Закрепление изученного по теме «Нумерация чисел от 11 до 20».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Представлен конспект урока математики по теме "Нумерация чисел от 11 до 20"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Закрепление изученного по теме «Нумерация чисел от 11 до 20».

Тип: урок закрепления

Цель: актуализация приобретенных знаний по теме: “Нумерация чисел от 11 до 20”.

Задачи: 

  • Закрепить образование, чтение и запись чисел второго десятка; порядок следования чисел при счете, сравнение чисел, опираясь на порядок следования чисел при счете, приемы сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел второго десятка, вести подготовку к решению составных задач.
  • Развивать логическое мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, стимулировать развитие познавательного интереса с помощью проблемных заданий.
  • Воспитывать интерес к математике, формировать мотивацию к учению, взаимопомощь и умение общаться друг с другом.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепление понятий «разряд», «десятки», «единицы», «двузначные и однозначные» числа, «длина», «объем»; сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток; решение задач.

Метапредметные: через тексты заданий обратить внимание детей на важность сохранения экологического равновесия в природе;

Личностные: дети будут учиться работать в команде; воспитание бережного отношения к природе; умение оценивать свои знания.

Межпредметные связи: окружающий мир и математика.

Ресурсы урока:

Для учителя: презентация, интернет, учебник, карточки с цифрами

Для учащихся: карточки с заданиями; листы самооценки

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Актуализация необходимых знаний

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
Маша по лесу гуляла

Заблудилась, потерялась

К Мишке в домик забрела

Вместе с Мишенькой жила

 - В какую сказку мы сегодня отправимся? («Маша и медведь») слайд 2

- А вы любите сказки? Я так и думала. Все любят сказки, потому что, читая их, мы проникаем в загадочный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас ожидает путешествие в загадочный мир сказки. А помогут нам числа, а какие вы мне скажете сами.    (числа второго десятка).

Слушают стихи и отгадывают загадку

  1. Мотивация познавательной деятельности.

Устный счет:

15, 18, 20, 7, 14, 10, 19, 12

        - Взгляните на ряд чисел. Какое число лишнее?

        - Почему «7» лишнее?

        - Увеличьте 7 на 10.

        - Сколько стало?

        - Какое это число?

        - Как получить из однозначного числа двузначное?

        2) - Назовите число, которое идет после числа 19.

            - Какое число идет при счете перед числом 17?

            - Назовите «соседей» числа 14.

            - Какое число больше 12 на 1?

            - Какое число меньше 16 на 1?

- Так какие числа помогут нам сегодня? (числа второго десятка)

- А что вы уже умете с ними делать? (считать, называть соседей, сравнивать и т. д.)

Отвечают на вопросы учителя

  1. Формулирование темы, постановка цели и задач урока

Давайте подумаем, чем мы сегодня займемся, составим план нашего урока:

- повторим названия чисел второго десятка

- Вспомним самое большое и самое маленькое числа второго десятка

- повторим состав числа

- будем сравнивать числа первого и второго десятка

- Будем решать примеры и задачи и т.д.

(план выкладывается на доску в виде грибов, ягод. На доске Маша с корзинкой. Каждый выполненный пункт плана складывается в корзинку Маши)

- Так какая же тема урока?

Т.О. тема нашего урока «Закрепление изученного по теме «Нумерация чисел от 11 до 20», а помогут нам Маша и Медведь.

- Кроме того, 2017 год объявлен в нашей стране годом экологии и наш урок математики попробуем связать именно с этой темой. А что такое экология? (эко – дом, логос – наука; наука о взаимодействии живых организмов с окружающей природой) (слайд 3)

- У вас на столе находятся листы. На этих листах есть задания и шкала для оценки. Сегодня вы будете работать не в тетрадях, а на этих листах. Оценивать себя за выполнение заданий тоже будете на листе, а в конце урока мы посмотрим, какую оценку вы себе поставили. (слайд 4) Помните, что необходимо внимательно слушать инструкцию учителя и думать над каждым заданием.

