Рабочая программа 3 класс математика
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Балсанова Эржэна Балдановна

: Рабочая программа учебного предмета «Математикка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального  государственного образовательного стандарта  начального общего образования, психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова и примерной программы по математике развивающего обучения (образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass.docx62.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бурятская гимназия №29» г. Улан-Удэ

        

«Рассмотрено» на заседании МО учителей нач. классов

Руководитель МО

_____________Цыжипхенова А.Р.

Протокол № ___ от

«____»____________2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

____________Сангадиева Б.Г._

«____»____________2017 г.

«Утверждаю»

Директор школы

________________ Ширапов Б.К.

Приказ № ___ 

от «________________2017 г.

                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

        

ПРЕДМЕТ: математика

   3 класс – 136 ч

2017 – 2018 уч. год

ТИП ПРОГРАММЫ: РАЗВИВАЮЩАЯ

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: Рабочая программа учебного предмета «Математикка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального  государственного образовательного стандарта  начального общего образования, психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова и примерной программы по математике развивающего обучения (образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).  


  1. Планируемые результаты освоения курса «Математики»

Личностными результатами освоения курса математики являются:

-готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала, умение учиться;

-осознание себя человеком, имеющим собственную обоснованную точку зрения, способность слушать и слышать собеседника, принимать решения;

-повышение мотивации и, как следствие, появление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру (и к математике в частности), познавательная активность и инициативность;

-готовность ученика целенаправленно использовать свои знания, умения и способности в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предметов (явлений, событий, фактов) и научной картины мира;

-способность оценивать и характеризовать собственные знания по предмету, умение формулировать вопросы и устанавливать, какие из предложенных ученику математических задач могут бытьуспешно решены, развитие индивидуальных особенностей.

Метапредметными результатами освоения курса математики являются:

-способность к анализу, рефлексии и планированию собственных действий как характеристикам теоретического (научного) мышления, позволяющего устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, определять логику решения -учебно-практических задач, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;

-умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели путем активных способов, форм познания, таких как наблюдение, опыты, --обсуждение разных мнений, предположений, гипотез, высказываемых в учебном диалоге с другими детьми и взрослыми (учителем в том числе), проявлять инициативу в принятии решений;

-осознание и способность к поиску необходимой информации с использованием знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, таблиц и диаграмм, умение с их помощью моделировать отношения, отражающие суть решаемой задачи или проблемы, умение преобразовывать построенную модель или конструировать новую;

-умение строить алгоритмы и использовать их при поиске информации и анализе ошибкоопасных мест в ситуации конкретизации общего способа действия;

-готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с одноклассниками и взрослыми, умение работать в группе, четко и понятно излагать свою точку зрения.

Предметными результатами освоения курса математики являются:

-понимание математики как универсального средства познания мира и использование начальных математических знаний для объяснения и описания свойств предметов, процессов и явлений окружающего мира;

-присвоение учеником общих или обобщенных способов действий при измерении величин, конструировании и выполнении арифметических действий с числами, решении уравнений и текстовых задач;

-умение использовать различные графические модели (схемы, диаграммы, таблицы и др.) для анализа и оценки количественных и пространственных отношений, интерпретации исходных данных, конкретизации способов действий;

-присвоение основ научного математического мышления, включая логическое и алгоритмическое мышление;

-умение наглядно представлять данные и процессы, записывать и выполнять алгоритмы, прикидку и оценку;

-овладение математической речью;

-способность производить измерение (и отмеривание) различных величин, понимать и записывать результаты в форме числа как кратного отношения величин, различать количественное и порядковое число, выполнять письменные и на их основе устные вычисления с числами, понимать основные принципы образования многозначного числа, выполнения любого арифметического действия;

-умение использовать графические модели для поиска способов решения текстовой задачи, решения уравнения, нахождения значения выражения;

-умение описывать результаты исследований в знаковой и словесной формах;

-усвоение базовых математических понятий на единой с основной и старшей школой понятийной основе, сохраняя тем самым преемственность в содержании.

        Курс математики направлен на то, чтобы научить ребенка думать, уметь строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации, уметь решать учебные и практические задачи средствами математики, что и составляет умение учиться (учить самого себя), без которого невозможно реализовать цели и задачи ФГОС.

        Курс обеспечивает освоение обязательного минимума содержания основного общего образования по математике.  

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Математика» изучается в 3 классе по 4 часа в неделю. Систематический курс математики по программе рассчитан на 136 ч. в год.

