Рабочая программа кружка по математике "Умники и умницы"
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) по теме

Шляхова Нина Иннокентьевна

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnicy.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       «...Только то обучение является хорошим,

                                                   которое забегает вперед развития»

 Л.С.Выготский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 2 класса в возрасте 7-9 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год). Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Название программы: Программа «Умники и умницы» для развития математических способностей учащихся.

Цель: привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике

             Задачи:

  1. создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  2. развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  3. развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  4. повышение математической культуры ученика;
  5. воспитание настойчивости, инициативы.

        

Организация работы кружка.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре,  а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

Основные требования к программе кружка:

  1. связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
  2. использование занимательности;
  3. использование исторического материала;
  4. решение нестандартных, олимпиадных задач;
  5. учет желаний учащихся;
  6. наличие необходимой литературы у учителя.

Методы работы:

- упражнения,

               - беседа

               - блиц-турниры

               - дидактические игры

Основные виды деятельности учащихся:

  1. решение занимательных задач
  2. оформление математических газет
  3. участие в математической олимпиаде, международной игре    «Кенгуру»
  4. знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  5. проектная деятельность
  6. самостоятельная работа
  7. работа в парах, в группах
  8. творческие работы
  9. экскурсия

Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

Основные формы проверки знаний:

- тестирование;

- личная олимпиада;

- математические соревнования

           Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  1. развитие личности ученика, его творческого потенциала;
  2. развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Принципы программы:

  1. Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
  2. Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  3. Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  4. Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  1. Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  2. Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
  3. Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

1

+

2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

1

+

3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1

+

4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

1

+

5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

+

6

Решение логических задач

1

+

7

Задачи с изменением вопроса.

1

+

8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

1

+

9

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

+

10

сложение. Упражнения, игры, задачи.

1

+

11

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1

+

12

Вычитание. Упражнения, игры, задачи.

1

+

13

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки

1

+

14

Как люди научились считать

1

+

15

Новогодние забавы.

1

+

16

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1

+

17

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1

+

18

Игра «Веришь или нет».

1

+

19

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1

+

20

Интересные приемы устного счёта.

1

+

21

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

1

+

22

Математические фокусы.

1

+

23

Конкурс знатоков.

1

+

24

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1

+

25

Задачи с многовариантными решениями.

1

+

26

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1

+

27

Решение задач повышенной трудности.

1

+

28

Игра «Цифры в буквах».

1

+

29

КВМ «Царица наук».

1

+

30

Задачи с многовариантными решениями.

1

+

31

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

+

32

Игра «Поле чудес».

1

+

33

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

1

+

34

Интеллектуальный марафон.

1

+

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах. 

- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

- решение  комбинаторных задач  путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

- проведение и успешное участие в математических соревнованиях

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

         Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007

Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса

     Новизна  данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...

рабочая программа кружка "Умницы и умники", 2 и 3 классы

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использова...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" 2 класс

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых....

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы)

Может кому  - то пригодится зтот материал для работы по занимательной математике....

Рабочая программа кружка "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа разработа на основе ФГОС НОО....

Рабочая программа кружка "Юным умникам и умницам" 1 класс

Рабочая программа кружка "Юным умникам и умницам" составлена для учащихся 1 класс общеинтеллектуального напрвления...