Программа кружка по математике
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Достичь этого в начальном курсе математики можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующих значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
Новизна данной программы заключается в том, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их “инструментом” с помощью которого они с задачей справятся. К таким “инструментам” можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.
Данная дополнительная образовательная программа может быть направлена на расширение содержания программ общего образования.
Актуальность этой программы заключается в том, что нестандартные задания позволяют с одной стороны развить интерес у ребёнка, а с другой стороны – разнообразить работу учителя на уроке. Занимательность и игровые моменты помогают снять усталость и напряжение.
Целью данной программы является развитие у школьников устойчивых навыков в решении логических задач.
Задачи:
- способствовать гармоничному развитию учащихся;
- развивать творческую одарённость, творческие способности детей;
- формировать у детей логическое, образное, абстрактное мышление, умение рассуждать и анализировать;
- воспитывать чувство сплочённости детского коллектива, моральных качеств, трудолюбия;
- укрепление физического и психического здоровья детей;
- взаимодействие педагога с семьёй.
Данная программа рассчитана на три года обучения для детей от 6 до 11 лет.
На обучение отводится 216 часов.
Первый год обучения – дети от 6 - 7 лет (по два часа в неделю);
Второй год обучения – дети от 8 – 9 лет (по два часа в неделю);
Третий год обучения – дети от 10 – 11 лет (по два часа в неделю).
Набор учащихся проходит в начале учебного года. Состав постоянный. Дети занимаются по желанию. В конце каждого года проводятся отчётные занятия в виде олимпиад, где учащиеся смогут продемонстрировать свои знания, умения и навыки, которые приобрели во время посещения занятий.
Возрастные особенности детей.
Дети младшего школьного возраста – 1-4 классы приступают к систематической, общественно-оцениваемой учёбе. Основной задачей руководителя коллектива является помощь семье и школе в воспитании, в формировании готовности учиться, умении общаться с коллективом сверстников: готовности быстро, аккуратно, творчески выполнять задание; готовности физической, умственной, нравственной, коллективистской.
Характерными психологическими особенностями детей этого возраста является эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Поэтому занятия необходимо проводить в форме игры. Быстрая утомляемость детей требует своевременной смены форм деятельности заданий. Большую роль играет элемент соревнования.
Ожидаемые результаты.
С помощью этой программы руководитель группы и сами участники должны:
- добиться развития у школьников устойчивых навыков решения логических задач;
- ознакомить с общими приёмами решения задач;
- приобрести чувство коллективизма, взаимовыручки, уважения, как к преподавателю, так и друг к другу.
Дети должны знать:
- устную нумерацию чисел в пределах 1000;
- письменную нумерацию в пределах 1000;
- доли числа;
- величины;
- множества, элементы множеств.
Дети должны уметь:
- Выполнять арифметические действия над числами в пределах 1000;
- Решать логические задачи;
- Решать задачи с геометрическим содержанием.
Для проведения занятий используются таблицы, карточки, схемы, тесты, опорные сигналы в сочетании с комментированным доказательным управлением, цветная бумага, картон и другие школьные принадлежности.
Для реализации образовательной программы использовать различные формы занятий: беседы, конкурсы, игры, КВН, КВМ, интегрированные занятия, занятия-практикумы, сообщаются интересные факты, математические спектакли, промежуточная диагностика и другое.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
теоретические | практические | ||
Ох, уж эта нумерация!(20 часов) | |||
1 | Нумерация чисел в пределах 10 | 1 | 1 |
2 | Сложение и вычитание в пределах 10 | 8 | |
3 | Нумерация чисел в пределах 20 | 1 | 1 |
4 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 8 | |
Решаем логические задачи с увлечением. (31 час) | |||
5 | Логические задачи | 1 | 4 |
6 | Задачи, связанные с величинами | 1 | 6 |
7 | Разные задачи | 1 | 3 |
8 | Задачи-шутки | 5 | |
9 | Задачи на планирование действий | 1 | 3 |
10 | Задачи, требующие особых приёмов решения | 1 | 4 |
11 | Олимпиада | 1 | |
В мире множеств.(21 час) | |||
12 | Задачи на упорядочивание множеств | 1 | 5 |
13 | Комбинаторные задачи | 1 | 4 |
14 | Расстановки. Задачи на промежутки | 1 | 3 |
15 | Задачи с геометрическим содержанием | 1 | 5 |
16 | Олимпиада | 1 | |
Всего | 11 | 61 |
Содержание программы
- Ох, уж эта нумерация!
