Компетентностно-ориентированные задачи (для обучающихся 3-4 классов общеобразовательных организаций)
тренажёр по математике (3, 4 класс) на тему
Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью.
Данные задания формируют коммуникативную компетентность:
-формирование умений действовать в социально-значимой ситуации;
-написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении;
-умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Самоорганизационную компетентность :
- планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма;
Информационная компетентность:
обработка информации и классификация информации по заданному основанию;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komp.z.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированные задачи
(для обучающихся 3-4 классов общеобразовательных организаций)
Автор -составитель Габриелян Марина Эдуардовна
МАОУ СОШ №5 им.А.К.Ерохина г.Томска
учитель начальных классов
Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью.
Данные задания формируют коммуникативную компетентность:
-формирование умений действовать в социально-значимой ситуации;
-написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении;
-умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Самоорганизационную компетентность :
- планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма;
Информационная компетентность:
- обработка информации и классификация информации по заданному основанию;
1.«Единицы измерения массы. Грамм»
- Компетентность: информационная
- Аспект: Извлечение информации.
- Задачная формулировка. Мама попросила тебя приготовить манную кашу.
- Запиши, как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления одной порции манной каши, если для неё надо 45 граммов манной крупы, 5 граммов сливочного масла и 5 граммов сахара.
- Источник:
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Бланк ответа:
- Для приготовления манной каши необходимо взять __________________________________________________________манной крупы
- __________________________________________________________ масла
- ____________________________________________________________ сахара
- Инструмент проверки (модельный ответ):
- Нужно взять 1 столовую и 1 чайную ложку манной крупы
- (допускается ответ: 1столовую и ½ столовой ложки манной крупы),
- 1 чайную ложку сливочного масла,
- пол - чайной ложки сахара (допускается ответ: ½ чайной ложки сахара) – 3 балла.
- 2 балла – если верно указаны только 2 компонента
- (например, манная крупа и масло).
- 1 балл – если верно указан только один компонент.
- 0 баллов – ответ не соответствует модельному ответу
2. Задание с альтернативным ответом. Инструкция: Если Вы согласны с утверждением, то в графе «Да» ставите знак «+», если не согласны, то в графе «Нет» ставите знак « - ». Задание Верны ли утверждения?
№ | Утверждение | Да | Нет |
1 | Чтобы найти скорость надо расстояние разделить на время | ||
2 | Чтобы найти время надо скорость умножить на расстояние | ||
3 | Чтобы найти расстояние надо скорость умножить на время | ||
4 | Производительность труда – это объем работы, выполненный за единицу времени | ||
5 | Чтобы найти объем выполненной работы надо производительность труда разделить на время работы | ||
6 | Чтобы найти производительность труда надо объём работы умножить на время работы | ||
7 | Чтобы найти время, за которое выполнена работа, надо объём работы разделить на производительность труда | ||
8 | Чтобы найти цену, нужно стоимость товара разделить на количество товара | ||
9 | Чтобы найти стоимость товара, нужно цену умножить на количество товара | ||
10 | Чтобы найти количество товара, надо стоимость умножить на цену |
Правильный ответ: 1; 3; 4; 7; 8; 9 – «Да»; 2; 5; 6; 10 – «Нет».
Модельный ответ
№ | Утверждение | Да | Нет |
1 | Чтобы найти скорость надо расстояние разделить на время | + | |
2 | Чтобы найти время надо скорость умножить на расстояние | – | |
3 | Чтобы найти расстояние надо скорость умножить на время | + | |
4 | Производительность труда – это объем работы, выполненный за единицу времени | + | |
5 | Чтобы найти объем выполненной работы надо производительность труда разделить на время работы | – | |
6 | Чтобы найти производительность труда надо объём работы умножить на время работы | – | |
7 | Чтобы найти время, за которое выполнена работа, надо объём работы разделить на производительность труда | + | |
8 | Чтобы найти цену, нужно стоимость товара разделить на количество товара | + | |
9 | Чтобы найти стоимость товара, нужно цену умножить на количество товара | + | |
10 | Чтобы найти количество товара, надо стоимость умножить на цену | – |
Критерии оценивания: за правильный ответ – 3 балла, за одну ошибку – 2 балла, за две ошибки - 1 балл, за 3 и более ошибок – 0 баллов.
