Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме "Готовимся выполнять деление"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Хасанзянова Лилия Максумовна

В игровой и доступной форме дети знакомятся с понятием "деление".

Скачать:


Предварительный просмотр:


 Технологическая карта урока

Урок математики в 1 классе по теме:

«Готовимся выполнять деление»

(по курсу «Математика» Рудницкая В.Н.)

(УМК «Начальная школа XXI века»)

Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №5 г.Буинска РТ»,

I квалификационной категории Хасанзянова Л.М.

2016-2017 учебный год

Аннотация

Урок математики в 1 классе, на котором дети знакомятся с понятием деления. Формируется представление  о действии деления с опорой на модели (дольки апельсина, фишки). Дети учатся разбивать множества на равновеликие множества; комментировать процесс разложения числа предметов на несколько равных частей и практических ситуаций «деления». Урок способствует развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывается культура поведения при фронтальной работе, работе в паре, в группах.

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Тема урока: «Готовимся выполнять деление».

Цели: Образовательные:

  • Формировать представление  о действии деления с опорой на модели (дольки апельсина, фишки), моделировать ситуации с помощью фишек;
  • Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в паре, в группах.

Формировать УУД:

- Личностные: 

  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.

-  Регулятивные УУД: 

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • работать самостоятельно и в паре;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  • высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме с комментированием практических ситуаций; 
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться  при работе в паре, в группе.

- Познавательные УУД: 

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: 
  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат:

Предметные:

  • уметь разбивать множества на равные части;
  • уметь воспроизводить устные алгоритмы выполнения действий с опорой на модели (фишки);
  • уметь различать знаки арифметических действий;

Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • Выполнять учебные действия в разных формах (практическая работа, работа с моделями, работа в тетради);
  •  Совершенствование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;  
  • Совершенствование умения высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).
  • Совершенствование умения оформлять свои мысли в устной форме; 
  • Учить уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения, и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Ресурсы: ноутбук, телевизор, номера столов, таблицы на стол (по Сингапурским технологиям), презентация, веера, доски, мультфильм «Мы делили апельсин», чищенные дольки апельсина, нарисованные дольки апельсина, карточки с арифметическими действиями, минус песни «Оранжевая песенка», фишки, костюм волка, мешок, пакетики с конфетами, апельсины для рефлексии, апельсиновое дерево, магниты, герои из мультфильма, учебник по математике для 1 класса часть 1 (Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н., Рыдзе О.А.),  РТ по математике №2 (Кочурова Е.Э.)

Технологическая карта

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Необходи-

мые материалы

Результат

Формируе-мые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности.

2мин./33мин.

СЛАЙД  1.

infourok.ruorganizacionnie…na-urokah-v-nachalnoy…

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

Мы приветствуем  гостей,

Дорогих  учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

infourok.rupodborka-stihotvoreniy-dlya-…

Ребята, руки?

Ноги?

Локти?

Спина?

Как живёте? 
Как идёте? 

Как сидите? 
А математику как знаете? 

Как будете работать?
 

Замечательно. А теперь поприветствуйте соседа по парте.

Замечательно. Руки полочкой.

(встают в ряд)

(поворачиваются и молча здороваются с гостями и садятся)

На месте.

На месте.

У края.

Прямая.

Вот так! (показывают большой палец)

Вот так! (шагают 2-мя пальцами по ладошке)

Вот так! (руки на стол)

Вот так! (показывают большой палец)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

1.Желаю (соприкасаются большими пальцами);

2.успеха (указательными);

3.большого (средними);

4.во всём (безымянными);

5.и везде (мизинцами);

6.Привет! (прикосновение всей ладонью)

(садятся ровно и складывают руки полочкой)

-

Эмоцио-нальный настрой обучаю-щихся на урок.

II.Актуализация ранее полученных знаний.

4мин./29мин.

Ребята, вы уже все заметили на нашем уроке почётных гостей. Давайте повторим то, что мы уже знаем и покажем нашим гостям, чему мы научились за три месяца учёбы в школе.

Послушайте задачи в стихах и покажите свои ответы на веере чисел.

osminojek.ruzadachi-v-stixax/

1)Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?

