Конспект открытого урока по математике 2 класс
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Бочкарёва Ирина Фёдоровна

Конспект открытого урока по математике по теме: " Прямая.Луч.Отрезок". Школа 2100.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 45 (3)
ТЕМА УРОКА: «ПРЯМАЯ. ЛУЧ. ОТРЕЗОК»

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о понятиях  «прямая», «луч», «отрезок»; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют понятиями «прямая», «луч», «отрезок»,; научатся их различать.

Тип, вид урока: открытие нового знания.

Универсальные учебные действия (метапредметные): личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: различать способ и результат действия; познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Приобретённая компетентность: культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень, репродуктивно-деятельностный уровень, креативно-преобразовательный уровень, личностно-диалогический уровень; приобретённая компетенция: предметная.

Объём освоения и уровень владения компетенциями: знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, практический; способ действия: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, практический; личностный смысл: предметно-содержательный, личностно-групповой, жизненно-практический.

Образовательные (цифровые) ресурсы: два клубка  ниток , ножницы, клей, таблички,карточки, презентация,

Этапы урока

Ход урока

УУД

I. Актуализация знаний.

1)Организационный момент.                                                              (1слайд)

-Сегодня на уроке математике у нас присутствуют гости. Поприветствуем

 их.                      

Ребята, давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

(На доске 3 солнышка с разными видами настроения)

 - Посмотрите на доску, здесь три солнышка. Какое солнышко вам больше нравится?

 - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.                 (2слайд)

Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение мы преумножим и поделимся им с  другими.

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

.

__________________

II. Постановка проблемы (знакомство с основным вопросом урока)

___________________

III. Формулирование темы и цели урока

Я предлагаю ознакомимся с планом нашей работы                       (3слайд)

      1) Проверка домашнего задания

2) Математическая разминка ( повторение пройденного)

3) Новая тема

4) Закрепление изученного

      5) Итог урока

  1.  Проверка домашнего задания.

-Какую загадку вы расшифровали, решив примеры?

(Растёт зелёный кустик, дотронешься укусит. Крапива.)

- Правильно, молодцы! Все справились.

Переходим ко второму пункту нашего плана….

      2) Математическая разминка (повторение пройденного)

А) Какая операция переводит первое число во второе?               (4слайд)

                12______________24.      

                 67_____________54

                                                                                                             (5слайд)

Б) Выполните заданные операции, результат запишите в тетради  

                24_______+6_________         ______

               20_______-13_________         _______

              35_______+6__________        ________

              72_______-15_________         ________

- Обменяйтесь тетрадями, сверьте сходятся ли у вас ответы.

 Проверим. Поднимите руку кто выполнил так же.

В) На доске запись.                                                                            (6слайд)

                567.

     - Прочтите это число.

-Что можете сказать об этом числе?

        (трехзначное, 5с., 6д, 7 е. Предыдущее 566,последующее 568. Сумма разрядных слагаемых 500+60+7)

-Сколько отдельных единиц? (7)

-А сколько всего единиц? (567)

-Сколько отдельных десятков? (6)

- А сколько всего десятков? (56)

-Сколько отдельных сотен? (5)

-А сколько всего сотен? (5)

Молодцы!!! Со всеми заданиями справились успешно!

                                                                                                            (7слайд)

_____________________________________________________________

А сейчас следующий пункт нашего плана работы…

  1. Работа в парах.

-Поработаем в парах. У вас на партах лежат листочки.

-Что на них изображено? (геометрические фигуры)

– Разбейте эти фигуры на группы.  (Фигуры пронумерованы)

H:\откр. урок\CCI20112017_00000.bmp   

  - Сколько групп у вас получилось?

 (Вызвать ученика к доске)

-Покажи на доске, как выполнила работу ваша группа. Как называются фигуры в группах?

-Под какими номерами геом. фигуры вы отнесли в первую группу?

-А к какой группе вы отнесли геометрическую фигуру №8.

 -В чем возникло затруднение? А почему?

-А кто из вас знает, как эта геометрическая фигура называется? (Луч.)

- Правильно луч.

____________________________________________________________

- А теперь сформулируйте тему нашего урока, над чем мы будем сегодня работать.

-Да, вы правы, тема нашего урока: «Прямая, луч, отрезок»        (8 слайд)

Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

IV. Открытие нового.

1.Исследование (практическая работа)

А сейчас мы с вами проведём небольшое исследование.  

К доске приглашаются учащиеся. Они берут два клубка ниток, соединённых между собой,и расходятся в разные стороны.

– С какой фигурой можно соотнести эту нить.

(Это прямая, она не ограничена ни с какой из сторон, т.е. бесконечна.)

-Ослабьте нить. Это будет являться прямой?

-Теперь на прямую я помещаю солнышко точку. На сколько частей разбилась    наша прямая? (на две).

   -Что они напоминают? Значит, как их назовем? (лучами).

      (разрезать нить в обозначенной точке, к месту разреза прикрепить точки).

– Что у нас получилось? Как эта фигура называется? В чем особенность фигуры? (Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны. У нас получилось 2 луча.)