Формулируют тему урока с помощью учителя, намечают план работы (задачи)

Словарь дать ребенку – читает ребенок из словаря.

  1. Организация познавательной деятельности

1) Работа в парах с числовыми рамками.

- Мы отправляемся с вами в сказочный лес. А как надо себя вести в лесу, чтобы не нарушать покой лесных жителей? (не шуметь, не разбрасывать мусор, не жечь костры и др.).  Чтобы не нарушать покой лесных жителей, мы отправимся не на автомобиле (почему?), не пешком (почему?), а на экологически чистом и безопасном волшебном виде транспорта (на каком?)… ковре – самолете.

Но так как им долго никто не пользовался, то от древности он развалился на отдельные кусочки.

Я предлагаю вам поработать в паре и собрать ковер-самолет, используя геометрические фигуры на вашем столе. Если вы выполните правильно это задание, сможете не только попасть в сказочный лес, но и разгадать задание Миши.

(Собирают квадрат внутри рамки и получают числа.)

http://festival.1september.ru/articles/582630/img1.gif

+Что получилось у вас внутри каждого квадрата?

1, 11, 3, 13, 5, 15, 7, 17, 8, 18, 9, 19

+ Это Миша для Маши приготовил числа. Давайте поможем Маше выполнить это задание. На какие две группы можно разделить данные числа?

– Их можно разделить на двузначные и однозначные числа.

+Давайте поставим в первый ряд все двузначные числа, а во второй однозначные числа.

11, 13, 15, 17, 18, 19.
1, 3, 5, 7, 8, 9.

+ Прочитайте числа. Что показывает каждая цифра в двузначном числе?

+ Назовите самое маленькое число и самое большое число в каждом ряду.

+ Установите закономерность в каждом числовом ряду и найдите лишнее число (18, 8).

+ Уменьшите двузначные числа на 1.

+ Увеличьте однозначные числа на 2.

Рефлексия: давайте вспомним, что мы сейчас делали: сравнивали числа первого и второго десятка, читали числа второго десятка, называли самое большое и маленькое числа второго десятка (в корзинку складываются ягодки, грибочки). А для чего мы все это делали? (чтобы перейти к решению примеров и задач)

+ Вот мы и попали в сказку. Кто нас поджидает?

Заяц. Он предлагает сделать остановку и отдохнуть. (слайд 5)

 Физкультминутка.

  1. “Качания головой”: позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Дышите глубже, плечи расслаблены, голову уроните вперед. (30 секунд)
  2. “Ленивые восьмерки”: нарисуйте в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
  3. “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза [1].

2) Работа с учебником.

- Ну что, отправимся дальше. Миша предлагает вам и Маше выполнить задание в учебнике

Учебник с. 55, № 3.

Для справки:

(У зайцев прекрасное зрение. Они способны буквально все видеть вокруг себя. Заяц бежит, а глаза его обозревают пространство и спереди, и сбоку, и даже назад.

Не поворачивая головы, заяц своими широко расставленными глазами видит не только то, что находится впереди, но и то, что позади. Теперь вам понятно, почему так трудно подкрасться к зайцу, не спугнув его.

Зато заяц совершенно не видит того, что расположено непосредственно перед ним, в этом случае ему приходится, убегая от преследователей, поворачивать голову набок (как бы "коситься" – оглядываться).

- Почему волка называют лесным санитаром? (убивают старых, больных и слабых животных в основном).

(Не многих животных величают по имени-отчеству. А вот Лисицу часто величают именно так. Да еще и отчество у нее необычное - Патрикеевна. Лет примерно 600 назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей изворотливостью и хитростью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. А так как Лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, то как наследница знаменитого князя и получила отчество Патрикеевна.

Будучи типичным хищником, Лисица с удовольствием ест ягоды, яблоки, кое-какие овощи.

Маленькие Лисята хорошо борются с такими вредителями, как майские жуки.)

