КАК развивать логическое мышление на уроках математики в специальной ( коррекционной) школе VIII вида?
методическая разработка (математика) по теме
Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному, отвлеченному мышлению совершается постепенно. По мере овладения детьми словарем, грамматическим строем языка., словесной речью.
В логическом мышлении можно выделить две основные стадии: конкретно- понятийную и абстрактно- понятийную.
Конкретно- понятийная стадияявляется начальной формой развития логического мышления . Все мыслительные операции, которые формируются на этой стадии , тесно связаны с конкретным наглядным материалом. Наличие этой тесной связи является предпосылкой формирования логического мышления. На этой же стадии все рассуждения и умозаключения детей зависят и определяются конкретным содержанием материала , заключенного в посылках: чем оно ближе жизненному опыту ребенка, тем легче он справляется с построением умозаключений. Кроме того, на этой стадии развития логического мышления дети постоянно опираются на конкретные примеры, действия , образы как на основу для рассуждения.»Строительным материалом « для конкретного- понятийного мышления являются представления и конкретные понятия. Все мыслительные операции развиваются и формируются на базе использования этого материала.
Абстрактно- понятийная стадияявляется завершающей формой логического мышления. На этой стадии существенно изменяется содержательная сторона мышления: дети начинают мыслить абстрактными понятиями, общими законами, усваивают систему понятий. Преобразования происходят в мыслительных операциях: они обобщаются, делаются формальными, расширяются возможности их применения и переноса в новые различные ситуации. Возникает новая система взаимосвязанных, обобщенных мыслительных операций. У детей появляются способности рассуждать, обосновывать свои рассуждения, доказывать правильность полученных выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения.
Совершенно очевидно, что полноценное развитие абстрактно-понятийного мышления полностью зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций во многом определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности.
Логическое мышление есть мышление речевое, в котором слово является и основой, и средством. И результатом этого процесса.
Анализ программ по русскому языку, математики, естествознанию, а также анализ соответствующих учебников показал, что у умственно- отсталых детей для полноценного усвоения знаний должны быть сформированы следующие логические знания и умения:
- оперирование признаками предметов;
- владение логическим действием классификации;
- определение знакомого понятия через род и видовое отличие;
- понимание смысла и правильное употребление логических связок «и», «или», « не»;
- понимание смысла и навык правильного употребления логических слов «все», « некоторые»;
- умения сделать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки.
Перечисленные логические умения формируются спонтанно, исподволь, как побочный продукт усвоения учебного материала начальных классов.
В учебниках русского языка, математики, и т. д. содержатся материалы, обеспечивающие полноценное усвоение логических знаний, и поэтому нет необходимости проводить специальную работу, направленную на овладение этими знаниями.
Однако проверка степени сформированности логических знаний и умений у умственно отсталых школьников показала , что ученики закончившие обучение по программе начальных классов, не овладевают перечисленным выше минимумом знаний.
Привлечение в качестве дидактического материала множеств предметов с их разнообразными свойствами дает возможность тренировать детей в выполнении логических операций над свойствами конкретных предметов, входящих в рассматриваемое множество. Это позволяет выявить и уяснить простейшие логические операции и их взаимоотношения.
В качестве дидактического материала, моделирующего логические отношения, в предлагаемой мною системе упражнений используются круги Эйлера и прямоугольные матрицы.
Круги Эйлера могут быть самыми различными: обручи, кольца, круги, нарисованные в тетради, на доске, на полу.
В качестве прямоугольных матриц могут быть использованы любые виды лото, шахматная доска, ряды парт, геометрические фигуры, выложенные в виде прямоугольника, и. т. д.
Можно использовать плоские и объемные фигуры четырех цветов
( красные, синие, зеленые, желтые), четырех разных форм
( треугольники, квадраты, круги, ромбы), двух размеров (большие, маленькие), можно использовать предметные картинки, условные обозначения в виде точек, звездочек, и т д.
Предлагаемые ниже логические упражнения являются типовыми. На их основе могут быть составлены аналогичные учебные задания с использованием разнообразного дидактического материала, что обеспечит возможность творческой работы учителей и воспитателей при работе с умственно отсталыми детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat__logicheskoe_myshlenie_na_urokah_matematiki_v_korekcionnoy_shkole.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК развивать логическое мышление на уроках математики
в специальной ( коррекционной) школе VIII вида?
Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному, отвлеченному мышлению совершается постепенно. По мере овладения детьми словарем, грамматическим строем языка., словесной речью.
