РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по математике (УМК "Школа России")
рабочая программа по математике (1, 2, 3, 4 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по математике (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты по учебному предмету.
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
- знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
- знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
- использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);
- решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
– распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая.
- в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
- использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
- использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
- определять длину данного отрезка;
- читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
2 класс
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
3–4 классы
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
- выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
- осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
- осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
- решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений в 2–4 действия;
- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
- определять время по часам с точностью до минуты;
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
- рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
- объяснять соотношение между разрядами;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
- использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
- использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1 000;
- решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
- осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида:a ± x= b; x – a= b;a ∙ x = b; a : x= b; x : a= b;
- уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонентов
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Содержание учебного курса
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
1 класс
Общие понятия.
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10. (Нумерация 28ч)
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20. (Нумерация 12ч)
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти. (56ч)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс),
- (минус), = (равно).
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (22ч)
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.
Текстовые задачи.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;
Элементы геометрии.
Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение (6ч)
2 класс
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (16ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(70ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(39ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений видаа ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений видаа ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(11ч)
3 класс
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание (продолжение) (8ч).
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания .
Умножение и деление чисел в пределах 100 (83ч).
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Числа от 1 до 1 000.
Нумерация (13ч)
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел (10ч).
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 1000 (12ч).
Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Элементы алгебры.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b ит.д.
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи.
Итоговое повторение.(10ч)
4 класс
Числа от 1 до 1000.
Повторение (13ч)
Нумерация.
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000.
Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.
Величины (12 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000.
Величины (6 ч)
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217,
х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000.
Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 – 4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (12 ч)
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
Величины.
Геометрические фигуры.
Доли.
Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование
1 класс (132 ч)
№ п/п | № п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
|
| Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. | 8ч |
Знакомство с учебником математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 | ||
Счёт предметов. | 1 | ||
Пространственные представления «вверху», «внизу», «слева», «справа». | 1 | ||
Временные отношения: раньше, позже, сначала, потом. | 1 | ||
Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». | 1 | ||
Сравнение групп предметов. Отношения «на сколько больше», «на сколько меньше». | 1 | ||
Отношения «больше», «меньше», «столько же», «больше на…», «меньше на…». | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Пространственные и временные представления». | 1 | ||
|
| Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. | 28ч |
Работа над ошибками. Понятия «много», «один». Число и цифра 1. Письмо цифры 1. | 1 | ||
Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. | 1 | ||
Число и цифра 3. Письмо цифры 3. | 1 | ||
Знаки «+»,«-» , «=». Составление и чтение равенств. | 1 | ||
