Тема: «Формулы. Формулы периметра и площади прямоугольника» 3 класс ( по учебнику Л.ГПетерсон )
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Данный конспект создан на основе сценарии уроков для начальной школы по программе «Учусь учиться», что способствует повышению интереса к уроку и качества образования, развитию личности, повышению эффективности контроля знаний, помогают уплотнить время урока, повысить его эффективность. Проекты, созданные ребятами, используются в качестве наглядных пособий на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozyaeva.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика 3 класс. Часть 2 уч. Козяева О.Б.
Урок № 30. ОНЗ
Тема: «Формулы. Формулы периметра и площади прямоугольника»
Цели:
-сформировать представление о формуле как равенстве, устанавливающем взаимосвязь между величинами.
- научить в простейших случаях выражать зависимости между величинами с помощью формул.
- познакомить с формулами периметра и площади прямоугольника.
-повторить и закрепить решение составных уравнений.
Оборудование: трафаретки , учебник, тетрадь, образец для 6-ого этапа.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
1.Самоопределение к деятельности (1-2мин)
Цель: создать мотивацию к включению в деятельность на уроке, определить содержательные рамки урока.
-Как вы понимаете пословицу: Краткость-сестра таланта.
-И мы на уроке сегодня научимся использовать краткие записи в математике.
-С каким настроением пришли на урок?
- Есть желание изучать дальше?
-Давайте построим ракету и отправимся добывать новые знания в галактику под названием Математика.
-Какие геометрические фигуры нам понадобятся?
( прямоугольник, квадрат, круг, треугольник)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности (4-5мин)
Цель: тренировать мыслительные операции, зафиксировать индивидуальное затруднение, возникающее при выводе формулы а=Р:2-в
1) 2*х=480 д:5=12
у-56=64 S=а*в
а=S:в 540:с=18
-Что общего в записях?
(это равенства, содержащие переменные)
2) –На какие группы можно их разбить?
( уравнения и не уравнения, дети могут сказать, что это формулы)
Ученик выходит к доске и переставляет карточки.
2*х=480 S=а*в
у-56=64 а=S:в
д:5=12
540:с=18
уравнения формулы
-Что называют уравнением?
( равенство с переменной, значение которой надо найти)
-Откройте тетради. Найдите корни уравнений и запишите в тетрадь ответы.
( 240 120 60 30)
-Что интересного вы заметили?
(числа расположены в порядке убывания, каждое следующее меньше предыдущего в 2 раза)
-Какое следующее число? 15
-Вернёмся к формулам. Что показывает первая формула?
( площадь прямоугольника, если известны стороны)
-А вторая?
(как найти сторону прямоугольника по площади и другой стороне)
-Чем формулы отличаются от уравнений?
( в уравнениях буквы обозначают некоторые числа, в в формулах_ значение величин)
-Для чего нужны формулы?
( они помогают при решении задач)
-Формула- это верное равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами.
3) -Запишите формулу, показывающую, как найти сторону прямоугольника по его периметру и другой стороне.
3.Постановка учебной задачи (4-5 мин)
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения, согласовать тему и цель урока.
-Запишите эту формулу на своих трафаретках.
-Покажите записи.
-Почему получились разные записи?
( нужной формулы нет в списке известных нам формул)
-Попробуем сформулировать цель урока: построить формулы зависимостей между сторонами, периметром и площадью прямоугольника.
-Определим тему: формулы периметра и площади прямоугольника.
Учитель вывешивает тему на доску.
4. Построение проекта выхода из затруднения (7-8мин)
Цель:организовать самостоятельное «открытие» детьми нового знания о формулах, зафиксировать новый способ действий в речи и знаково.
-С чего начнём? Будем чертить прямоугольник и введём обозначения.
Дети чертят прямоугольник в тетрадь и записывают рядом с ним обозначения.
а и в- длины сторон, S-площадь, Р- периметр.
-Давайте сначала разберёмся с формулой площади прямоугольника.
--Какого равенства недостаёт во втором столбике?
(в=S:а)
Учитель выставляет это равенство.
-Запишите в тетрадь три равенства рядом с чертежом прямоугольника.
S=а*в
а=S:в
в=S:а
-А как вы думаете, какое из этих равенств является основным.
(первое, его легче запомнить, а два другие получились из него по правилу нахождения множителя)
-Это первое равенство обведём в рамку. Учитель вешает первую формулу на доску.
-Что можно сказать об этих равенствах?