В логическом мышлении можно выделить две основные стадии: конкретно- понятийную и абстрактно- понятийную.
Конкретно- понятийная стадия является начальной формой развития логического мышления . Все мыслительные операции, которые формируются на этой стадии , тесно связаны с конкретным наглядным материалом. Наличие этой тесной связи является предпосылкой формирования логического мышления. На этой же стадии все рассуждения и умозаключения детей зависят и определяются конкретным содержанием материала , заключенного в посылках: чем оно ближе жизненному опыту ребенка, тем легче он справляется с построением умозаключений. Кроме того, на этой стадии развития логического мышления дети постоянно опираются на конкретные примеры, действия , образы как на основу для рассуждения.»Строительным материалом « для конкретного- понятийного мышления являются представления и конкретные понятия. Все мыслительные операции развиваются и формируются на базе использования этого материала.
Абстрактно- понятийная стадия является завершающей формой логического мышления. На этой стадии существенно изменяется содержательная сторона мышления: дети начинают мыслить абстрактными понятиями, общими законами, усваивают систему понятий. Преобразования происходят в мыслительных операциях: они обобщаются, делаются формальными, расширяются возможности их применения и переноса в новые различные ситуации. Возникает новая система взаимосвязанных, обобщенных мыслительных операций. У детей появляются способности рассуждать, обосновывать свои рассуждения, доказывать правильность полученных выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения.
Совершенно очевидно, что полноценное развитие абстрактно-понятийного мышления полностью зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций во многом определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности.
Логическое мышление есть мышление речевое, в котором слово является и основой, и средством. И результатом этого процесса.
Анализ программ по русскому языку, математики, естествознанию, а также анализ соответствующих учебников показал, что у умственно- отсталых детей для полноценного усвоения знаний должны быть сформированы следующие логические знания и умения:
- оперирование признаками предметов;
- владение логическим действием классификации;
- определение знакомого понятия через род и видовое отличие;
- понимание смысла и правильное употребление логических связок «и», «или», « не»;
- понимание смысла и навык правильного употребления логических слов «все», « некоторые»;
- умения сделать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки.
Перечисленные логические умения формируются спонтанно, исподволь, как побочный продукт усвоения учебного материала начальных классов.
В учебниках русского языка, математики, и т. д. содержатся материалы, обеспечивающие полноценное усвоение логических знаний, и поэтому нет необходимости проводить специальную работу, направленную на овладение этими знаниями.
Однако проверка степени сформированности логических знаний и умений у умственно отсталых школьников показала , что ученики закончившие обучение по программе начальных классов, не овладевают перечисленным выше минимумом знаний.
Привлечение в качестве дидактического материала множеств предметов с их разнообразными свойствами дает возможность тренировать детей в выполнении логических операций над свойствами конкретных предметов, входящих в рассматриваемое множество. Это позволяет выявить и уяснить простейшие логические операции и их взаимоотношения.
В качестве дидактического материала, моделирующего логические отношения, в предлагаемой мною системе упражнений используются круги Эйлера и прямоугольные матрицы.
Круги Эйлера могут быть самыми различными: обручи, кольца, круги, нарисованные в тетради, на доске, на полу.
В качестве прямоугольных матриц могут быть использованы любые виды лото, шахматная доска, ряды парт, геометрические фигуры, выложенные в виде прямоугольника, и. т. д.
Можно использовать плоские и объемные фигуры четырех цветов
( красные, синие, зеленые, желтые), четырех разных форм
( треугольники, квадраты, круги, ромбы), двух размеров (большие, маленькие), можно использовать предметные картинки, условные обозначения в виде точек, звездочек, и т д.
Предлагаемые ниже логические упражнения являются типовыми. На их основе могут быть составлены аналогичные учебные задания с использованием разнообразного дидактического материала, что обеспечит возможность творческой работы учителей и воспитателей при работе с умственно отсталыми детьми.
Упражнения ,выясняющие смысл логической связки не (отрицание)
Каждый тип упражнения на уровне усвоения отрицания построен таким образом , что вначале используется только логическая связка не ,а затем в сочетании со связкой и (с конъюнкцией) и со связкой или (с дизъюнкцией)
- Дана прямоугольная матрица.
Вставь пропущенные слова в следующие предложения:
1 столбик | 2 столбик | |
1 ряд | ||
2 ряд |
1).Треугольник лежит -----------во втором ряду ----------не во втором столбике.
( Не во втором ряду и не во втором столбике).
2).Квадраты ----------лежат в первом ряду -----------в первом столбике.
(Не лежат в первом ряду и в первом столбике).
- Дана матрица .
Скажи: какие предложения правильные?
-В кругу лежат не квадраты (правильное)
-За кругом лежат не треугольники (правильное)
-Не треугольники- это квадраты (правильное)
- Не квадраты – это треугольники (правильное).
- Даны два пересекающихся круга . В первом круге красные фигуры . но не треугольники. Во втором круге -маленькие фигуры , но не треугольники. На пересечении круга – маленькие красные круги. Вне кругов – большие синие треугольники.
Задание . Посмотри на картинку и скажи, какие предложения правильные:
Неверно, что квадраты красные и маленькие фигуры (правильное).
Треугольники не красные и немаленькие фигуры (правильное).
На картинке квадраты – не красные и немаленькие фигуры
( правильное).
Неверно, что треугольники – красные или маленькие фигуры (правильное).
- Разложи фигуры по клеточкам так, чтобы:
-треугольник лежал не в первом ряду;
-квадраты лежали не в третьем столбике;
-во втором столбике лежали не круги;
-в третьем ряду не лежали круги;
-в третьем ряду и в первом столбике лежал не квадрат;
-во втором ряду и в третьем столбике не лежал треугольник;
-в первом ряду и в первом столбике лежал не круг;
- в третьем ряду или во втором ряду лежали не треугольники;
- в первом столбике или в третьем столбике лежали не квадраты.
К этому заданию дается таблица и набор геометрических фигур.
1столбик | 2 столбик | 3 столбик | |
1 ряд | |||
2 ряд | |||
3 ряд |
- Даны следующие задания:
- Выпиши слова, в которых не 4 буквы.
Слова: стол, окно, парта, карандаш, циркуль, ручка, тетрадь.
- Выпиши слова, которые не начинаются с буквы «с» и не кончаются на букву «а».
Слова: циркуль, транспортир, тетрадь, линейка, цифра, фигура, стол.
- Выпиши числа, в которых не три цифры;
выпиши числа, которые не двузначные и не содержат 1;
выпиши числа. Которые не двузначные и не содержат 1.
4800, 34, 2, 108, 342, 1, 23, 357, 243, 218.
- В круг, например, кладутся красные фигуры .Остальные фигуры помещаются вне круга. Нужно назвать, одним словом фигуры. Расположенные вне круга .
- Здесь возможны следующие варианты:
В круге Вне круга
Квадраты не квадраты
Круглые некруглые
Треугольники не треугольники
Желтые не желтые
Большие небольшие
Маленькие немаленькие
Белые небелые
- Дана прямоугольная матрица .
- Скажи, Что лежит во втором столбике. Используя слово «треугольники».
- Скажи, что лежит в первом столбике, используя слово «квадрат».
1столбик | 2 столбик | |
1 ряд | ||
2 ряд |
Логические слова (кванторы.)
Логические слова все, всякий, любой, некоторые, называются кванторами –определителя количества.
Все(всякий, любой, каждый.) –квантор общности; существуют (некоторые) –квантор существования.
Знакомство с кванторами общности и существования и умение правильно ими пользоваться, необходимы по следующим причинам:
1)Выявление кванторов – один из основных способов уточнения смысла предложения.
2)Перестройка предложений с помощью введения кванторов необходима для определения логической структуры предложения.
3)Уточнение смысла слов «все» и «некоторые» необходимо для правильного соотношения между содержанием и объектом классов.
4)Выявление кванторов в предложении позволяет дать четкое правило его отрицания.
- Даны два пересекающихся круга и набор геометрических фигур .
С этим дидактическим материалом проводятся упражнения.
1). В первый круг положи все квадраты. Во второй круг положи все синие фигуры.
Какие фигуры ты положишь в общую часть кругов? ( При ответе используй слова « все » или «некоторые».)
2)В первый круг положи некоторые треугольники . Во второй круг положи некоторые красные фигуры.
Что ты, положишь в общую часть кругов? (при ответе пользуйся словами « все», «некоторые»).
- В первый круг положи все не красные фигуры.
Во второй круг положи все треугольники.
Скажи: что лежит в общей части кругов?
Используй при ответе слова « все» или «некоторые».
- Дана картинка с набором (красные квадраты, зеленые треугольники, красные треугольники).
Посмотри на картинку и скажи, какие предложения верные:
1).Все квадраты –красные.
2).Все треугольники – зеленые.
3).Некоторые треугольники – зеленые.
4).Все красные фигуры – квадраты.
5).Некоторые красные фигуры- квадраты.
6)Все квадраты - не зеленые.
7).Все фигуры красные и зеленые.
8).Все фигуры- многоугольники.
3.Подпиши рядом с каждым предложением буквы, указывающие рисунки, подходящие к этим предложениям.
- 6
13 15
- 5
6 8
- 8
14 17
А. Б. В.
- 8
11 17
- 14
16 18
- 7
17 9
Г. Д. Е.
- Все числа- нечетные (----).
- Все двузначные числа –нечетные (----).
- Все двузначные числа – четные (-----).
- Некоторые однозначные числа – нечетные (----).
- Имеются двузначные нечетные числа.(-----)
- Не имеется нечетных двузначных чисел (----).
4.Какие из следующих предложений правильные?
Исправь неверные предложения.
- Все четырехугольники- квадраты.
- Некоторые фигуры – многоугольники.
- Некоторые четные числа состоят из 4 цифр.
Простые умозаключения.
Упражнения на простейшие умозаключения с опорой на словесное описание.
- Посылки простой логической структуры выражают отношения порядка между данными объектами. Вывод основан на отношениях порядка.
- Число 26- четное.
Можно ли сказать, что все двузначные числа четные?
- Туристы ехали в седьмом вагоне поезда .
Этот вагон был средним в поезде.
Сколько всего вагонов было в поезде?
- Посылки, – составленные предложения, содержащие логические связки. Вывод основан на свойствах логических связок.
2.1. Год состоит из 365 или 366 дней.
1988 год не состоит из 365 дней.
Сколько дней в году?
2.2.Лена живет на четвертом или пятом этаже.
Лена не живет на пятом этаже.
На каком этаже живет Лена?
3.В предпосылках содержится (или подразумевается) логический квантор общности (все, всякий, каждый, и т д ) Вывод основан на смысле этого квантора.
3.1. Всякий четырехугольник, у которого все углы прямые, есть прямоугольник. Квадрат – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
3.2.Високосный год состоит из 365 дней.
1988 год – високосный.
Сколько дней в году?
3.3.Все ученики, которые учатся во вторую смену, в школу приходят в 2 часа.
Слава учится во вторую смену.
Когда Слава приходит в школу?
3.4.Високосный год состоит из 366 дней.
1991год – не состоит из 366 дней.
Какой вывод можно сделать?
3.5.Сумма смежных углов равна 180 градусам.
Сумма 1 и 2 углов не равна 180 градусам.
Следовательно , 1 и 2 углы ----------.
3.6.Если число делится на 4, то оно делится на 2 .
число 120 делится на 4.
Следовательно, ----------.
3.7.Если числитель дроби меньше знаменателя, то эта дробь правильная.
У дроби 3/8 числитель меньше знаменателя.
Следовательно. --------.
3.8.Если треугольник равнобедренный, то две его стороны равны.
Треугольник АВС – равнобедренный.
Следовательно, -------.
Упражнения на развитие логического мышления в 1-6 классах.
- Оперирование признаками предметов.
Элементами логических действий классификации. Определения в некоторой степени умозаключения является операция выделения признаков предметов (объектов) и оперирование ими . Поэтому начинаю обучение логическим действиям классификации и определения с формирования соответствующих элементарных умений.
Выделение признаков предметов.
1. Что можно сказать о цвете. Форме, вкусе арбуза?
2.Сколько букв имеют слова: метр, круг. Прямоугольник? Сколько в них слогов? Сколько слогов имеют слова литр. Метр. Час?
- Из каких цифр состоит число 27? С какой цифры начинаются числа: 14,18, 25, 46, 37?
- Какую форму имеет эта фигура?
4.Почему это фигура? Назови какие - ни будь признаки этой фигуры?
5.Назови признаки времен года: лета, зимы, осени.
6. Укажи признаки: чисел 2, 24, 241.
7.Назови признаки треугольника, квадрата, пятиугольника.
Сравнение двух или нескольких предметов.
1.Чем похожи эти слова: число, буква, цифра?
2.Чем похожи числа:
7,71; 77,17; 31,38,345; 24 54, 624?
3.Чем отличается треугольник от четырехугольника?
4.Найди общие признаки у следующих чисел:
1). 5 и 15;
2)12 и 21;
3)20 и 10;
4)333 и 444.
5.прочитайте числа каждой пары. Чем похожи они и чем отличаются?
5 и 50 201 и 20100 17 и 17000 80 и 80000
6.Даны числа: 14, 16, 20, 24. Чем похожи ? Чем отличаются?
Узнавание предметов по данным признакам.
- Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:
-пушистый, ходит, мяукает;
-гладкое, стеклянное, в него смотрят, оно отражает;
-имеет 4 стороны и 4 угла.
2.Кто или что может быть:
-высоким или низким;
-холодным или горячим;
-узким или широким;
-прямоугольным или не прямоугольным?
3.Догадайтесь по содержанию стихотворения, какое слово пропущено, и вставьте его.
---------в комнате угла,
---------ножки у стола,
И по ------ножки
У мышки и у кошки.
4.Вставь пропущенные числа:
- 5,15,----, 35, 45, ---.
- 34, 44, 54, ----, 84.
- 15+ 5 х 2 = 25;
15 +5 х 4 =35;
15 + 5 х -- = ---;
15 + 5 х ---= ---.
Классификация.
Термин « классификация»2 употребляется в нескольких значениях, из которых можно выделить следующие.
1.Действие, состоящее в разделении совокупности на классы путем выделения в этих объектах тех или иных признаков. В этом значении классификация является классифицирующим действие.
Например, группировка геометрических фигур по цвету, по форме, величине, и т. п.
2.Действие, состоящее в распределении объектов некоторого множества на уже готовые классы. В этом случае действие классификации оказывается очень близким к действию распознавания и сводится к определению принадлежности объектов к тому или иному классу.
Например, отнесение имени существительного к тому или иному роду- мужскому, среднему, женскому.
3.Результат классифицирующего действия, т.е. законченная классификация.
Например, классификация треугольников по углам: острый, прямой, тупой.
Словесная характеристика классов в готовой классификации.
1.Даны 2 круга внешний и внутренний. Во внутреннем круге лежат синие треугольники (большой и маленький).В кольце помещаются красные треугольники, также различающиеся по величине (большие и маленькие).
Задание- выбрать правильную надпись к картинке:
-треугольники разделены на большие и маленькие;
-треугольники разделены на красные и синие.
- Даны 3 круга: внутри большого круга расположены два круга меньшего диаметра.
Задание - выбрать подпись соответствующую данной картинке:
- геометрические фигуры разделены на треугольники, квадраты и круги;
- геометрические фигуры разделены на красные ,синие, зеленые.
3.Дан список слов: ваза, ухо, кот, гриб, ель, перо, стол.
Выбери подписи к рисунку:
- слова разделены по числу букв;
- слова разделены по числу слогов;
- слова разделены по родам.
Кот
Стол
Ель гриб
Ваза
Ухо
перо
4.Дана следующая таблица и набор геометрических фигур четырех цветов и четырех форм:
красные, синие, зеленые, желтые;
круги, треугольники, квадраты, ромбы.
Задание:
- Покажи, в каком ряду расположены:
-красные фигуры;
-зеленые фигуры;
-синие фигуры.
2).Покажи, в каком столбике расположены:
-квадраты, треугольники, круги;
3)Заполни пустой ряд;
4)Заполни пустой столбец;
5)В четвертом ряду лежат ----.
6)В четвертом столбце лежат----фигуры.
1ряд | |||
2ряд | |||
3ряд | |||
4ряд | ? | ? | ? |
Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию. Отнесение объекта к классу.
1.Прочитай слова:
один, треугольник. Квадрат, пять, десять, круг, четыре.
Подчеркни названия фигур, названия чисел.
2.Назови учащихся класса, чьи фамилии начинаются с букв А, К, М
Назови ребят, чьи имена начинаются с букв О, А, И.
3.Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6 7, 8, 9, 10 раздели на группы:
Четные числа------
Нечетные числа--------
К какой группе ты отнесешь число 12, 21, 33, 167
4.Ученикам дается набор карточек, на которых нарисованы: два круга; три треугольника; один квадрат; три круга; треугольник; два треугольника; два квадрата.
Дети получают задание разложить карточки на группы:
- по форме4-по количеству предметов.
5.Назови каждую группу одним словом.
- Вера, Надежда, Ольга, Анна;
- а, г, д, н;
- 2,4,6,8;
- январь, февраль, март, апрель;
- понедельник, вторник, среда.
