математика. 1 класс. УМК «Школа 2100» Урок 28 (§ 3.18)Учитель Попович И.Ю.Тема урока ПрямоугольникЦель. Возможность научиться отличать прямоугольник от других фигур.(+УУД)Понятия: замкнутая...
Урок математики по теме «Прямоугольник и квадрат»
Урок математики по теме «Прямоугольник и квадрат»для учащихся 2 класса Цель: сформировать у детей представление о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ...
Презентация к уроку математики по теме "Прямоугольник"
Презентация к уроку математики по теме "Прямоугольник" 2 класс Школа России...
Урок математики "Нахождение периметра прямоугольника"
Приведена подробная разработка урока математики во 2 классе по теме "Нахождение периметра четырехугольника" на стадии закрепления и расширения материала...
Урок математики 2 класс Прямоугольник и квадрат
Урок разработан на основе учебника "Математика" В.Н. Рудницкой 2 класс и применением мультимедиатехнологий...
Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат"
Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат" с приложением в формате Notebook....
Конспект урока математики по теме "Прямоугольник и квадрат" 2 класс и презентация к уроку
Данный урок предлагается провести во втором классе при изучении темы "Прямоугольник и квадрат". Учащимся предлагается совершить занимательное путешествие в страну Геометрию. Дети решают примеры, сами ...