Урок математики во 2 классе "Уравнение"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Ондар Олеся Алексеевна

Разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Туранская средняя общеобразовательная школа №1

Пий-Хемского кожууна Республики Тыва

Методическая разработка урока

по математике во 2 классе

на тему «Уравнение»

Ондар Олеся Алексеевна

учитель начальных классов

стаж работы в занимаемой должности- 17 лет

Туран, 2018 год

          Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

В классе 24 человек. Из них 9 мальчиков, 15 девочек. Учащиеся данного класса активны и подвижны.

   На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности, индивидуализации и дифференциации, принцип связи обучения с жизнью. Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза. Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка, взаимопроверка выполненной работы в парах, в группах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что, он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Предмет: Математика

Класс: 2

Учебник (УМК): «Школа России», Математика 2 класс. Авторы: Моро Мария Игнатьевна, Волкова Светлана Ивановна.

Тема урока: «Уравнение»

Тип урока: Открытие нового знания (технология деятельностного метода)

Цели

Задачи

познакомить с понятием «уравнение»; формировать умения читать, записывать и решать уравнения; совершенствовать вычислительные навыки.

образовательные: активизировать знания о приемах сложения и вычитания; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.

развивающие: активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать память, логическое мышление, речь.

воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, культуру поведения на уроке, поддерживать в воспитании семейных традиций.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся познакомятся с понятием «уравнение»; получат возможность научиться читать, записывать и решать уравнения; совершенствовать вычислительные навыки, составлять верные равенства, решать текстовые задачи.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять доброжелательность, внимание, помощь, в ходе учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке.

познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника; уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую.

коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в паре, группе, выполнять роли контролёра и исполнителя; слушать и понимать речь других.

Основные понятия

Уравнение, решить уравнение

Методы

Словесные, наглядные, практические

Формы

Индивидуальные, коллективные

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Учебник Математика 2 класс.  Авторы: Моро Мария Игнатьевна, Волкова Светлана Ивановна.

- Презентация «Уравнение»; ёлочка, ёлочные игрушки, звёздочка, Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, снежинки, звёздочки (красные, жёлтые, синие), тетради,  электронные физкультминутки

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты    УУД

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(3 мин)

- Прозвенел звонок для вас!

Он позвал нас в светлый класс!

          На места тихонько сели

          На меня все посмотрели.

- Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришли гости. Ну, а вы ребята должны постараться показать все свои знания, умения и навыки.

- А сейчас наш девиз:

- Отгадайте-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

- О каком месяце говорится в этой загадке?    

- Правильно, ребята. Наступил декабрь, значит, праздник скоро наступит. Это…   Новый Год.

- Ну, а раз Новый Год, то ждите скоро в гости Деда Мороза. Поэтому я предлагаю отправиться в гости в царство Деда Мороза. В нём мы будем  исследователями. А когда что-то исследуют, то обязательно проверяют всё, что связано с предметом изучения.

- Скажите, ребята, какое дерево украшают на Новый Год?

- Вот и у нас на уроке ёлочка.  (достаёт ёлочку)

Кто знает стихотворение про ёлочку?  (Андрей)

    - Вот беда, только стоит наша ёлочка не наряжена, нет на ней ни одного шарика. Но этой беде можно помочь. Мы будем выполнять все задания быстро и правильно, а за это на ёлочке будут появляться новогодние игрушки.

- Поднимите руки, кто будет хорошо работать на уроке и наряжать нашу ёлочку.

- Тогда в путь, дорогие друзья. Сядем в эти прекрасные сани и отправимся в Зимний лес.

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок 

Нам математика жить помогает

Она как друг и ведёт, и зовёт,

Кто математику хорошо знает

Тот никогда и нигде не пропадёт.

Это ДЕКАБРЬ

Ёлочку

Вечно ёлочка зелена,

Радость всем несёт она.

Каждый раз под Новый год

В гости к нам она идёт.

Слайд 1

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний

(10 мин)

А) 1 задание: геометрический материал

- Вот мы и очутились в зимнем лесу, и посмотрите, перед нами снеговик. А снеговик – то не простой, он для вас приготовил задания.

1. Какие бывают углы?  

2. Какие фигуры можно изобразить с помощью углов?  

3. В какой фигуре нет углов?  

- Отгадайте загадку Снеговика: Дом без углов?

Юрта –это жилище, покрытое войлоком. Переносное жилище у кочевых народов Азии. А Дед Мороз живёт в Великом Устюге. Вот изба Деда Мороза.

- Молодцы, ребята, справились с заданиями снеговика и заработали игрушки для ёлочки.   (учитель вешает игрушки на ёлочку)

Б) 2 задание- логическая разминка

- А следующие задания нам приготовила Снегурочка. Устно решите задачу:

1. У Деда Мороза 3 яблока, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько яблок у Деда Мороза? Докажи, как ты решил?

2. Работа в паре:

   - Вспомним состав чисел в пределах 20. Задайте друг другу 2 примера на сложения и вычитания

- Молодцы, ребята, справились с заданиями Снегурочки и заработали игрушку для ёлочки.

Слайд 2

Углы бывают: прямые, острые, тупые

Прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, квадрат.         У круга.            Юрта. Слайд 3

Слайд 4

5.  (показывает 3 ябл, 1 ябл режет на половину, 1 ябл делит на 4 части)

Дети составляют примеры на сложение и вычитание в пределах 20

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии  (5 мин)

3 задание- устный счет. Игра «Угадай слово»

     - А следующее задание нам приготовил Дед Мороз.

-Найдите значения выражений и расставьте буквы соответственно цифрам:

Постановка проблемы:

 19-18=□ У                         16-12=□ В                             15-13=□Р

18-15=□ А                          8 + 1=□ Е                               16+2=□И

6 +0 =□ Е                            19-12= □Н                             20-15=□ Н

-Какое слово получилось?  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

У

Р

А

В

Н

Е

Н

И

Е

- Как называется наша тема?

- Чем мы будем заниматься на уроке?    

- Правильно, ребята! Наша цель научиться записывать и решать уравнения.

На доске решают несколько учеников

- Уравнение

- УРАВНЕНИЕ

- Узнаем, что называют уравнением, будем учиться решать уравнения

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Открытие новых знаний  (10 мин)

- А сейчас, открыли тетради.

- Запишем сегодняшнее число- 20 декабря. Ударение падает на третий слог, подчеркнуть безударную гласную Е, её нужно запомнить. Классная работа. В слове Классная - Ударение падает на первый слог, подчеркнуть удвоенную согласную с; в слове Работа- Ударение падает на второй слог, подчеркнуть   безударную гласную а.

Минутка чистописания:

-Какого числа мы встречаем Новый год?  

- На минутке чистописания я предлагаю вам написать число 31.

- Какое оно?

- Чётное или нечётное оно?

- Я вам объясню, как пишутся эти цифры, а вы внимательно слушайте.

- Начинаем писать цифру 3 немного ниже середины верхней стороны клетки, ведём линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведём линию вниз, немного не доводя,  до середины клетки и прописываем нижний полуовал.

- Цифра 1 состоит из двух элементов - палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинаем писать её немного выше центра клетки и ведём к верхнему правому углу клетки. Затем прописываем основную наклонную палочку угла к середине нижней стороны клетки.

- Запишите это число.

- Подчеркните самое красивое число, которое получилось лучше.

      -Мы начинаем наши исследования.

- Посмотрите внимательно на выражения.

□ + 5 = 11

8 + □ = 11

- Чем похожи эти равенства?

- Чем можно заменить окошки в выражениях

- А теперь внимательно посмотрите на другую запись: Х+5=11

- Что нам говорит знак «=»?  

- В выражении все числа известны?

- Что неизвестно?

- Как оно обозначено?

- Если оно неизвестно, перед нами какая встаёт задача?

- Найдите это число, чтобы равенство было верным.    

- А знаете, что вы сейчас сделали? Решили уравнение Х+5=11

- Давайте сделаем вывод.

- Уравнение это (показываю на знак =) равенство, которое содержит (показываю на Х) неизвестное число.

Уравнение- это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти

     - А что значит решить уравнение?

Решить уравнение - значит найти все такие значения Х, при которых равенство будет верным.

-Молодцы, ребята! Вы заработали игрушку.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

31 декабря

Число 31 -двузначное

Число 31 -нечётное

Учитель ходит, смотрит, как дети пишут

Подчеркивают красивые числа

Слайд 5

- Они с окошками

- Латинскими буквами

Слайд 6

- В математике это знак равенство

- Нет, в выражении не все числа известны.      - Первое число.      

  - Латинской буквой

 - Найти, какое это число

- Это число 6, потому что к 6 + 5 получится 11)

Слайд: 7  (Хором читают определение)

Слайд: 8   (Хором читают определение)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V. Физкультминутка

«Снеговик»  

(2 мин)

- Шел веселый Дед Мороз, Дед Мороз, Дед Мороз!

Важно поднял красный нос, красный нос! Так!

- Дедушка Мороз пришёл, к нам пришёл, к нам пришёл!

В пляс весёлый он пошёл, он пошёл! Так!

   - Отдохнули, садитесь!

Выполнение физических упражнений

VI. Первичное закрепление

(5 мин)

- А теперь, мы решим следующие уравнения.

- Сейчас я вам покажу, как мы будем записывать уравнения в тетрадях. Внимательно смотрите и слушайте. (объясняю и записываю)           Х + 7 = 10

- Чтобы решить уравнение, мы должны опираться на знания компонентов при сложении.  Назовите компоненты при сложении  

- В уравнении какой компонент нам неизвестен?  

- Как нам найти неизвестное 1 слагаемое?  

Х= 10 – 7

Х = 3    - Слово проверка заменяем линией.

3 + 7 = 10

10 = 10

- Запишите в тетрадь уравнение аккуратно, правильно.

- Объясняю следующее уравнение, внимательно смотрите и слушайте:      

7 – Х = 2

- Чтобы решить уравнение, мы должны опираться на знания компонентов при вычитании. Назовите компоненты при вычитании  

- В уравнении какой компонент нам неизвестен?

