Конспект урока по математике для 1 класса « Измеряем длину в дм и см.»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Горюнова Виктория Викторовна

урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах

Цели:

- деятельностные: измерение длин предметов и отрезков в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах по схеме см= дм см, поиск ошибок в записи результатов измерения.

-содержательные: развитие умения измерять длину разных предметов, записывать результат измерения, используя различные единицы длины.

Совершенствование знаний нумерации чисел второго десятка.

Воспитание уважения к людям разных профессий,  показать важность точности измерения в разных профессиях и необходимость полученных знаний и умений в жизни

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

  1. Вхождение в контакт

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо прежде всего математику знать.
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка, друзья,
Где бы вам не пригодилась МА – ТЕ – МА – ТИ – КА!

Знайте ребята! От знаний зависят

Сила страны и здоровье людей.

Ум и смекалка, а главное точность.

Вот что в профессии каждой важней!

Сегодня ваш труд это учеба, но главная цель в жизни каждого человека это получение хорошей профессии. На этом уроке мы с вами докажем как в каждой профессии важна точность измерений, вычислений.

Встали у парт.

Готовы к уроку.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

2) Этап актуализации знаний

 Разминка ума.

 а) Всё что знаем, вспоминаем

Отгадайте:

Кто приносит нам газеты

 И от бабушки приветы?(слайд)

У почтальона задание разнести письма по квартирам (слайд)

 Перед вами ряд чисел, читаем.  10 11 12 14 15 16 18 19 20 .

Что заметили? В каких квартирах не получат писем? Выложите числа перед собой. Поднимите числа, которые пропущены.

Где находится число 13, между какими числами?  

Найдите число 17. Покажите предыдущее число, следующее за 17.

б) задание3 (с 79)

 Закройте глаза, сосредоточьтесь и будьте внимательны. Учитель читает текст.

Петя живет с родителями в доме номер шестнадцать. Восемнадцатого декабря Пете исполнится одиннадцать лет.

Откройте глаза, возьмите тетради, запишите в них ответы, если не сможете, поставьте знак «-»

-Сколько лет исполнилось Пете?

-Какого числа Пете будет 11 лет?

- Напишите номер дома, в котором живёт Петя.

-На каком этаже живет Петя?

Проверяем: На какой вопрос вы не смогли ответить?

Какие числа вы записали.

Запишите десятичный состав каждого числа.(слайд)

Нужна ли почтальону точность?

Мы продолжаем знакомиться с профессиями, в которых нужна точность. (слайд Столяр.) Чем занимается столяр?

 Важна ли в этой профессии точность?  Точность чего?

Почтальон

Нет чисел 13 и 17

12, 14

16, 18

Дети записывают в тетради ответы цепочкой

11

18

16

-

Последний

11=10+1

18=10+8

16=10+6

Измерений

– анализ, сравнение, обобщение,(П);

– использование знаково-символических средств (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3) Постановка учебной задачи

Учитель демонстрирует полоску бумаги и отрезок на бумаге.

-Вспомните, как можно определить какой предмет имеет большую длину?        

Представьте, что вам дали задание смастерить кормушку для птиц.(слайд)

Проверим, как вы умеете измерять предметы и строить отрезки с помощью линейки. Возьмите  линейки. Работать будете в парах. У вас на парте есть полоска бумаги и чистый лист. Договоритесь между собой, кто из вас будет работать с полоской бумаги, а кто выполнять задание на листе.

С помощью линейки и числа лет Пети один из вас должен начертить отрезок на бумаге, другой отмерить на полоске. Длины полоски и отрезка у вас должны быть одинаковыми.

Как вы проверите правильность выполнения своей работы?

У всех ли в парах совпали длины полоски и отрезка? Покажите сигналами.

Наложением

Дети в парах договариваются, кто какую работу будет выполнять.

Наложением

Индивидуальная работа с полосками и  листом бумаги. Затем сравнивают свои отрезки.

Показывают «+», т.е. длины совпали.

4) Этап выявления места  затруднения, постановка учебной задачи

Мы вспомнили, что для измерения длины используют специальный инструмент – линейку, на которой заранее отмечены мерки.

А ещё мы же познакомились и сами смастерили мерки  дм и см. Что такое дециметр?(слайд)

Рассмотрите отрезок красного цвета.  Измерьте его длину с помощью моделей дециметра и сантиметра. Сколько раз уложился дециметр?

Еще раз можно уложить дециметр?

Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка?

 Сколько раз уложился сантиметр?

Длина этого отрезка 1 дм 2 см.

Какова общая длина отрезка?

Догадайтесь, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

1дм=10см. 10см – это 1 дес. см или  1 дм.

Один раз.

Нет, он не умещается.

Сантиметром

2 раза.

12 см

Сегодня на уроке мы узнаем, как измерять длину и записывать её в дм и см

– подведение под понятие (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

5) Этап построения проекта выхода из затруднения.

1. Работа над новым материалом.

-Я вам показываю одну из картонных полосок, а вы измеряете её длину. Как будете измерять длину мерками или линейкой?