Число и цифра 4. Письмо цифры 4. | 1 | ||
Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | 1 | ||
Число и цифра 5. Письмо цифры 5. | 1 | ||
Числа от 1 до 5. Состав числа 5. | 1 | ||
Странички для любознательных. Закрепление пройденного. | 1 | ||
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 | ||
Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | 1 | ||
Числа от 1 до 5. Состав чисел от 2 до 5. | 1 | ||
Знаки больше, меньше, равно. | 1 | ||
Равенство. Неравенство. | 1 | ||
Многоугольник. | 1 | ||
Числа и цифры 6 и 7. Письмо цифры 6. | 1 | ||
Числа и цифры 6 и 7. Письмо цифры 7. | 1 | ||
Числа и цифры 8 и 9. Письмо цифры 8. | 1 | ||
Числа и цифры 8 и 9. Письмо цифры 9. | 1 | ||
Число 10. Запись числа 10. | 1 | ||
Числа от 1 до 10. | 1 | ||
Единица измерения длины- сантиметр. | 1 | ||
Понятия «увеличить на…, уменьшить на…». | 1 | ||
Число 0. Цифра 0. Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация» | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». | 1
| ||
|
| Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. | 28ч |
Сложение и вычитание вида ± 1 | 1 | ||
Сложение вида +1+1, вычитание вида-1-1. | 1 | ||
Сложение и вычитание вида ± 2 | 1 | ||
Слагаемые. Сумма. | 1 | ||
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). | 1 | ||
Составление задачи по рисунку. | 1 | ||
Таблица сложения и вычитания с числом 2. | 1 | ||
Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | ||
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | ||
Закрепление по теме «Сложение и вычитание». Странички для любознательных. | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
Сложение и вычитание вида ± 3. | 1 | ||
Прибавление и вычитание числа 3 | 1 | ||
Сравнение длин отрезков. | 1 | ||
Таблица сложения и вычитания с числом 3 | 1 | ||
Присчитывание и отсчитывание по 3. | 1 | ||
Решение текстовых задач. | 1 | ||
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом. | 1 | ||
Странички для любознательных. Задания творческого и поискового характера. | 1 | ||
Странички для любознательных. Решение задач. | 1 | ||
Повторение пройденного. «Что мы узнали. Чему научились». | 1 | ||
Повторение пройденного по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». | 1 | ||
Решение текстовых задач. | 1 | ||
Повторение пройденного. Решение задач. | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
|
| Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (продолжение) | 28ч |
Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8,9. | 1 | ||
Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами). | 1 | ||
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами). | 1 | ||
Сложение и вычитание вида ± 4. | 1 | ||
Решение задач на разностное сравнение чисел. | 1 | ||
Таблица сложения и вычитания с числом 4 | 1 | ||
Переместительное свойство сложения. Решение задач. | 1 | ||
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,+6, +7,+8,+9. | 1 | ||
Таблица для случаев вида +5,6,7,8,9. | 1 | ||
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8,9. | 1 | ||
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8,9. | 1 | ||
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8,9. | 1 | ||
Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | ||
Связь между суммой и слагаемыми. Закрепление. | 1 | ||
Решение задач и выражений. | 1 | ||
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | 1 | ||
Вычитание вида - 6 и -7. | 1 | ||
Закрепление приёма вычисления 6-; 7-. Решение задач. | 1 | ||
Вычитание вида -8 и -9. | 1 | ||
Закрепление приёма вычисления 8-; 9-. Решение задач. | 1 | ||
Вычитание вида 10-. | 1 | ||
Связь сложения и вычитания. Решение задач. Математический диктант | 1 | ||
Единица массы – килограмм. | 1 | ||
Единица вместимости -литр | 1 | ||
Странички для любознательных. Повторение пройденного. | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация» | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения» Тест | 1 | ||
|
| Числа от 1 до 20. Нумерация. | 12ч |
1 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20. | 1 | |
2 | Образование и сравнение чисел второго десятка. | 1 | |
3 | Чтение и запись чисел второго десятка. | 1 | |
4 | Единица длины – дециметр. | 1 | |
5 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. | 1 | |
6 | План решения задачи в два действия и запись решения. Математический диктант | 1 | |
7 | Решение задач в два действия. | 1 | |
8 | Странички для любознательных. Самостоятельная работа. | 1 | |
9 | Закрепление пройденного. Решение задач в два действия. | 1 | |
10 | Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 20. Нумерация» | 1 | |
11 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
12 | «Проверим себя и оценим свои достижения» ТЕСТ | 1 | |
|
| Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (продолжение). | 22ч
|
1 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | |
2 | Случаи сложения вида +2, +3. | 1 | |
3 | Случаи сложения вида +4. | 1 | |
4 | Случаи сложения вида +5 | 1 | |
5 | Случаи сложения вида +6. | 1 | |
6 | Случаи сложения вида +7. | 1 | |
7 | Случаи сложения вида +8, +9. | 1 | |
8 | Таблица сложения. | 1 | |
9 | Состав чисел второго десятка. Решение задач и выражений. | 1 | |
10 | Проект "Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты". | 1 | |
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток. | 1 | ||
Случаи вычитания из числа 11-. | 1 | ||