Рефлексия: какую величину мы с вами повторили? (длина) В каких единицах можно измерять длину? (см, дм). Как мы измерили расстояние от дерева до животных? (на глаз).

(кладем грибочек в корзинку Маше)

3) - Ой-ой-ой, наш Миша схватился за голову. Вчера Маша была у него в гостях, и он попросил её решить примеры. Посмотрите, что у неё получилось. Как вам кажется, всё ли здесь правильно. Ну тогда, совещаясь в парах, исправьте Машины ошибки.

- Зачеркните неправильный ответ, и напишите правильный.

1+0=10

10+2=20

13-1=3

10-0=1

20-1= 10

12-2=1

Рефлексия:

- Ребята, какие правила мы помогли Маше вспомнить? (сложение и вычитание 0, 1, и состав двузначных чисел) (кладем грибочек в корзинку)

Д)-  Смотрите, возле домика Миши   стоят бочки с водой, но кто-то уже успел отлить воду из каждой бочки. Бочка вмещает 10 литров воды. Сколько литров воды отлили из каждого сосуда, если в первой бочке осталось 8 л, во второй – 5 литров, в третьей – 4 литра, в четвертой – 7 литров? (слайд 6)

Рефлексия:

  - Что измеряется литрами?   (объём)

  - Состав какого числа вспомнили?  (10) (кладем грибочек в корзинку)

Учитель дает схемы к задачам

4) Миша - запасливый хозяин. На верёвочке возле его дома сушатся ягоды, грибы, фрукты.  Чтобы отгадать сколько их, надо решить задачи.

(С записью на листок)

  1. На поляне росло 3 грибочка. После дождя выросло ещё 10. Все их собрал Миша.  Сколько грибов он принёс домой? (слайд 7)

– Как решили?  Почему?

- А можно ли пинать несъедобные грибы? (нет, ими питаются звери)

- а какие несъедобные полезные грибы вы знаете? (справочник по грибам)

   2) Маша нашла 12 яблок. 1 яблоко она съела. Сколько яблок у нее осталось?

 – Как решили? Почему? (слайд 8)

- А зачем еж накалывает яблоки себе на колючки? (борется с вредными насекомыми)

   3)  Белка подарила Маше 15 ягодок малины и 1 ягодку клубники. На сколько больше было малинок? (слайд 9)

- Как решили? Почему?

- А чем еще питается белка? (семенами растений, грибами, ягодами, личинками некоторых насекомых)

   

Сколько грибов сушатся возле дома Миши, сколько яблок, сколько ягод. (слайд 10)

Ответы:    13 – Сколько единиц  каждого разряда?

                   11 – Сколько всего единиц?

                   14 – Сколько единиц 1 разряда; 2 разряда?

        

- Что мы сейчас решали? (задачи)

Рефлексия:

- Какие задачи вспомнили? (на увеличение числа, на уменьшение числа, на сравнение чисел) (кладем грибочек)

Корригирующая гимнастика для глаз: (Заяц) (слайд 11)

  1. “Палец двоится” (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть палец вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не будет двоиться. Повторить 6 раз.
  2. “Стрельба глазами”: двигаем глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх, потом вниз. Повторить 5 раз.
  3. “Письмо носом” (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза, используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе.[1]

5) - А Маша тоже пришла к нам не с пустыми руками. Она очень любит, когда ребята дружат, ведь она тоже дружит со всеми зверями в лесу. Маша предлагает вам поработать в группах и выполнить её задания:

            1 группа работают по карточкам.  

            Вставить, где нужно знаки «+»,  «-»

              16 * 6 * 3 = 7

              17 * 7 * 4 =14

               6 * 4 * 3 = 13

              18 * 8 * 9 = 1

             2 группа работает с учителем (работа на доске)

             13-3-2            8+2+5

             19-9-4            4+6+3

  1.        7+3+4

6) Лесные жители любят играть в прятки. Рассмотрите домики, выберите из предложенных вариантов нужный домик, и вы узнаете, где спряталась Маша [2].
http://festival.1september.ru/articles/582630/Image3167.gif

Ответ № 4

7) Самостоятельная работа в паре.