3. Задание с противоречивыми данными.
Инструкция: Установите верность или ложность суждений. Задание: В какой школе учатся мальчики? Три ученика различных школ города Новгорода приехали на отдых в один летний лагерь. На вопрос вожатого, в каких школах Новгорода они учатся, каждый дал ответ: Петя: «Я учусь в школе №24, а Лёня – в школе №8» Лёня: «Я учусь в школе №24, а Петя - в школе №30». Коля: «Я учусь в школе №24, а Петя – в школе №8» Вожатый. Удивлённый противоречиями в ответах ребят, попросил их объяснить, где правда, а где ложь. Тогда ребята признались. Что в ответах каждого из них одно утверждение верно, а другое – ложно. В какой школе учится каждый из мальчиков?
Правильный ответ: Лёня учится в школе №8, Петя – в школе №30, а Коля – в школе №24
(Решение. Предположим, что верно первое утверждение Пети: «Петя учится в школе №24». Тогда, будут ложными второе утверждение Пети и первые утверждения Лёни и Коли. Но при этом истинными оказываются утверждения Лёни и Коли «Петя учится в школе №30» и «Петя учится в школе №8»
В результате мы пришли к противоречию: Петя оказался учеником трёх школ. Значит, наше предположение об истинности первого утверждения неверно.
Предположим теперь, что верно второе утверждение Пети: «Лёня учится в школе №8». Тогда ложны первые утверждения Пети и Лёни и второе утверждение Коли. Но при этом оказывается истинным второе утверждение Лёни «Петя учится в школе №30» и первое утверждение Коли «Я учусь в школе №24. они не противоречат друг другу. Значит, Лёня учится в школе №8, Петя – в школе №30, а Коля – в школе №24).
Критерии оценивания: правильно определили недостающие данные, дополнили их и решили – 2 балла; правильно определили недостающие данные – 1 балл, не выполнили – 0 баллов.
Литература:
1. А.Б.Воронцов, Е.В.Чудинова “Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова”, М., Издатель Рассказов А.И., 2004г.
2. Аммосова.Н.В. , А.М.Черкасова «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики»//Начальная школа плюс до и после.2010 №3.с 42-44.
3. Остер Г. Задачник « Вредные советы»; изд. Москва «Спарк-М» 1992г.
4.Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. — 2006. — №4. — С. 78–84.
5.Тихомирова Л.Ф. Логика для младших школьников. - Ярославль, 2001
6.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. //Народное образование. 2003. №2.С.58-64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 2 класса
Предмет: русский язык.Класс: 2.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корнях слов»Контекст включения КОЗ в урок. КОЗ включается на этапе з...
Компетентностно-ориентированные задания по предмету: «Окружающий мир». 2 класс.
Предлагаются варианты тестов компетентностно-ориентированного характера по окружающему миру для 2 класса. Тесты составлены с учетом требований образовательного стандарта начального общего образо...
Компетентностно- ориентированные задания по литературному чтению во 2 классе.
КОЗы, создающие условия для развития коммуникативной и читательской компетенции....
Диагностические контрольные работы по математике для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций, работающих по программе развивающего обучения
Представлен комплект контрольных работ по математике для 4-х классов....
Приказ № 594 Об организации и проведении региональных диагностических работ по учебным предметам «математика», «русский язык», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов общеобразовательных организаций Советского района в 2017 – 2018 учебном году
Об организации и проведении региональных диагностических работ по учебным предметам «математика», «русский язык», «окружающий мир» обучающихся 3-х класс...
Приказ ОУ № 506 Об организации и проведении региональных диагностических работ по учебным предметам «математика», «русский язык», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов общеобразовательных организаций Советского района в 2017 – 2018 учебном году
Приказ ОУ № 506 Об организации и проведении региональных диагностических работ по учебным предметам «математика», «русский язык», «окружающий мир» обуча...
Сборник компетентностно-ориентированных заданий РП(М)О учителей начальных классов
Компетентностно-ориентированное (КОЗ)– задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует в...