Рабочая программа внеурочной деятельности «Сократ»
рабочая программа по математике (3, 4 класс) на тему

Сатаева Зоя Викторовна

Процесс  информатизации в наше время  охватывает все  без  исключения  сферы и стороны жизни общества. В этих условиях необходимым  становится формирование  у подрастающего поколения начальной компьютерной грамотности и воспитание  культуры  использования компьютера как технического  средства для работы  с информацией и решения познавательных задач в различных областях. Именно на это нацелена  программа внеурочной деятельности младших школьников «СОКРАТ». Новизна программы «СОКРАТ» состоит в том, что она разработана как пропедевтический курс подготовки  младшего школьника  к самостоятельной исследовательской деятельности с использованием  информационных технологий.

         Формируя исследовательскую культуру учащихся младших классов, занятия по данной программе  подготовят  их к самостоятельной исследовательской деятельности  на следующих ступенях обучения в соответствии с  требованиями ФГОС.

         Занятия основаны на активной деятельности детей и нацелены  на освоение ими  эффективных способов  мыслительных операций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной  деятельности

«Сократ»

(общеинтеллектуальное  направление)

1-4 классы

Разработчики                             Сатаева З.В., учитель начальных классов

                                                     Петрова Л.С., учитель начальных классов

                                                     Рыбакова Т.А., учитель начальных классов

                                                     Моисеева Ю.В., учитель начальных классов

Разработана на основе                                                                                                                  

программы                            И.Н.Мохова, старший преподаватель  кафедры начального  

                                                образования  ГОУ ДПО НИРО

                                                   «СОКРАТ»

                                                    Нижний Новгород, ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития

                                                    образования», 2011

                                                                                                                           

Соответствует                 Федеральному   государственному образовательному                                

                                            стандарту   начального общего образования

Рассчитана                       33   часа в  год  (1 час в неделю) -1-е  классы                                                                                                    .                                                 68  часов в год  (2 часа в неделю)- 2-4 классы

                                                                               

                                                                               Нижний Новгород

2014

 Пояснительная записка

    Процесс  информатизации в наше время  охватывает все  без  исключения  сферы и стороны жизни общества. В этих условиях необходимым  становится формирование  у подрастающего поколения начальной компьютерной грамотности и воспитание  культуры  использования компьютера как технического  средства для работы  с информацией и решения познавательных задач в различных областях. Именно на это нацелена  программа внеурочной деятельности младших школьников «СОКРАТ».

        Теоретическую основу программы составляют положения  отечественной психологии деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин), согласно которым способности человека развиваются в  соответствующей деятельности  и вне  ее формироваться не могут.

       Последние исследования в области экспериментальной  психологии и педагогики дают основания утверждать, что  дети  начиная с  младшего школьного возраста способны не просто  воспринимать и осмысливать информацию, например, учебный  материал, но и вступать в диалог, ставить конкретные цели, но и вступать в диалог, ставить конкретные  цели, анализировать способы своей деятельности и благодаря  этому самостоятельно исследовать проблему и  творчески преобразовывать информацию.

        В соответствии с  положениями личностно-ориентированного подхода к образованию  необходимо учитывать  способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт ребенка, его возможности в изучении и усвоении  научных знаний, определенных содержанием  различных областей его интересов.

        Актуальность программы  обусловлена необходимостью  и целесообразностью именно в начальной школе организовать  систему практикоориентированных занятий  по  ознакомлению  детей с основами исследовательской деятельности и возможностями использования в этих  целях средств  информационных технологий. От  этого во многом  зависит  успешность  дальнейшего саморазвития личности обучающегося.

        Проблема формирования исследовательских умений у младших школьников становится еще более актуальной  в связи с введением ФГОС. Особое внимание  в нем уделяется  способности ребенка   к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного  и  активного присвоения  нового социального опыта  через овладение  элементами  компьютерной грамотности, развитию  исследовательских способностей детей на основе  использования средств  информационных технологий. Грамотное применение ИКТ является одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

        Новизна программы «СОКРАТ» состоит в том, что она разработана как пропедевтический курс подготовки  младшего школьника  к самостоятельной исследовательской деятельности с использованием  информационных технологий.

        Формируя исследовательскую культуру учащихся младших классов, занятия по данной программе  подготовят  их к самостоятельной исследовательской деятельности  на следующих ступенях обучения в соответствии с  требованиями ФГОС.

        Занятия основаны на активной деятельности детей и нацелены  на освоение ими  эффективных способов  мыслительных операций.

        На  первом этапе (1-2 классы)  под руководством учителя и в группе, а затем    и индивидуально дети проводят исследования, делают выводы и обобщения, приобретают элементарные знания по использованию  основных программ компьютера и используют информационные технологии как средство для дальнейшей исследовательской  деятельности. Такие умения являются метапредметными, имеют  огромную познавательную ценность, способствуют развитию всех мыслительных процессов и саморазвитию личности.

        Цель программы: овладение  младшими школьниками основами исследовательской деятельности с использованием информационных технологий.

        Задачи программы:

  • ознакомление  младших школьников  с общими способами исследовательской деятельности  в ее различных аспектах;
  • формирование  информационной компетентности (в том числе  компьютерной  на основе ознакомления с программами  Microsoft Word, Power Point, Excel) и потребности использования  информационных технологий в процессе приобретения новых знаний и способов  их получения путем самообразования;
  • формирование универсальных учебных действий (познавательных,  регулятивных, коммуникативных) через исследовательскую деятельность;
  • развитие навыков продуктивного взаимодействия и сотрудничества в процессе  решения исследовательских задач;
  • развитие творческих и  интеллектуальных способностей детей с использованием информационных технологий;
  • создание условий для личностного роста школьника.

Принципы  построения программы.

  • Принцип преемственности предусматривает:

-определенный порядок в системе занятий  по программе (повтор одноименных разделов по годам обучения с усложнением содержания их тем так, что каждый последующий «виток» способствует  преобразованию ранее разработанного общего способа действия);

-организацию занятий  с учетом структуры исследовательской деятельности (как пропедевтической работы по формированию исследовательских умений).

  • Принцип  научности. Содержание программы и сама исследовательская деятельность не только предполагают знакомство обучающихся  с объективными научными фактами, явлениями, законами, но и способствуют формированию у них основ теоретического мышления.
  • Принцип деятельности.  Занятия  носят продуктивный, творческий характер за счет:

- вовлечения  учащихся в самостоятельный  поиск и решение  научных и практических задач;

- создание условий для активного овладения детьми способами деятельности;

- создание  условий  для обработки и творческого представления результатов  исследовательской деятельности с использованием информационных технологий;

- выбора  форм и методов исследовательской деятельности в соответствии с образовательными  целями, совершенствование  их  в интересах гарантированного достижения результатов;

- организации сотрудничества детей во время занятий.

  • Принцип предметности. Выявление содержания понятия  (вначале на основе действий  с предметами, затем действие свертывается в модель- понятие), разработка, точное указание и освоение  специфических  действий (оформление в виде знаковой  модели).

         Программа «СОКРАТ» реализует общеинтеллектуальное направление   внеурочной деятельности  и предусматривает  формирование  основ  компьютерной  грамотности и  исследовательской деятельности у  обучающихся   начальной  школы.  Программа носит  пропедевтический характер. Название ее многозначно: в нем отражена основная форма организации занятий (СОвместная, групповая деятельность), а также  идея  КРАТкого подготовительного курса, который  может служить базой для  дальнейшей самостоятельной учебно- исследовательской  деятельности  и  обеспечивает преемственность с самостоятельной  исследовательской  деятельности в рамках НОУ.

        В основу программы положен системно-деятельностный подход.

Условия реализации программы:

  • Организация педагогом совместной (на начальном этапе, 1-2-й годы) и самостоятельной (3-4-й годы) деятельности по решению проблем группой учащихся, которая постепенно перерастает в возможность каждого участника группы проводить индивидуальное  творческой исследование;
  • побуждение и поддержка детской  инициативы;
  • создание условий для инициативного  сотрудничества, которое дает возможность  каждому ребенку поверить в себя;
  • поэтапность  формирования  исследовательских умений с использованием информационных технологий;
  • создание условий для продуктивной творческой деятельности (ставить творческие задачи и развивать  собственные идеи и замыслы);
  • использование    информационных технологий на разных этапах исследовательской  деятельности.

Этапы  формирования исследовательских  умений  младших школьников с использованием информационных технологий

Этап

Содержание

Формы деятельности

Прогнозируемый результат

1.Ориентировочны (1-2 классы)

Педагог мотивирует  учеников, предлагает проблему  исследования и совместно с ними рассматривает ее решение.

Компьютер (программное  обеспечение) является объектом исследования.

Учащиеся включаются в совместный поиск средств решения проблемы и выработку плана действий.

Фронтальная,работа в парах, группах.

Умения:

-видеть  проблему (с помощью или без нее);

-совместно выдвигать  гипотезы;

-сравнивать;

-совместно планировать  способы решения;

- представлять в упрощенном виде результат деятельности;

-анализировать собственную и групповую деятельность.

Простейшие пользовательские умения работы на ПК.

2.Конструктивный (3-й  класс)

Проблема исследования предлагается  педагогом и детьми.

Дети выдвигают гипотезу на основе анализа информации и личного  опыта. Разрабатываются пути решения проблемы.

Компьютер становится  средством исследования.

Работа в парах, группах.

Включение учащихся в самостоятельный поиск.

Умения:

-работать с различными источниками информации;

-использовать информационные технологии на этапах работы с информацией  и представления  результатов исследования.

3.Поисково-исследовательский  (4-й класс)

Определение темы исследования на основе поиска, обработки неупорядоченных сведений. Ученики сами  предлагают, выбирают проблему, выдвигают гипотезы, планируют ход исследования. Педагог осуществляет информационную  поддержку  и при необходимости корректировку  деятельности детей. Информационные технологии  становятся средством  исследовательской  деятельности.

 

Самостоятельная деятельность учащихся  на поисково-творческой основе.

Умения:

-самостоятельно определять, формулировать тему исследования;

-выдвигать гипотезы;

-планировать деятельность;

-проводить исследование;

-представлять результат  деятельности в виде нового знания;

-использовать  информационные технологии на разных  этапах исследовательской  деятельности (в том числе на этапе наблюдения, при проведении эксперимента и др.)

 

В структуре программы  выделены 6 разделов (блоков). В  качестве  названий разделов  использованы  изречения  великого древнегреческого философа Сократа. Все разделы и темы в совокупности направлены  на достижение  общей цели  программы  и предусматривают  усложнение  ее содержания  с каждым последующим годом.

Формирование основ исследовательской деятельности  младших школьников в процессе  реализации программы «СОКРАТ»

Раздел

Умения

Характеристика деятельности учащихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.«Хороший советчик лучше любого богатства»

Коммуникативные умения, умения сотрудничать

Приобретение опыта сотрудничества (работы в группе).

Под руководством учителя  вырабатывать критерии ведения спора, дискуссии.

Слушать, вступать в диалог, соотносить  собственную и чужую  точки зрения.

Высказывать общую точку зрения группы.

Под руководством учителя  распределять деятельность. Определять последовательность в постановке проблемных вопросов.

Совместно планировать деятельность

Коллективно обсуждать проблемы.

Высказывать свое мнение. Сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других, воспринимать  и уважительно относиться  к сверстнику.

Самостоятельно вырабатывать способы действий. Строить продуктивное взаимодействие в  группе сверстников.

2. «Хорошее

начало не мелочь»

Познавательные действия

Под руководством учителя определять проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы. Совместно  вырабатывать логически оправданные и провокационные идеи. Под руководством учителя проводить простейшие эксперименты, структуировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

Относительно самостоятельно определять проблему, гипотезу, способы решения, доказывать и защищать идеи.

Проводить простейшие опыты.

Самостоятельно видеть проблему и способы ее решения. Самостоятельно проводить исследование.

2.. «Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается  с мелочи» (продолжение)

Умение сравнивать, анализировать

Под руководством учителя соотносить на однотипном материале предметы, живые организмы, изображения.

Проводить сравнение по внешним признакам (отличия и сходства)

Различать существенные и несущественные  признаки предметов, явлений и на  этой основе находить сходства и отличие.

Относительно  самостоятельно определять последовательность  сравнения, понимать его целенаправленность.

Завершать свои действия простейшей  логической оценкой и эмоциональной.

Самостоятельно сопоставлять  и противопоставлять объекты по конкретным признакам. Определять последовательность и целенаправленность  сравнения. Завершать свои действия простым логическим выводом.

Самостоятельно определять цели сравнения, выделять основные признаки объектов. Устанавливать  отличия и сходства, представлять результат, используя таблицы, диаграммы, схем ы.

Осуществлять  полное сравнение двух и более  объектов в определенной последовательности.

Доводить сравнения до  качественной ступени- обобщения.

Умение классифицировать

С помощью учителя классифицировать знакомые  предметы и явления, делать выводы  о принадлежности  к общему родовому понятию. Отвечать и ставить вопросы по общей теме. С помощью учителя делать выводы.

Относительносамостоятельно формулировать обобщение на основе сопоставления практических объектов. Проводить простейшую  группировку и систематизацию.

Знакомиться с простейшими способами   обобщения, используя схемы, модели. Делать выводы по итогам анализа, сравнения.

Самостоятельно осуществлять весь комплекс действий обобщения, т.е проводить самостоятельно отбор  необходимых объектов, сравнивать по определенным признакам, делать выводы. С помощью схемы, диаграммы, таблицы  оформлять выводы.

Умение делать определение понятиям

Совместно выделять  внешние признаки знакомых предметов и явлений. Для облегчения понимания определений использовать наглядность. Определять и объяснять понятия через практический показ определяемого предмета, описание. Расшифровывать родовое понятие.

Определять и объяснять понятие через практический или наглядный показ предмета, явления. Выделять существенные признаки  знакомых предметов, явлений. Расшифровывать понятия.

Определять и объяснять понятие через практический или наглядный показ предмета, явления, наглядное  его описание.

Определять и объяснять понятия.  Давать логическое определение понятия через родовое и видовое отличие. Использовать простейшую структуру доказательства, логически  обосновывать  определения, отражать результат в модели.

3. «Заговори, чтобы я тебя увидел»

Умение доказывать и защищать свои идеи.

Под  руководством учителя выявлять противоречия, определять последовательность действий, доказывать по образцу, приводить аргументы, отстаивать  свою точку зрения.  

Практически самостоятельно находить противоречия при анализе наглядного  материала. Планировать, высказывать простейшие предложения о предполагаемом решении.

Самостоятельно  (при минимальной помощи) определять причины, противоречия, объяснять явления.

4. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя»

Познавательные умения

Под руководством учителя  определять проблему, задавать вопросы, определять гипотезы. Совместно  вырабатывать логически оправданные и провокационные идеи.  Под руководством учителя проводить простейшие эксперименты, наблюдения, исследования. Доказывать и защищать свои идеи (с помощью учителя).  

Относительно самостоятельно  определять проблему, гипотезу, способы решения, доказывать и защищать идеи. Проводить простейшие опыты, самостоятельные исследования.

Самостоятельно  видеть проблему и способы ее решения, проводить исследование, оценивать, презентовать результаты.

5. «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим»

Умение работать с информацией.

Под руководством учителя  (совместно в группе) осуществлять поиск  информации, обрабатывать, представлять результат работы группы  с помощью программного  обеспечения компьютера.

Самостоятельно использовать  информационные технологии  при поиске информации, обработке и представлении  результатов исследования. Самостоятельно  выбирать программное обеспечение  при  проведении исследования.

6. «Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано»

Рефлексивные  умения

Под руководством учителя   вырабатывать критерии оценивания результатов исследовательской деятельности. Анализировать деятельность на эмоциональной основе.

Совместно оценивать результаты деятельности группы. Анализировать результаты своей деятельности по совместно выработанным   критериям.

Относительно самостоятельно   проводить  анализ собственных простейших  организационных и  практических действий и результатов.

Самостоятельно, объективно оценивать  результаты собственной деятельности  и деятельности группы по самостоятельно выработанным   критериям.

Все темы  связаны между собой и подчинены одной цели В соответствии  с возрастными особенностями  учащихся  серьезная подготовка  к самостоятельной исследовательской деятельности проводится в игровой форме. Занятия строятся на деятельностной  основе, проводятся  в виде интеллектуально- творческих мастерских. Из первых букв  названий этапов  занятия складывается название программы.

Структура занятия

№ п/п

Структурный компонент- этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

«Сокровищница  способов»

Создание ситуации успеха.

Решение частных задач с использованием известных способов действия

2.

«Оракул»

Создание  проблемной ситуации. Организация постановки задачи (проблемы).

Определение места разрыва  между «могу» и «не могу», причины «не могу». Определение задачи деятельности.

3.

«Компас в мире идей»

Организация выдвижения гипотезы по решению проблемы.

Выдвижение гипотез, идей. Выбор наиболее оптимальных. Планирование действий.

4.

«Рождение истины»

Организация самостоятельного или группового поиска, включающего творческую  работу  с использованием информационных технологий.

Проверка гипотез самостоятельно или в группе (распределение ролей в группе, поиск и др.) Решение проблемы. Творческая работа.

5.

«Арена оратора»

Организация  представления результатов работы.

Планирование доказательства и выступления.

6.

«Точка?!»

Организация рефлексии.

Анализ деятельности (соотнесение проблемы, плана действия, собственного участия и т.д.). Определение направления дальнейшей деятельности.

      Изменение  структуры занятия возможно в том случае, если существенно отличается форма его организации (занятие проводится  в форме экскурсии, конференции и т.д.)

        На занятиях используются  различные формы и методы организации внеурочной деятельности:

  • беседы;
  • игры;
  • тренинги;
  • практические занятия в группах;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • работа с дополнительной литературой (в том числе с использованием современных электронных средств);
  • индивидуальные исследования;
  • творческие задания.

         Значительное  место  отводится изучению информационных технологий.

Дети  знакомятся  с особенностями фиксации  результатов и хода    доступной им исследовательской, опытно- экспериментальной  работы с помощью  фото- и видеосъемки,  с возможностями использования  информационных технологий  при  обработке  и результатов по теме исследования и т.д.

        При сообщении  познавательного материала  используются  проблемные методы:

  • эвристическая беседа;
  • создание проблемной ситуации;
  • проблемное изложение материала;
  • «сократическая  беседа».

      Занятия сопровождаются работой на компьютере  с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

        Технические средства обучения:

  • ПК (для индивидуальных и групповых занятий);
  • мультимедийный  проектор;
  • интерактивная доска;
  • принтер;
  • сканер;
  • цифровой фотоаппарат.

    Программа предназначена для обучающихся начальных классов и рассчитана  на четыре года (1-4 классы)

1-й класс-1 час в неделю (33 часа в год);

2-4-й классы- 2 часа в неделю (68 часов в год).

Планируемые результаты

        Организация  внеурочной  деятельности  обучающихся начальных классов  на основе программы «СОКРАТ» направлена  на овладение младшими школьниками  основами исследовательской деятельности  с использованием информационных технологий. Занятия  по данной программе обеспечивают  формирование метапредметных  универсальных учебных действий.

        Результативность  реализации программы  определяется  в соответствии с критериями  трех уровней:

  • Усвоение младшими школьниками  основ исследовательской  деятельности. Под руководством учителя  или с его помощью  планировать, формулировать познавательную цель, регулировать процесс выполнения исследования. Иметь представление  о том,  как  осуществлять поиск, отбор, творческое преобразование  и представление  информации с использованием  средств информационных технологий.  Проявлять интерес к познанию  через использование ИКТ. Стремиться к сотрудничеству, координации  различных позиций  при обсуждении разных точек зрения.
  • Приобретение  опыта исследовательской деятельности. Относительно самостоятельно формулировать  познавательную цель, планировать, регулировать процесс выполнения исследования. Осуществлять поиск, отбор, творческое преобразование, обобщение и представление информации с использованием средств информационных технологий. Относительно самостоятельно и объективно оценивать свои достижения. Учитывать  при обсуждении разные точки зрения. Стремиться к сотрудничеству в исследовательской деятельности.
  • Самостоятельное  творческое применение  исследовательских умений. Самостоятельно проводить исследование  (определять проблему, выдвигать гипотезы, осуществлять  исследовательский  поиск и корректировать деятельность, обрабатывать и представлять результат). Самостоятельно использовать средства информационных технологий  на этапах исследовательской деятельности, представления и обобщения  результата. Планировать сотрудничество (определять цели, функции участников, способы взаимодействия). Обобщать, анализировать  результаты исследовательской деятельности. Доносить  свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

К результатам относятся также развитие умений:

  • осуществлять  предварительный отбор источников информации, добывать новые знания  из различных источников и разными способами; перерабатывать информацию для получения необходимого продукта;
  • преобразовывать информацию  из одной формы в другую (использовать  знаково- символические  средства представления  информации  для создания моделей  изучаемых объектов и процессов, схем решения проблемы и т.д.) с использованием средств ИКТ и выбирать наиболее удобную форму.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

«Хороший советчик лучше любого богатства»

10

7

7

5

2

«Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи»

5

20

14

12

3

«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим»

5

12

17

23

4

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

7

14

14

10

5

«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя»

3

8

11

11

6

«Сделанное наспех редко бывает хорошо  сделано»

3

7

5

7

ВСЕГО

33

68

68

68


Содержание программы

№ п/п

Темы занятий

Часы

Содержание

Формы работы, методы, приемы

Основные понятия, результаты

1-й    класс

1-ый  раздел «Хороший советчик лучше любого богатства» (10 часов)

1

Что спрятано в слове «СОКРАТ»?

1

Исследование значения  слов (со-трудничество, со-вместно, со-обща). Определение  особенностей совместной работы.

Фронтальная, групповая, беседа.

Составление «Свода правил» (правила работы на компьютере , работы в группе). Символическое обозначение понятий. Создание рабочих моделей. Гимнастика для глаз, рук.

2

Кто такой исследователь?

1

Обсуждение понятий «исследование», «исследователь». Построение рассуждений.

Групповая, «мозговой штурм»

3-6

Вместе или порознь?

4

Решение практических задач на определение необходимости сотрудничества (как основа для анализа  используются действия  персонажей сказок «Репка», «Золушка», «Три  поросенка и др.»). Секреты работы в паре. Обсуждение преимуществ  индивидуальной,  совместной, групповой форм работы.

Индивидуальная, групповая; перекрестная дискуссия.

7

Техника и безопасность исследователя

1

Обсуждение мер безопасности  при исследовании и использовании технических средств

Групповая

Правила, инструкции

8-10

Мини-исследование «Что такое компьютер»

3

Применение «Свода правил»  при совместном исследовании внешнего устройства ПК (монитор, системный блок, клавиатура, мышь, динамики). Определение  элементов внешнего  устройства ПК через практическое исследование их назначения.

Индивидуальная, групповая

Исследование ПК

2-ый  раздел «Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи» (5 часов)

1

Все на что-то похоже и чем-то отличается

1

Выработка алгоритма сравнения  с помощью слов-связок «как…, но не …»

Ассоциативные загадки

Групповая

Понятие «схема». Алгоритм сравнения. Общее и часть.

Видовое и родовое понятие. Причина и следствие. Создание справочника исследователя.

2

Думай о другом

1

Применение приема «да-неток»

Групповая

3

Общее  и часть

1

Расположение двух и трех понятий от общего к частному

Групповая

4

Все наоборот

1

Выделение общего родового понятия

Групповая

5

Что за чем?

1

Определение причины и следствия. Схема, модель

Групповая

3-ий раздел «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим» (5 часов)

1-2

В мире книги

2

Изучение основных элементов книги: обложка, страницы, иллюстрации.

Использование их  для  определения примерного содержания. Мини-исследование «Разнообразие книжного мира. Какие книги мы читаем» Изучение и обсуждение  особенностей ориентации в книге (название книги, разделы, главы; автор; поиск страниц и др.) Построение текста-описания

Групповая

Энциклопедия, статья, книга, оглавление, способы ориентации в книге

3-4

В царстве информации

2

Посещение библиотеки. Мини- исследование «Как библиотекарь ориентируется  в царстве информации?» (порядок расстановки книг, поиск нужной книги). Фото отчет. Обсуждение полученных данных.

Групповая

Цифровой фотоаппарат

5

Архивариус

1

Особенности справочной литературы для детей. Энциклопедические словари. Изучение особенностей информации

Индивидуальная

Хранение информации

4-ый раздел: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (7 часов)

1

Эврика и парадокс

1

Знакомство с парадоксами. Обсуждение: «Как делают открытия?» «Слышу и слушаю». Ораторское искусство

Групповая

Оратор

2

Что такое проблема?

1

Особенности постановки проблемы

Групповая

Проблема

3

Страна вопросов

1

Особенности построения вопроса (вопросительного предложения) «Тонкие» и «толстые» вопросы. Способы получения ответов на вопросы. Практикум «Эти разные вопросы» (как и какой задать вопрос)

Групповая

«Тонкие» и «толстые» вопросы.

4-5

Заключить умом

2

Рассуждения, суждения и умозаключения. Их сходство и различие. Построение  текста-рассуждения при доказательстве

Групповая

Текст-рассуждение.Модель

6

Гипотеза

1

Как рождаются гипотезы

Групповая

Гипотеза

7

Пирамида доказательств

1

Построение модели

Групповая

Доказательство

5-ый раздел: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (3 часа)

1

Мы- исследователи

1

Использование модели исследовательской  деятельности при проведении мини- исследования

Экскурсия

Модель исследования

2

Как сделать открытие?

1

Определение простейшей структуры исследовательской деятельности. Мини-исследование «Моя школа». Анализ результата. Критерии.

Групповая

Модельная структура исследования

3

Эксперименты и наблюдения

1

Эксперименты на моделях. Наблюдение в исследовании. Мини-исследование «Дерево моего микрорайона» Анализ результата. Критерии

Групповая

Эксперимент, алгоритм

6-ой раздел: «Сделанное  наспех редко бывает хорошо  сделано» (3 часа)

1-2

Как сообщить об открытии

2

Составление плана сообщения. Доклад. Разработка критериев оценки выступления

 

Групповая

План сообщения

3

Мини-конференция

1

Отчет о проведенном исследовании с использованием модели исследования. Определение критериев оценивания. Портфолио

Индивидуальная, групповая

Оценка, критерии

2-й  класс

1-ый  раздел «Хороший советчик лучше любого богатства» (7 часов)

1

Кто как исследует?

1

Исследователи не только люди, но и животные

Групповая, «мозговой штурм»

Правила сотрудничества, роли в группе, ознакомление с возможностями текстового редактора WORD

2-4

Кто что исследует?

3

Определение основ эффективности совместного исследования. Распределение ролей в группе. Ознакомление с возможностями текстового редактора WORD. Создание  карточек-ролей в программе с добавлением  объектов WordArt

Групповая, индивидуальная

Группа, роль, электронный документ

5-7

Как найти и поделиться информацией?

3

Способы сбора и передачи информации у животных. Способы сбора и передачи информации у людей. Способы сохранения информации. Использование возможностей текстового редактора Word для создания и сохранения информации

Групповая, индивидуальная

Текстовый редактор, репортер

2-ый  раздел «Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи» (20 часов)

1

Что из чего состоит

1

«Морфологический  анализ предметов».Составление  вариативной таблицы

Групповая, индивидуальная

Часть,целое

2-5

Что на что похоже

4

Объекты и их признаки (действия) «Какое? Что такое же?» (сопоставление букв и  изображения их на клавиатуре).Составление загадок на основе признаков объектов. Загадка как определение понятия. Ознакомление с возможностями текстового редактора WORD.

Групповая, индивидуальная

Сравнение, загадка

6-8

Бусы понятий

3

Определение  рядоположенных понятий. Составление схемы  с помощью объектов  «Автофигуры» в документе Word

Групповая, индивидуальная

Автофигура, схема, ряд понятий

9-11

Круг отношений

3

Определение отношений «целое и часть». Использование закладки «Автофигуры» для создания схемы отношений  в документе Word

Групповая, индивидуальная

Часть, целое

12-13

Гусеница последовательности

2

Определение отношений последовательности. Ознакомление  с назначением и возможностями  графического редактора  Paint

Групповая, индивидуальная

Отношения «за», «перед», «между»

14-15

Что было в начале?

2

Определение причины и следствия. Использование возможностей текстового редактора Word при создании папки  и текстового документа

Групповая, индивидуальная

Причины, следствия

16

Границы «владения» понятий

1

Обобщение и ограничение понятия

Групповая, индивидуальная

Обобщение, основа классификации

17-20

Как проанализировать особенности  объекта явления?

4

Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практическая работа: «Как  делать обобщение?»

Групповая

Алгоритм операции

3-ий раздел «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим» (12 часов)

1-4

В царстве информации

4

Помещение библиотеки. Мини-исследование «Особенности составления  карточек и  каталогов». Презентация деятельности. Обсуждение. Особенности представления информации (набор  текста на клавиатуре «слепым» методом). Использование возможностей текстового редактора Word (таблица) для создания картотеки

Групповая, индивидуальная

Картотека, каталог

5-7

Ориентиры в мире информации

3

Закладки, пометки. Чтение с пометами (использование возможностей текстового редактора Word для создания гиперссылок, при работе с информацией)

Групповая, индивидуальная

Пометки, тема, главная мысль

8-9

Архивариус

2

Хранение информации в письменном и цифровом виде. Записи и зарисовки, стенограмма, схемы, модели

Групповая

Стенограмма

10

Информационное зернышко

1

Тема. Главная мысль. Определение главного и второстепенного

Групповая, индивидуальная

Главная мысль

11-12

Бортовой журнал

2

Особенности использования журнала при  проведении исследования

Индивидуальная

Бортовой  журнал

4-ый раздел: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (14 часов)

1-3

Гипотеза или провокационный вопрос?

3

Определение сходства и различия. Выработка определения  (смысловое поле понятия). Использование алгоритма сравнения. Практическая работа по выдвижению гипотез

Групповая

Понятие, гипотеза

4-8

В стране вопросов

5

Ознакомление с группами вопросов: описательные, каузальные, субъектные, воображаемые, оценочные вопросы. Таблица вопросов. Практикум по постановке и решению вопросов

Групповая

Вопрос и группа вопросов

9-12

Как наблюдать и развивать наблюдательность

4

Смысловое поле: наблюдение, наблюдатель. Особенности  постановки,  проведения и описания опыта. Моделирование процесса:  практический опыт. Фиксация (с   помощью цифровой техники и  использования текстового редактора).Обсуждение  критериев эффективности.

Групповая

Наблюдение, опыт, эксперимент

13

Опыт и оптика

1

Оптические приборы в исследовании. Способность наблюдать

Индивидуальная

Приборы, опыт

14

Фантазеры

1

Фантазирование и прогнозирование. Практикум

Групповая

Фантазия, приемы

5-ый раздел: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (8 часов)

1-3

Ужасно интересно все то, что неизвестно

3

Подготовка к исследовательской экспедиции на природу. Определение  структуры деятельности  согласно этапам исследования:

-постановка проблемы;

-выдвижение гипотезы;

-наблюдение;

-экспериментирование;

-обобщение и структуирование;

-подготовка  отчета (представление аргументов);

-рефлексия.

Составление схемы исследования.

Групповая

Исследование, фиксация хода и результата исследования

4-5

Ужасно интересно все то, что неизвестно

2

Экскурсия- исследование (использование фото- и видеоаппаратуры).

Групповая

Исследование, фиксация хода и результата исследования

6-7

Сундучок открытий

2

Обработка информации с использованием ИТ

Групповая

Информация, схема

8

Мини-конференция

1

Представление групп с использованием  ИТ

Групповая

Презентация

6-ой раздел: «Сделанное  наспех редко бывает хорошо  сделано» (7 часов)

1-3

Результат

3

Результат и результативность. Использование текстового редактора, создание диаграмм

Групповая

Результативность, результат, диаграмма, критерии

4-6

Дневник исследователя

3

Разработка дневника  исследователя  с учетом структуры исследовательской деятельности, предполагающей  использование  ИТ

Групповая, индивидуальная

Дневник, структура

7

Ораторское искусство

1

Совершенствование критериев оценки  докладов и сообщений

Групповая

Сообщение, доклад, оценка

3-й класс

1-ый  раздел «Хороший советчик лучше любого богатства» (7 часов)

1

Найди того, кто..

1

Определение сфер интересов («Найди рядом того, кто…») Знакомство с изобретениями и изобретателями

Групповая, индивидуальная

Изобретение, изобретатель, технические исследования

2-6

Выдающиеся люди среди нас

5

Интервьюирование. Секреты эффективного общения. Особенности распределения работы в группе (зигзаг). Использование ИТ при  создании буклета, презентации. Фото- и видеозапись

Групповая, индивидуальная

Интервью

7

Вместе

1

Искусство  ведения спора. Аргументы и контраргументы.

Групповая, индивидуальная

Аргументы и контраргументы.

2-ый  раздел «Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи» (14 часов)

1-3

Признак гения

3

Создание метафор (сравнение) Объяснение  значения выражений (пословиц)

Групповая, индивидуальная, «мозговой штурм»

Метафора

4-6

Все на что-то похоже

3

Умозаключения  по аналогии на основе зрительного изображения и высказывания. Практическая работа  по созданию  копилки ассоциативных  образов с использованием возможностей  графического редактора  Paint

Групповая, индивидуальная,

«мозговой штурм»

Аналогия, графический редактор  Paint

7-9

Главное и не главное

3

Выделение признаков существенных и несущественных, характерных для чего-либо. Определение признака как основы классификации (упорядочивания). Использование текстового редактора

Групповая, индивидуальная,

«мозговой штурм»

Признаки классификации

10-13

Для чего людям сравнивать?

4

Значение сравнения. Деление на классы при сравнении. Практическая работа: «Правила классификации»  Использование текстового редактора (таблица). Прием «А что потом?»

Групповая, индивидуальная

Правила сравнения

14

Опыт и оптика

1

Оптические приборы в исследовании

Групповая, индивидуальная

Телескоп, бинокль, микроскоп

3-ий раздел «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим» (17 часов)

1-8

Секреты обработки информации

8

Бортовой журнал. Кластер (лучевая модель). Синквейн «Рыба». Лист решения проблем: «Да, нет, иногда».Чтение с пометами.

Групповая, индивидуальная

Приемы, обработка информации

9-10

Всемирная паутина

2

Особенности поиска информации. Поисковые системы. Детские  сайты

Групповая, индивидуальная

Сайт, поисковая система

11-12

Всемирная паутина

2

Способы обмена информацией (электронная почта)

Групповая, индивидуальная

Электронная почта, электронный ящик

13-14

Архивариус

2

Хранение информации в письменном и цифровом виде. Носители и хранители информации в информационном мире. Использование возможностей архивирования (сжатия информации в электронном виде)

Групповая, индивидуальная

Компрессия

15-17

Архивариус

3

Разработка способов сжатия  печатной информации (таблица «Синтез»). Особенности устной передачи  информации; конспектирования (таблица «Знаю, не знаю, хочу знать»). Перекрестная дискуссия (подготовка и проведение)

Групповая, индивидуальная

Смысловая компрессия

4-ый раздел: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (14 часов)

1-7

Намеченный курс

7

Ключевые слова. Тема. Главная мысль. Планирование. Четкость в выражении мысли. Использование особенностей памяти при кодировке информации, предназначенной для кратковременного  или длительного хранения. Практикум по ораторскому искусству. Получение информации с помощью вопросов.

Групповая

Цель, план

8-11

Совет

4

Использование  информации, данной в косвенной форме. Рекомендации и советы. Практикум.

Групповая

12-14

Ошибочное суждение

3

Анализ причин. Точность. Практикум.

Групповая

Ошибка, точка зрения

5-ый раздел: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (11 часов)

1-11

Первые самостоятельные шаги

1

Распределение по интересам, областям знаний. Формирование исследовательских групп

Групповая

Группа, область исследования

7

Составление схемы исследования. Исследовательская деятельность в интересующей области

Групповая

Схема, маршрут

2

Обработка результатов с использованием ИТ

Индивидуальная, групповая

Продукт, результат

1

Анализ результатов деятельности (хорошо-плохо)

Групповая

Критерии  оценки

6-ой раздел: «Сделанное  наспех редко бывает хорошо  сделано» (5  часов)

1

Результат

1

Результат и результативность. Совершенствование критериев оценки. Использование текстового редактора, создание диаграмм

Групповая

Виды диаграмм, результат, критерии оценки

2-3

Вооружения исследователя

2

Разработка рекомендаций для исследователя с учетом структуры  исследовательской деятельности (применение ИТ)

Групповая, индивидуальная

Алгоритм, структура

4-5

Ораторское искусство

2

Советы оратору. Портфолио

Групповая

Рекомендация. совет

4-й класс

1-ый  раздел «Хороший советчик лучше любого богатства» (5 часов)

1

Жизнь и исследования

1

Значение  исследований и открытий

Индивидуальная, групповая

Группа интересов, поиск соратников, распределение обязанностей

2-3

Найди в мире ученых того, кто …

2

Определение мотивационно-познавательной  области . Обсуждение основных отличий совместного и индивидуального исследования. Искусство ведения беседы

Индивидуальная, групповая

Беседа, интервью

4-5

Что видят люди в мире

2

Творческая работа. Создание группового продукта  с использованием всех возможностей Power Point

Групповая

Точка зрения

2-ый  раздел «Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи» (12 часов)

1-2

Закон и закономерность

2

Закон и закономерность в числах и буквах

Индивидуальная

Общий способ действия

3-6

Задачи-орешки

4

Ознакомление с логическими задачами на упорядочение, установление родственных отношений. Алгоритм действия  для задач на нахождение соответствия по признакам

Индивидуальная, групповая

Общий способ действия, алгоритм

7-8

Причины и следствия

2

Составление причинно-следственных цепочек

Индивидуальная

Причина, следствие

9-10

Установление порядка

2

Составление разных видов схем по упорядочению

Индивидуальная с обсуждением в группе

Общий способ действия

11-12

Определение понятий

2

Правила построения понятия

Индивидуальная с обсуждением в группе

Общий способ действия

3-ий раздел «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим» (23  часа)

1-5

Точка зрения

5

Рецензия, аннотация.Текстовый и графический редактор

Групповая, индивидуальная

Рецензия, аннотация

6-9

Авторство и автор

4

Статьи.Виды.Публикации. Использование  текстового редактора для создания и правки текста

Индивидуальная

Статья, авторское право

10-14

Краткость-сестра таланта

5

Исследование пословиц и поговорок. Афоризмы. Использование их в речи. Практикум

Групповая

Афоризмы

15-19

В книжном царстве

5

Экскурсия в библиотеку. Составление каталога книг по проблеме исследования. Составление плана изучения проблемы.

Групповая, индивидуальная

Каталог, план, алгоритм

20-23

Вопросник

4

Составление разных по типу вопросов к теме выступления. Практикум

Групповая, индивидуальная

Вопросы и их типы

4-ый раздел: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (10 часов)

1-4

Рассуждение

4

Виды. Основные отличия. Анализ проблемной ситуации. Эмпирическое предположение о способах  разрешения противоречия. Практикум по построению рассуждения

Групповая

Рассуждение, проблема

5-8

Доказательства

4

Информационный вес слова. Построение прямого (дедуктивного, индуктивного и по аналогии) доказательства. Модель- ориентир доказательства (тезис, аргумент, способ доказательства, вывод). Создание и использование средств информационной наглядности. Практикум по построению доказательства

Групповая

Доказательство и его структура

9-10

Логика и язык

2

Логические цепочки. Практикум

Групповая

Логические цепочки.

5-ый раздел: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (11 часов)

1-11

Полет юного ученого

11

Схема исследования. Самостоятельная исследовательская деятельность по выбранной проблеме

Индивидуальная

Схема, план

6-ой раздел: «Сделанное  наспех редко бывает хорошо  сделано» (7  часов)

1-4

Научная конференция учащихся

4

Представление исследований. Анализ.Награждение

Групповая

Анализ деятельности

5-7

Портфолио

3

Обобщение достижений. Анализ. Оформление портфолио

Групповая, индивидуальная

Портфолио

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...