Конспект урока по математике по теме "Знакомство с числом и цифрой 0."
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Данный урок по математике предназначен для учащихся 1 класса, обучающихся по образовательной системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке освоения нового материала в ходе анализа новой цифры формируются познавательные, коммуникативные и личностные УУД обучающихся. Особое внимание уделяется приемам сравнения, планированию совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей, написанию цифр, сохранению здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по математике в 1 классе | 301.32 КБ |
Презентация к уроку по математике по теме "Знакомство с числом и цифрой 0" | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с числом и цифрой 0.
Аннотация:
Данный урок по математике предназначен для учащихся 1 класса, обучающихся по образовательной системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке освоения нового материала в ходе анализа новой цифры формируются познавательные, коммуникативные и личностные УУД обучающихся. Особое внимание уделяется приемам сравнения, планированию совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей, написанию цифр, сохранению здоровья.
Показателем результативности урока является целенаправленная учебная деятельность учащихся в течение всего урока. Организован этап рефлексии учебной деятельности – самооценка.
Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать и писать цифру 0.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Развить умение распознавания цифры в знаковой среде, определять понятие о числе «0» как о пустом множестве;
• Научить писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного действия - поиска цифры 0.
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 0.
• Развивать умение работать с разными видами информации.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
• Способствовать проявлению познавательной инициативы в подготовке научных фактов.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Звенит звонок- начинается урок! Сегодня у нас в гостях учителя других школ города Липецка и Липецкой области. Им очень интересно посмотреть, как занимаются наши первоклассники на уроке математики. А у первоклассников сегодня отличное настроение, хорошее здоровье и самочувствие! И все готовы к уроку!
Проектирование плана урока, целеполагание
Давайте попробуем спланировать нашу работу на уроке математики. (Высказывания учащихся: будем узнавать новое, будем считать, сравнивать, думать, может будем решать задачки, учиться писать цифры будем, обязательно будем следить за своим здоровьем).
Да, молодцы, правильно ли я вас поняла, что сегодня на уроке мы познакомимся с новым числом и сформулируем тему урока, научимся распознавать это число в ряду чисел, научимся правильно вписывать новое число в клетку, продолжим учиться контролю своей деятельности, проведению самоанализа и не забудем о здоровье! (Да, да – правильно поняли!)
Актуализация знаний
- Прекрасна и сильна математики страна. Здесь всегда кипит работа, все подсчитывают что-то. Раз, два, три, четыре, пять – устно начали считать! От 1-10; 5-1; 3-8; 9-4.
-Посчитаем четными, нечетными.
-Работать с веером надо быстро в игру молчанку, как артисты!
Покажите число, следующее за 3, 6. Предыдущее число 5, 9. Стоящее между 3-5 6-8 2-4. Соседей числа*4* *7*.
Расскажите про число. (Выходят к доске, показывают на веере любую цифру и рассказывают: Я число 3, стою в натуральном ряду чисел, обозначаю три любых предмета, последующее за мной -4, а предыдущее-2)
Нам каштанчики помогут и научат нас считать, мы их осенью собрали, чтобы счёт тренировать! (Достают каштаны, кладут перед собой на парту для счёта)
Положите в первый ряд - 4 каштана, а во второй ряд столько же да ещё 1. Сколько во втором ряду? А сколько в двух рядах?
Положите в первый ряд 5 каштанов, а во второй ряд столько же, но без 3-х. Покажите веером, сколько во втором ряду, а в двух рядах?
Выложите из каштанчиков фигуру, у которой три угла, три вершины и три стороны. У которой все стороны равны. У которой равны только противоположные стороны. (Выкладывают треугольник, квадрат, прямоугольник)
Выложите самое большое однозначное натуральное число, самое маленькое натуральное однозначное число, не натуральное число. - -Я смотрю многие замешкались, поглядывают друг на друга?
Повернуть ее ты можешь, головой поставить вниз. Цифра будет всё такой же. О какой же цифре идёт речь? Догадались? (Да! Это же ноль! Ноль!
