Конспект урока по математике 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Конспект урока по системе Л.В. Занкова. Переместительное свойство сложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_matematike_1_klass.docx | 30.09 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_peremestitelnoe_svoystvo_slozheniya.pptx | 78.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1классе
по системе Л. В. Занкова
Тема: Переместительное свойство сложения
Цель: создать условия для формирования понятия «переместительное свойство сложения» и для реализации полученных знаний на практике.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с переместительным свойством сложения, научить применять правило перестановки слагаемых.
развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; интереса к предмету, умения адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Планируемые результаты урока:
Метапредметные:
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий.
Познавательные:
уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать свое собственное мнение и позицию, взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в парах.
Личностные:
осознавать необходимость учения, формировать познавательный интерес, положительное отношение к урокам математики, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики!
Надеюсь, с улыбки день вы свой начали?
Как настроение? Готовы трудиться?
Будем стараться, не будем лениться!
Чтоб получить очень прочные знания,
Все мы приложим больше старания.
Учитель: Посмотрите, готовы ли вы к уроку, всё ли у вас на месте? А сейчас улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы.
Математическая разминка
- Проведем небольшую математическую разминку (слайд 2). Поиграем в игру «Кто быстрей». Я предлагаю вам игру в парах. На каждой парте лежат карточки с заданиями. Вам предстоит выполнить задания в парах и поднять сигнальную карточку зеленого цвета «Я готов». Но оценивать сегодня мне бы хотелось не только пары, но и весь ряд. Поэтому каждый ряд – это целая команда, которая сейчас будет стремиться к победе. Желаю вам всем удачи.
Карточки с заданиями.
Вставьте пропущенные числа и знаки сравнения.
1) 1, …, 3, …, …, 6, …, …, 9.
2) 7…0 5…9 6…6 3…4.
3) 8-1=… 3+2=… 6-0=…
7+1=… 4+0=… 5-2=…
Учитель: Мы видим, что ребята __ ряда справились быстрее. Но мы знаем, что не только скорость, но и точность в выполнении заданий приносит нам победу.
- А теперь сверьте свои результаты с ответами на доске (слайд 3). Оцените свою работу. Если вы не допустили ошибок, поднимите зеленую карточку, если была одна ошибка – жёлтую, а если больше, то красную. А теперь подведем итоги, та команда, у которой больше зеленых карточек побеждает в сегодняшней игре. Победил ___ ряд. Молодцы, ребята! Но и другие тоже справились очень хорошо.
Актуализация опорных знаний.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем уроке?
Дети: Считать, записывать числа, строить натуральный ряд чисел, складывать и вычитать, узнавать новое и т.д.
Учитель: Правильно, ребята! Но, самое главное, что мы будем делать, это новые математические открытия. Нам предстоит с вами открывать для себя законы математики.
Учитель: Посмотрите на доску. Что вы видите? (слайд 4)
3+1 3+2
2+3 1+2
4+2 1+3
2+1 2+4
Дети: На доске написаны выражения.
Учитель: Как называются эти выражения?
Дети: Это суммы чисел.
Учитель: Как называется каждое число в записи выражения?
Дети: Первое слагаемое, второе слагаемое.
Учитель: Как будет называться результат этих действий?
Дети: Значение суммы.
Учитель: Как называется действие, которое мы выполняем для нахождения значения суммы?
Дети: Сложение.
Учитель: Молоды, ребята вы хорошо запомнили названия компонентов действия сложения!
- На предыдущем уроке мы с вами составляли таблицу сложения с числами 1, 2, 3 и 4. Давайте проверим, как вы научились считать. Выполните задание по вариантам, найдите значение сумм.
- Откройте тетради, положите их правильно, возьмите в руки ручки и покажите, как правильно нужно их держать, обратите внимание на посадку. А теперь приступаем к работе. Отступите 4 клетки вниз и запишите равенства. (Дети записывают выражения и находят их значения)
Учитель: Сравните свои результаты с результатами на доске (слайд 5).
3+1=4 3+2=5
2+3=5 1+2=3
4+2=6 1+3=4
2+1=3 2+4=6
Учитель: Нарисуйте на полях тетради «лесенку успеха» и поставьте знак плюс (+) на верхнюю ступеньку, если вы справились с заданием быстро и без ошибок, на вторую, если вы справились верно, но испытывали затруднения и на третью, если у вас были ошибки или вы не успели выполнить все задание.