К концу третьего класса обучающиеся должны знать:

-  таблицу умножения однозначных чисел;

-  сетку классов чисел, включая класс миллиардов;

-  основные приемы устного счета при выполнении любого арифметического действия;

понимать:

-  смысл умножения как особого действия, связанного с переходом к новой мерке в процессе измерения величин;

-  смысл деления как действия, направленного на определение промежуточной мерки или числа этих мерок;

уметь:

-  строить графические модели действия умножения, деления и осуществлять переход от этих моделей к буквенным формулам и обратно;

-  составлять с помощью схемы умножения (она же и деления) текстовые задачи и решать их, составляя выражение или уравнение;

-  решать уравнения типа а · х = в, х · а = в, а : х = в, х : в = а;

  1. -  умножать и делить многозначное число на многозначное
  2. Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания чувств  других людей;

– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;

– понимания своей этнической принадлежности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Математики», к школе.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– выполнять учебные действия в письменной речи;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– принимать установленные правила  в планировании и контроле способа решения;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать аналогии;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение,   классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами, группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

       Программа по математике для начальных классов ориентирована на деятельностный подход в обучении и построена как часть целостного курса в средней школе. Она обладает достоинствами системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (теоретические положения этой научной школы и легли в основу ФГОС НОО второго поколения), но при этом представлена в привычном для учителя объеме изучаемого материала. Опираясь на сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, она обеспечит ненасильственное вхождение учителя в современные образовательные системы и позволит реализовать цели и задачи ФГОС НОО.        Программа является классической, поскольку: а) непреходящей ценностью в ней является ребенок; б) она основана на трудах классиков в психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.; в) она ориентирована не только на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, но и, как следствие, на формирование разных компетенций младших школьников; г) она опирается на исторический подход при изучении основного математического понятия — понятия числа.

        В концепции ФГОС НОО подчеркивается, что обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего через содержание, которое, в свою очередь, определяет методы, формы организации и общения учащихся, характер дидактических материалов и другие стороны учебного процесса.  

Цели и задачи предмета:

Программа  по математике ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами. В основу новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) положен культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов и их ученики и последователи), согласно которому содержание образования проектирует как тип мышления, так и универсальные учебные действия, что позволяет сформулировать цели обучения. Основные цели курса математики:

-развитие младшего школьника, основой которого является формирование теоретического типа мышления и теоретического научного отношения к действительности;

-формирование системы научных понятий (в том числе базового математического понятия — понятия действительного числа как кратного отношения величин, которое выявляется при измерении);

 - формирование общих способов действий как способов решения целого класса задач;

- формирование представления о математике как об универсальном языке описания отношений, процессов и явлений окружающего мира;

- формирование универсальных учебных действий и, как следствие, формирование компетенций, существенно влияющих на успешность человека;

- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса, коммуникативных умений;

- преемственность с курсом математики основной школы.

          Содержание курса математики представлено целостной системой специальных учебно-практических задач, с которых и начинается всякая новая тема, а не набором заданий развивающего характера. Итогом решения учебных задач являются новые знания, умения, сформулированные под «ключами». Условия  решения таких задач воссоздают либо ситуации, в которых зарождалось исторически то или иное понятие (к примеру, понятие числа), либо задаются реальные жизненные ситуации (к примеру, введение смысла умножения), что по замыслу разработчиков ФГОС, даст возможность получить метапредметные результаты. Ориентация на развитие ученика предполагает опору на активные методы обучения, формирующие   универсальные учебные действия. Это означает, что знания не должны даваться ему в готовом виде. Они должны быть получены в совместной деятельности с другими детьми и учителем как организатором и соучастником процесса обучения.

          Основным математическим понятием, определяющим главное содержание данной программы и всего курса школьной математики в целом, является понятие действительного числа, представленного в начальной школе в виде целого неотрицательного числа.

В начальной школе создаются предпосылки для систематического изучения геометрии в средних классах, как конкретизация тех основных понятий и принципов, с которыми дети уже работали, изучая свойства объектов трехмерного пространства, что и составляет предмет элементарной геометрии.

          Предлагаемое математическое содержание позволяет организовать обучение в форме учебно-поисковой деятельности, которая, по своей сути, является коллективно-распределенной. Необходимым условием такой деятельности является развертывание учебного диалога, который неизбежно приводит к интенсивному развитию речи.

