Урок математики
план-конспект урока по математике на тему

Цыдыпова Ольга Николаевна

Математика 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issl._metod.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 «а» классе

Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади»

УМК «Школа России» ФГОС НОО

Цели урока: познакомить с понятием площадь фигуры; учить сравнивать фигуры, имеющие площади.

Задачи:

Обучающие:  дать первоначальное представление о площади прямоугольных фигур, познакомить с новой величиной – квадратным сантиметром.

Развивающие:  развивать логическое мышление, воображение; развивать коммуникативные качества, речь;

воспитывающие:  воспитывать умение общаться; воспитывать устойчивый интерес к занятиям математикой, желание учиться и делать открытия.

Планируемые результаты

Обучающиеся получат возможность:

- познакомиться с понятием «площадь», самостоятельно вывести единицу измерения площади – квадратный сантиметр,

- выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; рассуждать и делать выводы,

- выполнять задания исследовательского характера; работать в парах, слушать собеседника

и вести диалог; контролировать и оценивать свою деятельность и еѐ результат.  

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

 принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные УУД:

  1.выполнение  практических заданий и    вычислений, сравнивать геометрические фигуры

2.  применение методов информационного поиска

3. способность умения учащихся производить логические действия (анализ и сравнение)

Коммуникативные УУД:

 исполнить разные социальные роли: умение слышать и слушать

собеседника, выдвигать  свои гипотезы, вступать в диалог;

 участвовать в коллективном обсуждении;

 анализировать свои действия и управлять ими;

Работать в паре, договариваться друг с другом.

Личностные УУД:

понимают значение знаний для человека, проявляют

личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний,

способов действий, самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Методы обучения:  

проблемный, исследовательский, практический, анализ, сравнение,  обобщение.

Межпредметные связи: геометрия, литературное чтение, связь с жизнью.

Средства обучения:

 М. И. Моро, М.А. Бантова « Математика», учебник для  3 класса,

презентация, геометрические фигуры, мерки  для измерения площади.

Ход урока.

1Работа над многозначным числом 1643 (учитель - ученик )

Цель:1)  пропедевтика многозначных чисел;  

2) закреплять  умение находить периметр  прямоугольника.

2. Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в

пространство учебной деятельности на уроке.  

  Личностные УУД. Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Учитель:  

-Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (ответы детей)

2. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите , кто у нас  сегодня в гостях.

Слайд 1

(На слайде изображены весѐлые человечки:  Буратино, Незнайка, Самоделкин, Чипполино. )

 - Что вас удивило?  

 - У них в руках разные предметы.  У Буратино – гиря в 1кг, у  Самоделкина – банка ѐмкостью  1 литр,  Незнайка держит  линейку в 1 метр,   Чипполино держит конверт.

 - Для чего нужны эти предметы?

   - Для измерения величин.  

-Что измеряют с помощью гирь, банки в 1 литр, линейки?

Ответы детей: с помощью гирь измеряют массу, с помощью банки - емкость, с помощью линейки - длину.

Как вы думаете, с чем мы сегодня будем работать?

 Ответы детей: Мы будем работать с величинами.

       (Тема урока не сообщается, ученики будут формулировать ее в процесс исследовательской деятельности)

3. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2

1) Что лишнее?

а) длина          б) килограмм      в) квадрат  

аппетит               метр                     прямоугольник

масса                  сантиметр             куб      

Ответы учащихся.

а) Лишнее – аппетит. Дети высказывают свои мнения: аппетит  - это не математическое понятие. Длина, масса  -  величины. Величины  можно измерить, аппетит – не величина?

б) Лишнее – килограмм. Сантиметр, метр - единицы длины, а килограмм - единица измерения массы.

В) Лишняя фигура куб. Квадрат и прямоугольник – фигуры плоские. А куб - объѐмная геометрическая  фигура.

Слайд3

2) Сравните величины:

4 см 2 мм *   40 мм             60 см * 6 кг

70 мм     *  7 см                     1 м * 102 см

32 см * 3 дм 6 см                  25 см * 2 дм 5 см

  1 кг пуха * 1 кг железа

- Какой вывод можно сделать?

Ответы детей:  сравнивать только  можно величины в одинаковых единицах измерения. В третьем задании нужно сравнить  разные величины, поэтому ответ - нет решения. Невозможно сравнить разные величины:   длину  с массой.

  3) Работа в парах. Сравните фигуры по размеру. Детям предлагается сравнить 2 круга  разного радиуса,   две полоски разной длины, но одинаковой ширины.

 - Какой способ сравнения  вы использовали?

  -  Способ наложения.  

  Ответы: белый  круг больше, так как  красный круг весь помещается  внутри белого  круга.  

 - Коричневая  полоска длиннее  синей.  Еѐ длина такая же, как и длина синей,  и ещѐ несколько сантиметров. Это  видно на глаз.  

Вывод:   мы с вами изучили величины: длины, массы, ѐмкости,  единицы

их измерения.

 4. Возникновение интеллектуального затруднения;

Учебная задача. Самоделкин, Буратино, Чипполино решили купить

Незнайке ко дню рождения  шоколадку.  Выбор пал на две

Шоколадки: «Аленка» и «Альпен Гольд». Обе они имеют  прямоугольную форму.

-Какую шоколадку мы купим?

 - Давайте купим ту, которая больше.

  - Но какую?

Весѐлые человечки  не могли прийти к единому мнению. На глаз было

трудно определить, которая из них больше.  Помогите друзьям разрешить

спор.  

5. Осознание проблемы учащимися, ее словесное оформление.

 - Почему  весѐлые человечки не могут прийти к единому мнению?

- Возможно, они не знают, какую величину надо использовать.

  - А вы сможете выполнить сравнение?  

(Дети испытывают затруднение)

Сформулируйте проблемный вопрос.  

-  Какую величину  можно использовать для сравнения данных

геометрических фигур прямоугольной формы?

6. Поиск решения.  ( высказывания, по  поводу вариантов решения проблемы).  

Предположения  детей:

 - Может быть, можно наложить друг на друга.

 - Я думаю надо измерить длину и ширину.

 - Возможно, мы ещѐ не знаем эту величину.

7. Проверка высказанных гипотез, выделение и обоснование той из них,  которая является истинной в данной учебной ситуации.  Словесное оформление вывода и фиксация его (в  устной форме).

  - Способ наложения  не подходит.

  - По длине и ширине нельзя сравнить. Одна шоколадка шире и короче, а другая длиннее  и уже.  

-  Нужно сравнивать то место, что внутри прямоугольника.

  - Нужна новая величина для сравнения.

  Учитель подводит учащихся к тому, что нужно сравнивать место

внутри прямоугольника. Нужна величина, которая будет характеризовать больше или меньше места занимает фигура на плоскости.  Эта величина называется площадь.

- Как вы думаете, у новой величины будут другие единицы измерения или подойдут уже нам известные ? ( Выслушиваются мнения детей)

 - Кто из вас может сформулировать тему урока?

 -  Тема урока: «Площадь.  Единицы площади».  ( Формулируется  с

помощью учителя)

Физминутка.

8  Выведение единиц  измерения площади.

Практическая работа. У детей конверты с набором мерок  для измерения площади:  треугольники,  квадраты, круги, линейка и два прямоугольника  (шоколадки).

  Задача. Выберите мерку для измерения площади «шоколадок».

Работая в парах. Дети подбирают мерки и приходят к выводу, что удобнее всего площадь данных прямоугольников измерять квадратом.

 - Возникает новый проблемный вопрос? Кто сможет его озвучить?

Какой  длины  должна  быть сторона этого квадрата?

 - Возможно,  длина  его стороны 1см.

 Доказательство гипотезы:  длина стороны  в 1 см  - удобная длина,  на линейке есть деление, соответствующее 1см.

 - Как можно назвать мерку – квадрат  со стороной в 1 см.  

 - Сантиметр не линейный,  сантиметр… ?     -  

   - Квадратный.

Квадратный сантиметр – единица измерения площади.

Теперь вы сможете сравнить прямоугольники и помочь друзьям выбрать шоколадки?

 - Сравните два прямоугольника. Каким способом нужно  это сделать?

 - Нужно разбить каждый прямоугольник  на квадратные сантиметры.

Проверка работы.

- Большую площадь  имеет 2-й прямоугольник,  его площадь 30 кв. см.

Площадь 1-го  прямоугольника   - 28 кв. см.

 - Весѐлым человечкам нужно купить в подарок 2-ю шоколадку «Аленку»,  так как еѐ площадь больше.

 -Теперь вы догадались, что находится в конверте у Чипполино?

 (Новая мерка  - 1квадратный сантиметр).

Вывод: площадь  второй фигуры больше площади  первой  фигуры меньше,  так как внутри  второго прямоугольника  вмещается  больше квадратных сантиметров, чем внутри первого   прямоугольника.

  - С какой новой величиной мы познакомились?  

  - Какая единица измерения служит для измерения площади?

 - Чем отличаются  1 кв. см от 1 см?

 -   Где  полученные знания вы сможете применить на практике в жизненной ситуации? (Ответы детей: на уроках технологии  при конструировании  домиков, детских площадок,  в работе с тканью,  

бумагой…)

9. Первичное закрепление  (применение полученных знаний на практике).

Работа  по  учебнику. № 1, с. 57,   № 1,  с. 58. ( Задания  на  определение площади фигур, нахождение фигур  с одинаковой площадью, сравнение площадей.).

10.  Работа над пройденным материалом.

1) Решение задачи № 4, с 57.    

Коллективно обсуждается выбор модели задачи. Записывается  решение самостоятельно. Взаимопроверка.

2) Самостоятельная работа. Отработка вычислительных навыков № 2,

с.57. Решение уравнений способом подбора № 5.

3) Решение заданий повышенной трудности по выбору  учеников.

11. Выводы, обобщение.

Подведение итогов урока.  Рефлексия.

 Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов

деятельности своей и всего класса.

Коммуникативные УУД:  формулируют собственную позицию и мнение.

Личностные УУД:  осознают мотивацию учебной деятельности и

накопление опыта в нахождении площади фигур, использования знаний на

практике.

Регулятивные УУД:  самооценка деятельности на уроке.

Учитель:  

 -  Над чем работали на уроке?

-  Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке, пригодятся вам в

жизни или нет?

 - Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. У вас у каждого карточка с текстом, которая поможет сделать это.

Карточка.

Мои достижения на уроке:

• Сегодня на уроке я:

•Научился…

• Было интересно…

• Было трудно…

• Какие задания понравились больше всего…

• Мне показалось важным…

• Я понял, что …

- Какое задание больше всего понравилось?  Что было для вас сложным?

Кому помог товарищ – поблагодарите его улыбкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...