Конспект урока по математике в 1 классе "Слагаемые. Сумма"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ткач Татьяна Николаевна

Тип: Урок освоения новых знаний и способов действий .

Цель: Формирование вычислительного навыка; знакомство с названием чисел при сложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_slagaemoe_summa.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  математике в 1 классе.

Тема: Слагаемые. Сумма

Тип: Урок освоения новых знаний и способов действий .

Цель: Формирование вычислительного навыка; знакомство с названием чисел при сложении.

Умения:

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание узнать новое, осознание своей успешности при освоении темы, проявлять эмоционально – ценностное отношение к труду.

Предметные умения:  употреблять новые понятия в речи, умение работать со счётным материалом, сравнивать и обобщать, совершенствование устного счёта, формирование умения решать задачи.

Метапредметные умения:

Познавательные:  использовать источники информации для выполнения учебного задания, использовать приобретённые знания в жизни.

Регулятивные:  выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности  и оценивать его,

Коммуникативные: формулировать высказывания, собственное мнение и позицию, адекватно взаимодействовать с партнёром, используя речевые средства, согласовывать позицию и находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теоретическое обоснование

1.Мотивация учебной деятельности.

Учитель создает положительный настрой на урок.

- Ну-ка покажи, дружок,

готов ли ты начать урок?

Все ли правильно сидят,

Все ли весело глядят?

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.

- Что вы видите на экране?

- Любите ли вы путешествовать?

- Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в  сказку.

- Зачем мы туда отправимся?

- Чтобы попасть в сказку, мы должны выполнить волшебные действия.

Настраиваются на  урок

Отвечают на вопросы учителя

- Дорогу.

- Да.

Дети отвечают на вопрос учителя.

Дети закрывают глаза и выполняют задания учителя.

Коммуникативные  УУД.

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

 Умение оформлять свои мысли в устной форме

2. Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний и фиксирование затруднений.

- Откройте глаза и посмотрите на слайд.

- Что вы видите?

 - Рассмотрите внимательно камень, что на нем написано? Что значит  прямо? Направо? Налево? Давайте проверим.

-А знаете ли вы, где право, а где лево?

- Очень хорошо, давайте проверим, а для этого поиграем в игру. Если я скажу слово «прямо» – вы смотрите на меня, если «право», то вы поднимаете правую руку, если «лево» – то левую руку.

- Молодцы. Справились с заданием. Как  узнать, куда нам нужно идти?

Нажимает на вопросительный знак и читает задание. 

- Как узнать, в каком примере ответ не самый большой и не самый маленький?

- Какой же этот пример?

- Чем этот пример еще отличается от двух других?

- В какую сторону мы с вами отправимся?

- Как вы думаете, над каким действием мы будем работать?

Отвечают на вопросы.

- Лес. Солнце. Камень…

Дети читают. И отвечают на вопросы.

- Да.

Играют в игру.

- Нужно решить их.

Решают примеры.

- Это пример 2+5=7.

- Он решается сложением.

- Мы пойдем налево.

- Над сложением.

Коммуникативные  УУД.

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Логические

Выдвижение гипотез и их обоснование при решение проблемной ситуации

3.Актуализация опорных знаний.

-Ребята, я предлагаю вам отправится в сказочный лес, чтобы посмотреть, как сказочные герои занимаются математикой. Перед нами 4 двери, за каждой дверью сказочный герой. Давайте откроем 1 дверь.

Испытание «Яблоня»  

- Что ж скрывается за первой дверью. Да это же ежик, он пришел собирать яблоки.

- Какими  бывают яблоки?

- А знаете ли вы, что жёлтые яблоки улучшают зрение, красные – память, а в зелёных много железа и витамина С.

- Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

  • Назовите соседей числа 8 .
  • Назовите последующее число.
  • Как получить последующее число?
  • Назовите предыдущее число.
  • Как получить предыдущее число?
  • Из каких двух одинаковых чисел состоит число 8?

- Сколько красных яблок сорвал ежик?