Проверка результатов произведений классификации (соответствия правилам классификации).
1.Имее набор геометрических фигур, состоящий из четырех треугольников и трех квадратов. Эти фигуры надо разбить на группы по форме.
а)Даны два круга, в которых указанные геометрические фигуры расположены следующим образом.
Ученикам задаются вопросы:
Правильно ли фигуры разбиты на группы? Как исправить ошибку?
Выбери правильный ответ:
-переложи треугольники из первого круга во второй;
-переложи квадраты из второго круга в первый;
- переложи треугольник из второго круга в первый.
б) Дается следующая предметная модель:
Правильно ли разбиты фигуры на группы? Как исправить ошибку?
Выбери правильный ответ:
Переложи квадрат из первого круга во второй.
Переложи треугольник из второго круга в первый.
Переложи квадрат из первого круга во второй и переложи треугольник из второго круга в первый.
В) Даны два круга с геометрическими фигурами и один треугольник, лежащий вне кругов.
Правильно ли разбиты фигуры на группы? Как исправить ошибку?
Выбери правильный ответ:
Переложи один треугольник из первого круга во второй.
Переложи один квадрат из второго круга в первый.
Переложи в первый круг оставшийся треугольник.
Положи во второй круг оставшийся треугольник.
2.Прочитай числа: 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15.
Эти числа надо разбить на однозначные и двузначные. Отметь крестиком (+), на какой строчке числа разделены на группы правильно.
Первая строчка 5,6,7,8,9. 10,11,12,13,14,15.
Вторая строчка 5,6,7,8,9,10 11,12,13,14,15.
Третья строчка 5,6,7,8. 9,10,11,12,13,14.
Четвертая строчка 5,6,7,8. 10,11,12,13,14,15.
Объясни, почему в других строчках числа разбиты неправильно.
- Дана заполненная таблица.
Скажи, какие фигуры лежат не на месте.
Положи их правильно.
Объясни, почему ты так сделал.
Формирование умения выбирать основание для классификации
1.Даны три пары кругов, в которых фигуры сгруппированы:
-по величине;
-по форме;
-по цвету.
Задание – выбрать правильную подпись к каждому рисунку:
- Фигуры разбиты по цвету.
- Фигуры разбиты по форме.
- Фигуры разбиты по величине.
2.Прочитай числа
1.2,3,4,5,6.
10,11,12,13,14.
213,214,215,216.
Вместо точек вставь нужное слово: числа сгруппированы по -----.
3.Числа 1,2,3.4.5,6,7,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20
Раздели на группы двумя способами.
4.Скажи, чем похожи данные слова: дети, кружка, галка, часы, вьюга, лиса?
Логические связки «и», «или», «не».
Упражнения с использованием логических связок «и», «или» проводятся одновременно для того, чтобы имелась возможность уяснения их смысла путем противопоставления обозначаемых ими конкретных ситуаций.
1.Даны пересекающиеся круги .
В первом круге лежат красные квадраты. Во втором круге лежат маленькие фигуры. В общей части кругов лежат красные маленькие квадраты.
Выбери подпись к картинке:
- В общей части кругов лежит красные маленький квадрат.
- В общей части кругов лежат все красные и маленькие квадраты.
…
2.Дан числовой ряд 12,341,104,82,40,31,241,120,13,605,162,4,45,430,18,60,11
- Выпиши все числа, в которых две цифры и одна из них «о».
- Выпиши все числа, в которых три цифры и одна из них 2.
- Выпиши все числа, в которых две цифры и первая цифра 1.
3.Даны числа: 127, 17, 107, 117, 1977.
Скажи: чем похожи числа?
При ответе используй слова «и», «или».
4.Дана прямоугольная матрица с геометрическими фигурами .
Задание:
Скажи, где находится синий треугольник?
Скажи, где находится зеленый круг?
Скажи, где находится синий квадрат?
1столбик | 2столбик | 3столбик | |
1ряд | |||
2ряд | |||
3ряд |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование групповых и дифференцированных технологий на уроках математике в коррекционной школе VIII вида
Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на групп...
Методические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Выступление на ШМО учителей математики...
Современные подходы к организации урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.Развитие внимания, воображения, наблюдательности.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных логических связей.Р...
Современные психолого-педагогические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесс...
Педагогические образовательные технологии, используемые на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерс...
Требование к уроку в специальной коррекционной школе VIII вида
Методические рекомендации учителю, работающему в в специальной коррекционной школе VIII вида...