- Как найти вычитаемое?

Х = 7-2

Х = 5    - Слово проверка заменяем линией.

7 – 5 = 2                                

2 = 2

- Запишите уравнение аккуратно, чтобы повесить на ёлку игрушку.   (пройтись и посмотреть запись)

- Существует алгоритм решения уравнений

- Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма

- 1 слагаемое

- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять второе слагаемое

Записывают уравнение в тетрадь

- Уменьшаемое, вычитаемое, разность

- Вычитаемое

- Чтобы найти вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность

Записывают уравнение в тетрадь

Слайд 9

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Включение в систему знаний и повторений

(7 мин)

- А теперь отгадайте загадку: Что растёт вверх ногами?

- Правильно, ребята!

А)   - Продолжаем путешествовать. Сосульки предлагают решить задачу под № 6 на странице 81.

- Маргарита прочитай, пожалуйста, условие задачи.  

       - О ком говорится в задаче?

- Что говорится о каждом?

- Поставьте вопрос к задаче    

- Запишите условие кратко:

Т.- 5 л

М.-? на 19 л >, чем        

П.-?

- На вопрос задачи можем ответить сразу?  

- Почему? Нам неизвестно, сколько лет маме

- А узнать, сколько лет маме сможем?

1) 5+19=24 (л) – маме

- Сколько лет папе теперь можем узнать?  

2) 5+24= 29 (л)- папе

Ответ: папе 29 лет.

     - У нас в России Новый Год - это семейный праздник. Все члены семьи должны быть в этот день вместе, готовят праздничный стол, поздравляют друг друга, дарят подарки.

- Какие вы молодцы! Заслужили ещё игрушки для нашей ёлочки.

               Б) Работа в группах:

 - Продолжаем наше путешествие.

 - Выполним задание на ноутбуках. Сначала давайте, вспомним золотые правила при работе в группе.

        -  Существуют несколько Техник безопасности во время работы с ноутбуком

     3.1. Во время выполнения заданий будьте   внимательны,   дисциплинированны,   осторожны, точно выполняйте указания учителя.

     3.2. Соблюдайте  расстояние  до  экрана  монитора   — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

        - Открыли ноутбук. Выполните задание. Перенеси к каждому уравнению карточку с таким значением х, при котором уравнение становится верным равенством.

- Какая группа быстро выполнит задание, руки поднимаем.

- Закрыли ноутбуки.

- Молодцы! Вы заработали звезду для нашей ёлочки.

          - Давайте, поиграем в снежки.

1)  Я задумала число, если от него отнять 5, то получится 15. Какое я задумала число?

2) Я задумала число, если к нему прибавить 7, то получится 13. Какое я задумала число?

3) Я задумала число, если от него отнять 0, то получится 18. Какое я задумала число?

4) Я задумала число, если к нему прибавить 8, то получится 16. Какое я задумала число?

- Ну, вот и поиграли. И заработали звезду для нашей ёлочки.

- Про звёздочку стихотворение приготовила Милена

 (На ёлочке появляется звезда)

- Спасибо, Милена!

- Сосульки

(девочка громко читает)

- О Тане, маме и папе

- Тане – 5 лет, маме- неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что ему столько лет, сколько вместе Тане и маме. Сколько лет папе?

- Нет, не можем сразу ответить

- Да, сможем.

Один ученик решает на доске.

- Да.

Один ученик решает на доске.

Пишут ответ задачи.

Слайд 10.

Слайд 11.

1. Слушай, что говорит другие.

2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы

3. Говори спокойно ясно, только по делу.

4. Помогай товарищам, если они об этом просят.

Внимательно слушают инструктаж о Технике безопасности во время работы с ноутбуком.

Работают в группе. Выполняют задание.

По группам быстро дают ответы.

- 20

- 6

- 18

- 8

- И верхушку украшая,

Там сияет, как всегда

Очень яркая, большая

Пятикрылая - звезда.    

Обучающиеся анализируют задачу, составляют программу решения.

Самостоятельная робота над задачей.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

 Итог урока

(3 мин)

- Ребята, какую цель мы ставили с вами в начале урока?

 - Что такое уравнение?  

- Что значит решить уравнение?

- Давайте на память о нашем уроке возьмём себе по одной звёздочке. Если к концу урока у вас отличное настроение, то возьмите красную звёздочку, если хорошее - жёлтую, не очень хорошее - синюю.

- Хорошо, ребята!

- Посмотрите на нашу ёлочку. Принарядилась она к празднику? И это благодаря вашим правильным ответам и хорошей работой.

- А домашнее задание записано на снежинках, № 5 на странице 81.

- Выписать только те выражения, значение которых равно 13.

- Встали! Урок окончен! Спасибо, ребята за урок!

- Узнать, что такое уравнение и научиться его решать.

Слайд.    - Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число.

- Решить уравнение - значит найти неизвестное число, чтобы равенство стало верным.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Список использованной литературы:

  1. Волина В.В. Праздник чисел. М.: Педагогика, 2005г.
  2. Математика. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.  М.И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. К учебнику Моро М. И. и др.- М.: Просвещение, 2011.
  4. Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс, авт. Моро М. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...