Формулирование темы урок. Открытие нового знания
-Кто же сможет назвать тему нашего урока? ( Число ноль!). Правильно узнали, тема нашего урока «Знакомство с числом и цифрой 0».
Число 0 не обозначает никакого количества предметов.
- Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль. (Кроватей-0, телевизоров-0 и т.д.)
Итак, 0- число, которое обозначает «ничто», «нисколько». Зачем же нам его изучать? (Высказывания: надо изучать, 0 нужен в других числах)
- Его называют "ноль" или "нуль" и обозначают им "ничто". Казалось бы, что о нем говорить: ноль и ноль – пустышка.
Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона.
Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек?
- Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз.
Круглый ноль такой хорошенький
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - десять.
Кто может назвать числа в записи которых используют 0. (Называют: 10, 100, 20, 50, 5000 и т.д.)
На числовой линейке 0 всегда стоит впереди всех чисел.
- 0 – это натуральное число? (нет) Почему? (Натуральные числа, которые получаются при счёте предметов.)
А если ноль поставим слева от числа, то получим странные числа.
Вам они встречались? (Да! Это помощь! 01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба).
- Что можете сказать про 0, если сравнивать его с другими числами? (0- меньше других чисел)
- Как вы думаете, если числа меньше 0? Посмотрите на термометр. Для чего он? Ноль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз. Вверх идут градусы тепла (выше 0), вниз – градусы холода (ниже 0, т.е.меньше 0).Такие числа называются отрицательными и при записи ставят перед ними знак «минус».Но об этом вы узнаете позже.
Физкульт-минутка: Руки вверх, в кулачок, за головку, на бочок! Тихо сесть, дружно встать, повернуться и опять…
Введение нового знания в систему знаний. Работа в тетради.
-Я тетрадочку открою и с наклоном положу, от друзей своих не скрою- ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь! Но, сначала, массаж для кистей рук!
-Возьмите карандаш тупым концом. Смотрим на ладошку, нажимаем кончиком карандаша и покручиваем, ищем болевые точки. Покатаем карандаш между ладоней, теперь по тыльной стороне ладоней. Закончили массаж.
Ноги где? – На месте. Руки где? – На месте. Локти? – У края.
А спина? – Прямая!
-Учимся писать цифру 0. Я показываю, а вы повторяете за мной сначала в воздухе, затем в тетрадке. Пишем целую строку.
-Начинаем писать вверх, вправо, чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
- Поменяйтесь тетрадями. Игра «Учитель-ученик». Просмотрите все цифры своих «учеников», подчеркните простым карандашом самые правильные нули. Поменяйтесь тетрадями. Пересчитайте подчёркнутые цифры. Поднимите руку у кого подчеркнут один 0, два нуля, три нуля, больше семи нулей? Молодцы! Старались!
Сравните два ряда чисел:
1 2 3 4 5 6 7 8 … 0 1 2 3 4 5 6 7 …
- Чем они похожи? - Чем различаются?
- Где расположен натуральный ряд чисел? (Он начинается с 1)
- Почему другой ряд нельзя назвать натуральным? (Он начинается с 0)
- Что можем сказать о числе 0? (однозначное, ненатуральное, чётное)
-Запишите эти два ряда чисел. Во втором ряду подчеркните однозначное ненатуральное число.
- За одну минуту составьте как можно больше неравенств с нулём (0<1 0<6 9>0 4>0 и т.д.). Прочитайте вслух (спрашиваю 1-2 чел.)
- У кого5 неравенств, 6,7,8,9,10? Я ваши неравенства сама проверю.
-Учебник наш помощник, учебник-ты наш друг! С тобою интересно, узнаем всё вокруг! По закладке откроем учебник. Выполним № 195. Можно закрыть учебник. (Резервный №196)
-Три минуты научных полезны для ума! Узнаем больше фактов - запомним навсегда! (Подготовленные учащиеся рассказывают научные факты о нуле.