        Факторами, определяющими эффективность предлагаемого подхода к обучению математики, являются:

особенности математического содержания, логика построения курса и  многоуровневая система заданий, позволяющие формировать учебную деятельность;

использование квазиисследовательского метода в обучении;

организация коллективно-распределенных форм деятельности;

система отношений детей между собой и с учителями и родителями

.

2.  Содержание учебного предмета, курса.

        Отличительная особенность данного курса математики для начальной школы заключается в трех основных положениях.

        1. Единым основанием для всех видов действительных чисел (и натуральных в том числе) является понятие величины — системообразующее понятие школьного курса математики. Число в этом случае является характеристикой величины и зависит не только от измеряемой величины, но и от выбранной мерки. Меняя условия, при которых с помощью практических действий решается задача измерения и обратная ей задача построения (воспроизведения) величины посредством откладывания мерок (единиц измерения), учащиеся будут «выращивать» различные виды чисел, знакомясь с общепринятыми способами их обозначения. Ориентация на обобщенные способы действий является одной из новых задач

ФГОС НОО. Итак, измерение величин (в отличие от счета предметов) требует организации практических действий как основной характеристики деятельностного подхода.

        2. Логика построения курса математики основывается на мотивации ученика, что существенно повышает его интерес к изучению математики. Не учитель объясняет школьнику, зачем ему нужно изучать и знать то или иное понятие, правило, определение, а ученик сам определяет свои потребности в них. Такой подход к обучению потребовал кардинальной перестройки традиционной последовательности изучения тем, рекомендуемых ФГОС НОО.

         3. Изменение подхода к введению понятия числа и логики построения самого курса математики дало возможность сконструировать новую многоуровневую систему заданий и сформулировать основные принципы ее построения, что не только ощутимо повышает учебно-познавательный интерес к изучению математики, но и дает возможность учителю диагностировать уровень овладения учеником основными математическими понятиями и универсальными учебными действиями.

        Факторами, определяющими эффективность предлагаемого подхода к обучению математики, являются:

1) особенности математического содержания, логика построения курса и многоуровневая система заданий, позволяющих формировать учебную деятельность;

2) использование квазиисследовательского метода в обучении;

3) организация коллективно-распределенных форм деятельности;

4) система отношений детей между собой и с учителями и родителями.

       Программа обучения имеет четыре особенности:

-число рассматривается как результат измерения величины, требующего от ученика практических действий;

-геометрический материал, как правило, не выделен в отдельные темы, а связан с изучением величин и действий с ними, т. е. с основной -числовой линией, но имеет при этом собственное содержание;

-логика развертывания содержания представлена системой учебно-практических задач, а их последовательность напрямую связана с мотивацией учеников и осознанием необходимости освоения каждой следующей темы;

-появляются новые типы заданий, значительно расширяя возможности учеников в усвоении знаний и усиливая их интерес к математике и желание учиться, что оказывает влияние как на личностное развитие школьников, так и на формирование у них универсальных учебных действий.

       Данный курс математики направлен на то, чтобы научить школьника думать, уметь строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации, уметь решать учебные и практические задачи средствами математики, что и составляет умение учиться (учить самого себя).

Национально- региональный компонент

          Рабочая программа предусматривает реализацию национально-регионального компонента на уроках математики посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия. Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.

. Используем их на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках.

      Привлекаем школьников к составлению и решению жизненно-практических задач. Проводим математические диктанты, с использованием числовых данных из сведений о республики, городе. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. 

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Обязательным условием успешного развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является тесный, здоровый, эмоциональный контакт ребенка и взрослых. Именно такой подход является главным при отборе методов и содержания воспитания, определении подходов к планированию, разработке коллективных дел. Особое значение имеет взаимодействие, предусматривающее общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителя, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других учреждений и институтов общества, реализующееся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

        Ребенок как личность будет эффективно развиваться при условии учета его возрастных особенностей и интересов. Ребенок стал школьником…. Основная задача данной школы состоит в том, чтобы сформировать личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Известно, что возможно это при совокупности нескольких условий. Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор). Сохранность здоровья обеспечивает возможность развития в соответствии с возрастом. Второе условие – благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное учебно-воспитательное пространство. Третье условие – активность самого ребенка. При раннем органическом поражении центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития» (по Л.С. Выготскому), педагогические условия, в которых находится ребенок, должны быть фактически провоцирующими развитие.

