Реализация преемственности в 5 классе
презентация к уроку по математике на тему
В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов остаются важными вопросы преемственности в образовании.
В педагогической энциклопедии уточняется смысл понятия: «преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи между частями учебного предмета на различных ступенях изучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Преемственность в 5 классе на уроках математики | 79.06 КБ |
презентация к докладу | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Реализация преемственности в преподавании математики
Крупененкова Т.Н.,
Комаева С.М., Тимофеева Т.Ю.,
учителя математики;
Ведерникова О.А.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10.
В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов остаются важными вопросы преемственности в образовании.
В педагогической энциклопедии уточняется смысл понятия: «преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи между частями учебного предмета на различных ступенях изучения»
Характерной чертой преемственности в обучении является то, что в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.
Рассматривая преемственность на «практическом» уровне, необходимо обратить внимание на три аспекта:
- преемственность в содержании курса;
- преемственность в формах и методах работы;
- преемственность в требованиях к учащимся.
При переходе из начальной школы в пятый класс учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. У детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:
- возрастает состояние стресса;
- увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, происходит переход на обучение по новым программам;
- кабинетная система и много учителей-предметников;
- сложность адаптации к учителям;
- переутомление;
- многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке.
В этот период у учащихся, как правило, наблюдается повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как следствие снижение успеваемости. Очень важно в начале учебного года помочь пятикласснику адаптироваться в новых условиях, и вести преподавание с учетом не только тех знаний, которые учащиеся получили в начальных классах, но и с использованием тех методических приемов, которые характерны для начальной школы.
Часто на помощь приходит занимательная математика, факты из истории развития математики. На каждом уроке во время физ. минутки, стараемся давать задачи – шутки, задачи на логику.
Современные дети отличаются по своим учебным возможностям от прежних. Их отличает меньшая устойчивость внимания, и как следствие этого – им трудно слушать и слышать учителя, соучеников, понимать вопросы и задания. Эти дети хуже запоминают – сказывается, видимо, перегрузка детей тем огромным потоком информации, который обрушивается на них с раннего возраста – мозг пытается защищаться. В результате таких изменений дети хуже, чем в предыдущие годы, выполняют вычисления, хуже решают задачи.
Преодолевать проблемы преемственности следует по двум направлениям:
- учителю начальных классов необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников;
- учителю в 5-м классе не следует отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности; хорошо знать и опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т. д.
В нашей школе установлены систематические деловые контакты между учителями начальных классов и учителями-предметниками. Подготовка учащихся к основной школе требует творческого содружества педагогов.
Подготовка к работе в 5 классе у учителя математики начинается задолго до 1 сентября. Мы заранее знакомимся со своим будущим классом, посещаем уроки, наблюдаем за особенностями работы учителя и учеников.
Учителя начальных классов посещают уроки своих «подопечных», перешедших в 5 класс. Наблюдают за тем, как дети адаптировались в новых условиях. Ведь в этот период ученики преодолевают сложный психологический барьер: привыкают к предметной системе обучения, к занятиям в разных кабинетах и к новым требованиям каждого учителя.
Вычислительные навыки, в частности навыки устных вычислений, – важнейший «камень» в фундаменте математической подготовки школьников. Любой учитель хорошо знает: как только дети начинают достаточно свободно считать, они сразу же с большей охотой работают на уроках, значительно лучше начинают решать задачи. Поэтому формирование вычислительных навыков - одна из основных задач учителя.
Ведерникова
Диагностика уровня подготовленности учащихся к успешному продолжению обучения, оценка реального состояния уровня знаний по математике проходит в сентябре и октябре.
Ежегодно мы проводим входное тестирование по материалам начальной школы, кратковременные контрольные работы, проверку навыков устного счета, в конце сентября входной контроль по математике (интернет тестирование).
В октябре-ноябре проходят педагогические советы по адаптации пятиклассников.
Цель входного контроля: проверить овладение программными знаниями и умениями по основным темам курса начальной школы и проверить уровень общего развития пятиклассников.
Входной контроль по математике (интернет тестирование).
Данный вид контроля проводим с 2011года. Организатор этого вида тестирования Комаева С.М.
Успешность по каждому параметру вычисляется как процентное отношение числа правильно решенных задач, связанных с этим параметром, к общему числу таких задач. Успешность, превосходящую 75%, следует признать очень хорошей, а, результат, меньший 40%, указывает на то, что нужно обратить особое внимание на подготовку по этому направлению.
Программные знания и умения:
- Арифметические действия
- Именованные величины и их сравнение
- Доли и буквенные выражения
- Текстовые задачи
- Геометрия
Общее развитие:
- Базовые навыки
- Логика
- Понимание математического языка
- Установление последовательности действий
На диаграммах представлены средние результаты входного тестирования за несколько лет.
Знания и умения
| |
Общее развитие |
В целом учащиеся 5 класса имеют неплохие знания по начальной школе, т.к. по большинству параметров они показывают результат выше среднего значения и по некоторым выше 75%.
На диаграмме представлены результаты входного контроля математической подготовки пятиклассников в 2017 году
Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, которые влияют на успешность усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. В таблице перечислены некоторые из проблем, названы возможные пути их решения или коррекции.
Проблема | Возможные пути решения |
Организационно - психологические | |
Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ | Беседы с родителями об интеллектуальном развитии их ребенка; включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий |
Пассивность большинства учащихся в процессе обучения | Системно-деятельностный подход в обучении (работа в парах, групповая работа) |
У учащихся не сформированы представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа) | Учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке |
Создание у детей учителем и родителями в конце 4 –го класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 м классе | Знакомство родителей и детей с будущими учителями, проведение математических праздников олимпиад, соревнований. |
Общеучебные умения и навыки, элементы развития | |
Недостаточная техника чтения (в особенности - математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его | Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике |
Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей | Предлагать упражнения для развития мышц кисти руки, следить за правильностью написания букв и цифр |
Неустойчивость внимания, слаборазвитая оперативная память у многих детей | На уроках предлагать цепочные вычисления, дома (под руководством родителей) специальные упражнения на тренировку внимания и памяти |
Недостаточная тренированность памяти | Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания стихотворные и прозаические тексты |
Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам словарям, научно-популярной и дополнительной учебной литературе | Иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы |
Специальные математические знания, умения и навыки | |
Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно) | Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета |
Недостаточно грамотная математическая речь учащихся | Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах |
Ошибки в письменном делении многозначных чисел | Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание |
Ошибки в письменном умножении многозначных чисел | Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и сложение |
Ошибки в определении порядка выполнения действий | Решение вычислительного примера начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, расставлять номера действий |
Недостаточные умения решать текстовые задачи | Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме. Рассматривать разные способы решения задачи. При обсуждении решения задавать вопросы: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие - именно такое? |
Недостаточное развитие графических умений | Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку с подсчетом числа клеточек и на нелинованной бумаге. |
Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи между частями учебного предмета на различных ступенях изучения» В каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.
Преемственность на «практическом» уровне: преемственность в содержании курса; преемственность в формах и методах работы; преемственность в требованиях к учащимся.
Проблемы при переходе в 5 класс возрастает состояние стресса; увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, происходит переход на обучение по новым программам; кабинетная система и много учителей-предметников; сложность адаптации к учителям; переутомление; многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке.
Направления работы по преодолению проблем преемственности учителю начальных классов необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников; учителю в 5-м классе не следует отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности; хорошо знать и опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т. д.
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене; работа с учащимися; работа с родителями .
систематические деловые контакты между учителями начальных классов и учителями- предметниками; предварительное знакомство со своим будущим классом; посещение уроков, наблюдение за особенностями работы учителя и учеников; посещение уроков своих «подопечных», перешедших в 5 класс учителями начальных классов; наблюдение за тем, как дети адаптировались в новых условиях, оказание помощи в решении проблем. Для учителей
Создать атмосферу сотрудничества; Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребёнка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов. Установить способы взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Диагностика уровня подготовленности учащихся к успешному продолжению обучения входное тестирование по материалам начальной школы, проверка навыков устного счета, входной контроль по математике (интернет тестирование, проводим в течение 7 лет), общественный смотр знаний
Цель входного контроля по математике проверить овладение программными знаниями и умениями по основным темам курса начальной школы; проверить уровень общего развития пятиклассников.
Арифметические действия Именованные величины и их сравнение Доли и буквенные выражения 4. Текстовые задачи 5. Геометрия Знания и умения Входной контроль математической подготовки пятиклассников
Общее развитие 6. Базовые навыки 7. Логика 8. Понимание математического языка 9. Установление последовательности действий
Результаты входного контроля математической подготовки пятиклассников в 2017 году
Проблемы математической подготовки и пути решения Организационно - психологические Привычка у детей к помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ Беседы с родителями; включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности в выполнении домашних заданий Пассивность большинства учащихся в процессе обучения Системно-деятельностный подход в обучении работа в парах, групповая работа) У учащихся не сформированы представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа) Определение требований к ответу ученика и разъяснение детям этих требований; учёт их при оценивании ответа на уроке Создание у детей «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 м классе Знакомство родителей и детей с будущими учителями, проведение математических праздников олимпиад, соревнований.
Общеучебные умения и навыки, элементы развития Недостаточная техника чтения , большие проблемы в понимании текста, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей Предлагать упражнения для развития мышц кисти руки, следить за правильностью написания букв и цифр Неустойчивость внимания, слаборазвитая оперативная память у многих детей Предлагать цепочные вычисления, занимательные задачи, специальные упражнения на тренировку внимания и памяти, Недостаточная тренированность памяти Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания стихотворные и прозаические тексты Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, дополнительной учебной литературе Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы.
Специальные математические знания, умения и навыки Недостаточные умения устных вычислений Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного устного счета Недостаточно грамотная математическая речь учащихся Давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах Ошибки в письменном делении и умножении многозначных чисел Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения умножения и деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление Ошибки в определении порядка выполнения действий Решение вычислительного примера начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, расставлять номера действий Недостаточные умения решать текстовые задачи Предлагать представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме. Рассматривать разные способы решения задачи.
МБОУ СОШ №10 . Учителя математики Крупененкова Т.Н., Комаева С.М., Тимофеева Т.Ю.; учитель начальных классов Ведерникова О.А. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
План работы по реализации преемственности МОУ СОШ № и ДОУ на 200 …/200 ..учебный год.
План совместной работы МОУ СОШ и ДОУ всегда востребован в работе завуча начальной школы....
Презентация «Технологическое единство образовательной деятельности в ДОУ и школе как фактор реализации преемственности»
Презентация к выступлению руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных школ города и воспитателей ДОУ по т...
Текст к презентации. Технологическое единство образовательной деятельности в ДОУ и школе как фактор реализации преемственности.
Текст к презентации выступления руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных школ города и воспитател...
Тема «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях Федеральных государственных образовательных и Федеральных государственных требований
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему пре...
Тезисы к выступлению на городской конференции "Развивающая информационно-образовательная среда школы при реализации преемственности ступеней обучения"
Тема выступления на конференции "Проектная деятельность в 1-2 классах. (из опыта работы)"...
Реализация преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования посредством применения конструктора ЛЕГО
Выступление на городской конференции по вопросам преемственности...