- Его называют "ноль" или "нуль" и обозначают им "ничто". Казалось бы, что о нем говорить: ноль и ноль – пустышка. Прибавьте 0 к 5, получится та же пятёрка. Ведь мы ничего к пяти не прибавляли! Вот оно и осталось без изменения! Удалите 0 из 6. Получится опять 6. Вы можете подумать, что 0- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.
Если разобраться, то получится, что ноль – очень даже важная персона. Как написать без нуля числа:10, 120, 107. Ведь получится 1, 12,17. Это же одно мученье! - Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз.
У людей говорят: -Не шути с огнём!
А в математике говорят: - Не шути с нулём!
У нуля про запас сотни каверз и проказ!
Нужен глаз за ним да глаз!
Так вот и мучились долгие века люди без нуля. Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».
А вы знаете, что есть памятник нулю!)
Игра (проводит ученик).
« Я буду задавать вопросы, а вы ответы будете показывать на пальцах»
Сколько пальцев на 1 руке? А на двух?
Сколько окон в классе? А дверей?
Сколько яблок на дубе? А на ёлке?
Сколько ног у человека? А у змеи?
Сколько котов учится в нашем классе? А петушков?
-Что же обозначает число ноль? (-Ничего, нисколько!) Спасибо
Самооценка и рефлексия
Ступенька знаний: пока испытываю трудности; хорошо, но могу заниматься лучше; хочу знать больше (учащиеся выбирают подходящее высказывание и поднимают руку).
-Итог урока нужно всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить!
-Скажите, что по - вашему мнению было важным на уроке? (-Мы изучали всё про ноль. Мы писали правильно ноль у себя в тетрадях. Я узнал факт - нулю поставлен в Венгрии памятник! Ноль обозначает - «ничто» и др.)
-Хорошо. Правильно ли я вас поняла: сегодня на уроке мы не только познакомились с числом и цифрой-0, не только научились правильно вписывать цифру -0 в клетку, но и учились оценивать свою работу и работу товарища, учились слушать друг друга, готовить интересные сведения по теме урока, а так же заботились о своём здоровье! (Да, совершенно верно Вы нас поняли!)
-Урок окончен. Всем спасибо!
Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем | И решать, и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного |
Литература:
Аргинская И.И. Учебник по математике 1 класс
Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения, М.,2006 Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, М.,1990
Примечание
Полный конспект урока по системе развивающего обучения Л.В. Занкова записан после проведённого урока, учитывая ответы обучающихся.
На уроке использовалась презентация из 14 слайдов (см. приложение):
МБОУ «Гимназия №1»
Андриянова Е.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стр с учебника
сСс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 1 классе "Число 5. Цифра 5"
Урок «Число и цифра «5» по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенност...
Конспект урока по математике в 1 классе "Число и цифра 9"
В конспекте урока представлены цели и задачи, а также пошаговый ход урока с вопросами учителя и предполагаемыми ответами учащихся, что пригодится начинающим педагогам.Конспект урока может быть ис...
конспект урока по математике в 1 классе "Число и цифра 0"
Урок математики в 1 классе по программе Л.Петерсон. Тема «Число 0. Цифра 0», введение нового материала. Используются технология деятельностного метод...
Конспект урока по математике для 1 класса. Число и цифра 5.
Урок математики по теме « Число и цифра 5», разработан на основе учебно – методического комплекта «Математика Школа России ФГОС» 1 класса общеобразовательных учреждений, согласно авторской программе к...
Конспект урока по математике в 1 классе "Число и цифра 6"
Цель урока: формирование представлений о числе 6...
Конспект урока по математике для 1 класса "Число и цифра 3".
В данном материале приведен конспект проведения урока на тему: "Число и цифра 3" в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: освоение новых знаний....
Конспект урока по математике в 1 классе "Число и цифра 3"
Конспект урока по математике в 1 классе "Число и цифра 3". УМК "Перспектива"...