Теоретические занятия. Нумерация чисел в пределах 10, нумерация чисел в пределах 20, арифметические действия над числами в пределах 10, арифметические действия над числами в пределах 20.
Практические занятия. Решение примеров в пределах 10, 20, выполнение действий над числами.
2. Решаем логические задачи с увлечением.
Теоретические занятия. Задачи, связанные с величинами, логические задачи, задачи, требующие особых приёмов решения, разные задачи, задачи на планирование действий, олимпиада.
Практические занятия. Решать логические задачи, учиться выполнять олимпиады. Учиться решать задачи, связанные с величинами.
3. В мире множеств.
Теоретические занятия. Задачи на упорядочивание множеств, расстановки, задачи на промежутки, комбинаторные задачи, задачи с геометрическим содержанием, олимпиада.
Практические занятия. Решать задачи на упорядочивание множеств, задачи на промежутки, геометрические задачи.
Методическое обеспечение.
Раздел 1
Ох, уж эта нумерация! (20 часов)
Формы занятий: беседы, конкурсы, викторины.
Дидактический материал, техническое оснащение: таблицы, карточки, схемы, тесты, опорные сигналы.
Раздел 2
Решаем логические задачи с увлечением. (31 час)
Формы занятий: беседы, конкурсы, викторины, олимпиада.
Дидактический материал, техническое оснащение: таблицы, карточки, схемы, тесты, опорные сигналы.
Раздел 3
В мире множеств.(21 час)
Формы занятий: беседы, конкурсы, викторины, занятия-практикумы, олимпиада.
Дидактический материал, техническое оснащение: таблицы, карточки, схемы, тесты, опорные сигналы, компьютерные игры.
Ожидаемые результаты.
- развитие у школьников устойчивых навыков решения логических задач;
- ознакомить с общими приёмами решения задач;
- приобрести чувство коллективизма, взаимовыручки, уважения, как к преподавателю, так и друг к другу.
Дети должны знать:
- устную нумерацию чисел в пределах 10, 20;
- письменную нумерацию в пределах 10, 20;
- величины;
- множества, элементы множеств.
Дети должны уметь:
- Выполнять арифметические действия над числами в пределах 10, 20;
- Решать логические задачи;
- Решать задачи, связанные с величинами.
Второй год обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
теоретические | практические | ||
Ох, уж эта нумерация!(10 часов) | |||
1 | Нумерация чисел в пределах 100 | 1 | 1 |
2 | Арифметические действия над числами в пределах 100 | 8 | |
Решаем логические задачи с увлечением. (41 час) | |||
3 | Логические задачи | 1 | 4 |
4 | Задачи, связанные с величинами | 1 | 6 |
5 | Разные задачи | 1 | 3 |
6 | Задачи-шутки | 5 | |
7 | Задачи на планирование действий | 1 | 3 |
8 | Задачи, требующие особых приёмов решения | 1 | 4 |
9 | Задачи, решаемые с помощью графов | 1 | 4 |
10 | Задачи на принцип Дирихле | 1 | 3 |
11 | Олимпиада | 1 | |
В мире множеств.(21 час) | |||
12 | Задачи на упорядочивание множеств | 1 | 5 |
13 | Комбинаторные задачи | 1 | 4 |
14 | Расстановки. Задачи на промежутки | 1 | 3 |
15 | Задачи с геометрическим содержанием | 1 | 5 |
16 | Олимпиада | 1 | |
Всего | 12 | 60 |
Содержание программы
- Ох, уж эта нумерация!
Теоретические занятия. Нумерация чисел в пределах 100, арифметические действия над числами в пределах 100.
Практические занятия. Решение примеров в пределах 100, выполнение действий над числами.
2. Решаем логические задачи с увлечением.