- Запишите результаты в порядке увеличения. (3,4,5,6) Давайте сравним полученные результаты. Что вы заметили?
Дети: Они одинаковые.
Открытие новых знаний
Учитель: Посмотрите внимательно на выражения первого и второго варианта, попробуйте объяснить, почему получились одинаковые результаты. Кто попробует сделать вывод?
Дети: Числа в выражениях с одинаковыми значениями тоже одинаковые, но они переставлены местами. Значит, если поменять слагаемые местами, то мы получим одинаковый результат.
Учитель: Давайте с вами проведем эксперимент или математический опыт. Я предлагаю выйти сюда трем девочкам и двум мальчикам. Девочки становятся справа, а мальчики слева. Сколько девочек?(3) Сколько мальчиков? (2) А теперь станьте рядом. Сколько всего детей? (5) А теперь поменяйтесь местами. Изменилось ли количество ребят?
Дети: Их всё равно осталось 5.
Учитель: Верно. Мы перемещали детей местами, но их так и осталось 5.
Учитель: Подумайте, как можно назвать это свойство сложения? Обратите внимание на слово «перемещали».
Ответы детей: Переместительное свойство. (Ответы детей разные, но среди них есть правильный ответ.)
Учитель: Правильно, это переместительное свойство сложения.
- Давайте подумаем, какова цель нашего урока?
Дети: Мы будем изучать переместительное свойство сложения. (Дети дают предположительные ответы.)
Учитель: Прочитайте название этого свойства на доске (слайд 6). Повторите его хором и постарайтесь запомнить.
- Давайте еще раз посмотрим, как выглядит переместительное свойство сложения в записи математическими знаками. Прочтем хором.
(Для закрепления на доске появляется (слайд 7), на котором парами записаны одинаковые по значению выражения, с которыми на уроке работали дети: 2+1=3 1+2=3 и т.д.)
Физкультминутка.
Ты мой друг и я твой друг.
Посчитаем всё вокруг.
Мы присядем пять раз,
Мы подскочим десять раз,
Повернемся влево право.
Мы уже устали, право.
Сядем ровно на места.
Отдохнули! Красота!
Закрепление нового материала
Учитель: Выпишите из таблицы сложения несколько других пар равенств, подтверждающих переместительное свойство сложения. (На выполнение задания отводится две минуты)
- Сколько пар вам удалось найти? Молодцы! Но, возможно, вы нашли не все пары. Если вам интересно, сколько их могло оказаться, то попробуйте дома поработать над этим вопросом еще раз.
Учитель: К нам в гости на урок прилетела Мудрая Сова, она подготовила для вас задание. А вы знаете, что она всегда хочет проверить, как мы сумеем полученные знания применить на практике. (На доску вывешиваются карточки с выражениями : 1+5, 2+5, 3+5, 4+5.) Прочитайте выражения. Сравните их. Что вы заметили?
Дети: У всех выражений второе слагаемое одинаковое – 5.
Учитель: Мудрая Сова просит вас найти значения этих выражений, не используя натуральный ряд чисел. Как вы думаете, что нам может помочь? Если вы затрудняетесь с ответом, вспомните тему нашего вчерашнего урока и какое математическое открытие мы сделали сегодня на уроке.
Дети: Мы вчера составляли таблицу сложения, а сегодня знакомились с переместительным свойством сложения. В таблице есть суммы, в которых мы складывали числа с числом 5. Значит, нам может помочь таблица сложения, потому что в ней есть суммы с числом 5.
Учитель: Давайте найдем значения этих сумм, используя таблицу и переместительное свойство сложения.
(Дети отвечают устно, результаты записывают на доске.)
- Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: Таблица сложения числа 5.
Мудрая Сова: Молодцы! Вы хорошо справились с моим заданием.
Учитель: Запишите суммы и их значения в новый столбик таблицы сложения.
Работа с учебником. Сравнение чисел и соответствующих им множеств.
Учитель: Посмотрите внимательно на рисунки к заданию №22. Что изображено на картинках?
Дети: Здесь нарисованы цветы. Цветы разного цвета: белые, красные и жёлтые. Это гвоздики.
Учитель: В каком букете цветов больше? На сколько?
Дети: 9 и 8. Больше в верхнем на 1.
Учитель: Если в нижний букет добавить один цветок, что изменится?
Дети: Цветов станет поровну.
Учитель: Сравните количество желтых цветов в двух букетах, запишите равенство или неравенство. (4<5) Сравните количество красных цветов в двух букетах. (3=3)
- Какие ещё равенства и неравенства вы можете составить к этому рисунку?
Дети. Сравнить количество красных и белых цветов, красных и желтых, желтых с белыми.
Учитель: Запишите полученные неравенства. Оцените свою работу на «лесенке успеха».
Физкультминутка:
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз, вперед, назад,
Здесь отличные ребята,
Каждый другом быть вам рад.
Потянитесь смело к солнцу,
И присядьте как жучок.
Постарайтесь всё увидеть,
То, что он увидеть мог.
И попрыгайте по травке,
И поплавайте в реке.
А теперь тихонько сядьте,
Словно перышко в руке.
- Прочтите задание №24 из учебника. ( Задание вынесено на доску: имена детей и линии). Какую линию кто начертил?
(Некоторые дети дали правильный ответ, но многие не сумели найти решение. Учитель предлагает ученикам объяснить, каким путем они сумели найти решение, на что обратили внимание в первую очередь.)
Дети: Сразу можно догадаться, что Олег не чертил ни отрезок, ни прямую. Значит, он начертил луч. (Соединяем имя Олег и луч).
- У нас остались прямая и отрезок. В условии сказано, что Никита не чертил прямую, он чертил отрезок, а Миша - оставшуюся прямую.
Учитель: Начертите линии Миши и Никиты. Что вы знаете об этих линиях?
(Дети дают определение данным линиям)
Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения заданий (работа в парах). Если вы не согласны с тем, как выполнил задание ваш товарищ, постарайтесь ему объяснить, в чем он неправ. (Дети обсуждают правильность выполнения заданий.)
- Надеюсь, теперь все исправили свои ошибки, если они у вас были. Благодарю всех ребят за помощь в проверке задания.
Учитель: В учебнике на странице 11 дан рисунок. Придумайте к нему математические рассказы и обсудите в парах. ( Работа в парах.)
Дети: На горке катались 5 ребят. К ним пришли ещё 2 мальчика.
- Два мальчика поднимаются на горку, а пять едут с горки вниз. (Возможны и другие варианты)
К какому рассказу можно записать равенство 2+5=7?
К какому рассказу подойдет равенство 5+2=7?
(Дети дают ответы и обосновывают свой выбор)
Что мы находили, когда складывали количество ребят?
Дети : Сколько всего детей было на горке.
- Совершенно верно. А что вы можете сказать о самих выражениях, которые вы записали.
Дети: Это правило переместительного свойства сложения.
Посмотрите еще раз на эту запись и ответьте на вопрос: «Какое из двух выражений нам было бы легче решить и почему?».
Дети: Легче сосчитать, сколько будет 5+2, потому что 2 прибавить к любому числу проще, чем 5.
Учитель: Давайте попробуем сделать вывод: для чего на практике мы можем использовать переместительное свойство.
Дети: Чтобы можно было проще найти значение сумм. Если второе слагаемое больше первого, то можно поменять их местами.
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Наш урок к концу подходит.
Мудрая Сова итог поводит:
С каким свойством сложения мы познакомились? В чем смысл этого свойства?
Дети: Мы познакомились с переместительным свойством сложения.
- От перестановки слагаемых значение суммы не меняется.
- Мы узнали, где можно применять это свойство.
Учитель: Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось больше всего?
(Ответы детей.)
Нарисуйте смайлики на полях тетради рядом с вашей работой (Слайд 8).
Первый смайлик. Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Второй смайлик. Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.
Третий смайлик. Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
Учитель: Спасибо ребята за работу! Вы все старались и работали на уроке очень хорошо. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вставьте пропущенные числа или знаки сравнения 1, …, 3, …, …, 6 , …, …, 9. 7 … 0 5 … 9 6 … 6 3 … 4 8–1=… 3+2=… 6-0=… 7+1=… 4+0=… 5-2=…
Проверяем задание 1, 2 , 3, 4 , 5 , 6, 7 , 8 , 9. 7 > 0 5 < 9 6 = 6 3 < 4 8–1= 7 3+2= 5 6-0= 6 7+1= 8 4+0= 4 5-2= 3
3 +1 2 +3 4 +2 2 +1 3 +2 1 +2 1+3 2 +4
3 +1=4 2 +3=5 4 +2=6 2 +1=3 3 +2=5 1 +2=3 1+3=4 2 +4=6
Если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменится. Это переместительное свойство сложения .
3 +1=4 2 +3=5 4 +2=6 2 +1=3 1+3=4 3 +2=5 2 +4=6 1+2=3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"
Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....
Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)
Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...