Покажите результат с помощью чисел. Запишите в тетрадь с помощью дм и см.

Учитель показывает вторую полоску.

Представьте полученные данные в виде дм и см

На доске рисунки людей следующих профессий: швея, строитель. Что объединяет людей этих профессий.      

Точность измерений нужна и нам, как вы думаете где?

2. Физкультминутка

Упражнение на внимание. Учитель показывает движения, дети за ним повторяют. Затем вводится запретное движение «руки вверх не поднимать», и упражнения за учителем повторяются ещё раз.

13 см = 1дм 3см

14см = 1дм 4см

Их объединяет необходимость точности измерений.

– моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– подведение под понятие                (П)

6) Этап первичного закрепления

А сейчас потренируемся в использовании единиц длины при измерении разных объектов.

Откроем учебники на стр 78.

Работаем в парах

Вспомните правила работы в паре:

Договориться, кто чем будет измерять

Выслушать мнение друг друга.

Не спорить зря, а стараться понять друг друга.

Объясните, как точнее измерить длину каждой цепочки?

Договоритесь, кто чем будет работать? Жду показа готовности!

Две цепочки измеряют под руководством учителя, а дальше самостоятельно в парах.

-Проверяем. Оценим работу знаками: «+» и « - ».

 запись на доске:

14 см=1дм4см            15см=1дм5см

10см=1дм                   13см = 1дм Зсм

16 см = 1 дм 6 см

А в профессии учителя так ли важна точность. Почему?

- Как вы думаете, а можете ли вы сами выступить в роли учителя? Найдите ошибки в работе Пети. Как вам удобнее работать?

Проверяем: Какие ошибки допустил Петя? Трудно ли было найти эти ошибки.

Учащиеся объединяются в пары и показывают свою готовность

Проверяют с образца

Поднимают таблички со знаками  +    -

15 см = 1 дм 5 см

10 см = 1 дм

– моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– подведение под понятие (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работаем в тетради с.21 (урок33). Какое задание вам нужно выполнить?

 Подумайте и покажите знак «+», кто уже может самостоятельно измерять длину предметов и записывать результаты. Вы работаете самостоятельно.

 Подумайте и покажите знак, те, кто сомневается ещё в своих силах , кто дальше может продолжить самостоятельно?

 ( остальные ученики работают с учителем)

Проверяем: чему равна длина ручки, карандаша, кисти?  Людям каких профессий принадлежат эти вещи?

рассматривается запись результатов измерения

13см, 12см, 11см

– извлечение из текстов необходимой информации (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Какими единицами измерения длины мы пользовались на уроке?

А для чего нужны разные единицы измерения длины?

Молодцы! А сейчас я проверю, как вы запомнили изученные на уроке единицы длины и научились работать с ними.

Соедините точки одинакового цвета. Измерьте длины отрезков. Вставьте пропущенные числа.

Проверьте себя по ключу.

6см        10см=1дм

5см        14см=1дм4см

Кто успел выполнить всё и правильно- покажите знак.

Дециметр и сантиметр

Чтобы точно измерить длину предмета

задание №2 , с 21 в тетради

Взаимопроверка (если выполнено верно, поставить «+»

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– использование знаково-символических средств (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

9) Этап рефлексии учебной деятельности.

Вы  очень хорошо сегодня потрудились.

Оцените свою работу с помощью светофорчика: зелёный – мне всё понятно, жёлтый – испытывал затруднение, красный – было очень трудно.

Чтоб уметь все делать ловко,

Нам нужна во всем сноровка.

Нужно многому учиться,

Постараться не лениться,

И тогда хорош финал:

Станешь ты – профессионал.

 Дома я вам предлагаю вместе с родителями выполнить следующие задания: Узнайте, как вашим родителям в их профессии помогает точность вычислений, измерений; измерьте ширину вашей любимой книги и запишите результат измерения так, как мы учились записывать на уроке. А завтра вы поделись с друзьями своими результатами измерений.

Оценивание своей деятельности с помощью сигнальных карточек

– рефлексия способов и условий действия (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по математике 1 класс "Величины.Длина"

Урок проведён в технологии деятельностного метода в 1 классе по программе "Перспектива" учебник Петерсон....

урок по математике 4 класс "Единицы длины"

Данный урок по программе "Школа России"...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Конспект урока по математике 3 класс "Вычисление площади прямоугольника по длинам его сторон"

Конспект урока по математике 3 класс "Вычисление площади прямоугольника по длинам его сторон", соответствует ФГОС...

Конспект урока по математике 1 класс, школа россии, «Длиннее, короче, одинаковые по длине»

конспект урока по математике 1 класс, школа россии, «Длиннее, короче, одинаковые по длине»...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ 2 КЛАСС ТЕМА: «ДЛИНА ЛОМАННОЙ. ПЕРИМЕТР»

Цель: учить детей находить длину ломаной; периметр многоугольникаЗадачи: Познакомить уч-ся с понятием «длина ломаной», «периметр многоугольника».Уточнить понятие «ломаная...