       Нужно помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, эстетические и духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности, сформировать убежденность в полной ответственности за свое здоровье; преодолеть комплекс невостребованности и зарядить воспитанников необходимым жизненным оптимизмом, который должен стать источником их жизнедеятельности.

Содержание тем учебного курса

Раздел учебного курса

Количество часов

Текущий и промежуточный контроль

Формы контроля

1. Многозначные числа: разряды и классы. Повторение

25

Контрольная работа № 1

Проверочная  работа 1 час

Тестовая стартовая работа 1 час.

2. Что такое умножение и деление

25

Контрольная работа № 2

Проверочная работа 1 час

3. Умножение и деление  многозначных чисел

60

Контрольная работа № 3

Контрольная работа № 4

Контрольная работа № 5

Контрольная работа № 6

Проверочная работа 3 часа

4. Приемы устного умножения

26

Контрольная работа № 7

Контрольная работа № 8

Итого:

136


3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№п/п

Часы

Тема

Содержание темы

1.

25 ч

Многозначные числа: разряды и классы. Повторение

Чтение и запись многозначных чисел до 1 000 000. Определение количества цифр в записи многозначного числа. Сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000.

2.

25 ч

Что такое умножение и деление

Решение задач, требующих умножения и деления. Вычисление площадей квадратов и прямоугольников. Вычисление периметров правильных многоугольников. Вычисление площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба. Развертки.

Умножение многозначного числа на многозначное как действие, в основе которого лежит умножение многозначного числа на «круглое» и однозначное число. Умножение многозначного числа на однозначное. Умножение на 10, 100, 1000 и т. д. Умножение однозначных чисел как действие, лежащее в основе умножения многозначного числа на однозначное. Определение разрядов, которые переполняются, определение количества цифр в произведении, определение цифры в каждом разряде как этап нахождения результата умножения. Решение текстовых задач.

3.

60 ч

Умножение и деление  многозначных чисел

Таблица умножения 9. Связь между произведением и изменяющимся множителем. Умножение столбиком на 9. Таблица умножения 2. Сравнительный анализ таблиц умножения 9 и 2.

Умножение столбиком на 9 и на 2. Умножение чисел, записанных с помощью цифр 0, 1, 2, 9, на любое однозначное число. Деление с остатком.

Таблица умножения 5 и умножение многозначных чисел на 5. Таблица умножения б.

Умножение многозначного числа на многозначное (в пределах таблиц умножения 9, 2, 5 и 6). Подготовка к делению (в неявном виде) многозначных чисел с помощью заданий на подбор цифр в одном из множителей.

Решение текстовых задач и уравнений.

Нахождение значения выражений.

Опосредованный способ определения цифры в частном (представленном в форме неизвестного множителя) с помощью делимого (представленного в форме произведения, заданного одной или двумя цифрами в старших разрядах) и делителя (представленного известным однозначным множителем).

Таблицы умножения 4 и 8. Сравнительный анализ таблиц умножения 2, 4 и 8.

Таблицы умножения З и 7.

Умножение многозначных чисел. Подготовка к делению многозначных чисел. Порядок выполнения действий в числовом выражении.

Вычисление площадей, периметров геометрических фигур с использованием таблиц умножения.

Треугольники: равносторонние, равнобедренные и разносторонние. Решение текстовых задач.

4.

26 ч

Приемы устного умножения

Устные вычисления в пределах 100 (в отдельных случаях в пределах 1000), к которым сводятся многие случаи умножения круглых чисел. Умножение круглых чисел. Приемы устных вычислений. Решение задач, уравнений. Работа с графическими моделями.

Требования к результатам освоения содержания курса

Личностными результатами освоения курса математики являются:

-готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала, умение учиться;

-осознание себя человеком, имеющим собственную обоснованную точку зрения, способность слушать и слышать собеседника, принимать решения;

-повышение мотивации и, как следствие, появление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру (и к математике в частности), познавательная активность и инициативность;

-готовность ученика целенаправленно использовать свои знания, умения и способности в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предметов (явлений, событий, фактов) и научной картины мира;

-способность оценивать и характеризовать собственные знания по предмету, умение формулировать вопросы и устанавливать, какие из предложенных ученику математических задач могут быть успешно решены, развитие индивидуальных особенностей.
             