– Чем является точка разреза? (Точка разреза – начало каждого луча. Со стороны разреза луч нельзя продолжить.)

– Подумайте, а с другой стороны луч можно продолжить? Докажите.

Один из учащихся держит начало луча – конец нити, а другой в это время разматывает катушку, пока позволяет размер класса.

  - Чем похожи и чем отличаются луч и прямая?

(луч- это часть прямой линии, ограниченная с одной стороны).

-А где ещё можно встретить луч? (фонарик, лазер, солнышко)

- А можно ли сосчитать все лучи у солнышка? (Нет)

Вывод: Луч – прямая линия, ограниченная, с одной стороны. Из одной точки можно провести бесконечное множество лучей.

  -Молодцы, вы нашли признак луча. А теперь, сделаем на одном из лучей еще один разрез. Что получилось? (отрезок). Я прикрепляю еще одну точку.

   -Сравните луч и отрезок.

Дети: У луча есть только начало, а отрезок имеет и начало, и конец.

2) Групповая работа.

-А теперь проверим что вы усвоили об этих геометрических фигурах.

Продолжим работу в группах. У вас на столах лежат карточки с определением геометрических фигур, клей, таблица. Вам необходимо посоветоваться в группе и подобрать к каждой фигуре признаки, которые её характеризуют.( подклеить как пазлы)                         (9,10,11,12 слайды)

-Подведём итог нашей работы, посмотрим все ли справились с этим заданием. (дают характеристику по группам, на слайде проверяем)

Прямая

Луч

Отрезок

Бесконечна

Часть прямой

Часть прямой

Можно продлить в оба конца

Можно продлить в одну сторону

Ограничен с двух сторон

-Итак, что мы можем сказать о прямой, луче, отрезке?

Физкультминутка

Солнышко лучистое(музыкальная)

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные УУД:  познавательная инициатива;  волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; достижение договорённостей и согласование общего решения; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

VI. Первичное закрепление и повторение пройденного.

  1. Работа с учебником.

- Откройте учебники на странице 7. Прочитайте задание №2.

-Какая учебная задача перед вами стоит? (Отметить цветным карандашом начало каждого луча и обозначить их.)

   Луч читается от его начала, от точки.

Самостоятельная работа

-Переходим к № 3

Стр. 7 №3. а) Соедини фигуры с их названиями.

 - Прямая читается слева направо и обозначается заглавными латинскими буквами или обозначается одной маленькой латинской буквой. Отрезки обозначаем 2 большими латинскими буквами.

№ 3  б)

- Прочитайте задание под буквой б

Выполните его в тетради.

  Стр. 7 №4.

Определи, какие лучи на рисунке являются пересекающимися?

 - Как можно это узнать? (Продлить)

 - Проверьте друг друга.  

Стр.8 № 5

Провести лучи. Являются ли эти лучи пересекающимися?

-Выполните взаимопроверку.

 

 Стр. 8 № 6

Обвести с помощью линейки прямые линии красным карандашом, лучи синим, отрезки зелёным.

 -Какую геометрическую фигуру вы не выделили? ( Кривую линию)

       СС   Стр.8 №8 задача

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; выведение следствий; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов.

V. Итог.

(Рефлексия деятельности)

- Итак, вот мы и подошли к последнему пункту нашего плана

     – Что нового открыли?

– Можете ли назвать отличительные особенности каждой из геометрических фигур? (вернуться к таблице)                           ( 12 слайд)

 -Где могут пригодиться полученные знания.

– Приведите примеры, где в жизни мы с вами встречаемся с данными геометрическими фигурами.

- Оцените свою работу. (Дорисуйте смайлики)                           (14 слайд)

У детей на столах смайлик (на экране обозначение)

1.  я доволен своей работой на уроке.

2.  на уроке я работал неплохо.

3. на уроке мне было трудно

 - Предлагаю высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:                                                    (15 слайд)

  1. Сегодня я узнал….    
  2. Было интересно…
  3. Я понял, что….
  4. Теперь я могу…

- Кто по вашему мнению был наиболее активным на уроке.

-Чьи ответы вам больше всего понравились?

(Оценить работу детей)

-Какое солнышко соответствует вашему настроению?

- Ребята, давайте прочитаем все вместе стихотворение на экране.

                                    Я держу в ладошках солнце,                            (16 слайд)

                                   Я дарю его друзьям!

                                   Улыбайтесь это просто,

                                  Лучик солнца- ЭТО ВАМ!!!

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества.

VII. Домашнее задание

Стр.9 № 9 (обязательно), №14-15 (по желанию)                           (17 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

Конспект открытого урока по математике в 4 классе "Школа России" по теме "Письменное деление многозначных чисел на однозначное .Урок закрепления"

Данный конспект урока поможет в интересной форме закрепить устные и письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные....

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

Конспект открытого урока по математике. 3 класс. Тема урока: "Решение задач. Закрепление"

Цель урока:Образовательная: закреплять навыки решения задач, примеров.Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,; развивать внимание, логическое мышление; разв...