-Какое арифметическое действие вы выполняли?

-Какой пример у вас получился? Подумайте. Обсудите и запишите на доске.

СЛАЙД  2.

2) Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.

-Какое арифметическое действие вы выполняли?

-Какой пример у вас получился? Подумайте. Обсудите и запишите на доске.

СЛАЙД  2.

3) Сбежала от Федоры посуда:

Три стакана, три чашки, три блюда.

Кто сосчитать готов?

Сколько всего беглецов?

- Какое арифметическое действие вы выполняли?

- Какой пример у вас получился? Подумайте. Обсудите и запишите на доске.

СЛАЙД  2.

-Давайте подведём итог. Какие математические действия вы научились выполнять и какими математическими знаками их обозначают?

СЛАЙД  3.

-А как вы думаете, со всеми ли математическими знаками мы познакомились?

-Чем же мы займёмся на уроке?

-Молодцы.

6

Сложение.

4+2=6

5

Вычитание.

7-2=5

9

Сложение и умножение.

3+3+3=9; 3х3=9

Сложение это +; вычитание это -; умножение это *.

Наверное, нет.

Узнаем ещё одно арифметическое действие и научимся его обозначать значком.

Веера.

Доски.

Умение решать простые задачи на  основе сложения, вычитания и умноже-ния однозначных чисел.

Демон-страция знаний учащихся.

Коммуника-тивные УУД

Познава-тельные УУД

III.Фиксирова-ние индивидуального затруднения в пробном действии.

17мин./12мин.

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости из интересного мультфильма, который в детстве смотрели ещё ваши родители.

-Хотите и вы посмотреть?

-Тогда внимание на экран.

youtube.comwatch?v=IcoT_baZ6Sg

-Ребята, о чём этот мультфильм?

-А что это за животные?

СЛАЙД  4.

-На какие две  группы можно разделить зверей?

-К какой группе отнесёте зверей из мультфильма?

-Назовите домашних животных из мультфильма.

-Назовите диких животных.

-Что важного вы узнали о зверях на прошлом уроке окружающего мира?

-А что значит млекопитающие?

-Но ведь среди всех животных есть одна птица. Что это за птица?

СЛАЙД  5.

darwinmuseum.ru

-Верно. Стриж удивительная птица. Её часто путают с ласточкой. Скорость её полёта составляет 170 км/ч., а ласточка лишь 70-80 км/ч.

-А какие чувства вызывает у вас просмотр этого мультфильма?

-А почему весёлые?

-Почему грустные?

-А что же ему досталось?

СЛАЙД  6.

-А почему же животные не хотели с ним делиться?

-А среди вас, ребята, есть такие, как волк?

-Вы делитесь хоть чем-нибудь со своими родными или друзьями?

-А что вам приходилось делить?

-Как вы думаете, волк понял свою ошибку?

-А мы сможем сделать так, чтобы волку тоже стало весело?

-Каким образом?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

-Тема нашего урока «Готовимся выполнять деление»

СЛАЙД  7.

-А как следует делить, чтобы никто не обиделся?

-Давайте попробуем с вами определить цели нашего урока: чему мы должны научиться к концу урока.

-А как сделать, чтобы получилось поровну?

-Хорошо. Тогда попробуйте разделить настоящий апельсин между героями мультфильма, которые лежат у вас на столе.

-У доски поработает участник №___ стол №___.

-Проверим, что у вас получилось?

СЛАЙД  8.

-Как вы делили дольки апельсина?

-Сможем ли мы записать решение этой задачи?

-Почему?

-Я передаю каждому столу карточки с арифметическими действиями. Подумайте, обсудите и ответьте на вопрос: «Каким значком обозначается действие деления?»

СЛАЙД  9.

-Готовы ответить?

-Какой знак вы выбрали?

-Молодцы.

-Запишем решение на доске. Сколько долек апельсина было на столе?

-Сколько зверят желают получить дольку апельсина?

-По сколько долек апельсина досталось каждому?

-Что получилось?

СЛАЙД  10.

-Какой знак нужно поставить?  

- А как оно обозначается? (6:6=1)

-Как вы думаете, подружились ли герои мультфильма?

-А вы ребята, умеете дружить?

-Над каким общим проектом мы работаем?

-Почему нам удаётся выполнять работу над проектом?

-Молодцы.

(ответы детей)

(дети смотрят мультфильм)

О том, как животные делили апельсин.

Волк, ёж, стриж, утята, котята и бобёр.

На диких и домашних.

Домашние и дикие животные.

Утята, котята.

Волк, ёж, бобёр.

Что все звери – млекопитающие.

Значит, кормят своих детёнышей молоком.

Стриж.

Весёлые и грустные.

Потому что волка проучили.

Потому что  волку не досталась ни одна долька.

Кожура.

Потому что волк один хотел съесть апельсин.

Нет.

Да.

(ответы детей)

Да.

Да.

Попробуем разделить апельсин так, чтобы всем досталась долька.

Будем заниматься делением.

Поровну. Пополам.

Научиться делить предметы поровну; узнать ещё одно арифметическое действие; научиться записывать его специальным значком.

Можно раздавать по очереди по одному.

(делят настоящие дольки апельсина и проговаривают ход своих действий)

(делит нарисованные дольки апельсина и проговаривает ход своих действий)

(дети проверяют вместе с учителем)

По одному. По очереди.

Нет.

Не знаем значок деления.

(обсуждают, выбирают карточку)

Да.

(показывают)

6

6

По 1.

(ответы детей)

(Деление)

Двумя точками.

Да.

Да.

Над уголком живой природы в школе.

Потому что мы работаем вместе сообща, дружно.

Мульт-фильм «Мы делили апельсин».

Герои из мультфильма.

Чищенные дольки апельсина.

Нарисованные дольки апельсина.

Карточки с арифметическими действиями.

Клей.

Просмотр и анализ мульт-фильма.

Деление  долек  апельсина поровну.

Сопоставление карточек с арифмети-ческими действиями с ранее изучен-ным материалом и

нахождение «лишней».

Определе-ние со значком деления, запись решения.

Личностные УУД

Регулятив-ные УУД

Коммуникативные УУД

Познава-тельные УУД

IV.Физкульт-минутка.

1мин./11мин.

-Ребята, какой фрукт мы сегодня учились делить поровну?

-Верно. Представьте, что вы апельсинчики. Встаньте. Выполним физкультминутку.

СЛАЙД  11.

-Желтый, круглый, ты откуда?

-Ты на солнышко похож.

-Молодцы, ребята. Тихо сели.

Апельсин

Прямо с солнечного юга.

(руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо)

Да, конечно, я хорош!
(руки на грудь, затем вперёд)

Можешь съесть меня, но только,

(прыжки на месте)

Раздели сперва на дольки.

(хлопки в ладоши)

Проводят физкульт-минутку для восстановления работо-способности.

V.Первичное закрепление.

5мин./6мин.

1.Работа с фишками.

-А сейчас поработаем в парах.

СЛАЙД 12.

-Разложите 10 фишек поровну на 2 кучки.

- У доски поработает участник №___ стол №___.

-Проверим ваши работы. Сколько фишек в каждой кучке?

СЛАЙД 13.

-Как делили фишки?

2.Работа в РТ.

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам раздать орехи поровну. Откройте РТ на с.44 №1. Возьмите простые карандаши. Как будете делить орехи?

-Проведите линии, показывающие, как раздавали орехи: первый орех – первой девочке; второй орех – второй девочке и т. д.

-Сколько детей?

-Запишите.

-По сколько орешков у каждого?

СЛАЙД 14.

-Прочитай запись.

-Замечательно. Молодцы.

(работают в парах и объясняют ход своих действий)

(ученик работает у доски и объясняет ход своих действий)

По 5.

По одному.

По одному.

4

(записывают)

По 2.

Всего 4 детей. У каждого по 2 ореха.

Фишки на столы.

Фишки для доски.

Уметь решать задачи с комментированием.

Регулятив-ные УУД

Коммуникативные УУД

VI.Рефлексия  учебной деятельности  на уроке.

5мин./1мин.

-Какое открытие вы совершили на этом уроке?

-Где оно нам может пригодиться в жизни?

-Что обычно мы делим?

-Как следует делить, чтобы никого не обидеть?

-Молодцы, ребята.

(Стук в дверь. В кабинет виновато заглядывает волк. Робко заходит и говорит:

-Ребятушки, спасибо, за то, что помирили меня со зверятами. Простите меня, пожалуйста. Теперь я всегда буду делиться со всеми. Вот вам конфеты. Разделите их поровну между собой.  

(Раздаёт пакетики с конфетами детям на каждый стол.)

- До скорых встреч, ребята.

(Машет рукой и удаляется.)

-Вот это да. Чудеса. Вот, что делает доброта.

-Ну, что же, ребята, поделите конфеты поровну между собой.

СЛАЙД 15.

-И вы, дорогие учителя, тоже наблюдали за уроком. Поделите свой пакетик поровну между собой.

-Ребята, уважаемые учителя, получилось разделить?

-По сколько конфет досталось каждому?

-Все поняли действие деление?

-Достигли поставленных целей?

-Итак, мы научились делить поровну и записывать действие деления.

-Вот и кончился урок и подводим мы итог!

СЛАЙД 16.

-Ребята, на столе у вас апельсинчики разного цвета. Те из вас, кто хорошо понял тему «Готовимся выполнять деление» возьмите спелый ярко оранжевый апельсин. Те, у кого ещё остались вопросы, возьмите недозревший жёлтый апельсин. Ну, а те, кто ещё не разобрался в этой теме – неспелый зелёный. Спелые оранжевые – могут лежать на земле или висеть на дереве. Недозревшие жёлтые и неспелые зелёные только на дереве. А сейчас тихо встаньте и прикрепите свои апельсины.

-Присаживайтесь на свои места.

Узнали новое арифметическое действие – деление.

(ответы детей)

Конфеты, печенье, фрукты, игрушки.

Поровну.

(удивлённо наблюдают)

(учащиеся начинают делить конфеты)

(гости делят конфеты)

Да.

По 2.

(ответы детей)

Да.

(учащиеся прикрепляют выбранный апельсин)

(учащиеся тихо садятся на свои места)

Костюм волка.

Мешок.

Пакетики с конфетами.

Апельсины для рефлексии.

Апельсино-вое дерево.

Магниты.

Умение пользо-ваться вновь получен-ными знаниями

Рефлек-сия.

Личностные УУД

Познава-тельные УУД

VII.Эмоцио-нальный настрой на следующий урок.

1мин./0мин.

СЛАЙД 17.

Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнём урок опять.

Наш закончился урок.
Громко  прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

(поворачиваются к гостям)

Ну а вы, гости наши дорогие!

Посидите, отдохните

Свои мысли запишите.

Ждём и  в следующий мы раз.

Будем рады видеть вас!!!

(выходят из кабинета)

-

Эмоциональный настрой обучаю-щихся на следую-щий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике 1 класс УМК "Планета знаний"

План-конспект урока по математике "Состав числа 6" 1 класс УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по математике 2 класс

Урок математики. Тема Повторение таблицы умножения. На уроке используется работа по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма....

Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...

Технологическая карта урока по математике 1 класс.Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть стр. 104-105;

Тип урока- изучение нового материала. Тема урока:  "Задача".План урока.1.Организационный момент.2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.3. Изучение нового материала.4. Первичное закре...

Технологическая карта урока по математике на тему: «Таблица умножения и деления с числом 4» 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока:Таблица умножения и деления с числом 4Цели урока:Составить таблицу умножения и деления с числом 4 и работать над ее запоминанием; закреплять знание порядка выполнения действий в выражениях,...

Технологическая карта урока по математике 3 класс "СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧИСЛАМИ ПРИ ДЕЛЕНИИ"

Способствовать развитию умений находить взаимосвязь действий умножения и деления, делить двузначное число на однозначное с опорой на алгоритм, решать текстовые и логические задачи...

Технологическая карта урока по математике на тему «Таблица умножения и деления на 4» 2 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя:формирование  понятия о таблице умножения и деления на 4;тренировка умножения и деления на 2 и 3. Планируемые  результатыПредметные:знать таблицу умножени...