          Метапредметными результатами освоения курса математики являются:

-способность к анализу, рефлексии и планированию собственных действий как характеристикам теоретического (научного) мышления, позволяющего устанавливать количественные и пространствен ные отношения объектов окружающего мира, определять логику решения учебно-практических задач, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи; -умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели путем активных способов, форм по- знания, таких как наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, гипотез, высказываемых в учебном диалоге с другими детьми и взрослыми (учителем в том числе), проявлять инициативу в принятии решений;

-осознание и способность к поиску необходимой информации с использованием знаково-симнолических средств, в том числе моделей и схем, таблиц и диаграмм, умение с их помощью моделировать отношения, отражающие суть решаемой задачи или проблемы, умение преобразовывать построенную модель или конструировать новую;

-умение строить алгоритмы и использовать их при поиске информации и анализе ошибкоопасных мест в ситуации конкретизации общего способа действия;

-готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с одноклассниками и взрослыми, умение работать в группе, излагать свою точку зрения.

          Предметными результатами освоения курса математики являются:

-понимание математики как универсального средства познания мира и использование начальных математических знаний для объяснения и описания свойств предметов, процессов и явлений окружающего мира;

-присвоение учеником общих или обобщенных способов действий при измерении величин, конструировании и выполнении арифметических действий с числами, решении уравнений и текстовых задач;

-умение использовать различные графические модели (схемы, диаграммы, таблицы и др.) для анализа и оценки количественных и пространственных отношений, интерпретации исходных данных, конкретизации способов действий;

-присвоение основ научного математического мышления, включая логическое и алгоритмическое мышление;

-умение наглядно представлять данные и процессы, записывать и выполнять алгоритмы, прикидку и оценку;

-овладение математической речью;

-способность производить измерение (и отмеривание) различных величин, понимать и записывать результаты в форме числа как кратного отношения величин, различать количественное и порядковое число, выполнять письменные и на их основе устные вычисления с числами, понимать основные принципы образования многозначного числа, выполнения любого арифметического действия;

-умение использовать графические модели для поиска способов решения текстовой задачи, решения уравнения, нахождения значения выражения;
— умение описывать результаты исследований в знаковой и словесной формах;
— усвоение базовых математических понятий на единой с основной и старшей школой понятийной основе, сохраняя тем самым преемственность в содержании.

Система оценивания по математике представлена следующими видами работ:

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития».

       Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку овладения учащимися пооперационным составом действия, необходимым в рамках решения учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются также в электронном журнале и дневнике с пометкой «без уровня» отдельно по каждой конкретной операции.

Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов изучения предыдущей темы, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Учитель предоставляет учащимся набор учебного материала, учащийся из него выбирает те задания, которые сочтет для себя нужными. Самостоятельная работа учащихся рассчитана на продолжительное время выполнения (но не более одного месяца). Результаты этой работы учащийся оформляет в специальной тетради «Для самостоятельных работ», учитель осуществляет их проверку. Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы учащимися проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы по теме и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в электронный журнал, а для учащихся и их родителей представляются в электронном дневнике.

Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Такая работа проводится после решения ряда учебных задач и включает несколько трехуровневых задач, каждая из которых состоит из трех заданий. По итогам работы определяется персональный «профиль» ученика.

Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов.

Трехуровневые  задачи на ведущие предметные способы/средства действия выявляют  освоение учащимися базовых  способов/средств действия отдельно на каждом  из трех уровней.

В итоговую проверочную работу включаются специально разработанные предметные задачи, с помощью которых можно оценить не только предметные знания, но и универсальные учебные действия.

Умение учиться является одним из центральных новообразований (ядром) учебной грамотности, но учебная грамотность не сводится только к умению учиться.

Ключевым в учебной грамотности для начальной школы является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Именно эта самостоятельность и может быть основным индивидуальным результатом начального образования. Именно эта грань учебной грамотности может стать предметом индивидуальной оценки через решение специально созданных задач. Остальные грани учебной грамотности (постановка новой задачи, поиск способа ее решения) могут проявляться к концу начальной школы только в коллективных формах (малой группе, классе).

Учебная грамотность проверяется исключительно на предметном (в данном случае – математическом) материале.

Учебно-тематический план

№ п/п

часы

Тема урока

Вид контроля

Элементы содержания

Критерии усвоения учебного материала

Ключевые компетенции обучающихся (УУД)

Дата

Многозначные числа: разряды и классы. Повторение. 25 ч

1-3

Запись многозначного числа (не более четырех разрядов) как результат измерения. Соотношение единиц длины.

Контрольная работа

Старт.

проверочная работа

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

Чтение и запись многозначных чисел до 1 000 000. Определение количества цифр в записи многозначного числа. Сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000.