Теоретические занятия. Задачи, связанные с величинами, логические задачи, задачи, требующие особых приёмов решения, задачи, решаемые с помощью графов, разные задачи, задачи на планирование действий, олимпиада.
Практические занятия. Решать логические задачи, научиться выполнять олимпиады. Решать задачи с геометрическим содержанием.
3. В мире множеств.
Теоретические занятия. Задачи на упорядочивание множеств, расстановки, задачи на промежутки, комбинаторные задачи, задачи с геометрическим содержанием, задачи на принцип Дирихле, олимпиада.
Практические занятия. Решать задачи на упорядочивание множеств, задачи на промежутки, геометрические задачи.
Методическое обеспечение.
Раздел 1
Ох, уж эта нумерация! (10 часов)
Формы занятий: беседы, конкурсы, викторины, занятия-практикумы.
Дидактический материал, техническое оснащение: таблицы, карточки, схемы, тесты, опорные сигналы, компьютерные игры.
Раздел 2
Решаем логические задачи с увлечением. (41 час)
Формы занятий: беседы, конкурсы, викторины, олимпиада, интегрированные занятия, математические спектакли.
Дидактический материал, техническое оснащение: таблицы, карточки, схемы, тесты, опорные сигналы.
Раздел 3
В мире множеств.(21 час)
Формы занятий: беседы, КВН, КВМ, конкурсы, викторины, занятия-практикумы, олимпиада.
Дидактический материал, техническое оснащение: таблицы, карточки, схемы, тесты, опорные сигналы, компьютерные игры.
Ожидаемые результаты.
- развитие у школьников устойчивых навыков решения логических задач;
- ознакомить с общими приёмами решения задач;
- приобрести чувство коллективизма, взаимовыручки, уважения, как к преподавателю, так и друг к другу.
Дети должны знать:
- устную нумерацию чисел в пределах 100;
- письменную нумерацию в пределах 100;
- величины;
- множества, элементы множеств.
Дети должны уметь:
- Выполнять арифметические действия над числами в пределах 100;
- Решать логические задачи;
- Решать задачи, связанные с величинами;
- Решать задачи на упорядочивание множеств.
Третий год обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
теоретические | практические | ||
Ох, уж эта нумерация!(17 часов) | |||
1 | Нумерация чисел в пределах 100 | 1 | 1 |
2 | Нумерация чисел в пределах 1000 | 4 | |
3 | Арифметические действия над числами в пределах 100 | 2 | 2 |
4 | Выражения и его значение | 1 | 2 |
5 | Числовые ребусы | 4 | |
Решаем логические задачи с увлечением (31 час) | |||
6 | Доли | 3 | |
7 | Задачи, требующие особых приёмов решения | 1 | 3 |
8 | Задачи, связанные с величинами | 1 | 3 |
9 | Задачи, решаемые с конца | 3 | |
10 | Логические задачи. Задачи на планирование действий | 1 | 2 |
11 | Задачи с промежутками | 2 | |
12 | Логические задачи | 1 | 2 |
13 | Задачи на планирование | 1 | 2 |
14 | Расстановки. Задачи на промежутки | 1 | 3 |
15 | Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно | 1 | |
16 | Олимпиада | 1 | |
В мире множеств (24 часа) | |||
17 | Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами | 1 | |
18 | Задачи на упорядочивание множеств | 1 | 2 |
19 | Задачи, решаемые с помощью графов | 1 | 2 |
20 | Комбинаторные задачи | 1 | 1 |
21 | Задачи на принцип Дирихле | 1 | 2 |
22 | Разные задачи | 1 | 2 |
23 | Задачи-шутки | 4 | |
24 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | 2 |
25 | Олимпиада | 1 | |
Всего | 17 | 55 |
Содержание программы
- Ох, уж эта нумерация!
Теоретические занятия. Нумерация чисел в пределах 100, 1000, арифметические действия над числами в пределах 100, 1000. выражение и его значение, числовые ребусы.
Практические занятия. Решение примеров в пределах 100, 1000, выполнение действий над числами.
2. Решаем логические задачи с увлечением.
