Сценарий урока по математике в 4 классе "Прикидка результатов арифметических действий"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Корбут Антонина Анатольевна

Сценарий урока по математике в 4 классе "Прикидка результатов арифметических действий". Программа Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass.docx72.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 492 г. Москвы

Конспект урока

по математике в 4 классе

Тема:

Прикидка результатов арифметических действий

Учитель начальных классов:

Корбут Антонина Анатольевна

Тема урока: Прикидка результатов арифметических действий

Образовательная система (УМК): Перспектива

Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию умения прикидки результатов арифметических действий

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать умение прикидывать результаты арифметических действий с помощью округления;
  • Тренировать вычислительные навыки.

Развивающие:

  • Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать полученные знания;
  • Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи
  • Развивать устную речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слышать и слушать учителя и своих одноклассников
  • Прививать любовь к математике.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • Определять общие для всех правила поведения;
  • Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные результаты:

  • Планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов;
  • Работать со знаково-символическими средствами;
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные результаты:

  • Формировать умение прикидывать результаты арифмитических действий;
  • Совершенствовать вычислительные навыки;
  • Способствовать развитию математического и логического мышления.
  • Умение  выполнять  устно  и  письменно  арифметические  действия  с числами.

Средства обучения: учебник УМК «Перспектива» «Математика» 4 класс 1 часть Л.Г. Петерсон.

Литература:

Учебник – Петерсон Л.Г. Математика, 4 класс, 1 часть – М.: Просвещение, 2013 – 144с.;

Методическое пособие для преподавателей и студентов Н.К. Булычева, Е.С. Колокольчикова, В.А. Федотова Практика «Пробные уроки и занятия»;

Рабочие программы - Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Математика. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы – М.: Просвещение, 2013 – 176с.;

Интернет – ресурсы;


Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. (5 мин).

Создать мотивацию к учебной деятельности посредством организации осознания ими необходимости самостоятельного исправления ошибок;

Провести устный счет.

Наведите, пожалуйста, порядок на партах, встаньте ровно, чтобы я видела вашу готовность начать урок. Садитесь. Перед началом работы, давайте немного посчитаем.

Устный счет

Найти произведение чисел 15 и 3 (45)

Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое 48, а разность 22? (70)

На сколько 53 больше 26? (27)

Чему равен делитель, если делимое 180, а частное 2? (90)

Какое число вычли из 82 и получили 47? (35)

Найти частное чисел: 51 и 17. (3)

Первое слагаемое 46, второе слагаемое 54. Найти сумму. (100)

96 уменьшить в 8 раз. (12)

120 увеличить в 6 раз. (720)

Самостоятельная работа (устный счет)

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (3 мин).

Актуализировать у учащихся понимание границ выражений.

Зафиксировать затруднение в пробном учебном действии.

Ребята, откройте ваши учебники на странице 28, найдите номер 1(а). Прочитайте задание. Читает ученик. Для того, чтобы доказать, что Вера ошиблась, нам нужно решить это выражение. Что нам нужно определить, чтобы получить, скорее всего, верный ответ? (определить границы выражения). Но можно сделать гораздо проще, чтобы получить правильный ответ.

Беседа

  1.  Построение проекта выхода из затруднения. (10 мин).

Актуализировать у учащихся понимание границ выражений, научить прикидке.

В жизни часто бывает удобно использовать не точные, а приближенные значения чисел. Например, мы говорим, что в Москве проживает 10 млн. человек, а в Праге — 2 млн. И хотя эти данные не являются точными, они вполне достаточны, чтобы оценить соотношение между числом жителей этих городов: в Москве проживает примерно в 5 раз больше людей, чем в Праге. Решая примеры, полезно сначала прикинуть, какой будет ответ.   Для этого нет необходимости искать "границы" выражений. Можно сделать прикидку намного проще. Сегодня мы с вами этому научимся. Откройте ваши учебники на странице 28 и прочитайте тему урока. (Ученик читает вслух).

Найдите третий абзац в рамке и прочитайте задание. (Ученик читает вслух). Записываю задание на доске. Сделаем прикидку. Чтобы быстро ответить на этот вопрос заменим компоненты данного выражения близкими по значению круглыми числами. 11 628 — это примерно 12 000, а 38 — это примерно 40. Каково частное выражения 12 000:40? (300). Значит, скорее всего, прав Коля: у него получилось 3 сотни, а не 3 десятка и не 3 тысячи. Что нужно сделать для более точной проверки? (Для более точной проверки достаточно умножить 302 на 38). Обращаю внимание на знак при прикидке, который обозначает «приближенно равно».

Объяснение, беседа

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин).

Уточнить алгоритм выполнения прикидки.

Давайте выполним задание 1(а), используя прикидку. Кто готов выполнить это задание на доске? (Выполняет ученик, проговаривая алгоритм решения).

Заменим компоненты данного выражения близкими по значению круглыми числами.

248*702=200*700=140000

Беседа

  1. Физминутка. (1 мин).

Организовать деятельность учащихся по выполнению физических упражнений

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, 2 – нагнулся,  3 – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на  мысочки  встать.

Рассказ

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин).

Для учащихся

организовано выполнение упражнений из учебника.

А сейчас мы сыграем в игру «Головоломки Стивенса». Упражнение 2, давайте прочитаем задание. Ученик читает. У вас есть ровно одна минута!

Спустя минуту выслушиваю ответы, выбираю ученика, который вычислил неверно, вызываю к доске на решение номера, используя прикидку.

1)900 000-600 000=300 000 (нет)

2)70 000+4 000=74 000 (нет)

3)26 000:50 000=520 (да)

4)300*500= 150 000 (нет)

Беседа, самостоятельная работа

  1. Включение в систему знаний и повторение. (15 мин).

Тренировать выполнение прикидки результатов арифметических действий.

Посмотрите на упражнение 3 на странице 29. Нам необходимо сначала прикинуть ответ, а затем вычислить. Дети выходят по очереди к доске, выполняют прикидку, а затем вычисления, остальные в тетради.

ГДЗ Математика. 4 класс. Петерсон Л. Г., Задание 3

Посмотрите на упражнение 4 на странице 29. Нам необходимо сначала прикинуть ответ, а затем вычислить. Дети выходят по очереди к доске, выполняют прикидку, а затем вычисления, остальные в тетради.

ГДЗ Математика. 4 класс. Петерсон Л. Г., Задание 4

Беседа, самостоятельная работа

  1. Рефлексия. (1 мин).

Соотношение цели и результата учебной деятельности и формирование цели дальнейшей деятельности.

Итак, что необходимо сделать, чтобы выполнить прикидку?

Заменить компоненты данного выражения близкими по значению круглыми числами.

Все верно, молодцы. Запишите домашнее задание: №8 стр 29, №12 стр 30.

Беседа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 1 класс: «Изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения компонентов»

Цель данного урока – формировать умения устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения, закрепить навы...

Урок по математике в 3 классе "Арифметические действия над числами"

Урок "Арифметические действия над числами" в 3 классе разработан для повторения пройденного материала....

Технологическая карта урока по математике по теме "Четыре арифметических действия" (прием письменного деления на однозначное число)

Цель данного урока:развивать умение составлять алгоритм письменного деления на однозначное число (в столбик), когда число единиц высшего разряда делимого меньше делителя,решать задачи,объяснять вернос...

Технологическая карта урока математики по теме «Прикидка результатов арифметических действий»

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о прикидки результатов арифметических действийЗадачи урока:Дидактические:1. Формировать умение прикидывать результаты арифметических действий с пом...

Технологическая карта урока математики, УМК "Перспектива", 4 класс, тема: "Прикидка результатов арифметических действий"

Цель урока: способствовать формированию представления о прикидке результатов арифметических действий, развитию умения составлять алгоритм прикидки результатов арифметических действий, переходя от оцен...