Внеурочное занятие. Аппликация из кругов.
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему
Цель: развитие умений использовать математические знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanitiya_applikatsiya_iz_krugov.docx | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Практические задания. Аппликация из кругов.
Цель: развитие умений использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
- совершенствовать навыки выполнения технологических операций: построение окружности, разметки и вырезания деталей по криволинейному контуру;
- формирование знаний о мотивах и видах орнаментов;
- научить составлять ритмичные орнаменты из геометрических фигур;
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие математической речи;
- воспитание стремления к расширению математических знаний.
Межпредметные связи: математика, технология, изобразительное искусство, литература.
Материалы и оборудование к уроку.
Для учителя: предметный ряд – русская народная рубаха, полотенце (рушник); презентация об орнаментах и русском народном костюме, подборка музыкального фона.
Для учащихся: циркуль, линейка, ножницы, цветная бумага.
Ход занятия
Задачи этапа занятия (виды работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
I. Орг. момент | |||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | – Ребята, посмотрите на свои руки. Они большие, сильные у мальчиков, а у девочек – нежные и ласковые. Ваши руки могут все: обнять друга и помочь товарищу, покормить голодного котенка и приласкать щенка, они могут сделать красивую вещь. Какие добрые и умные руки. Сильные руки не бросятся в драку. Добрые руки погладят собаку. Умные руки умеют лепить. Чуткие руки умеют дружить. – И сегодня на занятии предлагаю вам поучить наши руки делать красивые и полезные вещи. | Включаются в учебную деятельность. | Личностные УУД: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Вводная беседа. Формулирование темы урока, постановка цели | |||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. Сформировать понятие «орнамент»; углубить знания о народных костюмах; способствовать развитию художественно – образного, мышления; долговременной памяти; устной речи; пространственного воображения. Способствовать воспитанию интереса к народной культуре и традициям своего и других народов | Организует формулирование темы и цели урока, обозначает основные образовательные задачи, выясняет практическую значимость изделия; сообщает новые знания, используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами; углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу иллюстративным материалом, организует детей на самостоятельный поиск информации. - К нашему занятию я принесла из дома ценные вещи. Отгадайте какие. Говорит дорожка – Два вышитых конца: «Помойся хоть немножко, Чернила смой с лица!» (Полотенце) – Ребята, а вот вам еще загадка: Один вход, три выхода. (Рубаха). Посмотрите внимательно на эти предметы, скажите, что их объединяет? (орнамент) - Что такое орнамент? Орнамент – в переводе с латинского языка означает «украшение». Орнамент – узор, построенный на ритмичном чередовании и организованном расположении элементов. Орнамент состоит из отдельных обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) – это отдельный элемент, без которого нет орнамента. В зависимости от мотивов орнаменты делятся на такие виды: · геометрические – простые кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты; · растительные – цветы, листья, ветки; · зооморфные – животные, птицы, рыбы; · антропоморфный – стилизованное (упрощённое) изображение силуэтов, людей; · предметный – изображение предметов быта, орудий труда, отдыха, атрибутика театрального искусства, музыкальных инструментов; · каллиграфический – образуется из отдельных букв или элементов текста; · пейзажный – реалистическое или стилизованное изображение мотивов природы, архитектурных памяток; · геральдический – это композиция с изображением гербов, орденов, медалей, эмблем, значков. – Какое основное назначение орнамента? (Украшение поверхности предмета). На языке орнамента можно рассказать многое: где живёт человек, какие животные его окружают, какие растения растут в его местности. И орнаменты у каждого народа разные. Для русского народного орнамента характерна смешанность мотивов. Орнамент мог быть геометрическим, растительным, изображать животных, птиц, человеческие фигуры. - Как выдумаете, под каким номером геометрический орнамент? – Почему он так называется? (Состоит из геометрических фигур). Каждый символ орнамента несет свое значение. Например, геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Крестики, кружки – знаки, олицетворяющие огонь и солнце. - Где можно увидеть орнаменты? (Одежда) - Из чего состоял русский народный костюм у женщин, у мужчин? Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще кокошник, сорока. Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. У мужчин костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. - Сформулируйте тему урока. - Сегодня на уроке мы будем украшать народный головной убор девочек – повязку-ленту или пояс мальчиков. - Какие фигуры будете использовать для украшения, отгадайте загадки: Прикатилось колесо, ведь похожее оно, Как наглядная натура лишь на круглую фигуру. На фигуру посмотри и в альбоме начерти. Я фигура – хоть куда, очень ровная всегда, Все углы во мне равны и четыре стороны. Потому что я…. (квадрат) - Какую геометрическую фигуру называют кругом? - Каким инструментом воспользуетесь? - Расскажите об устройстве циркуля. - Восстановите алгоритм построения окружности: 1. Отметьте на листе бумаги точку и назовите её буквой О. 2. Возьмите циркуль, раздвиньте «ножки» циркуля на расстояние равное радиусу окружности. 