Личностные:

  • Формирование первоначальных представлений о математике.
  • Формирование мотива

 деятельности.

  • Развитие готовности  к

 сотрудничеству.

  • Формирование отношения к предметным умениям и навыкам.

Регулятивные:

  • Волевая саморегуляция.
  • Корректировка выполнения заданий.
  • Моделирование различных ситуаций при решении задач.
  • Осуществление действия по заданному образцу и правилу.
  • Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

 

Познавательные:

  • Умение осознанно строить высказывания.
  • Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, группировать, устанавливать зависимости.
  • Развитие образного и логического мышления, воображения.

Коммуникативные:

  • Умение слушать, получать необходимые сведения.
  • Умение договориться, находить общее решение проблемы.

4-7

Чтение и запись многозначных чисел в пределах четырех разрядов. Сравнение многозначных чисел. Тестовая работа и ее анализ. Составление справочника ошибок.

Урок решения частных задач

8-11

Сложение и вычитание многозначных чисел (повторение). Тестовая работа и ее анализ.

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

12-15

Решение уравнений, текстовых задач.

Нахождение значений выражений (повторение). Проверочная работа.

Составление справочника ошибок, которые можно допустить при: а) нахождении значения выражения; б) решении уравнений; в) решении текстовых задач.

Тестовая работа

Урок решения частных задач

16-18

Постановка и решение задач на расширение числа разрядов. Класс единиц и

класс тысяч. Чтение и запись чисел в пределах 100 000.

Урок постановки учебной задачи

19-22

Чтение и запись чисел до

1 000 000. Проверочная работа. Сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел.

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

23

Контрольная работа.

К.работа №1

Урок оценки и контроля

Контрольная работа

24-25

Анализ контрольной работы. Составление справочника ошибок. Работа над ошибками. Тренировочные упражнения

Урок решения частных задач

Что такое умножение и деление 25ч.

26-28

Предметный смысл действий умножения и деления. Схема. Связь умножения с другими арифметическими действиями. Способы вычисления произведения и частного (повторение).

Урок решения частных задач

Умножение многозначного числа на многозначное как действие, в основе которого лежит умножение многозначного числа на «круглое» и однозначное число. Умножение многозначного числа на однозначное..

Личностные:

  • Формирование  умений,необходимых  для успешного решения учебных и практических  задач.
  • Закладывание  основ математических знаний.
  • формирование образного и логического мышления, воображения.
  • Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные:

  • Воспитание интереса к математике.
  • Стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
  • Создание условий для восприятия осознанных, прочных математических умений.

Познавательные:

  • Умение выделять тип задачи и способ ее решения.
  • Формирование предметных умений, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.

Коммуникативные:

  • Умение

слушать и понимать партнера.

  • Умениепланировать  и согласованно выполнять совместную деятельность.
  • Умение распределять роли.
  • Умение  взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

29-31

Умножение на 1 и на 0. Свойства умножения как основа вычислительных приемов. Устные и письменные вычисления

Урок решения частных задач

32-34

Нахождение произведения и частного с опорой на сложение и вычитание

Урок решения частных задач

35-38

Умножение и деление на 10, 100, 1000 и т. д.

К.работа №2

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

39-40

Вычисление площадей квадратов и прямоугольников. Вычисление периметров многоугольников, в том числе правильных.

Урок постановки учебной задачи

Решение задач, требующих умножения и деления. Вычисление площадей квадратов и прямоугольников. Вычисление периметров правильных многоугольников. Вычисление площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба. Развертки.

Личностные:

  • Формирование  умений,необходимых  для успешного решения учебных и практических  задач.
  • Закладывание  основ математических знаний.
  • формирование образного и логического мышления, воображения.
  • Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные:

  • Воспитание интереса к математике.
  • Стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
  • Создание условий для восприятия осознанных, прочных математических умений.

Познавательные:

  • Умение выделять тип задачи и способ ее решения.
  • Формирование предметных умений, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.

Коммуникативные:

  • Умение

слушать и понимать партнера.

  • Умениепланировать  и согласованно выполнять совместную деятельность.
  • Умение распределять роли.

Умение  взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

41-42

Единицы длины и соотношения между ними.  Единицы площади и соотношения между ними.

Урок решения частных задач

43-45

Куб. Прямоугольный параллелепипед. Развертки. Вычисление площади поверхности.

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

46-47

Постановка задачи умножения многозначного числа на многозначное. Свойства умножения как основа конструирования способа вычисления. Проверочная работа.