А=S:в
В=S:а
( длина стороны прямоугольника выражена через площадь и длину другой стороны)
-На языке математики прочитайте первую формулу.
(площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон)
-Когда удобно пользоваться такой формулой?
( если нужно найти значение площади)
-А что помогут вычислить две последние формулы?
( длину стороны прямоугольника)
- Прочитайте их на языке математики.
( длина стороны прямоугольника равна его площади, делённой на длину другой стороны)
-Молодцы!
-Запишите в тетради формулу, которая показывает, как связаны между собой периметр и стороны прямоугольника
-Что такое периметр?
Дети предлагают разные варианты этой формулы:
Р=а+а+в+в Р=а+в+а+в Р=а*2+в*2 Р=(а+в)*2
-Все эти варианты правильные
-Какую формулу удобно использовать при решении задач?
(посдледнюю)
-Обвели в тетради в рамку. Учитель вывешивает на доске эту формулу.
-На языке математике прочитайте эту формулу
(периметр прямоугольника равен сумме его длины и ширины, умноженной на 2)
-Итак, формулы вывели. Теперь решим проблему: найти сторону прямоугольника по его периметру и второй стороне.
-Пользуемся чертежом. Сумма длины и ширины-это половина периметра, а чтобы найти одну из сторон, из этой половины надо вычесть другую сторону
а=Р:2-в
или запись Р=(а+в)*2 напоминает составное уравнение. Можно букву а закрыть карточкой Х . Р=(Х+В)*2 ; Х+в=Р:2; х=Р:2-в
-Поставленная проблема разрешена.
-Теперь откройте учебник и сравните свои выведенные формулы с теми, что есть в учебнике.
5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин)
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
-Теперь потренируемся находить площадь и периметр. Что нам поможет7
( наши формулы)
-Выполним задание на стр.86 №1(а,б), №2
Ученики записывают решение в тетрадях, комментируя .
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5)
Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке
-Вы сумели вывести формулы для нахождения площади и периметра прямоугольника. Потренировались в решении.
-Я думаю. Что вы сможете выполнить задание сами.
№1(в). 2(б)
После учитель раздаёт готовые образцы решений.
-Проверьте работу. Кто допустил ошибку? Какую ошибку и почему?
-Кто выполнил задание правильно? Поставьте +.Кто доволен своей работой?
7.Включение нового в систему знаний и повторение (7-8 мин)
Цель: тренировать способность к решению уравнений
-Теперь порешаем составные уравнения.
-Что нам для этого нужно?
( алгоритм решения составных уравнений)
-Решите уравнение на стр.87 №7(а,б)
Один ученик работает у доски. Анализирует и решает уравнение. Остальные выполняют в тетрадях.
8.Рефлексия деятельности ( 2-3мин)
Цель: зафиксировать достижение поставленных целей, оценит собственную деятельность, обсудить д/з.
-Что такое формулы? Какие формулы выели на уроке? Прочитайте формулы.
Оцените свою работу на уроке. Д/З: придумать и решить задачу, аналогичную №1, №3 на стр.87.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: "Формулы периметра и площади прямоугольника"
Тема: Формулы периметра и площади прямоугольника.Цели: сформировать у детей понятие о формуле, учить записывать с помощью формул правила нахождения периметра, площади, выражать зависимость между велич...
Конспект урока: "Формулы периметра и площади прямоугольника"
Тема: Формулы периметра и площади прямоугольника.Цели: сформировать у детей понятие о формуле, учить записывать с помощью формул правила нахождения периметра, площади, выражать зависимость между велич...
Конспект урока математики по теме "Периметр и площадь прямоугольника.Закрепление"
Цели и задачи: 1. повторить и закрепить и расширить знания о прямоугольнике и квадрате; совершенствовать умение решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольников; продолжать формирование...
Математика, 2 класс, УМК "Перспектива", "Формулы периметра и площади прямоугольника"
Конспект урока...
самостоятельная работа по математике по теме "Периметр и площадь прямоугольника" 2 класс
В работе имеются геометрические задачи разных видов. Программа "Начальная школа ХХI века" 2 класс...
Презентация по математике на тему "Периметр и площадь прямоугольника" ( 3 класс)
Презентация на тему "Периметр и площадь прямоугольника" предлагается для проведения урока математики в 3 классе. Данная презентация предполагает более продуктивную работу на уроке. В ней есть задания ...
Конспект урока математики "Формулы периметра и площади прямоугольника" (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у детей понятия формулы, умений записывать с помощью формул правила нахождения периметра, площади; умение выражать зависимость между величинами; совершенствован...