I. Самоопределение личности
| Проговаривают необходимость данного «багажа».
Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. | Организует проговаривание «багажа».
Организует проговаривание девиза урока.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
| 1. Проговаривание стихотворения: В дорогу мы возьмем багаж: Учебник, ручку, карандаш, Тетрадь и знаний саквояж. - Для чего они нам нужны?
2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
3. Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
| Проговаривают ответы.
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. | Организует актуализацию умений сравнивать величины, выражать меры длины.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | 1. Сравните: 12 см * 98 см 8 кг * 5 кг 81 дм * 81 кг 95 км * 95 г 50 см * 50 м 2. Выразите в см заданные меры длины: 1 дм, 1дм 2 см, 2 дм, 1 дм 5 см, 1 дм 9 см (№1, стр. 62) 3. Работая в группах, измерьте длину парты, длину доски, длину пола класса.
4. Что вы замечаете? (Разные версии – возникло затруднение).
5. Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?») | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
|
III. Постановка учебной задачи
| Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Формулируют учебную задачу. | Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | В каком месте возникло затруднение?
Почему возникло затруднение?
Как думаете, что нам необходимо выяснить на уроке? | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения .
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства. Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать. Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.
Выполняют задание на листочках.
Проговаривают тему урока.
Считают по стрелкам на слайде.
Т. к. в одном дм 10 см, то можно сложить 10 раз по 10
| Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником. Организует устранение затруднения.
Организует уточнение темы урока
Организует работу, сколько дм в 1м.
Организует работу, сколько см в 1м. | Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)
Какую цель ставим?
Наметим наш план действий: 1. Сами найдём способ 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Устраним затруднение. 4. Упражнение в новом действии.
Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель).
Сопоставление версий решения проблемы с учебником.
Устранение затруднения. Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм и см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения. Кто догадался, что это за единица измерения?
Какая тема урока сегодня? О чем пойдет речь?
Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром. Будем учиться сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах. Историческая справка. Метр – самая главная единица измерения. (Демонстрация метра). Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя - метрическая система мер. Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции. Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др.
В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).
Но это было очень неудобно… Подумайте, почему? Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок. Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах. Посчитаем вместе, сколько раз 1 дм вмещается в 1 м В тетрадях и на слайде запись: 1 м = 10 дм
Как посчитать, сколько всего см в 1 м? Посмотрите на линейку: сколько же см содержится в 1 метре?
1 м = 100 см
Обращаю ваше внимание еще раз на правильное написание слов: дециметр, сантиметр.
Чтение вывода по учебнику на стр. 62
| Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства.
Составляют равенство | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Фронтальная проверка. У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок (1 дм). Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы составить 1 м?
К доске выходят 10 человек, соединяют полоски, составляют 1 м.
Итак, 1 м = 10дм
Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный (для измерения досок, окон и др.), метр для шитья – им удобно снимать мерки.
Какие предметы удобно измерять с помощью метра? Работа с именованными числами. (Выразить в дм 6м, 9 м, 800 см, 400 см, выразить в м 70 дм, 200 см, 800 см, 50 дм, 300 см)
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?».
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Предлагаю самостоятельно заполнить таблицу по образцу. 2м=20дм=200см | *м= 60дм=*см | 3м=*дм=*см | *м=70дм=*см | 4м=*дм=*см | *м= *дм=800см | 5м=*дм=*см | *м= 60дм=900см |
Проверяем. Эталон для самопроверки
У кого всё правильно? У кого есть ошибки? В каком месте ошибки? В чём причина? Исправьте ошибки.
| Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности
| Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика). | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | Какую цель ставили? Достигли цели? Какая тема урока была?
Оцените свою работу на уроке, используя схему:
смог знаю я запомнил
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания). | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |