Рабочая программа кружка по математике 1 класс " Умники"
рабочая программа по математике на тему
Данная программа направлена на обще-интелектуальное развитие учеников 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_1_klass.docx | 44.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА УЧПИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю
учителей естественно-научного цикла Заместитель директора по ВР Директор МБОУ СОШУчпили Руководитель МО
_____________ Фархутдинова А.А. _____________ Шарипова Р.А _____________Фазлетдинова Л.Р. 30.08.2017 г. № 80 от 31 августа 2017г.
№ 1 от 30 августа 2017 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники»
на 2017-2018 учебный год
Направление внеурочной деятельности: общеинтелектуальное
Класс: 1
Общее количество часов: 33
Количество часов в неделю: 1
Программа: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.-М.:Просвещение, 2011.
.Учитель:Нургалиева Айгуль Дамировна
1.Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Умники» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы заключается в том, что обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Цель программа внеурочной деятельности по математике « Умники» -развивать математический образ мышления.
Цель конкретизирована следующими задачами:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса. ценностные ориентиры.
Программа данного кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов .Актуальность программы «Умники» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь).. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
-решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
-устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
-строить логическую цепь рассуждений;
-выдвигать гипотезы;
-составлять задачи-шутки, магические квадраты;
-читать графическую информацию;
-находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
-анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
-различать существенные и несущественные признаки.
-отличать кривые и плоские поверхности;
-доказывать способ верного решения.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
4.Содержание учебного предмета,курса
Пространственные и временные представления (9ч).
Ребусы.
Загадки-смекалки.
Логические задачки
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число О. (14).
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .
Состав чисел 2, 3,4, 5,6,7,8,9. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Математика вокруг нас ( 10)
Величины: длина, масса, объем.
Волшебные цифры. Римская нумерация.
Алфавитная нумерация
Единицы измерения времени.
История часов
Ученые математики. Интересные задачки.
Математический КВН.
5.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во ча-сов | Дата проведения | ТСО, ИКТ, наглядность | Характеристика основных видов деятельности обучающихся. | |
По кален дарю | Факт. | |||||
1-2 | Вводное занятие «Математика – царица наук». Свойства предметов. |
2 | 5.09 12.09 | Тетрадь в клетку; Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка. | Называть свойства предметов, форму предметов, изменять цвет , форму, размер.Раскрашивать геометричемкие фигуры, сохраняя закономерность. Раскрашивать фигуры по образцу. Находить правило и заполнять схемы. | |
3-4 | «Фея Математики» Решение занимательных задач в стихах. Большие и маленькие предметы. Группы предметов. Сравнение групп предметов. | 2 | 19.09 26.09 | Наборы геометрических фигур. Тетрадь в клетку; Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка. | Изменять предметы: уменьшать и увеличивать, показывать стрелками последовательное уменьшение или увеличение. Находить общее свойство группы предметов. Сравнивать группы предметов. Находить различия. | |
5-6 | «Фиксик идет на помощь» Сложение групп предметов. | 2 | 3.10 10.10 | Счётные палочки. Наборы геометрических фигур. Набор фигур животных . | Воспроизводить смысл действия сложения, уметь записывать выражения. Распознавать геометрические фигуры. Читать примеры на сложение разными способами, в том числе и использую названия компонентов сложения. Записывать сложение с помощью знака «+» | |
7-8 | Учимся отгадывать ребусы Вычитание групп предметов. Знак «-» Связь между сложением и вычитанием. Выше, ниже. | 2 | 17.10 24.10 | Счётные палочки. Наборы геометрических фигур. Набор фигур животных . | Рассуждать о математическом смысле действия вычитания,. Читать примеры на вычитание разными способами, в том числе и использую названия компонентов вычитания. Записывать вычитание с помощью знака «-» | |
9-10 | Загадки- смекалки. Порядок.. Связь между сложением и вычитанием. | 2 | 7.11 14.11 | Счётные палочки. Наборы геометрических фигур. Набор фигур животных | Перечислять предметы в заданном порядке. Читать примеры на сложение и вычитание разными способами, в том числе с использованием названия компонентов сложения и вычитания. Записывать взаимосвязь между сложением и вычитанием в знаковой форме. Моделировать пространственно-временные отношения использовать в речи слова «раньше» - «позже» | |
10-11 | Магия чисел. Наука нумерологии .Один - много. На, над, под. Перед, после Занимательные задачи. Магия чисел -1, 2,3, 4 | 2 | 21.11 28.11 | Счётные палочки. Наборы геометрических фигур. | Моделировать понятие о пространственных отношениях «на», «над»,«под», «вперед»,«назад», «внутри»,«справа», «слева»,«посередине»,«вне», «между». Знать состав чисел 1,2.3,4. | |
12-13 | Магия чисел 5. Числовой отрезок. Числа 1-5 | 2 | 5.12 12.12 | Числовые веера. Счётные палочки. Линейка. | Моделировать представление о числовом отрезке и способе решения с его помощью числовых выражений типа 2+1, 2-1. Характеризовать свойства шара, конуса, цилиндра, различать формы данных фигур в предметах окружающего мира.. Складывать и вычитать в пределах 5, разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке. Использовать знаки сравнения . | |
14-15 | Магия числа– 6 Точки и линии. Компоненты сложения. Ломаная линия. Многоугольник | 1 | 19.12 26.12 | Числовые веера. Счётные палочки. | Характеризовать состав числа 6, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6,на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка. Представлять отрезок как самую короткую линию, соединяющую две точки. Моделировать состав чисел в пределах 6, выполнять сложение и вычитание в пределах 6. | |
16-17 | «Магия числа-7» Отрезок и его части. | 2 | 16.01 23.01 | Числовые веера. Счётные палочки. | Исследовать состав числа 7, способы его получения.Использовать математическую терминологию. Выполнять сложение и вычитание в пределах 7. | |
18-19 | «Магия числа-8» Задачи в стихах. | 2 | 30.01 6.02 | Числовые веера. Счётные палочки. | Исследовать состав числа 8, способы его получения.Использовать математическую терминологию. Выполнять сложение и вычитание в пределах 8. | |
20-21 | Магия числа -9 Сложение и вычитание в пределах 9. Зависимость между компонентами сложения и вычитание | 2 | 20.02 27.02 | Числовые веера. Счётные палочки. | Моделировать состав числа 9, способы его получения, уметь писать цифру 9. Давать определения названия компонентов сложения и вычитания. Выполнять сложение и вычитание в пределах 9. | |
22-23 | Магия числа «О» Кубик-рубик Равные Фигуры | 2 | 6.03 13.03 | Исследовать ситуации , в которых фигурирует пустое множество. Разбивать фигуры на части, а также составлять фигуры из частей. Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам Выполнять сложение и вычитание в пределах 9. Иметь представление о головоломке «Кубик Рубика» | ||
24 | Волшебные цифры. Римская нумерация. Алфавитная нумерация | 1 | 20.03 | Характеризовать цифры и числа, различны системы нумерации. Проводить вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым. | ||
25 | «Помоги Незнайке» Решение задач. | 1 | 3.04 | |||
26-27 | Математика вокруг нас. Величины. Длина.Масса. | 2 | 10.04 17.04 | Находить геометрические величины разными способами и измерять их (на примере понятия длины) Исследовать представление о массе и её измерении. Знать единицы измерения массы (фунт, пуд,килограмм). | ||
28 | «Поможем Вопросику» Величина :Объем | 1 | 24.04 | Иметь представление об объёме (вместимости) тела и их измерении (на примере понятия длины) Различать единицы измерения объема (ведро, бочка,литр). Измерять объем с помощью различных единиц измерения. | ||
29. | Единицы измерения времени. История часов | 1 | 8.05 | |||
30 | Математический КВН. | 1 | 15.05 | |||
31 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | 22.05 | |||
32 | Ученые математики Интересные задачки | 1 | 24.05 | Иметь представление о ученых математики. | ||
33 | Круглый стол «Подведем итоги». | 1 | 24.05 |
6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд:
1.Примерные программы по учебным предметам. Начальня школа.- М.: Просвещение, 2011.
2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
3. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100
5.Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).
6.Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).
7.Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел.
8.Объекты (предметы для счёта).
Методические пособия:
Технические средства обучения:
1.МР-3 плеер
4.Принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...
Рабочая программа кружка по математике "Умники и умницы"
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно тематическое планирование...
рабочая программа кружка "Занимательная математика" 1- 2 класс
Программа способствует развитию познавательных навыков....
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
Рабочая программа кружка"Эрудит" 4 класс математика
Пролграмма направлена на развитие математических способностей учащихся 4 класса....
Рабочая программа кружка "Юные умницы и умники"
Программа кружка, созданная на основе развивающего курса учебно-методического комплекса Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», представляет с...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...