+ Иногда Мише очень хочется отдохнуть. Тогда он дает Маше разные хитрые задания. Давайте поможем Маше решить примеры и отгадать слово, которое получилось, а заодно проверим свои силы в сложении и вычитании чисел в пределах 20. Работаем в парах.

7

8

9

10

11

12

Л

Д

Ы

М

О

Ц

 

1

2

-

2

=

1

0

М

 

1

0

+

1

=

1

1

О

 

1

7

-

1

0

=

7

Л

 

1

2

-

1

=

1

1

О

 

1

8

-

1

0

=

8

Д

 

1

1

+

1

=

1

2

Ц

 

1

0

-

1

=

 

9

Ы

 

Рефлексия:

- Что решали?  Какое слово получилось?

Дети собирают в парах ковер-самолет, называют числа, которые получились.

Выполняют задания учителя

Выполняют задание в учебнике

Самооценка работы

 

Исправляют ошибки Маши у доски, самооценка работы

Самооценка работы

Выполняют физкультминутку

Вспомнить правила групповой работы.

Вспоминают правила работы в группах

Самооценка работы

Выполняют логическое упражнение. Самооценка работы

Самостоятельная работа в паре

Самооценка работы

Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, где мы сегодня были? Что повторили? Посмотрите сколько грибочков мы собрали. А зачем нам надо было все это вспомнить и закрепить? (чтобы дальше использовать свои знания для изучения новых тем)

- У Кого в гостях мы были? А как себя надо вести в лесу, чтобы быть там желанным гостем? (не шуметь, не ломать деревья, не разорять птичьи гнезда, не разбрасывать мусор и др.) А Маша и Медведь, а также все их друзья прощаются с вами и желают вам успехов в изучении математики (слайд 12)

Вспоминают все задачи, которые ставили на урок

Самооценка знаний

Проверьте свой лист самооценки. Если у вас за все задания стоит желтый смайлик, то покажите желтую карточку, если больше зеленых смайликов, то зеленую. Я думаю, что красную карточку не покажет никто.

 Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Оценивают свою работу по листу самооценки

Домашнее задание

Носит рекомендательный характер.

Если сегодня вы за какие-то задания не смогли поставить себе желтый смайлик, то попробуйте дома еще раз вспомнить, о чем мы говорили на уроке и потренироваться в выполнении похожих заданий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа» Урок математики 1 класс тема: «Закрепление изученного по теме «Нумерация чисел от 11 до 20» учитель: Галина Геннадиевна Чупрова 2017 год

Слайд 4

Рабочий лист Оценка 1. Учебник: с. 55 № 3 2. Исправь ошибки Маши: 1 + 0 = 1 0 1 0 + 2 = 2 0 1 3 - 1 = 3 1 0 - 0 = 1 2 0 - 1 = 1 0 1 2 - 2 = 1 3. Запиши решение задач: 1) Ответ: 2) Ответ: 3) Ответ: 4. Работа в группах 5. Работа в парах

Слайд 6

Рабочий лист Оценка 1. Учебник: с. 55 № 3 2. Исправь ошибки Маши: 1 + 0 = 1 0 1 0 + 2 = 2 0 1 3 - 1 = 3 1 0 - 0 = 1 2 0 - 1 = 1 0 1 2 - 2 = 1 3. Запиши решение задач: 1) Ответ: 2) Ответ: 3) Ответ: 4. Работа в группах 5. Работа в парах

Слайд 7

10 литров 8 ЛИТРОВ 5 ЛИТРОВ 4 ЛИТРА 7 ЛИТРОВ

Слайд 8

На поляне росло 3 грибочка. После дождя выросло ещё 10. Все их собрал Миша. Сколько грибов он принёс домой?