Случаи вычитания из числа 12-. | 1 | ||
Случаи вычитания из числа 13-. | 1 | ||
Случаи вычитания из числа 14 . | 1 | ||
Случаи вычитания из числа 15-. Математический диктант | 1 | ||
Случаи вычитания из числа 16-. | 1 | ||
Случаи вычитания из чисел 17-, 18-. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Закрепление пройденного. Странички для любознательных. | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание » | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения» Тест | 1 | ||
| Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». Проверка знаний. | 6ч | |
1 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». | 1 | |
2 | Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Математический диктант. | 1 | |
3 | Решение задач изученных видов. | 1 | |
4 | Административная контрольная работа за год. | 1 | |
5 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
6 | Закрепление и обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 20. Нумерация». | 1 |
2 класс (136 часов)
№ п/п | № п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
Числа от 1 до 100. Нумерация. | 16ч | ||
Повторение: числа от 1 до 20. | 1 | ||
Числа от 1 до 20. | 1 | ||
Десятки. Счёт десятками. | 1 | ||
Числа от 11 до 100. Образование запись чисел. | 1 | ||
Поместное значение цифр. | 1 | ||
Однозначные и двузначные числа. | 1 | ||
Единицы измерения длины-миллиметр. | 1 | ||
Миллиметр. Таблица единиц длины. | 1 | ||
Наименьшее трёхзначное число. Сотня | 1 | ||
Метр. Таблица мер длины. Математический диктант. | 1 | ||
Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5. | 1 | ||
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Проверочная работа. | 1 | ||
Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | 1 | ||
«Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
Контрольная работа№1 по теме «Числа от 1 до 100" | 1 | ||
Работа над ошибками. «Проверим себя и оценим свои достижения» Тест. | 1 | ||
|
| Сложение и вычитание | 20ч |
Задачи, обратные данной. | 1 | ||
Сумма и разность отрезков. | 1 | ||
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | ||
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 | ||
Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | 1 | ||
Единицы времени. Час. Минута. | 1 | ||
Длина ломаной. | 1 | ||
Длина ломаной. Закрепление. | 1 | ||
Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 | ||
Числовые выражения. | 1 | ||
Сравнение числовых выражений. | |||
Периметр многоугольника. | 1 | ||
Применение переместительного свойства сложения. Математический диктант. | 1 | ||
Применение сочетательного свойства сложения свойства сложения. | 1 | ||
Применение свойств сложения для рационализации вычислений. | 1 | ||
Закрепление по теме «Сложение и вычитание». | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» . | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения» Тест. | 1 | ||
Странички для любознательных. Задания на сравнение длины, массы объектов. | 1 | ||
Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание | 28ч | ||
Подготовка к изучению устных приёмов вычислений. | 1 | ||
Устный приём сложения вида 36+2, 36+20. | 1 | ||
Устный приём вычитания вида 36-2, 36-20. | 1 | ||
Устный приём сложения вида 26+4. | 1 | ||
Устный приём вычитания вида 30-7. | 1 | ||
Устный приём вычитания вида 60-24. | 1 | ||
Закрепление устных приёмов вычислений. Решение задач. | 1 | ||
Устный приём сложения вида 26+7. | 1 | ||
Устный приём вычитания вида 35-7. | 1 | ||
Решение задач в виде выражений. Математический диктант. | 1 | ||
Решение задач в виде выражений. | 1 | ||
Закрепление устных приёмов вычислений. | 1 | ||
Странички для любознательных. Игра «Угадай результат». | 1 | ||
«Что узнали. Чему научились» | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Устные приёмы вычислений» | 1 | ||
Работа над ошибками. Буквенные выражения. | 1 | ||
Выражения с переменной вида а+12; в-15; 48-с | 1 | ||
Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | 1 | ||
Уравнение. Математический диктант. | 1 | ||
Проверка сложения вычитанием. Проверочная работа. | 1 | ||
Проверка вычитания сложением. | 1 | ||
Проверка вычитания сложением и вычитанием. | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | ||
Закрепление по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | 1 | ||
Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание» | 1 | ||
Проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» | 1 | ||
|
| Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание | 22ч |
Письменный приём сложения вида 45+23. | 1 | ||
Письменный приём вычитание вида 57-26. | 1 | ||
Проверка сложения и вычитания. | 1 | ||
Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. | 1 | ||
Угол. Виды углов. | 1 | ||
Решение текстовых задач. | 1 | ||
Письменный приём сложения вида 37+48. | 1 | ||
Письменный приём сложения вида 37+53. | 1 | ||
Прямоугольник. | 1 | ||
Закрепление письменных приёмов сложения. Решение задач. | 1 | ||
Письменный приём сложения вида 87+13. | 1 | ||
Закрепление письменных приёмов сложения. Решение текстовых задач. | 1 | ||
Письменные приёмы сложения и вычитания вида 32+8, 40-8. | 1 | ||
Письменный приём вычитания вида 50-24. | 1 | ||
Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. Математический диктант. | 1 | ||
Письменный приём вычитания 52-24. | 1 | ||
Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. Проверочная работа. | 1 | ||
Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1 | ||
Квадрат. Проект: «Оригами». | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» . | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | ||
|
| Числа от 1 до 100.Умножение и деление | 18ч |
Умножение. Знак действия умножения. | 1 | ||
Конкретный смысл действия умножения. | 1 | ||
Связь умножения со сложением. | 1 | ||
Периметр прямоугольника. | 1 | ||
Приёмы умножения единицы и нуля. | 1 | ||
Названия компонентов и результата умножения. Решение задач на умножение. | 1 | ||
Задачи, раскрывающие смысл действия умножения. | 1 | ||
Переместительное свойство умножения. | 1 | ||
Деление. Знак действия деления. | 1 | ||
Конкретный смысл действия деления. | 1 | ||
Задачи, раскрывающие смысл действия деления. | 1 | ||
Задачи, раскрывающие смысл действия деления. | 1 | ||
Названия компонентов и результата деления. | 1 | ||
Задачи, раскрывающие смысл действия деления. Проверочная работа. | 1 | ||
Закрепление по теме «Умножение и деление» Странички для любознательных. | 1 | ||
«Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление». | 1 | ||
Работа над ошибками «Проверим себя и оценим свои достижения» Тест . | 1 | ||
|
| Числа от 1 до 100.Умножение и деление. Табличное умножение и деление. | 21ч |
Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | ||
Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | 1 | ||
Приём умножения и деления на число 10. | 1 | ||
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | ||
Задачи на нахождение третьего слагаемого. | 1 | ||
Задачи, раскрывающие смысл действия деления и умножения. | 1 | ||
Умножение числа 2 и на 2. | 2 | ||
Приёмы умножения числа 2. | 1 | ||
Деление на 2. | 1 | ||
Закрепление деления на 2. | 1 | ||
Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | ||
Решение задач и выражений . Математический диктант. | 1 | ||
Умножение числа 3 и на 3. | 1 | ||
Закрепление умножения числа 3 и на 3. | 1 | ||
Деление на 3. | 1 | ||
Закрепление деления на 3. | 1 | ||
Закрепление по теме «Табличное умножение и деление». | 1 | ||
Закрепление изученного. Странички для любознательных. | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление» . | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения» Тест. | 1 | ||
|
| Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе». Проверка знаний. | 11ч |
Нумерация двузначных чисел. | 1 | ||
Числовые и буквенные выражения. | 1 | ||
Сложение и вычитание. Свойства сложения. | 1 | ||
Сложение и вычитание в пределах 100 | 1 | ||
Решение задач. Единицы длины. | 1 | ||
Административная контрольная работа за год. | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения» Тест. | 1 | ||
Геометрические фигуры. | 1 | ||
Повторение. Решение задач.. | 1 | ||
136 | Математический КВН. | 1 |
3 класс (136 часов)
№ п/п | № п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 8ч | ||
1 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | 1 | |
2 | Решение уравнений с неизвестным компонентом подбором числа. | 1 | |
3 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым. Математический диктант. | 1 | |
4 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | 1 | |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. Самостоятельная работа. | 1 | |
6 | Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 | |
7 | Входная административная контрольная работа. | 1 | |
8 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
Табличное умножение и деление (продолжение) | 28ч | ||
1 | Связь умножения и деления. | 1 | |
2 | Числа чётные и нечётные. | 1 | |
3 | Таблица умножения и деления с числами 2 и 3. | 1 | |
4 | Зависимость между пропорциональными величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | |
5 | Зависимость между пропорциональными величинами. | 1 | |
6 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. | 1 | |
7 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Математический диктант. | 1 | |
8 | Зависимость между пропорциональными величинами. | 1 | |
9 | Зависимость между пропорциональными величинами. Самостоятельная работа. | 1 | |
10 | «Страничка для любознательных»- задания творческого и поискового характера. | 1 | |
11 | Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | |
12 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
13 | «Проверим себя и оценим свои достижения» Тест. | 1 | |
14 | Умножение 4, на 4, и соответствующие случаи деления. | 1 | |
15 | Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | |
16 | Текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
17 | Умножение 5, на 5, и соответствующие случаи деления. | 1 | |
18 | Текстовые задачи на кратное сравнение чисел. | 1 | |
19 | Текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
20 | Текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
21 | Умножение 6, на 6, и соответствующие случаи деления | 1 | |
22 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Математический диктант. | 1 | |
23 | Текстовые задачи на нахождение четвёртого пропорционального | 1 | |
24 | Текстовые задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Самостоятельная работа. | 1 | |
25 | Умножение 7, на 7, и соответствующие случаи деления | 1 | |
26 | Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | |
27 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
28 | Проект «Математические сказки» | 1 | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (продолжение) | 28 ч | ||