3. Поставьте иголку циркуля в точку О, 4. Проведите замкнутую линию. - Какие инструменты будут необходимы для построения треугольников и прямоугольников. – В какой технике мы будем сегодня работать? (В технике аппликация). | С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости изделия. Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли; Познавательные УУД: производить логические мыслительные операции - анализ, сравнение; добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. |
III. Подготовка к практической работе | |||
Закрепить навыки анализа конструкции изделия; планирования работы. | Показывает образец изделия; определяет его назначение, конструкцию: количество частей, деталей, способы их соединения; выявляет материалы, инструменты и приспособления; составляет краткий план работы; проводит физминутку. - Составим план работы Планирование работы. 2. Начертить при помощи чертежных инструментов геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). – Какие инструменты помогут нам сегодня на уроке? – Ребята, давайте вспомним правила безопасной работы с клеем, циркулем и ножницами. – А теперь за дело! Я предлагаю превратить наш класс в мастерскую. А нам стать мастерами-умельцами. Физминутка. | Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме, составляют план практической работы, выполняют физминутку | Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий |
IV. Организация рабочего места | |||
Закрепить навыки организации рабочего места; выявить знания о правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены | Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений. Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами. | Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. | |
V. Практическая работа | |||
Закрепить навыки выполнения работы по плану; совершенствовать навыки выполнения технологических операций: построения геометрических фигур и вырезания деталей по криволинейному контуру; склеивания. Способствовать воспитанию общей культуры труда; технологической культуры; художественно - эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. | Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж; предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит пооперационный контроль. | Выполняют практическую работу самостоятельно и под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту. | Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки; выполнять практическую работу по плану; предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций. |
VI. Подведение итога урока. Рефлексия. | |||
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности | Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; выясняет, что узнали нового на занятие, чему научились, где в дальнейшем можно применить полученные знания и практические умения. Организует самооценку учебной деятельности. | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности | Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
VII. Уборка рабочих мест | |||
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место | Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах, организует дежурных на уборку мусора и сбор раздаточного материала. | Наводят порядок на рабочем столе | Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аппликация из кругов
Презентация для урока технологии 2 класс...
Конспект внеурочного занятия "Математика и конструирование" для 2 класса (для УМК ПНШ). Тема "Окружность, круг"
Конспект внеурочного занятия по теме "Окружность, круг" разработан для обучающихся 2 класса (УМК ПНШ). Целью занятия: учить различать геометрические фигуры. В ходе занятия обучающиеся учатся пользоват...
Конспект внеурочного занятия "Математика и конструирование" для 2 класса (для УМК ПНШ). Тема "Окружность, круг"
Конспект внеурочного занятия по теме "Окружность, круг" разработан для обучающихся 2 класса (УМК ПНШ). Целью занятия: учить различать геометрические фигуры. В ходе занятия обучающиеся учатся пользоват...
Конспект и презентация внеурочного занятия по математике "Деление круга на части"
Тема занятия: Деление круга на 6 частей.Тип занятия: «открытие» нового знания.Форма проведения: практическое занятие.Цель занятия: овладеть практическими навыками деления круга на 6 ...
Методическая разработка для урока технологии, ИЗО или внеурочного занятия. Раздел "Объемная аппликация". Тема «Изготовление объемной портретной аппликации. Панно».
Методические материалы содержат план-конспект занятия, технологическую карту, инструкционную карту, шаблоны и демонстрационный материал.Межпредметные связи: ИЗО, технология, окружающий мир, информатик...
План- конспект внеурочного занятия "Танец и круг"
Создать условия для воспитания у детей интереса и любви, погрузить детей в атмосферу игрового творчества, развить зрительную память, пространственную ориентировку, координацию движений, во...
Внеурочное занятие аппликация из ладошек "Лебедь" 1 класс
Внеурочное занятие для 1 класса аппликация из ладошек...