Урок постановки учебной задачи

48-49

Определение разрядов, которые переполняются при умножении. Подбор подходящих чисел. Определение количества цифр в произведении.

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

50

Проверочная работа и ее анализ. Составление справочника ошибок и его использование

Провер. работа

Урок решения частных задач

Умножение и деление  многозначных чисел. 60 ч.

51-52

Постановка задачи по составлению таблиц умножения. Ее особенности.

Урок постановки учебной задачи

Таблица умножения 9. Связь между произведением и изменяющимся множителем. Умножение столбиком на 9. Таблица умножения 2. Сравнительный анализ таблиц умножения 9 и 2.

Личностные:

  • Формирование уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам.
  • Формирование образного и логического мышления, воображения.
  • Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные:

  • Составление плана и последовательности действий.
  • Корректировка выполнения заданий.
  • Адекватное восприятие оценки учителя.

Познавательные:

  • Поиск и выделение необходимой информации.
  • Формирование умения выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате)  и проверять их.
  • Развитие образного и логического мышления, воображения.

Коммуникативные:

  • Участие в коллективном обсуждении проблем.
  •  Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод.
  • Умение слушать и вступать в диалог.

53-55

Умножение многозначное число на многозначное.  Нахождение произведений и частных с опорой на таблицы умножения

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

56-57

Таблица умножения 9. Составление таблицы. Установление зависимости

между изменяющимся множителем и цифрой в разряде десятков и в разряде

единиц.

Урок решения частных задач

58-60

Умножение многозначных чисел на 9. Решение задач, уравнений, требующих знаний таблицы умножения.

Урок решения частных задач

61-64

Контрольная работа.

Составление справочника ошибок. Работа над ошибками.

К.работа №3

Урок оценки и контроля

Контрольная работа

65-66

Повторение. Таблица умножения 9. Умножение многозначных чисел на 9.

Урок решения частных задач

Умножение столбиком на 9 и на 2. Умножение чисел, записанных с помощью цифр 0, 1, 2, 9, на любое однозначное число. Деление с остатком.

Таблица умножения 5 и умножение многозначных чисел на 5. Таблица умножения б.

Умножение многозначного числа на многозначное (в пределах таблиц умножения 9, 2, 5 и 6). Подготовка к делению (в неявном виде) многозначных чисел с помощью заданий на подбор цифр в одном из множителей.

Решение текстовых задач и уравнений.

Нахождение значения выражений.

Опосредованный способ определения цифры в частном (представленном в форме неизвестного множителя) с помощью делимого (представленного в форме произведения, заданного одной или двумя цифрами в старших разрядах) и делителя (представленного известным однозначным множителем).

Таблицы умножения 4 и 8. Сравнительный анализ таблиц умножения 2, 4 и 8.

Таблицы умножения З и 7.

Умножение многозначных чисел. Подготовка к делению многозначных чисел. Порядок выполнения действий в числовом выражении.

Вычисление площадей, периметров геометрических фигур с использованием таблиц умножения.

Треугольники: равносторонние, равнобедренные и разносторонние. Решение текстовых задач.

.

Личностные:

  • Развитие интереса к новому материалу и способам решения  новой задачи.
  • Признание права  каждого на собственное мнение.
  • Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные:

  • Организация контроля в форме сличения результата действия с заданным эталоном и результатами других учеников с целью обнаружения отличий.
  • Осуществление действия по заданному образцу и правилу.

  • Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок.

Познавательные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
  • Умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

  • Умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё, вступать в диалог.
  • Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственных  и приниматьих в общении.

67-69

Проверочная работа.Таблица умножения 2.Сравнительный анализ таблиц умножения 9 и 2.

Провер. работа

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

70-72

Умножение столбиком на 9 и на 2. Умножение чисел, записанных с помощью цифр 0, 1, 2 и 9 на любое однозначное число. Проверочная работа и её анализ.

Урок решения частных задач

73-74

Деление с остатком.

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

75

Контрольная работа.

К.работа № 4

Урок оценки и контроля

Контрольная работа

76-78

Анализ контрольной работы.  Таблица умножения 5 и умножение многозначных чисел на 5.

Урок решения частных задач

79-81

Таблица умножения 6. Умножение многозначных чисел на 6.

Урок решения частных задач

82-84

Умножение многозначного числа на многозначное (в пределах таблиц умножения 9, 2, 5 и 6). Подготовка к делению (в неявном виде) многозначных чисел с помощью заданий особого типа. Проверочная работа.

Провер. работа

Урок постановки учебной задачи

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

85-88

Решение текстовых задач, уравнений. Нахождение значения выражений, включающих изучение таблицы умножения. Проверочная работа.

Урок решения частных задач

89

Контрольная работа .

К.работа № 5

Урок оценки и контроля

Контрольная работа

90

Анализ контрольной работы.

Составление справочника ошибок. Работа над ошибками.

Урок оценки и контроля

91-93

Деление многозначных чисел (неявная форма деления): опосредованный способ определения цифры в частном.

Урок постановки учебной задачи

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

94-96

Таблицы умножения 4 и 8.

Урок решения частных задач

97-98

Сравнительный анализ таблиц умножения 2, 4, 5 и 6, 8 и 9. Вычисления.

Урок решения частных задач

99-101

Таблицы умножения 3 и 7. Умножение многозначных чисел. Деление многозначных чисел (неявная форма). Проверочная работа.

Провер. работа

Урок решения частных задач

102-104

Вычисление площадей и периметров геометрических фигур с использованием таблиц умножения. Виды треугольников: равносторон-ние, равнобедренные, разносторонние. Проверочная работа

Урок решения частных задач

105-108

Решение текстовых задач.

Урок решения частных задач

Решение текстовых задач.

Личностные:

  • Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
  • Формирование учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные:

  • Оценивание: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
  • Адекватное восприятие оценки учителя.

Познавательные:

  • Формирование умения выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их.
  • Различение  целого и части.
  • Определение последовательности действий по решению задачи.

Коммуникативные:

  • Умение интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Стремление  договариваться в ситуации столкновения интересов.

109

Контрольная работа .

К. работа № 6

Урок оценки и контроля

Контрольная работа

110

Анализ контрольной работы.

Составление справочника ошибок. Работа над ошибками.

Урок решения частных задач

Приемы устного умножения. 26ч.

111-112

Действия с «круглыми» числами. Постановка задачи на нахождение приемов устных вычислений.

Урок постановки учебной задачи

Устные вычисления в пределах 100 (в отдельных случаях в пределах 1000), к которым сводятся многие случаи умножения круглых чисел. Умножение круглых чисел. Приемы устных вычислений. Решение задач, уравнений. Работа с графическими моделями.

Личностные:

  • Формирование образного и логического мышления, воображения.
  • Формирование чувства необходимости учения, преобладании учебно-познавательных мотивов.
  • Признание права каждого на собственное мнение.

Регулятивные:

  • Осуществление действия по заданному образцу и правилу
  • Адекватное восприятие оценки учителя.

Познавательные:

  • Формирование предметных умений, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.
  • Умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Умение объединять предметы по общему признаку. Коммуникативные:

  • Уметь задавать вопросы
  • Учиться понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственных  и принимать их в общении

113-115

Приемы устного сложения и вычитания.

Урок анализа и решения учебной задачи путём нахождения способа действия

116-117

Контрольная работа и ее анализ. Составление справочника ошибок. Работа над ошибками.

К.работа № 7

Урок оценки и контроля

Контрольная работа

118-122

Приемы устного умножения и деления. Выполнение устных и письменных вычислений.

Урок решения частных задач

123-126

Использование приемов устных вычислений при нахождении значений выражений, решении уравнений и задач.

Урок решения частных задач

127-128

Контрольная работа и ее анализ.

К.работа №8

Урок оценки и контроля

Контрольная работа

129-131

Повторение. Действия с многозначными числами.

Таблицы сложения и умножения.

Урок решения частных задач

132-134

Способы решения текстовых задач. Работа над справочником ошибок.

Урок решения частных задач

135-136

Подведение итогов учебного года

Урок решения частных задач

Всего 136 часов.


Учебно-методический комплект

Для учителя:

1.Э. И Александрова. Математика. 3 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2008. 

2.Рабочая тетрадь по математике 3 класс (комплект из 2-х тетрадей)  Э.И. Александрова М.:Дрофа, 2016

Методические рекомендации по использованию набора к учебнику «Математика», 3 класс, Александрова Э.И. , издательство «Дрофа», 2015 год.

Для учащихся:

Математика 3 класс (Часть1,2). Э.И.Александрова М.:«Дрофа»,
2016

Рабочая тетрадь по математике 3 класс (комплект из 2-х тетрадей) Э.И. Александрова М.:Дрофа, 2016

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...