1 | Площадь. Способы сравнения фигур по площади. | 1 | |
2 | Единицы площади: квадратный сантиметр. | 1 | |
3 | Площадь прямоугольника. | 1 | |
4 | Таблица умножения и деления с числом 8. | 1 | |
5 | Применение знания таблицы умножения при вычислениях. | 1 | |
6 | Текстовые задачи в три действия. | 1 | |
7 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 | |
8 | Единицы площади: квадратный дециметр. | 1 | |
9 | Текстовые задачи в три действия. Составление плана действий. | 1 | |
10 | Сводная таблица умножения. Математический диктант. | 1 | |
11 | Решение задач в три действия. Определение наиболее эффективных способов решения задач. | 1 | |
12 | Единицы площади: квадратный метр. | 1 | |
13 | Решение текстовых задач. Самостоятельная работа. | 1 | |
14 | «Страничка для любознательных»- задания творческого и поискового характера. | 1 | |
15 | Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | |
16 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
17 | Умножение на 1 и 0. | 1 | |
18 | Деление числа на 0. | 1 | |
19 | Решение задач. «Страничка для любознательных». | 1 | |
20 | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. | 1 | |
21 | Доли. Образование и сравнение долей. | 1 | |
22 | Окружность. Круг. Математический диктант. | 1 | |
23 | Диаметр окружности (круга). Решение задач. | 1 | |
24 | Единицы времени. Год. Месяц. Самостоятельная работа. | 1 | |
25 | Единицы времени. Сутки. | 1 | |
26 | Административная контрольная работа за I полугодие. | 1 | |
27 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
28 | «Проверим себя и оценим свои достижения» Тест . | 1 | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 27ч | ||
1 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20·3, 3·20, 60:3 | 1 | |
2 | Приёмы деления для случаев вида 80:20 | 1 | |
3 | Умножение суммы на число | 1 | |
4 | Решение задач разными способами. | 1 | |
5 | Приёмы умножения для случаев вида 23·4, 4·23 | 1 | |
6 | Закрепление приёмов умножения. Решение задач. | 1 | |
7 | Закрепление приёмов умножения. Решение задач, обратных данной. | 1 | |
8 | Выражения с двумя переменными вида a+b, a-b, a·b, c: d | 1 | |
9 | Деление суммы на число. Решение задач. | 1 | |
10 | Приёмы деления для случаев вида 69:3, 78:2 | 1 | |
11 | Связь между компонентами при делении. | 1 | |
12 | Проверка деления умножением. Математический диктант. | 1 | |
13 | Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22 | 1 | |
14 | Проверка умножения делением. Самостоятельная работа. | 1 | |
15 | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. | 1 | |
16 | Проверочная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | |
17 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
18 | Закрепление знаний по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | |
19 | Деление с остатком. | 1 | |
20 | Приёмы нахождения частного и остатка. | 1 | |
21 | Способы деления с остатком. Решение задач. Математический диктант. | 1 | |
22 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. Проверка деления с остатком. | 1 | |
23 | Проверка деления с остатком. Самостоятельная работа. | 1 | |
24 | Закрепление проверки деления с остатком. | 1 | |
25 | Проверочная работа по теме «Внетабличное умножение и деление». | 1 | |
26 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
27 | Проект «Задачи-расчёты». | 1 | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 13 ч | ||
1 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | |
2 | Образование и название трёхзначных чисел. | 1 | |
3 | Разряды счётных единиц. | 1 | |
4 | Натуральная последовательность трёхзначных чисел. | 1 | |
5 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. | 1 | |
6 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | |
7 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Математический диктант. | 1 | |
8 | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | |
9 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Самостоятельная работа. | 1 | |
10 | Единицы массы: килограмм, грамм. | 1 | |
11 | Проверочная работа по теме «Нумерация» | 1 | |
12 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
13 | «Проверим себя и оценим свои достижения» Тест. | 1 | |
Числа от 1 до 1000.Сложение и вычитание | 10ч | ||
1 | Приёмы устных вычислений вида 300+200, 800-600. | 1 | |
2 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 380+20, 620-200 | 1 | |
3 | Способы устных вычислений. | 1 | |
4 | Приёмы письменных вычислений. Математический диктант. | 1 | |
5 | Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел. | 1 | |
6 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | |
7 | Виды треугольников. Самостоятельная работа. | 1 | |
8 | Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел. «Странички для любознательных». | 1 | |
9 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | |
10 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
Умножение и деление | 12ч | ||
1 | Умножение и деление трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | |
2 | Умножение и деление суммы на число. | 1 | |
3 | Нахождение частного при деление двузначного числа на двузначное. | 1 | |
4 | Виды треугольников по видам их углов. | 1 | |
5 | Приём письменного умножения на однозначное число. | 1 | |
6 | Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное. | 1 | |
7 | Приём письменного умножения на однозначное число. Математический диктант. | 1 | |
8 | Приём письменного деления на однозначное число. | 1 | |
9 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. Самостоятельная работа. | 1 | |
10 | Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором. | 1 | |
11 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | |
12 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились в 3 классе». Проверка знаний. | 10ч | ||
1 | Нумерация. | 1 | |
2 | Сложение и вычитание. Математический диктант. | 1 | |
3 | Решение задач разных видов. Умножение и деление | 1 | |
4 | Умножение и деление. Самостоятельная работа. | 1 | |
5 | Правила о порядке выполнения действий. | 1 | |
6 | Административная контрольная работа за год | 1 | |
7 | Работа над ошибками. Решение задач разных видов. | 1 | |
8 | Геометрические фигуры и величины. | 1 | |
9 | «Проверим себя и оценим свои достижения» Тест . | 1 | |
10 | Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились в 3 классе». | 1 |
4 класс (136 часов)
№ п/п | № п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Повторение | 13 | ||
1 | Нумерация. Четыре арифметических действия. | 1 | |
2 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | 1 | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел | 1 | |
5 | Письменное умножение трехзначного числа на однозначное. | 1 | |
6 | Свойства умножения. Математический диктант. | 1 | |
7 | Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное . | 1 | |
8 | Письменное деление трехзначного числа на однозначное. | 1 | |
9 | Закрепление письменного деления трехзначного числа на однозначное. | 1 | |
10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. Самостоятельная работа. | 1 | |
11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. | 1 | |
12 | Входная административная контрольная работа. | 1 | |
13 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
Числа, которые больше 1000.Нумерация | 11ч | ||
Новая счётная единица-тысяча. Класс единиц и класс тысяч | 1 | ||
Чтение и запись многозначных чисел | 1 | ||
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | ||
Сравнение многозначных чисел. Математический диктант. | 1 | ||
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | ||
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда | 1 | ||
Класс миллионов. Класс миллиардов. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Закрепление пройденного. Странички для любознательных. | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Нумерация». | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
Проект: «Математика вокруг нас». | 1 | ||
Величины | 12 ч | ||
Единица длины – километр. | 1 | ||
Таблица единиц длины | 1 | ||
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | ||
Таблица единиц площади | 1 | ||
Определение площади с помощью палетки | 1 | ||
Единицы площади. Математический диктант. | 1 | ||
Масса. Единицы массы: центнер, тонна. | 1 | ||
Таблица единиц массы. | 1 | ||
Единицы массы. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Повторение пройденного по теме «Величины». | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Величины». | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение) | 6ч | ||
Время. Единица времени – сутки, год. | 1 | ||
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца событий. | 1 | ||
Время. Единица времени – секунда, век. | 1 | ||
Таблица единиц времени. | 1 | ||
Закрепление пройденного. Решение задач на определение начала, продолжительности и конца событий. | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения». Тест. | 1 | ||
Сложение и вычитание | 11 ч | ||
Устные и письменные приёмы вычислений | 1 | ||
Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | ||
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 | ||
Нахождение нескольких долей целого. Математический диктант. | 1 | ||
Решение задач, раскрывающих смысл арифметических действий | 1 | ||
Сложение и вычитание значений величин. | 1 | ||
Сложение и вычитание значений величин. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Решение задач, на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 | ||
Работа над ошибками. «Странички для любознательных» | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения». Тест. | 1 | ||
Умножение и деление | 11ч | ||
Свойства умножения. | 1 | ||
Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. | 1 | ||
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | 1 | ||
Приемы деления на однозначное число. | 1 | ||
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. Математический диктант. | 1 | ||
Деление с числами 0 и 1. | 1 | ||
Решение задач на пропорциональное деление. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | ||
Административная контрольная работа за I полугодие. | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения». Тест. | 1 | ||
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) | 40ч | ||
Скорость. Время. Расстояние. | 1 | ||
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | ||
Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости. | 1 | ||
Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием. | 1 | ||
Странички для любознательных. Задачи-расчёты. | 1 | ||
Умножение числа на произведение | 1 | ||
Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление. | 1 | ||
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | ||