Слайд 9

Рабочий лист Оценка 1. Учебник: с. 55 № 3 2. Исправь ошибки Маши: 1 + 0 = 1 0 1 0 + 2 = 2 0 1 3 - 1 = 3 1 0 - 0 = 1 2 0 - 1 = 1 0 1 2 - 2 = 1 3. Запиши решение задач: 1) 3 + 1 0 = 1 3 Ответ: 1 3 Г. 2) Ответ: 3) Ответ: 4. Работа в группах 5. Работа в парах

Слайд 10

2) Маша нашла 12 яблок. 1 яблоко она съела. Сколько яблок у нее осталось?

Слайд 11

Рабочий лист Оценка 1. Учебник: с. 55 № 3 2. Исправь ошибки Маши: 1 + 0 = 1 0 1 0 + 2 = 2 0 1 3 - 1 = 3 1 0 - 0 = 1 2 0 - 1 = 1 0 1 2 - 2 = 1 3. Запиши решение задач: 1) 3 + 1 0 = 1 3 Ответ: 1 3 Г. 2) 1 2 - 1 = 1 1 Ответ: 1 1 Я. 3) Ответ: 4. Работа в группах 5. Работа в парах

Слайд 12

3) Белка подарила Маше 15 ягодок малины и 1 ягодку клубники. На сколько больше было малинок?

Слайд 13

Рабочий лист Оценка 1. Учебник: с. 55 № 3 2. Исправь ошибки Маши: 1 + 0 = 1 0 1 0 + 2 = 2 0 1 3 - 1 = 3 1 0 - 0 = 1 2 0 - 1 = 1 0 1 2 - 2 = 1 3. Запиши решение задач: 1) 3 + 1 0 = 1 3 Ответ: 1 3 Г. 2) 1 2 - 1 = 1 1 Ответ: 1 1 Я. 3) 1 5 - 1 = 1 4 Ответ: 1 4 Я. 4. Работа в группах 5. Работа в парах

Слайд 14

13 11 14

Слайд 16

Рабочий лист Оценка 1. Учебник: с. 55 № 3 2. Исправь ошибки Маши: 1 + 0 = 1 0 1 0 + 2 = 2 0 1 3 - 1 = 3 1 0 - 0 = 1 2 0 - 1 = 1 0 1 2 - 2 = 1 3. Запиши решение задач: 1) 3 + 1 0 = 1 3 Ответ: 1 3 Г. 2) 1 2 - 1 = 1 1 Ответ: 1 1 Я. 3) 1 5 - 1 = 1 4 Ответ: 1 4 Я. 4. Работа в группах 5. Работа в парах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление по теме : "Нумерация чисел больше 1000".в 4 классе

Эта презентация поможет провести урок-закрепление по теме "Нумерация чисел больше 1000" более продуктивно и интересно....

Конспект урока по математике в 1 классе по теме «Нумерация чисел второго десятка. Закрепление»

Целевые установки на достижение результатов:Личностные:  формировать положительное отношение к учёбе, готовность преодолевать школьные трудности, формировать интерес к математике, стремление к по...

Урок математики "Закрепление изученного по теме: числа от 1 до 20. Нумерация"

Урок математики проводился в 1 классе в конце 3 четверти по программе «Школа России».Форма проведения урока -игровая.Цели:   повторить  изученные приёмы  сложения и вычитания,...

Конспект урока по математике по теме "Нумерация чисел второго десятка. Закрепление»

Дети закрепляют знания нумерации и способы образования чисел  второго десятка, называют последовательность чисел от 1 до 10. сравнивают числа....

Конспект урока математики в 1 классе по теме " Закрепление пройденного по теме «Нумерация чисел в пределах 20».

Тип урока по целеполагании:  урок обобщения и систематизации знанийЦель урока:способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета.За  ...

Дидактические игры на уроках математики при изучении темы “Нумерация чисел в пределах сотни”

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся....