Урок математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение с переходом через разряд в пределах 100"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Мокеева Лариса Викторовна

Закрепление знания изученных приёмов сложения в пределах 100 с переходом через разряд, использование схем-опор, карточек с образцами для развития действий контроля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_2017.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Дата проведения: 18.10.17.

ФИО учителя начальных классов: Мокеева Л.В.

Класс: 4 «А»

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Тема: сложение с переходом через разряд.        

Цель урока: закрепление знания изученных приёмов сложения в пределах 100 с переходом через разряд.

Методическая цель: использование схем-опор, карточек с образцами для развития действий контроля.

Виды задач

Задачи

Коррекционно-образовательные

-закрепить знания состава чисел 1-го десятка;

-повторить случаи табличного сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд;

-закрепить алгоритм вычислений с опорой на состав числа;

-развивать навыки сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 100;

-закрепить алгоритм решения примеров с действиями двух ступеней;

-совершенствовать приемы решения и оформления простых текстовых задач на увеличение числа;

- закрепить знания  математической терминологии;

Коррекционно-развивающие

- развивать умения анализировать, классифицировать,

  рассуждать при выполнении заданий;

-развивать математическую речь через комментирование решений примеров и задач;

- развивать зрительное восприятие, пространственную

 ориентацию при определении видов углов;

- развивать оперативную память при работе с таблицей Шульте;

-развивать мелкую моторику через выполнение пальчиковой гимнастики;

- развивать произвольность деятельности, навыки

 самоконтроля и взаимоконтроля в процессе работы с карточками;

- развивать коммуникативные качества личности при работе в парах.

Коррекционно-воспитательные

- обеспечивать благоприятную среду для развития учащихся через создание ситуации успеха;

- воспитывать самостоятельность в рассуждениях через использование схем-опор, карточек для взаимопроверки и самоконтроля;

- развивать познавательные мотивы учения через использование игровых приемов, сюрпризных моментов;

Оборудование:

кассы цифр для устного счета, счетный материал, счеты, карточки для индивидуальной работы, схемы – опоры индивидуальные и фронтальные, карточки для взаимоконтроля, карточки с названиями компонентов сложения, карточки с домашним заданием, набор геометрических фигур для определения видов углов, угольники, интерактивная доска, презентация урока.

Методы и приемы: ИКТ, проблемное и развивающее обучение (задания типа «объясни», «определи верное-неверное»), личностно-ориентированный подход, индивидуальный и дифференцированный подход, рефлексия, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии (пальчиковая, зрительная гимнастика, динамическая пауза), фронтальная устная работа с классом, фронтальная и индивидуальная работа с использованием интерактивной доски, самостоятельная работа, дифференцированные задания при работе с карточками, схемами – опорами, комментированное решение примеров и задач.

Ход урока

Слайд 1

I Мобилизующий этап

- Ребята, давайте улыбнёмся гостям и друг другу. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. А хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Сегодня мы покажем, как научились решать примеры и задачи на сложение в пределах 100 с переходом через разряд.

Слайд 2

II Актуализация опорных знаний и представлений


Устный счет

  1.  «Запомни числа» (демонстрируется таблица Шульте)

2. Работа с кассой цифр.

I-II гр.

Работа с кассой цифр

- Игра «Дополни до 10».

Демонстрируется 3, 6, 8 счетных палочек.

- Математический диктант

Первое слагаемой 9, второе слагаемое 8. Сумма - ?

- увеличьте 8 на 7 единиц

- найти сумму чисел 7 и 6

- к 9 прибавить 9

-  найдите сумму чисел 9 и 0

Какие числа складывали? Какие числа получались в результате? Что образовывалось при сложении?

- расставьте числа в порядке возрастания

9

13

15

17

18

О

С

Е

Н

Ь

Прочитайте, какое слово получилось?

Какие признаки, приметы осени вы знаете?

Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся на прогулку в осенний лес. А его обитатели будут предлагать для вас интересные задания. Чтобы попасть в лес, ответьте на вопросы.

Слайд 3

- Какое число лишнее, объясните.

- Сколько знаков в однозначном числе, что он обозначает?

- Сколько знаков в двузначном числе, что они обозначают, на каком месте стоят?

- На какие цифры оканчиваются четные числа, нечетные числа?

III гр.

Работа с таблицами- опорами

- Дополни до 10

10          10         10

3 _        6 _         8 _

- Соедини стрелкой пример с ответом

9 + 8           13

8 + 7           18

7 + 6           15

9 + 9           17

Оценивание, комментарий.

 Слайд 4

Минутка чистописания

Пальчиковая гимнастика

 «Осень» Осень, осень,       (трем ладошки друг о друга)

Приходи!                               (зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень,                        (трем ладошки друг о друга)

Погляди!                               (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.     (ладони гладят по коленям)

 Солнце нас уже не греет,   (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

 Ветер дует все сильнее.      (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы,       («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по

                                                          другой ладони)

Шапки, куртки надеваем        ( имитируем)

И ботинки обуваем               (топаем ногами)

Знаем месяцы:                     (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и октябрь, и ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

Зрительная гимнастика

Как-то осенью в лесу      (смотреть на указательный палец вытянутой

                                            руки).

Висела шишка у всех на виду.

Шишка на всех глядела

И тихонечко висела.

Лось сказал, что низко,      (движения глазами вниз)

А зайчонок - высоко,         (движения глазами вверх)

Белочка, сказала - близко,  (движения глазами на кончик носа)

А ежонок - далеко.               (движения глазами вдаль).

Слайд 5

Сядьте прямо. Откройте тетради, запишите число.

Вспомните числа, которые были в таблице. Мы будем их прописывать на минутке чистописания.

Запишите числа. Возьмите карандаш, проверьте себя.  5,13,16,23

Пропишите числа до конца строки.

При сложении каких чисел получится новый десяток?

Самоконтроль, самооценка.

Красивые цифры в тетради найдите

И быстро в кружочек их обведите.

III. Применение знаний и способов действий.

Решение примеров с переходом через разряд

Слайд6

А вот и первый гость. Вы узнали его?

Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу:

Благодаря большому росту, срывает листья очень просто,

Грибами осенью питается, зимою хвоей увлекается!

Слайд 7

Самостоятельная работа

Лось приглашает вас на математическую полянку в своем лесу. Здесь растут удивительные грибы с примерами. Только лось не умеет их решать. Поможем ему?

Прочитайте задания на «грибах».

Слайд 8

I гр.

Выполни действия. Вспомни порядок действий.

25 + 2 х 3

19 + 12 : 2

87 + 18 : 3

Слайд 9

II гр.

Прочитай примеры разными способами и реши

78 + 4 =          69 + 5 =         25 + 7 =

Слайд 10

III гр.

Выполни действия

17 + 4 =

27 + 4 =

37 + 4 =

Опора на счеты

Комментированное решение на доске

Работа в парах. Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаши.

I - II гр.   Взаимопроверка в парах. Комментирование оценки.

III гр. – самопроверка с доски.

Оценивание, комментарий.

Слайд 11

IV. Физкультминутка

Снятие общего утомления мышц через выполнение движений

 Зайцы приглашают вас на зарядку.

Зайцы утром рано встали, весело в лесу играли.

По дорожкам прыг- прыг-прыг! Кто к зарядке не привык?

                                                                   (прыжки на месте)

Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно?

                                                                    (ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос, тянет лисонька свой нос.

                                                         (потягивание – руки вперед)

Но зайчата быстро скачут, как же может быть иначе?

                                                                   (прыжки на месте)

Тренировки помогают, и зайчата убегают (бег на месте)

Вот голодная лиса грустно смотрит в небеса

                                                         (потягивание – руки вверх)

Тяжело вздыхает                            (глубокий вдох - выдох)      

Садится, отдыхает                          (сесть за парты)

V. Решение текстовой задачи

Слайд 12

Сможете узнать следующего гостя?

Сидит на ветке, а не птица.

Есть рыжий хвост, а не лисица...

Как вы догадались?

Слайд 13

Белка засушила на зиму грибы. Вот только сосчитать свои запасы не может. А вы справитесь? (взять прямоугольные листочки с заданием)

I гр.

 (изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия)

II гр.

(краткая запись, вопрос, решение, ответ)

Белка засушила на зиму 15 белых грибов, а рыжиков на 6 больше? Сколько рыжиков засушила белка?

- Прочитайте задачу.  

- О чем говориться в задаче?

- Какие грибы собирала белка?

- Что сказано про белые грибы?  (Подчеркните синей ручкой)

- Что сказано про рыжики? (Подчеркните зеленой ручкой)

- Что мы с вами разобрали?

- Что известно в задаче?

- Что неизвестно в задаче?

- Что обозначают слова на 6 больше?

- Что значит увеличить число на несколько единиц?

- Определите вид задачи.

 

Слайд 14

- Составим краткую запись.

- Сколько строчек будет в краткой записи?

- Расскажите условие задачи с опорой на краткую запись.

I гр.

- Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.

- Дополните краткую запись.

- Приступайте к решению задачи.

III гр.

(заполнение схемы решения задачи)

Самостоятельная работа

Слайд 15

Работа в паре. Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями.  Возьмите карандаши.

I - II гр.   Взаимопроверка с карточек.

III гр. – Самопроверка по образцу.

- Кто справился с заданием?

- У кого были ошибки?

Оценивание, комментарий.

VI. Физкультминутка

Снятие общего утомления мышц через выполнение движений

Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись. А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперед и назад.)

Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать.  И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.  Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

VII. Геометрический материал.

Определение видов углов с помощью чертежного угольника.

Практическая работа

Слайд 16

Сможете узнать следующего гостя? Кто так стучит в лесу? (звук)

Дятел – лесной доктор. Когда он достает вредных жучков, так стучит по стволу дерева, что кора в разные стороны летит.  Найдите кусочки «коры» в подставке.

Дятел принес вам задание: определить виды углов.

Слайд 17

Давайте вспомним какие бывают углы.

Как называются элементы угла?

Возьмите угольники. Покажите вершину прямого угла.

Определите виды углов на ваших фигурах.

III гр. – определяет виды углов на доске с помощью угольника.

Оценивание, комментарий.

VIII. Комментарии к домашнему заданию

Слайд 18

Дятел приготовил для вас и домашнее задание. Не простое. Если вы правильно решите примеры на сложение на частях открытки и соберете ее, то увидите лесных зверей, которым тоже хотелось бы побывать у вас в гостях. Примеры лежат в конвертах.  Завтра, если вы верно справитесь с заданием, я, по просьбе дятла, заменю осколочные картинки на целые открытки.

IX. Итог урока

Слайд 19

А вы знаете лесного зверя с иголками?

Как ежики проводят зиму?  Помогите, пожалуйста, ежику собрать листья для теплой постельки.

Для этого надо ответить на вопросы.

- На какое действие решали примеры на уроке?                      

- Как называются компоненты при сложении?                                    

- До какого числа дополняем первое слагаемое при сложении с переходом через разряд?

- Что образуется при этом?

- Как разбиваем второе слагаемое при сложении с переходом через разряд?

- Что значит увеличить число на несколько единиц?

- Какие виды углов вы знаете?  

- Как называется угол меньше прямого, больше прямого?

- Как называются элементы угла?  

Теперь у ежика будет очень теплая постелька и он благополучно перезимует.

                                             

X. Рефлексия

Кому понравилось работать на уроке?

Какие задания были самыми интересными?

Какие задания были легкими?

Какие задания были трудными?

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК развивать логическое мышление на уроках математики в специальной ( коррекционной) школе VIII вида?

Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному,  отвлеченному мышлению...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...

Урок математики. 2 класс. Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Цели: -повторить состав чисел второго десятка;         -научить использовать полученные знания при вычислениях;-совершенствовать умение выполнять сложение...

Урок математики. 2 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Треугольники.Построение треугольников по трем вершинам".

« Треугольник. Построение треугольника по трем вершинам» Цель урока: "Учить построению треугольника по трем вершинам.", которая реализуются с помощью образовательной, коррекционной, воспитательной зад...

Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику  В.В.Эк Математика 3 класс....