- Сколько зеленых?

- Как получили число 8?

- Прочитайте выражение.

- Яблоки бывают: желтые, красные, зеленые.

 Яблок всего 8.

   - 7 и 9.

- 9.

- Надо прибавить 1.

- 7.

- Надо вычесть 1.

- Из 4.

- Красных яблок 5.

- Зеленых яблок 3.

- 3+5=8

Дети читают по-разному

(сумма чисел, . .. и…, к … прибавить …получится)

Дети предлагают свои версии.

Познавательные УУД

Логические универсальные  действия

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков

4. Открытие новых знаний.

- Давайте подумаем, а как можно назвать части, которые мы складывали?

Учитель подводи итог, если есть правильный ответ, то хвалит. Если правильного ответа нет, то объясняет.

- Какое действие выполняли, чтобы из частей получить целое?

- Или по-другому «слагали».

- Мы с вами слагали – отсюда и название чисел - «слагаемые».

- Как вы думаете, сколько слагаемых может быть в одном примере?

Учитель подводит итог.

- Таким образом, слагаемых может быть сколько угодно.

- Сколько слагаемых в нашем примере?

- Значит 5 это, какое по счету слагаемое? А число 3?

- Что получается в результате сложения двух чисел?

- Значит число 8 - это сумма.

- Какой вывод можно сделать?

- Слева тоже записана сумма. Это сумма выражения. А справа сумма – результат.

- Прочитайте запись, используя слова: слагаемое, слагаемое, сумма.        

 - Молодцы.

- Как вы думаете какая тема урока сегодня?

- Давайте откроем учебник на стр. 22 и найдем правило.

Работают над правилом выполняют № 4.

- Посмотрите на № 4. Прочитайте задание.

- Что нам нужно сделать?

- Давайте попробуем решить примеры и назвать слагаемые и сумму.

Дети предлагают свои варианты.

- Складывали

- Два.

- Число 5 - первое слагаемое.

- Число 3 – второе слагаемое.

- Сумма.

- При сложении слагаемых получается сумма.

Дети читают.

- Слагаемые. Сумма.

Ученики открывают учебник, находят и читают правило.

Дети читают задание.

- Составить примеры по таблицы и найти сумму.

Дети выполняют задание

Познавательные УУД

Логические универсальные действия

Выдвижение гипотез

Регулятивные  УУД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

5.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

Работа в паре

- А теперь давайте поработаем в паре, но сначала вспомним, как мы это делаем.

- Положите на парте 8 палочек. Договоритесь, кто сколько положит.

- Поднимите руки те, кто сидит слева, а теперь те, кто сидит справа.  

Первые работают те, кто сидит слева:

составьте 1 слагаемое.

- А теперь задание для тех, кто сидит справа:

составьте 2 слагаемое.

- Запишите полученную сумму и её значение в тетрадь.

- Подчеркните первое слагаемое синим карандашом, второе слагаемое зелёным.

Объясните, что такое слагаемое.

Коллективная проверка. Составление таблицы сложения -  состав числа 8.

Вспоминают правила.

 Дети работают в паре со счетными палочками, выполняя задание учителя.

Дети записывают и подчеркивают.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные УУД

Логические универсальные действия

Анализ объектов с целью выдвижения признаков

6.Применение новых знаний и способов деятельности.

Испытание «Поляна с цветами». Работа у доски.

- А вот и вторая дверь. Что же она скрывает.

- Спал цветок и вдруг проснулся,

 Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

- Что вы видите на картинке?

-  Давайте поможем бабочке облететь цветы по порядку, показывая и называя числа от наименьшего к наибольшему.

Учитель вызывает одного ученика к доске

-Правильно ли выполнено задание?
- Давайте проверим и проведем  физкультминутку для глаз. Следим внимательно за бабочкой, куда она полетит.

- Молодцы. Вы настоящие ученики 1 класса.

На доске прикрепляется табличка со словом  «ученик».

- Разгадай-ка, ученик, наш не сложный ребус,

И из слова «ученик» получи «учебник».

- Что нужно сделать?

Учитель подводит к правильному ответу и прикрепляет  «+», букву «Б», знак «=» и слово «учебник».

- А теперь заменим слова и буквы числами и получим математическое  выражение.

На доске:

ученик    +     Б   =    учебник

6         +     1   =         7

- Где в этом примере 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма?

- Кто знает, что мы будем делать сейчас?

- Бабочку, цветы с числами, солнышко.

        

Ученик выходит к доске и выполняет задание.

-Да (нет)

Проверяют, делают физкультминутку.

Дети предлагают свои варианты.

–Добавить букву «Б»

- Мы будем работать в учебнике

Коммуникативные УУД

 умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

Познавательное УУД

Постановка и решение проблем

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: символ-знак

7. Первичное закрепление материала.

Работа с учебником

 Испытание от Красной Шапочки.

- Вот и третья дверка, стой:

За ней сказочный герой.

- Кто же это?

- Конечно же - это Красная Шапочка. Она любит решать задачи. Давайте поможем ей. Откроем тетради и учебник на странице  23  и прочитаем задачу 7.

Учитель читает задачу.

- Что нам известно в задаче?

- Что нужно найти?

- Давайте запишем условие задачи. Что такое условие?  

- Как будем решать?

- Какой ответ запишем?

- Найдите в этом выражении слагаемые и сумму.

- Красная Шапочка.

Открывают учебник. И слушают учителя.

Работают над задачей.

- Мама испекла 6 пирогов с капустой, а с рисом на 3 больше.

- Сколько пирогов с рисом

- Это то, что нам известно.

- 6+3=9 (п.)

- Ответ: 9 пирогов с рисом.

Дети называют.

Познавательные УУД Общеучебные

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

8. Физкультминутка

Делают физкульминутку

9.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний.

Испытание от 3 поросят.

Работа в группе

- За следующей дверью у нас 3 поросенка.

 - Волк не пускает их гулять, пока они не решат примеры.

- Посмотрите сколько их много. Давайте поможем поросятам, чтобы им быстрее выполнить задание, нам нужно  разделиться на три команды и решить примеры. Но для этого вспомним правила работы в группе.

-  Давайте проверим, как вы решили.

 - Молодцы.

- Каких примеров было больше?

- Выберите любой пример и прочитайте его, используя слова, которые мы с вами сегодня изучили.

Дети объединяются в группы. Вспоминают правила. Решают примеры на своих листочках.

Проверяют решенные примеры все вместе.

- На сложение.

Дети выбирают пример и читают его.

Познавательные УУД

Логические универсальные действия

Анализ объектов с целью выделение признаков

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

- Какое открытие мы сегодня совершили?

- Как называются числа при сложении?

- Вам понравилось путешествие?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

Дети отвечают на вопросы учителя. Делятся впечатлениями

 Регулятивные УУД

Рефлексия  выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно освоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Сумма длин сторон многоугольника. Периметр." 2 класс

Хочу поделиться опытом. Я работаю по програме "Перспективная начальная школа". представляю свой конспект урока по теме:"Сумма длин сторон многоугольника. Периметр."...

Конспект урока по математике. 3класс, VIII вид (умеренная умственная отсталость). Тема : Слагаемые. Сумма.

Класс: 3класс ,VIII вид (умеренная умственная отсталость).Тема урока: Слагаемые. Сумма.Продолжительность учебного занятия:45 мин.Тип учебного занятия: комбинированный Цели урока: 1.Позн...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ УМНОЖЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО ДЛЯ 2 КЛАССА

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ  С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ...

Конспект урока по математике " Связь между суммой и слагаемыми"

Конспект урока по математике " Связь между суммой и слагаемыми"...

Конспект урока по математике. Тема урока: «Сумма и произведение. Знак умножения» УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя:• выявить способ умножения на двузначное число;• расширение понятия «умножение на двузначное число» на основе новых знаний;• развитие умения анализ...