Теоретические занятия. Задачи, связанные с величинами, доли, задачи, решаемые с конца, задачи с промежутками, задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно, логические задачи, задачи, требующие особых приёмов решения, задачи, решаемые с помощью графов, разные задачи, задачи на планирование действий, олимпиада.
Практические занятия. Решать логические задачи, научиться выполнять олимпиады. Решать задачи на планирование.
3. В мире множеств.
Теоретические занятия. Задачи на упорядочивание множеств, расстановки, задачи на промежутки, задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами, задачи, решаемые с помощью графов, комбинаторные задачи, разные задачи, задачи-шутки, задачи с геометрическим содержанием, задачи на принцип Дирихле, олимпиада.
Практические занятия. Решать задачи на установление взаимосвязи однозначного соответствия между множествами.
Методическое обеспечение.
Раздел 1
Ох, уж эта нумерация! (17 часов)
Формы занятий: беседы, конкурсы, КВН, викторины, занятия-практикумы.
Дидактический материал, техническое оснащение: таблицы, карточки, схемы, тесты, опорные сигналы, компьютерные игры.
Раздел 2
Решаем логические задачи с увлечением. (31 час)
Формы занятий: беседы, конкурсы, викторины, олимпиада, занятия-практикумы, интегрированные занятия, КВМ, математические спектакли.
Дидактический материал, техническое оснащение: таблицы, карточки, схемы, тесты, опорные сигналы, компьютерные игры, учебные фильмы.
Раздел 3
В мире множеств.(24 часа)
Формы занятий: беседы, конкурсы, викторины, занятия-практикумы, интегрированные занятия, математические спектакли, КВН, КВМ, олимпиада.
Дидактический материал, техническое оснащение: таблицы, карточки, схемы, тесты, опорные сигналы, компьютерные игры, учебные фильмы.
Ожидаемые результаты.
- развитие у школьников устойчивых навыков решения логических задач;
- ознакомить с общими приёмами решения задач;
- приобрести чувство коллективизма, взаимовыручки, уважения, как к преподавателю, так и друг к другу.
Дети должны знать:
- устную нумерацию чисел в пределах 1000;
- письменную нумерацию в пределах 1000;
- доли числа;
- величины;
- множества, элементы множеств.
Дети должны уметь:
- Выполнять арифметические действия над числами в пределах 1000;
- Решать логические задачи;
- Решать задачи с геометрическим содержанием.
Литература для учителя
- Березина Л.Ю. Графы и их применение: пособие для учителей. – М., Просвещение,2010.
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике логического характера. - М., Просвещение. Учебная литература, 2013.
- Ившин Д.К. Затейник. – Ижевск, 2000.
- Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. М., “ВАКО”,2006.
- Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб., Лань МИК, 1996.
- Лихтарников Л.М. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб., Лань МИК, 2016.
- Мазаник А.А. Реши сам. – М., Народная света, 1998.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М., Просвещение, 2010.
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. Книга для учителя. Из опыта работы. – М., Просвещение, 2010.
- Сахаров И.П., Аменицкий Н.Н. Забавная арифметика. - СПб., Лань, 1996.
- Свечинков А.А., Сорокин П.И. Числа, фигуры, задачи. – М., 1977.
- Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. – М., 2000.
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. - М., Просвещение, 2015.
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай: пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. - М., Просвещение, 1980.
- Шварцбурд С.И. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах – М., Просвещение, 2008.
Литература для учащихся
- Герман О.И.– Математика. Карточки заданий 1-4 кл. – Саратов. Лицей. 2015.
- Моро М.И., Бантова М.А. и др. Учебник математики 1-4 кл. – М., Просвещение. 2015г.
- Моро М.И., Бантова М.А. и др.Тетради на печатной основе для учебника математики 1-4 кл. – М., Просвещение 2015г.
- .Моршнева Л.Г., Проверочные работы 1-4 кл. – Саратов. Лицей. 2012г.
- Серебрякова М.Д., Привалова О.Н.. Математика 1-4 кл. – Саратов. Лицей. 2012г.
Курносова Л.И.
1 Пересыпкинский филиал
МБОУ 2 Гавриловская сош
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный математик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...