Решение задач на одновременное встречное движение. | 1 | ||
Перестановка и группировка множителей. Математический диктант. | 1 | ||
Странички для любознательных. Математические игры. | 1 | ||
Закрепление по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями». Самостоятельная работа. | 1 | ||
Решение задач на движение. Закрепление. | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями». | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
Деление числа на произведение. | 1 | ||
Устные приёмы деления для случаев вида 600:20, 5600:800 | 1 | ||
Деление с остатком на 10, 100, 1 000 | 1 | ||
Составление и решение задач, обратных данной. | 1 | ||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Математический диктант. | 1 | ||
Решение задач на одновременное встречное движение. | 1 | ||
Решение задач движение в противоположных направлениях. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на движение. | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
Умножение числа на сумму. | 1 | ||
Приёмы устного умножения на двузначное число. | 1 | ||
Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. | 1 | ||
Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | 1 | ||
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | 1 | ||
Умножение многозначного числа на двузначное. Решение задач. Математический диктант. | 1 | ||
Алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. | 1 | ||
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное, когда в записи первого множителя есть нули. | 1 | ||
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное». | 1 | ||
Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||
«Проверим себя и оценим свои достижения». Тест. | 1 | ||
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) | 20ч | ||
105 | 1 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. | 1 |
106 | 2 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком. | 1 |
107 | 3 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. Математический диктант. | 1 |
108 | 4 | Алгоритм деления многозначного числа на двузначное | 1 |
109 | 5 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. Самостоятельная работа. | 1 |
110 | 6 | Деление на двузначное число. Решение задач. | 1 |
111 | 7 | Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число» | 1 |
112 | 8 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 |
113 | 9 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. | 1 |
114 | 10 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное число. | 1 |
115 | 11 | Деление на трёхзначное число. Проверка деления умножением. | 1 |
116 | 12 | Деление на трёхзначное число. Проверка умножения делением. | 1 |
117 | 13 | Письменное деление на трёхзначное число с остатком. | 1 |
118 | 14 | Закрепление по теме «Деление на трёхзначное число». Математический диктант. | 1 |
119 | 15 | Деление на трёхзначное число. Куб. Пирамида. Шар. | 1 |
120 | 16 | Куб, пирамида: вершины, грани, рёбра. Самостоятельная работа. | 1 |
121 | 17 | Распознавание и название геометрических тел. | 1 |
122 | 18 | Проверочная работа по теме «Деление на трёхзначное число» | 1 |
123 | 19 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 |
124 | 20 | «Проверим себя и оценим свои достижения». Тест. | 1 |
Итоговое повторение. | 12ч | ||
125 | 1 | Нумерация. Выражения и уравнения. | 1 |
126 | 2 | Выражения и уравнения. | 1 |
127 | 3 | Арифметические действия: сложение и вычитание. Математический диктант. | 1 |
128 | 4 | Арифметические действия: умножение и деление. | 1 |
129 | 5 | Правила о порядке выполнения действий. Самостоятельная работа. | 1 |
130 | 6 | Величины. | 1 |
131 | 7 | Административная контрольная работа за год. | 1 |
132 | 8 | Работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 |
133 | 9 | «Проверим себя и оценим свои достижения». Тест. | 1 |
134 | 10 | Решение задач. | 1 |
135 | 11 | Геометрические фигуры. Проект: «Математика вокруг нас». | 1 |
136 | 12 | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа начального общего образования по математике
Рабочая программа начального общего образования по математике "Школа России"...
Рабочая программа начального общего образования по математике индивидуальное обучение
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена учебником «Математика»,3 класс, в т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (начальное общее образование) по математике 1 класс
Программа предназначена для обучающихся начальной ступени общего образования, рассчитана на 4 года освоения.Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициати...
Рабочая программа начального общего образования по математике
Рабочая программа начального общего образования по математике...
Рабочая программа начального общего образования по математике на 2015 – 2019 учебные годы Составитель Кукушбаева Г.А.
Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления ребенка и предполагает формирование матем...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по математике
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Математика» является усвоение содержания учебного предмета «Математика» ...
Рабочая программа начального общего образования по математике для 1 – 4 классов "Школа России"
Данная рабочая программа по математике предназначена для обучающихся 1 -4 классов общеобразовательной школы и разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:1. Федерального ...